Главные вкладки

    Материал (1,2,3,4 класс) по теме:
    Анализ и самоанализ урока, внеклассного мероприятия

    Бойкова Оксана Владимировна

    Примерные схемы анализа и самоанализа урока, внеклассного мероприятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Analiz_i_samoanaliz_uroka.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

                                 Примерная схема анализа урока

    Тема урока: 

    соответствие программе; место урока в системе уроков по разделу; точность формулировки и эстетика ее оформления на доске.

    Цели и задачи урока:

    осознанность учителем целей (задач) урока; четкость и доступность постановки цели для детей; обучение учащихся целеполаганию.

    Готовность учащихся к уроку:

    готовность рабочих мест, классного помещения; психологическая готовность учащихся (мобилизация их внимания, формирование положительной мотивации, стимулирование интереса, создание эмоционального настроя).

    Готовность учителя к уроку:

    готовность доски, оборудования, наглядности; степень владения учебным материалом; качество дидактических средств, их содержание и оформление.

    Тип и структура урока: 

    целесообразность избранного типа урока с точки зрения темы в целом; этапы урока (назвать).

    Соответствие структуры данному типу урока. Чем вызваны отклонения, если таковые имеются; соответствие структуры урока его целям; четкость, логичность, последовательность этапов урока; завершенность каждого этапа, направленность на решение поставленных задач.

    Содержание урока: 

    соответствие содержания программе;

    соблюдение научности,  фактической точности и доступности;

    полнота освещения темы;

    логичность и системность изложения;

    доказательность, иллюстративность;

    выделение главного, наличие выводов;

    воспитывающий характер содержания;

    эффективность методов и приемов изложения новых знаний, их целесообразность и разнообразие;

    эффективность методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;

    связь учебного материала с современностью, практикой применения знаний;

    уместность повторения (с точки зрения содержания и приемов).

    Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний:

    обеспечение постепенного усложнения упражнений (заданий) и увеличение самостоятельности учащихся;

    разнообразие (по содержанию и методике проведения) упражнений (заданий);

    соотношение репродуктивных и творческих видов работ на уроке;

    четкое и грамотное в речевом отношении  выполнение задания;

    объяснение методики выполнения заданий;

    уместность игровых и занимательных моментов на уроке.

    Проверка и оценка знаний, умений и навыков:

    проверка знаний, умений и навыков на различных этапах урока;

    использование приемов, форм, их разнообразие;

    характеристика качества ответов учащихся;

    характер вопросов и заданий ученику;

     адекватность отметки качеству ответа;

    реакция учителя на степень подготовленности учащихся, комментирование отметки;

    формирование способности самостоятельно оценивать свою деятельность (совместная рефлексия на уроке).

    Домашнее задание: 

    рациональность содержания, объема, подготовленности учащихся к его выполнению, осуществление индивидуального и дифференцированного подходов, своевременность записи;

    Итоги урока: 

    наличие и своевременность этого этапа;

    характер заключительных вопросов классу.

    Стиль общения на уроке: 

    педагогический  такт учителя,   стиль  общения  с детьми;

    умение владеть классом, поддерживать дисциплину, активизировать деятельность учащихся;

    умение учителя видеть и слышать класс, слушать ответы учащихся;

    предоставление учащимся возможности самовыражения;

    организация учебного диалога;

    речь учителя (содержательность, эмоциональность, выразительность, громкость, темп, дикция, соответствие литературным нормам, яркость мимики и жестов, эстетика костюма, поз и движений).

    Общая оценка урока: 

    степень достижения поставленных целей;

    достоинства, удачи, причины ошибок и неудач;

    выводы и предложения по совершенствованию урока.

                       

                           

                       Самоанализ урока (1 вариант)

    • Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?
    • Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?
    • Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?
    • Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?
    • Рационально ли было распределено время на этапы урока?
    • Логичны ли были "связки" между этапами урока?
    • Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?
    • Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?
    • Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке?
    • Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?
    • Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?

                                     

                                     

                                    Вариант 2.

    Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….

    Его цель –  …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….

    В данном классе … , поэтому я … .

    Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .

    При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….

    Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).

    Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).

    На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.

    В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….

    Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.

    Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….

    Учащиеся имели возможность выбора ….

    Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

    Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

    Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….

    Цель урока можно считать: …,  план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….  

    Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников,  потому что ….

    В целом урок можно считать ….

           

            Литература.

    М - 52 Май, Н.А.Организация педагогической практики: методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов. Специальность «Учитель» / Н.А. Май, Л.А. Косолапова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. –   60 с.

    В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.

    Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004.

    Общая педагогика. Курс лекций. О. С. Гребенюк. – Калининград, 1996.

    Бордовская., Н.В. Реан А.А.   Педагогика.  Учебник для вузов  ¾  СПб:  Издательство  “ Питер”,2000. ¾ 304 с.

                           Схема анализа  внеклассного  мероприятия

     «Мероприятие» – любое целенаправленно организованное  событие во внеклассной жизни учащихся независимо от того, к какому типу и виду форм воспитательной работы оно относится, кем оно организовано (взрослыми или учащимися).

    За каждый утвердительный ответ присваивается один балл, сумма сопоставляется с максимально возможным количеством баллов, делается вывод о профессионализме классного руководителя.

    Предмет

    анализа

    Характеристика

    мероприятия

    Кол-во баллов (max)

    Цель            

    мероприятия

    А) продумана вместе с учащимися;

    Б) вытекает из проблем (цели) воспитания класса на год;

    В) вытекает из проблем (задач) воспитания конкретного ребенка;

    Г) ориентирована одновременно на прикладные и воспитательные результаты;

    Д) ориентирована одновременно на внешний эффект и внутренний результат;

    Е) соотносима с целью деятельности школы.

