Приложение 4. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка, прибывшего с семьёй из Донбасса.
материал по теме

Потанина Валентина Алексеевна

Индивидуальный план работы на основе первичного обследования рассчитан на 6 месяцев. Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги учителя, специалистов и родителей в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_dlya_rebyonka_iz_semi-bezhentsev.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка, прибывшего из Донбасса: Дарина Ч

 

         Индивидуальный план работы на основе первичного обследования рассчитан на 6 месяцев. Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги учителя, специалистов и родителей в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

 Причины: Девочка прибыла из Украины, больше месяца не посещала школу, сильно отстала по предметам: русский язык и математика. С программными задачами ученица справляется частично; замкнута и тревожна, во время работы, отвлекается на посторонние шумы, нуждается в индивидуальном подходе, активность речевого общения снижена, стеснительна. В непосредственной образовательной деятельности при фронтальной форме проведения медленно включается в работу, отказывается завершать задание, отсутствие заинтересованности в продуктивной деятельности.

 Цель – купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанницы.

Задачи маршрута сопровождения.

- адаптированние ребёнка в новом коллективе;

- осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;

- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с воспитанником;

- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

  Специалистами составлен индивидуальный план работы на основе первичного обследования:

Разработка рекомендаций на основе узких специалистов (психолога, учителя и воспитателя).

Взаимодействие с родителями (помочь родителям понять сущность ребенка, определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка).

    Работа с ребенком по индивидуальному плану.

Обследование по выявлению динамики развития (результаты действия маршрута). Взаимодействие со специалистами:

     Психологическое сопровождение. Цель – коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка. Индивидуальные занятия с воспитанником:

  •  по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков).
  •  по развитию психомоторных и сенсорных процессов. Тренинги.
  •  релаксационные занятия, снятие напряжения.
  •  на снижения уровня тревожности.
  •  по развитию коммуникативных навыков. Индивидуальные консультации родителей по результатам обследования. Рекомендации. Просветительская работа с родителями: родительские собрания, памятки, информационные стенды (вся группа).

     Социальное сопровождение. Цель – ознакомление родителей с правами и обязанностями, основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции ребенка и правового поведения. Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера. Сбор информации о семье, через анкетирование, наблюдение. Консультации родителей и воспитателей, рекомендации по устранению или исправлению ошибок.

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы. Вовлечение воспитанника в трудовую деятельность, Медицинское сопровождение. Формирование привычек здорового образа жизни. Консультации родителей и воспитателей, дача рекомендаций по соблюдению режима дня.

     Педагогическое сопровождение. Цель – обеспечение обучения детей умениям и навыкам выполнения заданий, способам получения знаний, организации времени, социализации ребенка среди сверстников. Диагностика индивидуальных особенностей развития воспитанника. Консультации родителей по развитию умений и навыков ребенка. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы. Индивидуальные занятия, коррекционные упражнения, дополнительные занятия. Профилактическая деятельность: беседы, тематические родительские собрания. Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации. Становление ребёнка более восприимчивым к пониманию задания воспитателя, что явилось бы результатом реализация заданий, предусмотренных индивидуальным маршрутом развития. Повысить уровень развития внимания ребёнка при осознании значимости своих знаний для решения заданий, выполнения поручений. Создание ситуации, в которых ребёнок осознавал бы необходимость выполнения данного задания в его интересах. Способствовать формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. Выполнение заданий фиксировать постепенно, объём заданий гибкий на увеличение. Повысить уровень развития зрительной памяти, так как предъявление информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ней. (Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил.) Вместе с ребёнком подробно анализировать результаты деятельности, выявить, что не получается, на каком этапе работы сложно, что необходимо исправить. Задание для ребёнка давать   не в форме объяснения, а через показ способов выполнения задания. Ребёнку предоставлять возможность объяснять другим детям, как выполнять задание. Повысить уровень концентрация внимания; уровень развития восприятия; уровень развития общего интеллекта.  Направить на самостоятельное выполнение заданий предлагаемые воспитателем.

Если ребёнок неоднократно будет выполнять упражнения различного уровня сложности, закреплять и совершенствовать способы действия то уровень развития ребёнка повысится. Педагогу создавать ситуацию успеха, во время объяснения способов действий.  Ребенок овладеет речью как средством общения со взрослыми и сверстниками. Обогатится словарный запас, будет развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка: Дарина Ч

Месяц

Виды трудностей

Самостоятельная деятельность

Содержание работы по сопровождению ребёнка

Организация взаимодействия с семьёй

(формы, содержание)

Октябрь

1-2 неделя, 3-4 неделя

Замкнута, активность речевого общения снижена,

Дидактическое упражнение «Найди шпиона»  Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств»

Учитель. Различные виды пересказов. На уроке индивидуальные задания по изучаемым темам. Создавать ситуацию успеха на уроке.  По русскому языку работа с орфограммами корня, работа с перфокартами.  

 

Психолог. Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой».

 Воспитатель. Индивидуальная помощь при подготовке домашнего задания по русскому языку и математике.

Подготовка к празднику «Ярмарка осени» изготовление поделок. Ц. Взаимодействие взрослых на совместное сотрудничество, путем подготовки самоделок…

Оформление детского портфолио успеха, альбома «Я умею и люблю».

 

Ноябрь

1-2 неделя

3-4 неделя

Замкнута, активность речевого общения снижена, нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе

Работа с раздаточным материалом, раскладывание по схеме. Работа с тренажёром на нетбуке.

 

 

Тематическое рисование с учетом трудности ребенка.

 Учитель. Ситуация успеха на уроке. Индивидуальные задания по теме «Парные согласные в корне». Редактирование текста. По математике. Помощь при заучивании таблицы умножения на 3-5. Дифференцированное задание. Выработка навыков самоконтроля

Воспитатель. Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка).  Психолог. Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею».

Работа с перфокартами взять домой для закрепления. Ц. Создание ситуации успеха.

 

Рекомендация игр на развитие внимания «Найди отличия»,  «Шпион», «Найди пару».

 

Изготовление украшений по шаблону, для украшения группы ко дню Матери.

Декабрь

1-2 неделя

3-4 неделя

не заинтересована в результате

Работа с раздаточным материалом, раскладывание по схеме. Работа с тренажёром на нетбуке.

 

 

Тематическое рисование с учетом трудности ребенка

Учитель. Ситуация успеха на уроках. Индивидуальные карточки по теме «Непроизносимая согласная в корне. Орфограммы корня»

Помощь в заучивании таблицы умножения на 6-7. Помощь индивидуальная на уроках при решении задач.

 Индивидуальная помощь при подготовке домашнего задания. Работа по тренажёру (отработка правописания словарных слов за 1 класс)

Психолог. Тренинг. Психологические игры.

Рекомендация игр на развитие внимания «Найди отличия»,  «Шпион», «Найди пару».

 

Изготовление украшений по шаблону, для украшения группы к Новогоднему празднику.

закрепляя навыки ребенка. Повтор стихотворения и текстов песен к новогоднему празднику. Ц. Активизировать словарный запас ребенка; внимание, память.

Январь

1-2 неделя

3-4 неделя

Проблемы в запоминании таблицы умножения и деления.

Проблемы при выделении корня и проверке гласной в корне.

 

Проверь работу товарища.

Работа на тренажёре. Задание на отработку таблицы умножения и деления.

 

Научи друга играть в игру «Найди похожий предмет» «Лото»

 

Создавать ситуации, в которых ребёнок осознавал бы необходимость выполнения данного задания в его интересах.

 Учитель. Ситуации успеха на уроке. Дифференцированное задание по теме «Орфограммы корня» На математике «Умножение и деление», отработка навыка на тренажёре.  Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Ролевая игра «Приглашение в гости».  

Психолог. Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия».

Памятка «Игры на развитие логического мышления» Ц. Дать информацию о возможности развития ребенка в семье.  

 

Дидактическое упражнение «Повтори узор». Ц. Закрепление умения запоминать последовательность расположения предметов

 

Игра: «Собери картинки сам». Закрепление умения выполнять словесную инструкцию.

Февраль

1-2 неделя

3-4 неделя

Проблема в общении со сверстниками, в работе в группе, в паре.

Научи товарища играть в игру «Ассоциации»

 

Научи товарища игре «Что изменилось?»

 

Работа с карточками: «Не выходи за контур», «Найди отличия

Учитель.  Ситуации успеха на уроках, индивидуальные занятия по русскому и математике. Драматизации сказок, рассказов, ситуаций в классе.  Игры: «Вежливый ручеек»; «Волшебная палочка — добрых слов выручалочка».   Психолог. Решение и обыгрывание проблемных ситуаций. Упражнение «Встань на его (ее) место».  Игры: «Если да - похлопай, если нет - потопай»; «Догадайся, кто пришел?»

 Активизировать словарный запас ребенка, умение составлять простые и сложные предложения. Дать информацию о возможности развития ребенка в семье.  

Март

1-2 неделя

3-4 неделя

Проблема в общении со сверстниками, в работе в группе, в паре.

Научи товарища играть в игру «Найди контур»

 

Изготовление подарка  к «8 марта

Учитель. Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения (фишки, баллы и др.)  

Психолог. Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»;

Подготовка рассказа «Моя мама на работе» Ц. Активизировать словарный запас ребенка, умение составлять простые предложения. Перечень игр на развитие внимания.  Ц. Дать информацию о возможности развития ребенка в семье.

Апрель

1-2 неделя

3-4 неделя

Проблема в выполнении логических заданий. Низкая техника чтения. Проблема при работе в паре, группе.  

Научи товарища играть в игру «Сколько?»

 

Выполнение заданий на раздаточных листах «Найди место для картинки и нарисуй её».

 

Совместное творчество (в паре с взрослым договориться и нарисовать картинку).

Учитель.  Дифференцированные и индивидуальные задания на уроке. Помощь при подготовке домашних заданий.  Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной).  Игры: «Повтори задание»; «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами). Психолог. Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует ребенок»;   Воспитатель.  Работа в паре с взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»;

Фотовыставка: «Моя семья» Ц. Привлечь к участию в организации портфолио класса. Игра напрокат «Танграмм» Ц. Развивать логическое мышление ребенка в семейной обстановке. Закрепление умения выполнять словесную инструкцию Закрепление скороговорок с построчным моделированием Ц. Автоматизация определенных звуков и работа над техникой чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с овз

Карта сопровождения ребёнка.Календарно-тематический план для коррекционной работы по развитию речи....

Буклет «Составление индивидуального – коррекционно – образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ»

Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут. В основе построения индивидуального коррекц...

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося 3 класса с ОВЗ на 2 полугодие учебного года....

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося 3 класса - одарённого ребёнка на 2 полугодие учебного года...

Как разработать индивидуальный образовательный маршрут ребёнка.

Методические рекомендации о разработке индивидуального образовательного маршрута ребёнка....

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ (СДВГ)

Индивидульный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ (синдром СДВГ). 2 класс....