Особенности психического, личностного развития школьников в возрасте 10-11 лет
консультация (4 класс) по теме

Балобанова Евгения Алексеевна
Особенности психического,  личностного  развития   школьников   в
возрасте 10-11 лет
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_psihicheskogo.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психического, личностного развития школьников в возрасте 10-11 лет

Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего

школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период,

он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями

как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Что же  характеризует особенности интеллектуального и личностного

развития школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста?

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. На основе развития нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., как заметил Д.Б.Эльконин, "память становится мыслящей, а восприятие  думающим". Многочисленные исследования показывают, что развитие  мышления в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии - понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к самому себе. В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования.

Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая.

Наиболее серьезные требования предъявляются к умственному и речевому развитию учащихся: навыки логических операций с понятиями, систематизация учебных знаний, перенос интеллектуальных навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и содержательность устной речи. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: произвольность психических процессов, способность к саморегуляции.

Учебная деятельность дополняется другими видами деятельности, и

все вместе теперь они влияют на психическое развитие учащихся, учебная деятельность при этом остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности. С начала обучения в средней школе расширяется само понятие "учение", так как  теперь оно может выходить за пределы класса, школы, может отчасти осуществляться самостоятельно, целенаправленно.

Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, успешное обучение в среднем звене требует более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентация на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения "для себя". Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребенка, его учебная деятельность

обеспечивает его успешное психическое развитие.

К сожалению, социальная ситуация в современной школе такова, что

в складывающейся иерархии ценностей учение не всегда занимает достойное место, познавательная активность школьников развита слабо, и только отметка выступает как главный стимул и основной конечный результат учебы.

Рубеж 3-4-х классов, по свидетельству многих психологов и педагогов характеризуется некоторым снижением интереса к учебе в школе и самому процессу обучения. Это выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе. Такие негативные  проявления свойственны многим ученикам, но у тех из них, чье развитие  уже было проблемным, имеется вероятность сохранения и закрепления негативных тенденций в устойчивых формах поведения.

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.

К 3-4-му классу общение со сверстниками  начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и  отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка.

Существенно меняется также характер самооценки  школьников  этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка

определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

  Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то...

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Особенности психичекого развития детей младшего школьного возраста...

«Личностное развитие школьников в процессе реализации групповых форм работы»

Занимательная командная   игра по русскому языку, направленная на личностное развитие в процессе реализации групповой формы работы.Цели:способствовать личностному развитию школьников в проце...

Сообщение на тему: «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии школьников»

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.  Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей ...

Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника». Обобщение опыта «Организация работы с родителями»

Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи....

Статья "Личностное развитие школьников"

Приобщать каждого обучающегося к ценностям:культурным, нравственным, патриотическим и др., развивать способности определять свою жизненную позицию  на будущее....

«Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"

laquo;Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"...