Семинар-практикум "Синдром пофессионального выгорания и его прфилактика"
материал на тему

Сидорук Наталья Евгеньевна

Синдром профессионального выгорания осуществляется на разных этапах профессиональной деятельсности педагога. Своевременная диагностика и профилактика может снизить негативные последствия. Данная работа направлена на формирование навыков саморегуляции, управление собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №82 города Краснодара

Семинар-тренинг

"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

Подготовила:

Сидорук Н.Е.

Педагог-психолог

  МБОУ гимназии №82

Город Краснодар

2016 г.

Цель: сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде и снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

Задачи:

Образовательная:

  • Познакомить преподавателей с теоретическими знаниями в области профессионального “выгорания”
  • Проанализировать проявления признаков “выгорания”, выявить источники неудовлетворения профессиональной деятельностью
  • Определить симптомы и причины эмоционального сгорания преподавателя и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения
  • Предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния преподавателей

Развивающая:

  • Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса
  • Создать условия способствующие профилактике синдрома профессионального “выгорания”
  • Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом профессионального “выгорания”

Воспитательная:

  • Создать в рабочей группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу
  • Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к сопереживанию
  • Повышение уровня компетентности преподавателей по вопросу “профессионального выгорания”.

Форма проведения: семинар-тренинг

Методы проведения: игровой, исследовательский, творческий

Время проведения: 120 мин.

Место проведения: актовый зал

Участники: педагогический коллектив

Оформление и оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, музыка “Звуки природы”, энергичная музыка без слов, бланки "Психологическая диета", бланки опросника “Профессиональное выгорание преподавателей”, бланки для обработки полученных результатов, презентация “Синдром профессионального выгорания”, упражнения для снятия стресса, усталости и напряжения, цветные карандаши, список покупок для упражнения “За стеклом”, портрет Александра Валевского, чистые листочки А4 для пожеланий. 

Подготовительная работа: 

  • подбор материала;
  • разработка плана;
  • создание презентации;
  • подбор тренинговых упражнений.

(Слайд 1)

I. Организационный момент: подготовка участников – создание доброжелательной эмоциональной атмосферы.

1. Вступительное слово педагога-психолога

(Слайд 2)

Цель: сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде и снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

(Слайд 3)

Задачи: 

  • Познакомить преподавателей с теоретическими знаниями в области профессионального “выгорания”
  • Проанализировать проявления признаков “выгорания”, выявить источники неудовлетворения профессиональной деятельностью
  • Определить симптомы и причины эмоционального сгорания преподавателя и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения
  • Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса
  • Создать условия способствующие профилактике синдрома профессионального “выгорания”
  • Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом профессионального “выгорания”
  • Предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния преподавателей
  • Создать в рабочей группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу
  • Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к сопереживанию
  • Повышение уровня компетентности преподавателей по вопросу “профессионального выгорания”.

(Слайд 4)

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности преподавателя, т.к.  данная профессия обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств преподавателя.

(Слайд5)

Работа будет построена следующим образом: 

  • теоретическая часть,
  • диагностическая часть,
  • профилактическая часть.

II. Теоретическая часть

(Слайд 6)

1. Теоретические знания в области профессионального “выгорания”

По наблюдениям и исследованиям учёных состояние эмоционального истощения чаще встречается у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности:

- педагогов,

- врачей,

- работников социальных служб,

- психологов,

- менеджеров.

Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса, который в русскоязычной психологической литературе переводится как “выгорание” или “сгорание”. В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.

Педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию “выгорания”. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

(Слайд 7)

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у преподавателя:

Первая (начальная) стадия

Вторая стадия

Третья стадия

Наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций:

- забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли студенту планируемый вопрос, что студент ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.), в связи с чем ощущается нервно-психическое напряжение;

Наблюдается приглушение эмоций

Исчезают положительные эмоции

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями):

- не хочется никого видеть;

- в четверг ощущение, что уже пятница;

- неделя длится нескончаемо;

- нарастание апатии к концу недели;

- появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; “мертвый сон без сновидений”, увеличение числа простудных заболеваний);

- повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать)

Наблюдается полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как “выгорающий” преподаватель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

(Слайд 8)

Факторы, вызывающие профессиональное выгорание:

- большое количество социальных контактов за рабочий день,

- предельно высокая ответственность, 

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

– строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;

- необходимость быть все время в “форме”,

- семейное положение (лица, не состоящие в браке, разведённые),

- склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям,

- личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения,

- “трудоголизм” (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения) 

- многочасовая работа, повышенная нагрузка, сверхурочная работа,

- внутриличностный конфликт и острый психологический стресс и др.

