СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
статья на тему

Чиркова Татьяна Юрьевна

     Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми.

     В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учитель испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении.

     Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив.

     Основными способами воздействия отдельного человека на коллектив и его социально-психологический климат являются убеждение, внушение, личный пример.

      Убеждение направлено на изменение мнений, оценок людей, утверждение норм и правил поведения в соответствии с теми представлениями, которые имеет отдельный конкретный человек — убеждающая личность.

       При этом убеждающий, используя силу фактов, логику и аргументацию, воздействует не только на разум, но и на чувства своих собеседников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno.doc.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация:

     Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми.

     В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учитель испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении.

     Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив.

     Основными способами воздействия отдельного человека на коллектив и его социально-психологический климат являются убеждение, внушение, личный пример.

      Убеждение направлено на изменение мнений, оценок людей, утверждение норм и правил поведения в соответствии с теми представлениями, которые имеет отдельный конкретный человек — убеждающая личность.

       При этом убеждающий, используя силу фактов, логику и аргументацию, воздействует не только на разум, но и на чувства своих собеседников.

Важность хорошего микроклимата в коллективе.

        Индивидуальное настроение может быть видоизменено общественным. В коллективах с хорошим микроклиматом коллега с удрученным настроением не будет предоставлен самому себе.

     

      К слову, надо быть предельно внимательным к своим коллегам:

— бойтесь неосторожных слов;

— не прячьте улыбку;

— не стесняйтесь поздравить коллегу (если есть с чем) и выразить ему добрые пожелания;

— комплимент, предназначенный конкретному человеку, нельзя делать в присутствии других;

— грусть, подавленность могут быть нейтрализованы сопереживанием.

Настроение поднимает:

— четко скоординированная и спланированная работа коллектива;

— система справедливых оценок руководства, исключающая придирки, резкий тон:

— отношения взаимопомощи и поддержки друг друга.

         Важные составляющие хорошего настроения: здоровье, правильный образ жизни, хороший отдых. Также, важно уделять время своим увлечениям, путешествиям, музыке. Хорошая музыка сегодня в широком доступе, например, здесь. Регулирует и стимулирует общение в педагогическом коллективе общественное мнение.

         Несмотря на семантическую близость понятий общего и общественного мнения, они должны быть различимы. Общее, или совпадающее, мнение — это оценочное суждение о ком или о чем-либо, оно формируется стихийно и является результатом непосредственных контактов, текущих ситуативных условий деятельности людей и образуется в ходе обмена информацией, самого процесса общения. Оно может сложиться в ходе заседания педсовета, у учителей, работающих в одной параллели, и т. д.

        Общественное мнение — социально значимое, типичное, повторяющееся оценочное суждение относительно каких-то важных и принципиальных для общества, а соответственно, и для школьного коллектива событий, явлений, форм деятельности.

        Общественное мнение складывается осознанно в результате совместных дискуссий, обмена информацией, аргументами, фактами; оно представляет собой совместно выработанные, типичные не только для какой-то группы педагогов, но и других групп суждения, оценки.

         Общественным мнением педагогического коллектива обычно являются определенные социально значимые оценочные суждения, касающиеся не только своего коллектива, но и многих других, в том числе учащихся, родителей, а также различных проблем преподавания, воспитательного процесса, проведения или отмены экзаменов.

           Общественное мнение имеет различные оттенки оценочных суждений. Поэтому оно лишь в главном, существенном, принципиальном выступает как общее суждение, оценка.

           Во всем остальном могут быть разные вариации, плюрализм подходов, точек зрения, особенно относительно преломления этих суждений, оценок в конкретных условиях коллектива.

Роль межличностных отношений в образовательном процессе (выступление на педсовете)

ЦЕЛЬ: повышение уровня психолого-педагогической компетенции педагогов школы в решении коммуникативных вопросов, возникающих в ходе образовательного процесса.

