Новогодний калейдоскоп
материал (4 класс) на тему

развлекательный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Новогодний калейдоскоп.doc216.39 КБ

Предварительный просмотр:

В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА (новогодний калейдоскоп)

Цели: расширить знания учащихся по истории; познакомить с новогодними традициями на Руси й в других странах; развивать познавательную активность детей, коммуникативность; воспиты вать уважение к прошлому народа и современным традициям.

Оборудование: карточки с перевернутыми словами

   Время: 40 мин. 

Ход мероприятия

  I. Организационный момент.

  Учащиеся делятся на команды, дают своей команде новогодние названия.

  II. Викторина.        

 Ведущий. Начнем мы наше соревнование-викторину с тради ционной разминки. В качестве вопросов предлагаю разгадать за гадки на новогоднюю тему. (Альтернативой этому может быть то, что загадки загадывают друг другу команды. Но для этого требует ся предварительная подготовка команд.)

  1.Кто снег белый разбросал,
Речку крепким льдом сковал?
С вьюгой, холодом пришла.
Как зовут ее?
(Зима.)

  2.Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)

  3.Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька.)

4.Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег.)

5.Он щиплет щеки,

Кусает за нос. Кто он? Ответим? Конечно ... (Мороз.)

  1. Не колючий, светло-синий, По кустам развешан ... (Иней.)
  2. Без досок, без топоров, Через реку мост готов. Скользко, весело, светло! (Лед.)
  3. Я катаюсь на нем  До вечерней поры,  Но ленивый мой конь Возит только с горы, А на горку всегда
  1. Сам пешком я хожу И коня своего - За веревку вожу. (Санки.)
  1. Под Новый год пришел он в дом  
  1.     Таким румяным толстяком
  2.     Но с каждым днем терял он вес
  3.     И, наконец, совсем исчез. (Календарь.)
  1. . Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь - вода в руке? (Снежинки.)
  2. . Красавица какая  Стоит, светло сверкая! Как пышно убрана. Скажите, кто она? (Новогодняя елка)
  3. . Спит в берлоге он зимой Под большущею сосной. А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь.)

III. Сообщение учащегося.

1) Прообразом Деда Мороза является святой Николай, добрый чудо творец и гонитель зла.

Давным-давно в турецком городе Мира жил священник Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех сес тер из одного бедного семейства, подбросив в окно их дома узелок с золо том. После смерти Николая объявили святым, а вскоре его стали почитать верующие люди во многих уголках мира.

В разных странах доброго старика называют по-разному: в Испании -папа Ноэль, в Англии и в Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз, во Франции - Дед Январь, в Германии - Господин Ниманд (Никто).

Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке, привезли с со бой предание о святом Николае. Одно из имен святого Николая - Санта-Клаус - англосаксонского происхождения.

Современный Санта-Клаус появился в США «недавно», в 1822 году, когда Клемент Кларк Мур написал поэму «Приход святого Николая». Тут и волшебная рождественская ночь, и печная труба на крыше, через кото рую приходит Санта-Клаус, и башмаки или чулки у очага, и громадный мешок с игрушками.

Русский Дед Мороз - Дед Трескун - имеет языческие корни. Это су ровый персонаж. С ноября по март Дед Мороз был хозяином на земле, которого боялось даже Солнце.

Дед Мороз был женат на злющей Зиме. Древние люди боялись явле ний природы, так как не могли объяснить их, и поэтому поклонялись им.

У Деда Мороза есть внучка Снегурочка. Она боится Солнца, красива и немного печальна.

Современный Дед Мороз живет в Великом Устюге, он отвечает на письма детей.

В соседней Финляндии также существует специальная служба, кото рая отвечает на письма Деду Морозу или Санта-Клаусу.

В России святого Николая Чудотворца называют Великим Угодником Божьим. Он является одним из самых любимых святых, к его помощи при бегают в беде, но особенно просят его защиты в морских путешествиях.

В Санкт-Петербурге есть Никольский Собор, названный в его честь. Там моряков благословляют на морские походы, а моряки просят защиты у святого.

На Кипре Деда Мороза зовут Василием. На Руси Новый год раньше называли Васильев день, а январь - Васильев месяц, так как 14 января (или 1 января по старому стилю) - День памяти святителя Василия Вели кого. Этот день также называют Старый Новый год, канун Старого Ново го года - 13 января - Васильев вечер.

2) Новый год надо встречать как можно веселее и детям, и взрослым. Принято дарить подарки, танцевать вокруг новогодней елки. Накануне следует помыть и очистить свое жилище от ненужных вещей, хлама, тем самым избавиться от старых проблем, неприятностей, недугов. Войти в Новый год следует, непременно надев новую вещь.

Традиция выбрасывать старые ненужные вещи под Новый год есть также в Италии. Итальянцы выкидывают хлам демонстративно через от крытые окна.

