Главные вкладки

    Рабочая программа (2 класс) по теме:
    Рабочая программа по предмету «Детская риторика» 2 класс. Автор: Т.А. Ладыженская

    Фадеева Оксана Сергеевна

    Рабочая программа по предмету "Детская риторика" 2 класс Автор: Т.А.Ладыженская

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    ritorikad.docx43.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детская риторика

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе программы «Детская риторика» 2 класс.  

    Авторский коллектив: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Москва. Изд. «Баласс» 2011г.

    Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

    • Учебник-тетрадь, 1,2ч. Т.А. Ладыженская и др.  Москва, Изд. «Баласс» 2011г.  
    • Методическая литература. Методические рекомендации. Детская риторика. 2класс. Т.А. Ладыженская. Москва, Изд. «Баласс» 2011г.  

          Количество часов: 34  (1 час в неделю)

                                                                       

           Центральное место в программе занимают коммуникативно-речевые задачи, которые формируют у второклассников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и своё собственное) и – главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.

           Во втором классе изучаются блоки: «Общение» и «Речевые жанры».

           В первом блоке даётся понятие о науке риторике, которая учит умелому, успешному общению. Далее выделяется специальное обучение умениям говорить-слушать, читать-писать.

           В блоке «Речевые жанры» рассматриваются в сопоставлении тема и заголовок текста, а также опорные (ключевые) слова, которые отражают и тему, и основную мысль текста. Пересказы (изложения) – вторичные тексты, которые создаются на основе исходного, и поэтому в них отражается не только содержание текста, но и его языковой колорит.

             

           Во втором классе рассматриваются основные типы текстов: рассуждение, описание, повествование. Даётся понятие об их смысловых различиях. Продолжается работа по речевому этикету, при этом в центре внимания находятся этикетные диалоги со значением «просьба» и «отказ».

     Общая характеристика учебного предмета

    Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

    Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

    Первый блок – «Общение» даёт представление о

    – сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

    – компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

    Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

    Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

    – тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

    – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

    – речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

    Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

    Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. 

    Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

    Основные требования к уровню подготовки обучащихся 2 класса

    К концу обучения во 2 классе обучающиеся должны:

             – осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

    осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

    оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

    анализировать тактичность речевого поведения в семье;

    объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

     формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

     пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

     отличать подробный пересказ от краткого;

     знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

     пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

     пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

     реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать,     объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

    реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной    мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

    – при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

    делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

    характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

    определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

    планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

    осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

    уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

    оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

    анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

    продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

    определять тему, основную мысль несложного текста;

    определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

    подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

    анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

    разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

    сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

    давать оценку невежливому речевому поведению.

     

    Содержание учебного предмета

    Общение. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

    Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

    Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

    Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

    Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

    Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

    Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

    Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

    Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

    Текст. Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

    Типы текстов.

    Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

    Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

    Невыдуманный рассказ (о себе).

    Вторичные тексты.

    Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

    Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

    Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

    Учебно – тематическое планирование

    по детской риторике

    Класс 2б

    Учитель Фадеева О.С.

    Количество часов:

    всего – 34;

    в неделю - 1.

    1 ч. -   9 ч.                2ч. -   7 ч.                       3ч. -    10ч.                          4ч. -  8 ч.

            Планирование составлено на основе программы «Детская риторика» 2 класс.  

    Авторский коллектив: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Москва. Изд. «Баласс» 2011г.

    Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

    • Учебник-тетрадь, 1,2ч. Т.А. Ладыженская и др.  Москва, Изд. «Баласс» 2011г.  
    • Методические рекомендации. Детская риторика. 2класс. Т.А. Ладыженская. Москва, Изд. «Баласс» 2011г.  

    п/п

    Наименование раздела программы

    Количество часов

    1.

    Общение. Наука риторика.

    3

    2.

    Как мы говорим.

    5

    3.

    Учусь слушать.

    4

    4.

    Вежливая просьба.

    2

    5.

    Учусь читать и писать.

    2

    6.

    Текст.

    3

    7.

    Пересказ.

    4

    8.

    Вежливый отказ.

    3

    9.

    Типы текстов.

    6

    10.

    Невыдуманный рассказ.

    2

    Всего

    34

    №п/п

    Наименование разделов,

    тем

    программы

    Коли-

    чество часов

    Дата

    Практическая

    часть

    Вид

    деятель-

    ности

    Приме

    ча

    ние

    план

    факт

    контрольная

    работа

    тестиро-

    вание

    1чет. – 9ч.

    1.

    Общение. Проверь себя. Наука риторика.

    1

    2.

    Кто – что – кому

    1

    3.

    Кому – кто. Адресат –адресант.

    1

    4.

    Как мы говорим.

    Темп.

    1

    5.

    Тон речи. То же слово, да не так бы молвить.

    1

    6.

    Настроение, чувства и тон говорящего.

    1

    7.

    Мимика, жесты, поза.

    1

    8.

    Подведём итоги.

    1  

    9.

    Учусь слушать.

    Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю.

    1

    2чет. – 7ч.

    10.

    Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять.

    1

    11.

    Слушаем и выделяем непонятное. Слушаем, как говорят.

    1

    12.

    Слушаем на уроке. Слушаем целый день.

    1

    13.

    Вежливая просьба.

    1

    14.

    Прошу вас. Скрытая просьба.

    1

    15.

    Учусь читать и писать.

    О чём нам говорит шрифт?

    1

    16.

    Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы.

    1

    3 чет. – 10ч.

    17-18.

    Текст.

    Тема и основная мысль.

    2

    19.

    Опорные слова.

    1

    20.

    Пересказ.

    Подробный пересказ.

    1

    21.

    Краткий пересказ.

    1

    22-23.

    План.

    2

    24.

    Вежливый отказ.

    Согласие или отказ.

    1

    25.

    Отказывай, не обижая.

    1

    26.

    Ответы на отказ.

    1

    4 чет. – 8ч.

    27.

    Типы текстов.

    1

    28.

    Рассуждение.

    1

    29.

    Примеры в рассуждении.

    Ссылка на правило, закон.

    1

    30.

    Точные и неточные объяснения. Подведём итоги.

    1

    31.

    Описание.

    Признаки предмета.

    1

    32.

    Описание в объявлении. Загадки – описания. Сочини и загадку.

    1

    33.

    Невыдуманный рассказ.

    Было или придумано?

    1

    34.

    Части рассказа. Хочу вам рассказать.

    1

    Всего

    34