       Труд учителя в работах современных психологов рассматривается в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных пространств:

личность учителя;

педагогическая деятельность;

педагогическое общение.

        Все эти пространства объединены единой глобальной задачей – развитие личности учащихся.

      Педагогическое общение как составная часть труда учителя является главным инструментом этого труда.

      В профессиональном общении учителя можно выделить два тесно взаимосвязанных друг с другом звена: общие и индивидуальные принципы общения.

       Культура общения учителя является показателем того, как, каким образом, с помощью каких наиболее отвечающих решению конкретных педагогических задач и способов взаимоотношений учителю удается реализовать общие социально значимые принципы обучения и воспитания. Чем выше диапазон применяемых приемов и средств общения, тем более высок уровень культуры учителя.

      Человеческие отношения образуют основу социально-психологического климата коллектива. Оно является тем социальным клеем, который сплачивает учителей и служит противоядием от раздоров и конфликтов.

      Как отмечал А.С. Макаренко, «пережитый вместе опыт, нужда и напряжение, радость и улыбка – все это роднит людей, так же как и работа. Если такие люди иногда и поссорятся, то и в соре остается уважение друг к другу. Помирить их очень просто».

       Работая в школе, необходимо научиться общаться со школьниками, грамотно взаимодействовать с коллегами по работе, администрацией, вести конструктивные разговоры с родителями учащихся, от этого зависит, как отмечают психологи, настроение учителя на работе.

        Взаимоотношения в педагогическом коллективе сильно отражаются на качестве учебно-воспитательного процесса.

        В подавляющем большинстве случаев переход педагога из одной школы в другую объясняют тем, что не складываются отношения на работе (с директором, завучем, коллегами по работе, учащимися и их родителями).

     Общение – это одно из основных понятий психологии.

     Общение – взаимодействие людей, процесс образования и функционирования их взаимоотношений.

      В общении осуществляется обмен деятельностью и ее результатами, формируется настроение и взгляды, выявляется уровень взаимопонимания, вырабатываются привычки и традиции.

       Истинная культура общения означает взгляд на партнера не как на объект своего влияния, а как на равноправного участника обмена информацией. В будничной ситуации важно уметь выслушать, постараться понять точку зрения собеседника, посочувствовать в горе или разделить радость, убедительно возразить или достойно согласиться, страстно отстаивать свою позицию, но не во имя собственного престижа или победы над кем-то, а щадя самолюбие других – вот это, пожалуй, та культура общения, общение без агрессии, которая не зависит ни от обстоятельств и состава обучающихся, ни от особенностей их темперамента.

        Педагогическое общение имеет свою специфику: определенную структуру, стили и функции.

        Это система органичного социально-психологического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, содержанием которого является обмен информацией, оказанием воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

       Таким образом, педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с коллегами и родителями, в искусственном воздействии на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психологическим состоянием.

       Ведущей составляющей педагогического общения является позиционное взаимодействие.

       Общаясь с учениками, их родителями, коллегами по работе, а так же в зависимости от условий складывающейся ситуации учитель занимает определенную коммуникационную позицию: позицию «над», «наравне» и «под».

         Позиция «над» подразумевает, что учитель проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации, реализует свои цели. Партнер по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общения. Этот тип коммуникации характерен для взаимодействия «учитель-ученик».

          Позиция «наравне». Это когда оба партнера проявляют инициативу и активность, стараются учитывать интересы и цели друг друга, вступают в отношения взаимозависимости. Наиболее часто это характерно для взаимодействия «учитель-учитель».

       Позиция «под», когда учитель занимает подчиненное положение относительно партнера по общению, характерно в его коммуникативных контактах с руководителем и администрацией.

      В реальной жизни часто имеют место нарушения позиций и правил общения, поэтому для успешного выполнения своей деятельности нужно уметь занимать правильную коммуникационную позицию в зависимости от того, с кем и когда происходит общение.