III. Диагностическая часть

(Слайд 9)

1.  Опросник “Профессиональное (эмоциональное) выгорание преподавателей” (Адаптировала Водопьянова Е.Н., методика К.Маслач, С. Джексон) Приложение 1

(Слайд 10)

2. Обработка полученных результатов Приложение 2

(Слайд 11)

Ключ к тесту "Профессиональное (эмоциональное) выгорание преподавателей" Приложение 3

(Слайд 12)

3. Своевременная профилактика выгорания включает в себя два направления работы

Организация деятельности

- обеспечение возможности профессионального роста;

- повышение мотивации;

- чёткое распределение обязанностей;

- разработка продуманных должностных инструкций;

- контроль собственного времени: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организация, составление списков и расстановка приоритетов;

- организация рабочего места (оснащённость, освещенность, температура, удобная мебель);

- спокойный, полноценный перерыв для приёма пищи, отдыха.

Улучшение психологического климата в коллективе

- расширение духовной сферы (спокойная музыка в перемену)

- походы в театр, музеи, пребывание на природе,

- выпуск поздравительных открыток для именинников,

- организация и проведение командообразующих тренингов:

развитие креативности у преподавателей, дабы избежать ригидности мышления

развитие умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения

обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости

(Слайд 13)

IV. Профилактическая часть

Упражнения для снятия стресса, усталости и напряжения Приложение 4

(Музыка “Времена года”)

1. "Воздушный шарик" Цель: снятие напряжения, расслабление мышц с помощью дыхания.

(Слайд 14)

2. “Муха” Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

(Слайд 15)

3.“Растяжка” Цель: растяжку шейных мышц

(Слайд 16)

4. “Стирка” Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

(Слайд 17)

5. “Улыбнись” Цель: Улучшение настроения участников и атмосферы в группе.

(Слайд 18)

6. “Карандаш” Цель: Развитие координации движения, мышления.

(Слайд 19)

(Ритмичная Музыка)

7. “Повтори движения” Цель: развитие способности к взаимодействию, умение чувствовать партнёра

(Слайд 20)

8. “За стеклом” Цель: Развитие умения слышать и слушать собеседника

(Слайд 21)

9. “Психологический портрет личности” Цель: способствовать развитию умения создавать портрет личности для благоприятного общения

(Слайд 22)

10. “Пожелания” Цель: Прощальный ритуал

V. Заключительная часть

(Слайд 23)

Психологическая диета

Приложение 5

Список используемой литературы

1. Водопьянова Н. Е. Синдром “выгорания” в профессиях системы “человек—человек” // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2001.

2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с: ил. — Серия “Практическая психология”.

Приложение 1

Опросник

«Профессиональное (эмоциональное) выгорание преподавателей»

(Адаптировала Водопьянова Е.Н., методика К.Маслач, С. Джексон)

Возраст________  Пол________  Стаж работы_________ Дата _______

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в графе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «всегда». Для этого обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

№ п/п

Наименование вопроса

Ответы

1.

Я чувствую себя эмоционально опустошённым (ой)

0  1  2  3  4  5  6

2.

К концу рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон

0  1  2  3  4  5  6

3.

Я чувствую себя усталым (ой), когда встаю утром

0  1  2  3  4  5  6

4.

Я хорошо понимаю каждого моего студента и нахожу к каждому подход

0  1  2  3  4  5  6

5.

Я общаюсь с моими студентами чисто формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума

0  1  2  3  4  5  6

6.

Во время и после занятий я чувствую себя в приподнятом настроении и эмоционально воодушевлённо

0  1  2  3  4  5  6

7.

Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях со студентами

0  1  2  3  4  5  6

8.

Я чувствую угнетённость и апатию

0  1  2  3  4  5  6

9.

Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих студентов и коллег

0  1  2  3  4  5  6

10.

В последнее время я стал (а) более отстранённым (ной)  и жёстким (ой) по отношению к тем, с кем работаю

0  1  2  3  4  5  6

11.

Как правило, студенты, их родители и администрация техникума (нужное подчеркните) слишком много требуют от меня

0  1  2  3  4  5  6

12.

У меня много профессиональных планов на будущее, и я верю в их осуществление

0  1  2  3  4  5  6

13.

Я испытываю эмоциональный спад на работе

0  1  2  3  4  5  6

14.

Я чувствую равнодушие  и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше

0  1  2  3  4  5  6

15.

Я не могу быть участливой ко всем студентам, особенно

недисциплинированным и не желающим учиться

0  1  2  3  4  5  6

16.

Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы

0  1  2  3  4  5  6

17.

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества  при общении со студентами и коллегами

0  1  2  3  4  5  6

18.

