Главные вкладки

    Рабочая программа (2 класс) по теме:
    Рабочая программа по предмету «Детская риторика» 2 класс. Автор: Т.А. Ладыженская

    Фадеева Оксана Сергеевна

    Рабочая программа по предмету "Детская риторика" 2 класс Автор: Т.А.Ладыженская

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    ritorikad.docx43.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детская риторика

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе программы «Детская риторика» 2 класс.  

    Авторский коллектив: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Москва. Изд. «Баласс» 2011г.

    Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

    • Учебник-тетрадь, 1,2ч. Т.А. Ладыженская и др.  Москва, Изд. «Баласс» 2011г.  
    • Методическая литература. Методические рекомендации. Детская риторика. 2класс. Т.А. Ладыженская. Москва, Изд. «Баласс» 2011г.  

          Количество часов: 34  (1 час в неделю)

                                                                       

           Центральное место в программе занимают коммуникативно-речевые задачи, которые формируют у второклассников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и своё собственное) и – главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.

           Во втором классе изучаются блоки: «Общение» и «Речевые жанры».

           В первом блоке даётся понятие о науке риторике, которая учит умелому, успешному общению. Далее выделяется специальное обучение умениям говорить-слушать, читать-писать.

           В блоке «Речевые жанры» рассматриваются в сопоставлении тема и заголовок текста, а также опорные (ключевые) слова, которые отражают и тему, и основную мысль текста. Пересказы (изложения) – вторичные тексты, которые создаются на основе исходного, и поэтому в них отражается не только содержание текста, но и его языковой колорит.

             

           Во втором классе рассматриваются основные типы текстов: рассуждение, описание, повествование. Даётся понятие об их смысловых различиях. Продолжается работа по речевому этикету, при этом в центре внимания находятся этикетные диалоги со значением «просьба» и «отказ».

     Общая характеристика учебного предмета

    Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

    Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

    Первый блок – «Общение» даёт представление о

    – сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

    – компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

    Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

    Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

    – тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

    – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

    – речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

    Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

    Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. 

    Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

    Основные требования к уровню подготовки обучащихся 2 класса

    К концу обучения во 2 классе обучающиеся должны:

             – осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

    осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

    оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

    анализировать тактичность речевого поведения в семье;

    объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

     формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

     пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

     отличать подробный пересказ от краткого;

     знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

     пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

     пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

     реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать,     объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

    реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной    мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

    – при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

    делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

    характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

    определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

    планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

    осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

    уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

    оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

    анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

    продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

    определять тему, основную мысль несложного текста;

    определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

    подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

    анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

    разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

    сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

    давать оценку невежливому речевому поведению.

     

    Содержание учебного предмета

    Общение. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

    Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

    Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

    Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

    Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

    Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

    Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

    Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

    Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

    Текст. Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

    Типы текстов.

    Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

    Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

    Невыдуманный рассказ (о себе).

    Вторичные тексты.

    Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

    Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

    Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

    Учебно – тематическое планирование

    по детской риторике

    Класс 2б

    Учитель Фадеева О.С.

    Количество часов:

    всего – 34;

    в неделю - 1.

    1 ч. -   9 ч.                2ч. -   7 ч.                       3ч. -    10ч.                          4ч. -  8 ч.

            Планирование составлено на основе программы «Детская риторика» 2 класс.  

    Авторский коллектив: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Москва. Изд. «Баласс» 2011г.

    Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

    • Учебник-тетрадь, 1,2ч. Т.А. Ладыженская и др.  Москва, Изд. «Баласс» 2011г.  
    • Методические рекомендации. Детская риторика. 2класс. Т.А. Ладыженская. Москва, Изд. «Баласс» 2011г.  

    п/п

    Наименование раздела программы

    Количество часов

    1.

    Общение. Наука риторика.

    3

    2.

    Как мы говорим.

    5

    3.

    Учусь слушать.

    4

    4.

    Вежливая просьба.

    2

    5.

    Учусь читать и писать.

    2

    6.

    Текст.

    3

    7.

    Пересказ.

    4

    8.

    Вежливый отказ.

    3

    9.

    Типы текстов.

    6

    10.

    Невыдуманный рассказ.

    2

    Всего

    34

    №п/п

    Наименование разделов,

    тем

    программы

    Коли-

    чество часов

    Дата

    Практическая

    часть

    Вид

    деятель-

    ности

    Приме

    ча

    ние

    план

    факт

    контрольная

    работа

    тестиро-

    вание

    1чет. – 9ч.

    1.

    Общение. Проверь себя. Наука риторика.

    1

    2.

    Кто – что – кому

    1

    3.

    Кому – кто. Адресат –адресант.

    1

    4.

    Как мы говорим.

    Темп.

    1

    5.

    Тон речи. То же слово, да не так бы молвить.

    1

    6.

    Настроение, чувства и тон говорящего.

    1

    7.

    Мимика, жесты, поза.

    1

    8.

    Подведём итоги.

    1  

    9.

    Учусь слушать.

    Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю.

    1

    2чет. – 7ч.

    10.

    Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять.

    1

    11.

    Слушаем и выделяем непонятное. Слушаем, как говорят.

    1

    12.

    Слушаем на уроке. Слушаем целый день.

    1

    13.

    Вежливая просьба.

    1

    14.

    Прошу вас. Скрытая просьба.

    1

    15.

    Учусь читать и писать.

    О чём нам говорит шрифт?

    1

    16.

    Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы.

    1

    3 чет. – 10ч.

    17-18.

    Текст.

    Тема и основная мысль.

    2

    19.

    Опорные слова.

    1

    20.

    Пересказ.

    Подробный пересказ.

    1

    21.

    Краткий пересказ.

    1

    22-23.

    План.

    2

    24.

    Вежливый отказ.

    Согласие или отказ.

    1

    25.

    Отказывай, не обижая.

    1

    26.

    Ответы на отказ.

    1

    4 чет. – 8ч.

    27.

    Типы текстов.

    1

    28.

    Рассуждение.

    1

    29.

    Примеры в рассуждении.

    Ссылка на правило, закон.

    1

    30.

    Точные и неточные объяснения. Подведём итоги.

    1

    31.

    Описание.

    Признаки предмета.

    1

    32.

    Описание в объявлении. Загадки – описания. Сочини и загадку.

    1

    33.

    Невыдуманный рассказ.

    Было или придумано?

    1

    34.

    Части рассказа. Хочу вам рассказать.

    1

    Всего

    34


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Рабочая программа по курсу "Риторика",.Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская 2 класс(ФГОС)

    Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ст...

    Рабочая программа по курсу Детская риторика"

    В даной программе представлена пояснительная записка, тематический план, календарно-тематическое планирование...

    Рабочая программа по курсу "Детская риторика"

    В данной программе представлена пояснительная записка, тематический план, календарно-тематическое планирование...

    Рабочая программа "Детская риторика"

    Пояснительная запискаРазвернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе авторов Т. А. Л...

    Программа внеурочной деятельности «Детская риторика»

    Данная программа адресована учителям, работающим по программе "Школа "100"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

    Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей ...

    Внеурочная деятельность "Детская риторика"

    Рабочая программа "Детская риторика" 1-2 классы...

    Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс с учётом требований ФГОС НОО программа обучения Занкова Л.В., автор учебника Проснякова Т.Н.

    Курс состоит из модуля «Информатика и ИКТ» автор Горячев А.В. (32 часа) и модуля «Технология» автор Проснякова Т.Н.. (38...

    Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Математика" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И.. ФГОС

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК система Л.В.Занкова , автор программы Аргинская И....

    Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Дмитриева Н.Я. ФГОС

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УМК Занкова Л.В., атор программы Д...