Выделяют следующие функции педагогического общения:

1. Информационную функцию – взаимодействие учителя и других участников образовательного процесса состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией. Информация при этом может передаваться не только с помощью различных источников. Но и с помощью мимики, интонации, жестов, манер слушать.

2. Социально-перцептивная функция, когда прежде всего идет восприятие учителем другого участника образовательного процесса и проявляется особенная чувствительность к нему: сочувствие, сопереживание, понимание проблем.

3. Самопрезентативная функция. В актах общения при этом осуществляется презентация учителя, его внутреннего мира, его самовыражения. Сластенин В.А. пишет: «Не измученный, усталый и опустошенный, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властелином дум и чувств нового поколения».

4. Интерактивная функция. При общении происходит обмен идеями, образами и действиями.

5. Аффективная функция. Общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Необходима нейтрализация аффекта (душевного волнения, страсти), его коррекция.

     Необходимо при этом отметить, что у каждого человека есть две жизненные заботы:

 достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные);

 сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие).

    Соотношения этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.

     В течение рабочего дня учитель и воспитатель включаются в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений и так далее. Ситуация может перейти в конфликт. Конфликт (от латинского слова Conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.

          В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: « Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы.

         Умение избежать конфликтов – одна из составных частей педагогической мудрости учителя.

         Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива.»

      Особенностями педагогических конфликтов являются:

- Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, так как школа, в которой учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

-Участники конфликтов имеют различный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте.

- разница в возрасте и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении

- различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по разному), поэтому учителю и воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику – справиться со своими эмоциями.

       Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники – ученики, педагоги, администрация, родители.

 Разрешение конфликтной ситуации во многом зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.

       Важнейшим условием развития личности школьника является психологический комфорт на уроке, который во многом зависит от психологического здоровья педагога.

      Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Психофизическая усталость – первотолчок в развитии патологии души и тела, психосоматических заболеваний; она постепенно переходит в психологическую и телесную депрессию.

     Успешная профессиональная деятельность педагогов предъявляет требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию. Однако довольно большой процент педагогов отличается состоянием эмоциональной напряженности, которое проявляется в понижении работоспособности. Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, воображения). В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критических моментов и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности является профессионально значимым качеством личности педагога.

      Эмоциональное сгорание – состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Это эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

     Эмоциональное сгорание возникает только в профессиональной деятельности, и тем отличается от стресса.

      Профессия педагога включает в себя факторы, влияющие на эмоциональное сгорание. Она предполагает интенсивное общение с людьми в непредсказуемых ситуациях, работа имеет творческий характер: необходимо создавать практически на каждом уроке каждый день нечто новое, соответствующее индивидуальности учителя и отвечающее задачам его общения с другими.

     Эмоциональное сгорание может проявиться как в результате длительной эмоциональной, так и в результате кратковременной запредельной эмоциональной нагрузки.

     Существует несколько уровней проявления эмоционального сгорания. Приведем их в порядке усиления:

1. Физиологический (начальный уровень) – проявляется в виде головных болей, болей в пояснице, шейном отделе позвоночника, плечах, горле, животе, общем недомогании, нарушении сна и т.д., возникающих без причин. Если не принять меры, возникает следующий уровень эмоционального сгорания.

2. Эмоциональный – выражается в состоянии напряженности, тревоги, беспокойства, взволнованности, агрессии, эмоциональной истощенности, раздражительности.

3. Поведенческий – проявляется в виде бурных неадекватных реакций, опоздания на работу, стремления уйти пораньше, частых перерывов в работе, стереотипности восприятия учеников, усиление тяги ко вредным привычкам.

4. Смысловой – утрата смысла профессиональной деятельности, негативное отношение к себе как к специалисту.

Низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов страдает болезнями стресса – многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями. Это, в свою очередь, является основной причиной прогрессирующей невротизации школьников, которые значительную часть своей жизни проживают в невротизирующей среде, создаваемых, кроме прочих причин, и учителями.