Я легко общаюсь со студентами и их родителями независимо от их социального положения и поведения

0  1  2  3  4  5  6

19.

Я многое успеваю сделать на работе и дома

0  1  2  3  4  5  6

20.

Я чувствую себя на пределе возможностей

0  1  2  3  4  5  6

21.

Я многого смогу ещё достичь в своей жизни

0  1  2  3  4  5  6

22.

Бывает, что коллеги, студенты и их родители (нужное подчеркнуть) перекладывают на меня груз  своих проблем и обязанностей

0  1  2  3  4  5  6

Приложение 2

Обработка полученных результатов

Субшкала

Номер утверждения

Максимальная сумма балов

Уровень оценки

1

2

3

4

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

(расстройство самовосприятия)

Профессиональная успешность (редукция профессиональных достижений)

Приложение 2

Ключ к тесту:

http://psychok.net/images/Tests/kluch.jpg

Интерпретация, обработка результатов.

 В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей

 ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания). Уровни показателей выгорания.

http://psychok.net/images/Tests/urovni.jpg

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания

http://psychok.net/images/Tests/normi.jpg

Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:

  • 0 баллов — «Никогда»;
  • 1 балл — «Очень редко»;
  • 2 балла — «Редко»
  • 3 балла — «Иногда»;
  • 4 балла — «Часто»;
  • 5 баллов — «Очень часто»;
  • 6 баллов — «Каждый день».

Оценка уровней выгорания:

Субшкала

Низкий уровень
L

Средний уровень
M

Высокий уровень
X

Эмоциональное истощение

0-15

16-24

25 и больше

Деперсонализация

0-5

6-10

11 и больше

Редукция профессионализма

37 и больше

31-36

30 и меньше

Подсчёт интегрального индекса выгорания позволяет получить единый количественный показатель на основе параметров синдрома перегорания, полученный при помощи теста MBI.

Вычисление производится по следующей формуле:

ИСП = √[EE-EE(x)/54]²+[DP-DP(x)/30]²+[PA-PA(x)/48]²,

где EE=0, DP=0 и PA=48 – идеальные показатели синдрома перегорания по тесту MBI, а EE(x), DP(x) и PА(x) – показатели испытуемого по соответствующим шкалам теста MBI. Для придания равнозначности баллов по различным шкалам, в знаменатель каждого параметра вводится максимального значение по соответствующей шкале. Отсюда, значение ИСП будет колебаться в пределах от 0 (минимальное) до 1 (максимальное).

Приложение 4

Упражнения для снятия стресса, усталости и напряжения

1."Воздушный шарик"

Цель: снятие напряжения, расслабление мышц с помощью дыхания.

Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом - надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите 1-2 минуты.

2. «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то не рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

3.«Растяжка»

Цель: растяжку шейных мышц

Сядьте и выпрямите спину. В течение 3 секунд приближайте правое ухо к правому плечу, глядя прямо перед собой и не поднимая плечи. Оставайтесь в таком положении 5 секунд, затем неторопливо вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение для левой стороны. Затем в течение 3 секунд удерживайте исходное положение и, наконец, посидите 5 секунд, откинув голову назад.

4.«Стирка»

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и вывешивали его сушить на улицу. У Вас скопилась  целая корзина белья для стирки. И Вам необходимо именно сегодня, не завтра, не послезавтра его выстирать. Однако выглянув в окно вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят Вам в голову.

Предлагаются следующие варианты ответом:

1.Вот так дела, может мне всё- таки стоит отложить стирку на завтра, но тогда во что же мне одеться

2.Подожду немного, может погода наладится

3. Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё же начну стирку

4. По прогнозу сегодня не должно быть дождя

  • Если человек выбрал первый вариант, то уровень стресса его достигает отметки 80 баллов из 100
  • Если человек выбрал второй вариант, то уровень стресса его достигает отметки 50 баллов. Таких людей неблагоприятные обстоятельства не  сбивают и продолжают сохранять позитивный настрой
  • Если человек выбрал третий вариант, то уровень стресса его достигает 100 баллов. Вы ощущает гнёт большого количества неприятных обстоятельств в жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные обстоятельства жизни
  • Если человек выбрал  четвёртый вариант, то уровень испытываемого стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям испортить вам жизнь

5.«Улыбнись»

Цель: Улучшение настроения участников и атмосферы в группе.

- Поднимите руку те, кто сегодня утром посмотрелся в зеркало

- А теперь поднимите руку те, кто в зеркало не просто посмотрелся, а улыбнулся

Повернитесь лицом к своему соседу и подарите ему улыбку, свой позитивный настрой.

