Главные вкладки

    Олимпиадные задания (4 класс) на тему:
    Материалы для проведения интеллектуального марафона

    Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    marafon_4_kl.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    1.   ЗАДАЧИ МАРАФОНА

    Выявить наиболее способных учащихся для дальнейшей их поддержки, оказания посильной помощи в полном раскрытии их возможностей.

    2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МАРАФОНА

    В марафоне могут принимать участие ученики 4-х классов. Марафон включает в себя три тура. На I туре происходит отбор наиболее успешно справившихся с заданиями учеников из всех желающих принять участие в марафоне. II тур выявляется из числа победителей I тура.  III заключительный тур интеллектуального марафона проводится для победителей II тура.

    3. ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

    1. Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой.  

    2. Необходимо проинструктировать детей о правилах оформления работы. Затем раздать листы с конкурсными заданиями, зафиксировать время начала работы и сообщить участникам продолжительность и время окончания работы.

    3. Продолжительность работы – 1 ч 40 мин (100 мин).

    4. Правильное выполнение заданий по каждой предметной области оценивается 18 баллами независимо от количества заданий в работе. Например, правильное выполнение одного задания по литературе  оценивается 18 баллами, как и правильное выполнение трех заданий по русскому языку – 18 баллами.

     I тур

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

    Дорогие юные филологи!

    Вы уже знакомы с таким "малым" жанром народного творчества, как пословицы. Это краткие народные изречения, которые имеют одновременно прямой (буквальный) и переносный (скрытый, подразумеваемый) смысл. Наряду с пословицами в нашей речи бытуют крылатые выражения, вошедшие в нашу речь из известных литературных произведений.

    Вашему вниманию предлагается ряд пословиц и крылатых выражений. Вам предстоит:

    1) распределить высказывания на две группы в зависимости от их происхождения: пословицы (происходят из фольклора, не имеют автора); крылатые выражения (происходят не из фольклора, имеют автора);

    2) для крылатых выражений указать автора и название произведения;

    3) раскрыть переносный смысл каждого высказывания.

    • Бабушка надвое сказала.
    • Чует кошка, чье мясо съела.
    • А Васька слушает да ест.
    • Остаться у разбитого корыта.
    • Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
    • От радости в зобу дыханье сперло.
    • Большому кораблю – большое плавание.
    • А ларчик просто открывался.

    Ответы на задания

    1 группа. ПОСЛОВИЦЫ

    Бабушка надвое сказала.
    Говорят, когда сомневаются, осуществится ли то, что предполагают.
    Большому кораблю – большое плавание.
    Говорится чаще как напутствие, пожелание тому, кто заслуженно получает возможность проявить свои незаурядные способности, кому поручают ответственное дело.
    Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
    Говорится с уверенностью, что плохим делам, поступкам придет конец.
    Чует кошка, чье мясо съела.
    Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдает это.

    2 группа. КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

    А Васька слушает да ест (И.А. Крылов. "Кот и повар").
    Человек продолжает делать что-то плохое, не обращая внимания на увещевания и уговоры. Бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

    Остаться у разбитого корыта (А.С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке").
    Ничего не вышло, мечты не осуществились.

    От радости в зобу дыханье сперло (И.А. Крылов. "Ворона и Лисица").
    Человек от неожиданной радости, от изумления не может произнести ни слова.

    А ларчик просто открывался (И.А. Крылов. "Ларчик").
    Все оказалось неожиданно просто, нашлось простое объяснение происходящему.

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    Задание 1. Составь и запиши все возможные словосочетания из данных слов.
    русский, род, язык, мужской, звук, древний, длинный, гласный

    Задание 2. Подбери антонимы к многозначным словам.
    мелкий (бассейн, дождь), свежий (хлеб, журнал), мягкий (воск, свет)

    Задание 3. Прочитай и отредактируй предложения. Запиши их правильно.
    Здесь фотографируют детей на понях и отправляют по любому адресу в любой город
    России.
    Обои захохотали.
    На березах сидели снегири, они были занесены снегом.

    Ответы на задания

    1. Род – мужской, древний, средний, русский, язык – русский, длинный, звук – гласный, длинный.
    2. Глубокий бассейн, крупный дождь, черствый хлеб, старый журнал, твердый воск, яркий свет.
    3. Здесь фотографируют детей на пони и фотографии отправляют по любому адресу в любой город России.
    Обе захохотали
    (или оба захохотали).
    На березах, которые были занесены снегом, сидели снегири.