Результаты различных исследований показывают наличие следующих состояний:

• Психоэмоциональное истощение – ближе к низкому, что свидетельствует о том, что работник почти не испытывает усталости, может работать продуктивно, полон оптимизма, активен в контактах.

• Личностное отдаление – средний уровень – профессионал нацелен на взаимодействие с окружающими, имеет обширные контакты с коллегами и учениками, чутко реагирует на оценки с их стороны. Имеет ощущение самодостаточности.

• Профессиональная мотивация – средний уровень, ближе к высокому, что говорит о включенности специалиста в работу, заинтересованности в результатах труда, стремлении к совершенствованию своего профессионального мастерства.

Фоном жизненного настроения многих учителей, к сожалению, является сегодня уныние и разочарование. А ведь настроение обладает огромной побудительной силой. Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощутить радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.

Педагогическая деятельность насыщена различными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова и др.) относят:

• Ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований учителя и т.п.);

• Ситуации возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой и т.п.);

• Ситуации взаимодействия учителей с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т.д.).

Неблагоприятное воздействие напряженных факторов вызывают у педагогов стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменение в характере деятельности).

Поведение учителей нередко характеризуется повышенной напряженностью. Следствием её являются грубость, несдержанность в отношениях с учащимися, неблагоприятный психологический климат на уроке.

Как выражать неудовольствие поступками детей?

• Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.

• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит – есть причина.

• Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело – иначе это перерастет в непринятие ребенка.

• Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

• Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

• Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

• Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Прежде чем ругать за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

• Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

• При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

         Межличностные отношения являются системообразующим фактором целостности педагогического коллектива. Важнейшими характеристиками межличностных отношений являются эмоциональная стабильность, лояльность, перцептивность, эмпатийность, флексибильность, которые обеспечивают положительный морально-психологический климат в коллективе. В содержание культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе входят: ценность самих межличностных отношений, генерация нравственного сознания, установка на педагогическое призвание, удовлетворение творческих и духовных  запросов личности, сочетание коллективных и личных целей.

      Спецификой межличностных отношений в педагогическом коллективе является высокий уровень толерантности по отношению к коллегам и ученикам, от которого зависит эмоциональная сплоченность педагогического коллектива, степень доверия коллег друг к другу, эмоциональная стабильность, корректность в общении и конструктивное поведение в ситуациях конфликтов.

      Критериями развития культуры межличностных отношений педагогов являются знания о развитии личности, нравственные нормы и правила общения; наличие активной положительной мотивации на сотрудничество и диалог; осознанное осмысление процесса формирования культуры межличностных отношений, понимание перспектив владения ею; эмпатийные и рефлексивные умения (глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, построение отношений по принципам взаимного доверия и альтруизма); готовность применять усвоенные знания, навыки, умения в отношениях и поведении педагогов.

       Процесс формирования культуры межличностных отношений будет успешным при соблюдении следующих условий: если будет сформирована мотивационно-ценностная установка в коллективе педагогов на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог; если проявление межличностных отношений, таких как: дружеские чувства, доверие, толерантность, уважение по отношению к коллегам, высокая требовательность к себе и другим является ценностным в данном коллективе; если при реализации целенаправленной, систематической, специально организованной деятельности по формированию культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы будут учитываться возрастные, индивидуальные и групповые особенности, а также специфика профессиональной деятельности коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"

Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОАТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА (методика Р. С. Немова)

Методика помогает определить эталонность общности в восприятии ее членов....

КАРТА СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

Цель: выявление психологического климата классного коллектива.Возраст: уч-ся 5-11 классов....

"Формирование благоприятного социально-психологического кламота в классном коллективе".

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать....

формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

в статье рассказывается о важности благоприятного климата в школьном коллективе. приводятся примеры игр по сплочению коллектива...

социально- психологический климат во время уроков в начальной школе

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...