6.«Карандаш»

Цель: Развитие координации движения, мышления.

Те, кому я раздала карандаши выходят в зал и выбирают себе пару. Теперь пары кончиками пальчиков, подушечками пальчиков стараются удержать карандаш. Теперь удерживая карандаш, поднимайте руки вверх, вниз, вправо, влево, опять вверх и вниз. А теперь это упражнение усложняется, вам нужно встать вкруг. И кончиком пальца вы держите карандаш со своими соседями. Держа карандаши, вы присаживайтесь, теперь вставайте. Сделайте круг по уже, подойдя, друг к другу поближе. Дальше сделайте круг шире. Поднимите руки вверх. Опустите руки.

7.«Повтори движения»

Цель: развитие способности к взаимодействию, умение чувствовать партнёра

Из одного большого круга, необходимо образовать два круга так, чтобы у каждого бала пара. Сейчас зазвучит музыка и те, кто находится в кругу снаружи, покажет танцевальное движение своему партнёру. Задача второго повторить. Далее внутренний  круг стоит на месте, а наружный передвинулся по часовой стрелке вперёд на одного партнёра. Партнёр наружного круга показывает движения, партнёр внутреннего круга повторяет.

8.«За стеклом»

Цель: Развитие умения слышать и слушать собеседника

Два человека (друга) решили пойти в магазин, торговый центр. Но из-за сложившихся обстоятельств одному из них пришлось остаться снаружи. Второй в магазине, понимает, что не обсудил с другом, что нужно покупать. А выход из магазина находится очень далеко. Теперь стоит задача: через стекло тому кто на улице при помощи мимики и жестов сказать, что нужно купить.

Список:

1.колбаса2.конфеты3.ваза4.эластичные колготы5.ватные палочки

6.гель для душа7.сливочное масло8.шампанское

9.«Психологический портрет личности»

Цель: способствовать развитию умения создавать портрет личности для благоприятного общения

   Каждый участник в течение 5 мин. набрасывает "психологический портрет" личности, изображённой на экране. В портрете должно быть не менее 10 черт, характеризующих именно этого человека.

Задача усложняется

Каждый участник в течение 5 мин. набрасывает "психологический портрет" кого-либо из членов группы. Указывать на признаки, особенно внешние, (рост, телосложение и т. п.), по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В портрете должно быть не менее 10 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. 
   Затем каждый выступает с информацией перед группой, а остальные участники пытаются определить, чей это портрет. Возможно сопоставление разного видения членами группы одного и того же человека.

Обсуждение

Александр Валевский  -  сын Наполеона, политолог,  дипломат

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но выразительной. Ему свойственна непринужденная улыбка. В одежде обладает своим индивидуальным стилем. Серьёзный, строгий, самодостаточный.

Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.
Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.
      Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.
      Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.
Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.
     В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.
Характер близок к сангвиническому.
Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

10.«Пожелания»

Цель: Прощальный ритуал

Каждый на листочке обведёт свою руку и запомнит свой листочек, может как-то его отметит. И пустит его по кругу, а остальные напишут пожелания, не зная, чей это листочек. После этого листочек возвращается к хозяину и желающие озвучат пожелания, которые записаны на его руке.

Приложение 5

Психологическая диета

  1. Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.
  2. Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в вашей повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.
  3. Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов

     Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.

     Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.  

  1. Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
  2. Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора:
  • в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы
  • постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени
  • старайтесь как можно быстрее закончить разговор с человеком, который имеет дурную привычку говорить только о плохом
  • разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему.
  1. Проявляйте заботу о своем настроении и положительном жизненном настроении, овладевайте навыками самовнушения “радости дня”, радости выполняемой работы.
  2. Радуйтесь любому своему достижению. “Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не одобряет сильнее, чем не успех”. Даже после сокрушительного поражения боритесь с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о бывалых успехах.
  3. Не откладывайте на долго важные дела, ибо стресс “ незавершенного действия” будет истощать ваши ресурсы.
  4. Важно научиться говорить “нет” и только после этого браться за большие объемные работы.
  5. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина. Стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О «Синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы

Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания. Что это за синдром и почему он возникает? ...

Эмоциональное выгорание педагога

В статье раскрывается сущность понятия "эмоциональное выгорание", рассматриваются причины возникновения синдрома, предлагаются некоторые способы профилактики и коррекции....

Семинар по профилактике психологического выгорания педагогов

Семинар по профилактике психологического выгорания педагогов...

Профилактика эмоционального выгорания сельского учителя

«Эмоциональное выгорание» свидетельствует об эмоциональной перегруженности учителей, что сопровождается высоким риском заболеваний, кроме того, выгорание сказывается на эффективности профессиона...

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....