    МАТЕМАТИКА

    Задание 1. Два землекопа за 3 часа выкопали канаву длиной 2 м. Сколько землекопов за 5 часов выкопают канаву длиной 5 м?

    Задание 2. Трех подружек спросили, как их зовут. Первая сказала: "Меня зовут Марина", вторая: "А меня Катя", – а третья добавила: "А меня зовут Марина или Лена". Как зовут каждую девочку, если все они сказали неправду о своем имени, но имена всех трех названы верно?

    Задание 3. До начала XVIII века в России для записи чисел использовали буквы. Вот запись некоторых чисел:
    532 – ФЛВ, 544 – ФМД, 122 – РКВ, 645 – ХМЕ, 335 – ТЛЕ.
    Определи, каким числам соответствуют записи: ХКД, СЛВ, ТЛГ.

    Ответы

    1. Два землекопа.
    2. Первую девочку звали Лена, вторую – Марина, третью – Катя.
    3. ХКД – 624, СЛВ – 232, ТЛГ – 333.

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

    Задание 1. Какие изменения произойдут с природой Земли, если ее ось из наклонной станет вертикальной?

    Задание 2. Летом группа путешественников отправилась в полет на воздушном шаре. В конце полета им пришлось идти на вынужденную посадку. Приземлились они на поляне в незнакомом лесу. При аварийной посадке поломалась часть оборудования, в том числе разбился компас. Путешественники взглянули на часы. До заката солнца оставалось не больше часа. Но они помнили, что перед аварией мелькнул поселок в юго-восточном направлении от их курса. Как путешественники могут определить путь к поселку?

    Ответы

    1. Основной смысл ответа: на Земле исчезнет смена сезонов года. Вокруг полюсов будет вечная зима, в умеренных поясах – весенне-осенний сезон, в районе экватора – вечное лето. Температура в каждом из районов будет постоянной, совершенно изменится на Земле растительный и животный мир.

    2. Основной смысл ответа: нужно встать лицом к солнцу – это западное направление, значит, за спиной будет восток, а слева – юг. Искомое направление будет по средине между югом и востоком.

    II тур

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

    Уважаемые исследователи!
    На уроках вы занимались в "Мастерской стиха" (Н.А. Чуракова. "Литературное чтение".
    4-й класс. 5 глава), учились понимать язык поэзии, "расшифровывать", что хотел выразить поэт и как он добивается задуманного. Вам уже знаком поэт Максимилиан Волошин (Н.А. Чуракова. "Литературное чтение". 4-й класс. Часть I. С. 156).

    Ваша задача:

    1) угадать название стихотворения;
    2) определить, как поэт добивается того, чтобы мы "увидели" ясную картину происходящего. Перечислить средства, с помощью которых поэту удается создать нужное впечатление.
    Задание потребует от вас внимательного и вдумчивого перечитывания стихотворения.

    Снова дорога. И с силой магической
    Все это вновь охватило меня:
    Грохот, носильщик, свет электрический,
    Крики, прощанья, свистки, суетня…
    Снова вагоны едва освещенные,
    Тусклые пятна теней,
    Лица склоненные
    Спящих людей.
    Мерный, вечный,
    Бесконечный,
    Однотонный
    Шум колес.
    Шепот сонный
    В мир бездонный
    Мысль унес...
    Жизнь... работа...
    Где-то, кто-то
    Вечно что-то
    Все стучит.
    Ти-та... то-та...

    (М.Волошин)

    Ответы на задания

    Название стихотворения – "В вагоне".
    Впечатление езды по железной дороге создается следующими средствами:
    1) звукопись, звуки, копирующие стук колес;
    2) тематическая лексика;
    3) передача слуховых, зрительных и двигательных ощущений – монотонные приглушенные звуки, становящиеся все более четкими, полумрак, качание. Это ощущения человека, находящегося в вагоне, а не просто стоящего на перроне;
    4) ритм стихотворения, изображающий движение поезда, – длинные строки сменяются короткими, предложения становятся отрывистыми, словно оборванными, с многоточиями, длинные слова сменяются короткими, четкими, звукоподражательными. Создается впечатление ускорения;
    5) перекрестная рифма сначала перемежается, а потом сменяется парной, скорость чтения и восприятия возрастает;
    6) слова, стоящие отдельно на строке, усиливают впечатление отрывистых движений, заставляют держать ритм при чтении стихотворения;
    7) образ жизни как вечной дороги, втягивающей человека в общее движение, хотя бы и помимо его воли.

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    Задание 1. Составь и запиши предложения с данными словами.
    Ро(т), ду(ш)ка, гру(с’)(т’), ле(с’)ть.
     
    Оформить как транскрипцию.

    Задание 2. Найди фразеологизмы-синонимы. Выпиши номера, составляющие каждую пару.

    1. Тьма кромешная.
    2. Глядеть в оба.
    3. Поминай как звали.
    4. Держать ухо востро.
    5. Ни зги не видно.
    6. И след простыл.
    7. Кот наплакал.

    К фразеологизму без пары допиши соответствующий фразеологизм-синоним.

    Задание 3. Запиши, как называют людей, которые живут: в Москве, на Волге, в Санкт-Петербурге, в Костроме, в Пскове, в селе, на острове, на хуторе.

    Ответы

    1. В ответе должны быть использованы все слова: рот, род, душка, дужка, грусть, груздь, лесть, лезть.
    2. 1–5, 2–4, 3–6,
    с гулькин нос...
    3. Москвичи, волжане, петербуржцы, костромичи, псковитяне, сельчане, островитяне, хуторяне.

    МАТЕМАТИКА

    Задание 1. Знайка перемножил все целые числа до двухсот включительно. Сколько цифр он получил в значении произведения?

    Задание 2. Трехзначное число записано разными цифрами в порядке увеличения их значений, но в его названии все слова начинаются с одной буквы. Другое трехзначное число записано одинаковыми цифрами, а в его названии все слова начинаются с разных букв. Какие это числа?

    Задание 3. Поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф нарядились в новые курточки желтого, сиреневого и оранжевого цветов и надели таких же цветов шапочки. У Ниф-Нифа курточка и шапочка оказались одного цвета, Нуф-Нуф никогда не носит одежду желтого цвета, а Наф-Наф надел сиреневую шапочку и курточку другого цвета. Как были одеты поросята.

    Ответы

    1. Одна цифра, так как значение произведения равно 0.
    2. 147 и 111.
    3. У Ниф-Нифа куртка и шапка желтые, у Нуф-Нуфа куртка сиреневая, а шапка оранжевая, у Наф-Нафа куртка оранжевая, а шапка сиреневая.

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

    Задание 1. В приведенном списке слов названы объекты и явления природы, распространенные в разных районах мира. Выпишите из этих слов такие, которые составляют группы. Каждую группу назовите:
    чернозем, устье, остров, волк, краснозем, русло, снег, подзол, излучина, исток, вулкан.

    Задание 2. Маловодность рек в степной и пустынной зонах объясняется следующими причинами:
    1) малое количество годовых осадков;
    2) высокая испаряемость в течение продолжительного времени;
    3) равнинность рельефа местности;
    4) глубокое залегание грунтовых вод;
    5) большой расход воды на орошение.
    Укажите правильные ответы. Дайте им объяснение. Почему другие ответы неверны?

    Ответы

    1. Чернозем, краснозем, подзол – виды почвы. Устье, русло, излучина, исток – части реки.
    2. № 1, 2, 5.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

    Задания для проведения интеллектуального марафона в начальных классах.

    Интеллектуальный марафон. 3 класс.Подготовила Сорокина Людмила Васильевна,учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 21г. Бел...

    Вопросы для интеллектуального марафона, проводимого во 2 классе.

     Каждый год провожу интеллектуальный марафон с учащимися своего класса. Представляю вопросы для участников марафона...

    Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру

    Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру...

    Материалы ля проведения Неедли русского языка и литературы в начальной школе

    Мероприятия дня русского языка и литературы в начальной школе:Конкурс классных стенгазет «Великий и могучий русский язык...

    Тест интеллектуального потенциала (ТИП)

    В данной работе приводится тест интеллектуального потенциала для учащихся начальных классов. Тест позволяет выявить знан...

    Планирование и организация интеллектуального марафона (для учащихся 3-х, 4-х классов)

    Среди множества направлений совершенствования системы   российского образования едва ли не самое важное – ранн...

    Планирование и организация интеллектуального марафона (для учащихся 3-х, 4-х классов)

    Среди множества направлений совершенствования системы   российского образования едва ли не самое важное – раннее вы...

    Материалы для школьного этапа интеллектуальной игры младших школьников

    В данных материалах представлены задания с ответами для интеллектуальной игры младших школьников по математике, литерату...

    Задания для проведения предметной недели.(3 класс)

    Задания для проведения предметной недели по русскому языку, математике и окружающему миру.(3 класс)...

    Задания для проведения первого тура олимпиады по математике для учащихся 3 класса

    Олимпиада по математике для младших школьников Цели разработки олимпиадных заданий по математике:Развитие творческих воз...