Рекомендации педагогам по работе с первоклассниками и их родителями в период адаптации к школе
методическая разработка на тему

Период адаптации к школе по продолжительности индивидуален для каждого ребенка, как и сложность или легкость его протекания. Следует быть более внимательным с теми детьми, у которых адаптация протекает сложно, помогать им, подбадривать, уверять, что все будет хорошо! Так же следует уделить время проблеме адаптации и в ежедневной работе с родителями. Зачастую родители первоклассников предъявляют детям завышенные требования, что может негативно отразиться на процессе адаптации. Следует разъяснять родителям, что ребенок в школе работает в соответствии с личностными особенностями, в посильном темпе. Чем внимательнее и адекватнее  относятся взрослые к первокласснику в период адаптации к школе, тем легче и быстрее ребенок привыкнет к новой обстановке, требованиям учителя и классу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_uchitelyam_1-h_klassov.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Период адаптации к школе по продолжительности индивидуален для каждого ребенка, как и сложность или легкость его протекания. Следует быть более внимательным с теми детьми, у которых адаптация протекает сложно, помогать им, подбадривать, уверять, что все будет хорошо!

Так же следует уделить время проблеме адаптации и в ежедневной работе с родителями. Зачастую родители первоклассников предъявляют детям завышенные требования, что может негативно отразиться на процессе адаптации. Следует разъяснять родителям, что ребенок в школе работает в соответствии с личностными особенностями, в посильном темпе. Чем внимательнее и адекватнее  относятся взрослые к первокласснику в период адаптации к школе, тем легче и быстрее ребенок привыкнет к новой обстановке, требованиям учителя и классу.

Рекомендации  по работе с тревожными детьми

Типы тревожных детей

1. Невротики. Дети с соматическими проявлениями (нервные тики, заикания, энурез, и т. д.) Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребёнка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

2. Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчёркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учёбе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).  Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

3. Застенчивые. Обычно это тихие  дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учёбе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чём-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого ученика), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально). Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам.

Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребёнком право на ошибку.

4. Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Может быть, проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включённости в процесс. Ведут себя так, как будто от всех ждут подвоха. Важно найти в таких детях область, которая им интересна (динозавры, компьютер, и т. д.) и через обсуждение, общение на эту тему  налаживать общение.

Характерные черты тревожных детей:

1. После нескольких недель болезни ребёнок не хочет идти в школу.

2. Ребёнок по несколько раз перечитывает одни  и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

3. Ребёнок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определённой последовательности.

4. Ребёнок легковозбудимый и эмоциональный, он может «заразиться»

тревожностью от близких людей.

5. Ребёнок сильно нервничает во время контрольных работ, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

6. Быстро устаёт, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.

7. Если не удаётся сразу выполнить задание, такой ребёнок отказывается от

дальнейшего выполнения.

8.  Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

Особенности работы с тревожными детьми

1. Особенности оценивания: оценка должна быть содержательной, с подробным объяснением причины; оценивается не вся деятельность, а отдельные элементы.

2. Важна общая эмоциональная атмосфера в классе. Не секрет, что из года в год у одних педагогов количество тревожных детей стабильно высокое, а у других - низкое. Это показатель профессионализма педагога, успешности его воспитательной работы.

3. Упор на успешность. В классе важно поддерживать атмосферу принятия, безопасности, чтобы каждый тревожный ребёнок чувствовал, что его ценят вне зависимости от поведения; всегда ищите, за что можно похвалить и подчеркивайте достоинства ребёнка, обсуждая недостатки наедине.

Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки проявления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать, их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.

Необходимо учить таких детей продуктивной работе, само отвлечению от своих страхов мешающих этому, чувству нужного пути в своей деятельности, не отвлеченного в ложную сторону страхами различной природы.

Известно, что одним из моментов результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на её выполнении, но в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя.

Необходимо также обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение “победы” или “поражения”.

Необходимо учить такого ребенка находить в своем поведении причины этой тревожности, и устранять их.

Рекомендации

по формированию адекватной самооценки у детей

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах.  Такой  ребенок  все  время  думает,  что  его  обманут,  обидят,  недооценят,  всегда ожидает  худшего,  выстраивает  вокруг  себя  оборонительную  стену  недоверия. Он стремится  к уединению,  обидчив,  нерешителен.  Такие  дети  плохо  адаптируются к новым  условиям.  При  выполнении  любого  дела  настроены  на неудачу,  находя непреодолимые  препятствия.  Дети  с заниженной  самооценкой  зачастую  отказываются от новых  видов  деятельности  из-за  страха  не справиться,  переоценивают  достижения других детей и не придают значения собственным успехам. Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития  личности.  У таких  детей  есть  опасность  формирования  установки  "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной  самооценке  ребенок создает  вокруг  себя  атмосферу  честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя,  хотя  способен  попросить  о помощи,  способен  принимать  решения,  может признавать  наличие  ошибок  в своей  работе.  Он ценит  себя,  а потому  готов  ценить и окружающих.  У такого  ребенка  нет  барьеров,  мешающих  ему  испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

Выслушивать мнение ребенка, его позицию, как имеющую право на существование, но при этом просить обосновать.

 Важную  роль  в формировании  самооценки  играет  не только поощрение,  но и наказание. Наказывая  ребенка,  следует  разъяснить  ему  причину  и  способы  исправления сложившийся ситуации.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

1.  Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

2.  Спокойно относиться к критике, без агрессии.