    6

    Тема и

    форма

    мероприятия

    А) продуманы совместно с учащимися;

    Б) обусловлены целью мероприятия;

    В) соответствуют возрасту учащихся;

    Г) достаточно оригинальны.

    4

    Подготовка  к

    мероприятию

    А)  в организации большую роль играют дети;

    Б) проходит по четкому, составленному совместно с учащимися плану (поэтапно);

    В) задания по подготовке мероприятия были распределены между организаторами.

    3

    Содержание мероприятия

    А) соответствует цели;

    Б) соответствует теме;

    В) соответствует возрасту;

    Г) имеет новизну;

    Д) отражает целостность мира;

    Е) нравственно окрашено.

    6

    Проведение

    мероприятия

    А) дети — в роли ведущего;

    Б) мероприятие не затянуто;

    В) мероприятие имеет разумное количество этапов;

    Г) нет «показухи»;

    Д) предоставлена возможность импровизации;

    Е) родителям предусмотрена активная позиция.

    6

    Подведение

    итогов

    А) проводится в доброжелательной атмосфере;

    Б) осуществляется изучение эмоционального отношения к мероприятию, собственной позиции в нем (различными методами);

    В) организовано обсуждение «+» и «–», делаются заметки на будущее;

    Г) стимулируется участие каждого ребенка в обсуждении (различными методами).

    4

               Схема самоанализа внеклассного мероприятия.

            Мой класс представляет собой ... . Поэтому я считаю, что в этом году важно решить следующие задачи: ... . Чтобы хотя бы немного ... задачу ... , я подумала, что было бы уместно провести такие дела, как ... и среди них ...

            Чтобы вдохновить учащихся этой идеей, я .... . В итоге мы решили ... Подготовка к ... представляла собой ... . Ребята ...(что и как делали), мое участие в подготовке заключалось ... . Мы вместе ...(содержание, форма, оформление).

            Целью проведенного … было: … , как педагог я предполагала решить следующие задачи (воспитывающие … , обучающие … , развивающие …).

            При проведении мероприятия удачными оказались следующие моменты: ... (содержание, форма, организация, эстетика оформления, стиль взаимодействия, судейство и т.д.). Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто?).

            Больше всего я волновалась … . Совсем не волновалась … .

            На будущее я постараюсь учесть и исправить . . . .

            Подведение итогов (анализ) прошло (будет проходить) в следующей форме: ... . Учащиеся отметили, что ... , ими были высказаны следующие мысли: ... .

            Я считаю, что цель, на достижение которой было направлено данное мероприятие, ... .

            Следующим шагом в работе с классом должно стать ... .

    Показатели и критерии эффективности

    внеклассного воспитательного мероприятия

    Оценка деятельности учителя

    Оценка деятельности учащихся

    организаторская

    воспитательная

    1

    Создание условий для самореализации учащихся

    Четкость поставленных целей и степень их достижения

    Степень включенности учащихся в проведение мероприятия

    2

    Оптимальность выбора содержания, форм и методов для достижения поставленных целей

    Эмоциональный контакт педагога и учащихся

    Развитие навыков коллективной работы

    3

    Стимулирование позитивного поведения учащихся

    Духовно-нравственная направленность мероприятий

    Степень самостоятельности и инициативности учащихся

    4

    Наличие интереса у учащихся к проводимому мероприятию

    Влияние мероприятия на улучшение эмоционального и нравственного климата в классе (группы)

    Уровень творческий самореализации учащихся

    5

    Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей

    Направленность мероприятия на повышение общей культуры воспитанников

    Развитие навыков самоуправления

    6

    Педагогическая культура, такт, внешний вид учителя

    Степень использования здоровьесберегающих технологий, методик воспитания

    Степень организованности и дисциплинированности

    7

    Наличие эффективной обратной связи с учащимися

    Эстетическое воздействие мероприятия на учащихся

    Развитие коммуникативной культуры учащихся

    8

    Уровень педагогического и методического мастерства

    Развитие самоуправления в классе (группы)

    Степень товарищеской взаимопомощи

    9

    Уровень эстетического оформления воспитательного мероприятия

    Развитие речевой культуры учащихся

    Уровень взаимодействия (сотрудничества) учащихся друг с другом и учителями

    10

    Степень эффективности и целесообразности использования наглядности и ТСО

    Коррекция поведения учащихся

    Внешний вид учащихся

    Содержание конспекта

    1. Воспитательные, познавательные задачи.
    2. Оформление и оборудование воспитательного мероприятия.
    3. Время и место проведения.
    4. Подготовка мероприятия: участие актива и других учеников класса в оформлении, оборудовании, конструировании хода и содержания мероприятия.
    5. Описание проведения воспитательного мероприятия (по этапам).
    6. Используемая литература.

    Литература.

    М - 52 Май, Н.А.Организация педагогической практики: методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов. Специальность «Учитель» / Н.А. Май, Л.А. Косолапова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. –   60 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ и самоанализ урока

    Часто учителя затрудняются анализировать свой и чужой урок. Этот материал в помощь из собственного опыта работы. Проведён самоанализ урока чтения и анализ урока русского языка....

    Анализ и самоанализ урока

    Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: "Анализ и самоанализ урока"....

    Рекомендации по анализу и самоанализу урока

    Рекомендации по анализу и самоанализу урока...

    Самоанализ урока внеклассного чтения "Маленькие герои большой войны"

    Дан самоанализ урока внеклассного чтения, который  проводится в 6 классе коррекционной школы....

    Схемы анализа и самоанализа урока.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7044972","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"126","width":"160"}}]]схемы  анализа и  самоанализа  урока...

    Анализ и самоанализ урока

    САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА УРОКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ.При самоанализе урока преподаватель  дает:•        краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует ...