Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
материал на тему

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

   Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной работы

 со слабоуспевающими учащимися 3 г класса

на 2011-2012 учебный год

 Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

   Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель и задачи программы:

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении   русскому языку и математике;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждение природной любознательности;

- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;

- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся  к слабому ученику.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся:

  1. получение знаний за курс 3  класса;
  2. выбор форм получения знаний.

Родителей:

  1. в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
  2. в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

  1. решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Принципы построения - приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Педагогические технологии, используемые при работе:

  1. индивидуализация образовательного процесса;
  2. обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
  3. диалоговая форма обучения;
  4. игровые формы;
  5. памятки, карточки, творческие задания.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)

3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.

4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.

5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

9. Выдача ответа или результата выполнения задания.

10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

11. Постановка наводящих вопросов.

12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания  по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Краткая характеристика слабоуспевающих учащихся 3г класса.

1._________________

2. _________________

3. _________________

       Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности  выполнения.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

 3г класса на I четверть.

МАОУ СОШ «Земля родная»

ФИО учителя: Горчакова Г. М.

Фамилии учеников:  ___________________________________

Предмет:  русский язык

Пробелы в знаниях уч-ся:  нахождение грамматической основы предложения,  работа над правописанием изученных орфограмм.


 


  Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

1.Индивидуальные дополн. занятия.

Сроки.

Индивидуальные занятия.

Каждую субботу.

2. Дифференцированные задания.

Работа с тетрадью.

Методические пособия.

1. Карточки для индивидуальной работы.

1. Арасланова Г. А. «Справочник  тренажёров по русскому языку».

2. Задания с выбором ответа.

2. Вахрушева Т. В., Попова Е.В. «300  упражнений по русскому языку».

3. Деформированные задания.

3. Нефёдова Е. А., Узорова О. В.

«350 правил и упражнений по русскому языку».

4. Тетради – тренажёры.

4. Узорова.О. В., Нефёдова Е. А.

 «Справочное пособие по русскому   языку».

5. «Разрезные» теоремы.

5. Ушакова О. Д. «Проверялочка».

6. Перфокарты.

6. Шукейло В. А. «Сборник  проверочных и контрольных работ».

3. Дифференцированный контроль.

Сроки.

1. Контрольные диктанты.

По плану четверти.

2. Словарные диктанты.

3. Самостоятельные работы.

4. Проверочные работы.

5. Тесты.

4.Консультации для родителей.

Сроки.

Индивидуальные консультации.

По субботам.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

 3г класса на I  четверть.

МАОУ СОШ «Земля родная»

ФИО учителя:  Горчакова Г. М.

Фамилии учеников:  _______________________________________

Предмет:  математика

Пробелы в знаниях уч-ся: решение задач, сравнение числовых выражений решение уравнений.


 


Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

1.Индивидуальные дополн. занятия.

Сроки.

Индивидуальные занятия.

 

2. Дифференцированные задания.

Работа с тетрадью.

Методические пособия.

1. Карточки для индивидуальной работы.

1. Волкова С. И. «Карточки с    математическими заданиями.

   3 класс».

2. Задания с выбором ответа.

2. Герман О. И. «Математика.

    3 класс. Карточки заданий».

3. Деформированные задания.

3. Моршнева Л.Г. «Математика.  Тетрадь с печатной основой для учащихся 3-го класса».

4. Тетради – тренажёры.

4. Узорова О. В. «Сборник примеров для письменных вычислений по математике».

5. Перфокарты.

3. Дифференцированный контроль.

Сроки.

1. Контрольные работы.

По плану четверти.

2. Самостоятельные работы.

3. Проверочные работы.

4. Тесты.

4.Консультации для родителей.

Сроки.

Индивидуальные консультации.

По субботам.