3.  Учите  уважать  чувства  и желания  других  детей,  так  как  они  так же  важны,  как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

- Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.                                                                                              

- Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.                                                                                                      

- Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.                                                                  

-Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Для развития адекватной самооценки у ребенка:

- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

- Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

- Поощряйте в ребенке инициативу.                                                                                                          

- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).                                                                                                        

- Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.                                                                          

- Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.                                      

- Анализируйте вместе с ребенком  его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.                                                                                                

- Старайтесь принимать ребенка таким, какой он есть.

 

 

Рекомендации по работе над учебной мотивацией учеников

На каждом уроке учитель влияет на мотивацию ученика.  Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии

мотива достижения. Эта технология включает в себя не только создание особой учебной программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. По сути, всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:  

- Ориентация на реалистический уровень притязаний.

- Развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе).

-  Поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.                                                                                                                                        

Каким образом это можно осуществить?

1. Учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения. Для сильных учащихся готовьте дополнительные задания. Ученикам, которые стремятся к избеганию неудач, лучше давать задания, которые оградят их от публичного осуждения и критики.

2. При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности. Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и неудач, интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.  

3. Предложите всем ученикам выбрать приемлемый для них уровень сложности заданий, а одаренным или отстающим – разработать с вами индивидуальные планы обучения. Помогайте им ставить перед собой реальные цели.

4. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда. После выполнения задания попросите рассказать, что было особенно трудно и как они с этим справились. Обсуждайте причины и успехов, и неудач.  

5. Старайтесь создать ситуацию успеха на уроке (атмосфера доверия, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянное проявление интереса к ученику, сопереживание ему). Помогите ученику снять чувство страха, окажите скрытую помощь, дайте совет, как лучше выполнить планируемое. Не бойтесь авансировать ученика, называя его достоинства: авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребенка и он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику.  

6. Используйте прием положительного подкрепления и вселяйте в ученика веру в его будущие успехи.  

8. Сделайте ситуацию успеха достижимой. Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.

 

 

Рекомендации педагогам по работе  с агрессивными детьми

 

В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако нельзя откладывать надолго. Один из важных моментов воспитания — демонстрация неагрессивного поведения со стороны взрослого. Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбиво мы должны себя вести, хотя сдерживать свои отрицательные эмоции порой бывает очень трудно даже педагогам, имеющим большой опыт общения с детьми.                                                                  

Придерживаясь некоторых приемов, можно все-таки показать пример конструктивного поведения. А именно — внимательно выслушивать  ребенка, предоставить ему возможности высказаться. Обеспечить спокойную обстановку невербальными способами (спокойная мимика и жестикуляция взрослого), признанием чувств ребенка («я понимаю, тебе обидно…»). Не помешает и пауза, позволяющая ребенку успокоиться, пригодится и чувство юмора.                                                                                                                                      

В случае незначительной агрессии, не представляющей большой угрозы, можно воспринять ее, переключив внимание ребенка с помощью какого-то задания, либо выразить понимание его эмоционального состояния («Понятно, что это тебя взволновало…»).

 

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.                                                            

Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

  2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.                

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника

объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

 - констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");                                                                              

- констатирующий вопрос ("ты злишься?");                                                                                                  

- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");                                                                                                                          

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");                                                                                                                                            

- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек

должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность,

доброжелательность и твердость.                                                                                                                                                                      

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.                                                            Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

 4. Снижение напряжения ситуации.                                                                                                  

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией -

уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

 - повышение голоса, изменение тона на угрожающий;                                                                              

- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");                                      

- крик, негодование;                                                                                                                                      

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"                                                                                                                          

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;                                                                                  

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;                                                                          

- использование физической силы;                                                                                                                      

- втягивание в конфликт посторонних людей;                                                                                                            

- непреклонное настаивание на своей правоте;                                                                                            

- нотации, проповеди, "чтение морали",                                                                                                                

- наказания или угрозы наказания;                                                                                                          

- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";                                          

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;                                                                          

- команды, жесткие требования, давление;                                                                                                                    

- оправдания, подкуп, награды.

 Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

 5. Обсуждение проступка.                                                                                                          

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.  

 6. Сохранение положительной репутации ребенка.                                                                                    

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка.  

 Для сохранения положительной репутации целесообразно:                                                                              

- публично минимизировать вину ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не

хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;                                                                      

- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше

требование по-своему;                                                                                                                                    

- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.                                                                                    

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

 

Типы агрессии у детей и способы построения отношений.

 1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.                                                                                      

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и

послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

 2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.                                                              

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и т. п. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.                                    

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок.                                                                                              

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

 5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.                                                                                                      

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной

(эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно. Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

 Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди извинись", - "погладь по голове", - "пожми руку", - "предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и т.п.).

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...

Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе

На что нужно обратить внимание родителям первоклассников, чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл без трудностей....

Советы родителям первоклассников в период адаптации к школе.

Начало учебы в школе является переломным моментом в жизни каждого ребенка. И от того, насколько хорошо он адаптируется к новым условиям, зависит то, как комфортно ему будет следующие одиннадцать лет. ...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...

Рекомендации родителям в период адаптации первоклассников

Рекомендации  родителям в период адаптации первоклассников...

"Работа с родителями в период адаптации первоклассников"

Основные этапы работы с родителями и детьми 1 класса в период адаптации....