Во Вьетнаме в новогоднюю ночь в парках собираются семьи, готовят праздничную еду, забывают ссоры.

В Древнем Китае это был праздник для нищих, когда любой мог вой ти в дом и взять то, в чем нуждался. А если хозяин дома ему откажет, то окружающие отвернутся от него.

В современном Китае Новый год - праздник фонарей. Он наступает в январе - начале февраля и ассоциируется с концом зимы и наступлением весны. Светом фонарей провожают холод и ненастье, встречают тепло. Мужчины исполняют танец Дракона.

В Корее молодые, красиво одетые женщины устраивают прыжки на досках.

А в Болгарии с нетерпением ждут 12-го удара часов. В это время в домах на мгновение гаснет свет для новогодних поцелуев. Только после этого хозяйка начинает резать пирог с запеченными в нем сюрпризами. Если достанется монетка - жди богатства, веточка розы— любви. Такая же традиция распространена в Румынии и Австралии.

Новый год - праздник семейный, и отметить его следует непременно дома.

Существует еще одна замечательная традиция - встречать Новый год и Рождество у нарядно украшенной елки. Этот обычай уходит в древнее языческое время и связан с культом зелени. В Древней Греции и Риме до ма накануне наступления Нового года украшали зелеными ветками, счи тая, что это принесет здоровье и счастье в будущем году.

IV. Конкурсы и задания.

1. Вспомните пословицы и поговорки о зиме.

1. Месяц январь - зиме государь.

2. Много снега - много хлеба.

3. У февраля два друга - метель да вьюга.

4. Береги нос в большой мороз.

5. Мороз невелик, а стоять не велит.

6. Спасибо, мороз, что снегу нанес.

7. В феврале зима с весной встречается впервой.

8. Декабрь зиму встречает, а год провожает.

2. Новогоднее меню.

Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось название продукта или блюда.

ТРОТ -торт;

РИЦАКУ - курица;

ЛАСТА - салат;

ЖОНОЕМОРЕ-мороженое;

ТОШКАКАР - картошка;

БАРЫ-рыба;

ПОТКОМ -компот;

АПУСТАК - капуста;

ОТЛЕКТА - котлета

.

3. Конкурс «Снежинка».

Кто лучше и быстрее вырежет снежинку из листа бумаги? (Оцениваются красота снежинки и скорость выполнения задания.)

4. Конкурс «Дед Мороз».

Команда игроков на доске или большом листе бумаги с завя занными глазами должна нарисовать Деда Мороза. Причем каждый игрок рисует определенный элемент, например: один - голову, дру гой - туловище, третий - руки, четвертый - ноги, пятый - мешок с подарками, шестой - посох. У какой команды получился самый лучший Дед Мороз?

Физкультминутка

Текст

Девочки и мальчики,        

Представьте, что вы зайчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо наклонись,

Наклонись и поднимись.

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Кто-то зайку испугал,

Зайка - прыг - и ускакал.

Описание

Полуприседания с поворотом

вправо-влево.

Прыжки вперед-назад.

Движения по содержанию тек ста.

Приседания на корточках, потирание рук.

Выполнение прыжков, стоя на месте.

Полуприседания с поворотом вправо-влево.

Повороты, приседания на кор точки,

обхват себя руками, голову опустить вниз.

5. Новогодний кроссворд.

Что подарит Дед Мороз на Новый год Снегурочке? Разгадай кроссворд и по клеткам в центре определи слово.

1

2

3

4

5

6

1. (Шило) ... в мешке не утаишь.

2. Кто в ... (лес), кто по дрова.

3. Тульский ... (пряник).

4. Дерни за веревочку, она и бабахнет. (Хлопушка.)

5. (Кот) ... в мешке.

6. Новогодняя ... (елка).

Слово в центре - шляпка.

6. Знатоки.

Ответьте на в о п р о с ы :

1. Что такое святки? (Время от Рождества Христова до Кре щения, то есть от 7 января до 19 января.)

2. Назовите дату Рождества Христова. (У православных - 7 ян варя, у католиков - 25 декабря.)

3. Назовите дату Крещения. (19 января.)

4. Сколько дней продолжаются святки? (12 дней.)

5. В чем особенность этого праздника? (Люди гадали, хотели узнать будущее.)

6. Что такое сочельник? (Вечер перед Рождеством.)

7. Всегда ли Новый год отмечали 1 января? (Нет.)

8. Всегда ли на Руси отмечали Новый год 1 января? (Древние славяне - в марте - с наступлением весны. Позже (при Иване III) -1 сентября. С 1700 года (при Петре I)- 1 января.)

Дополнение учителя.

Именно Петр I Указом повелевал украшать дома еловыми и сосновы ми ветками. Указ этот звучал так; «... в знак доброго начинания в веселии друг друга поздравлять с Новым годом ... по знатным проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение древ и ветвей сосновых, ело вых и можжевеловых ... чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты ..-. и зажигать огни».

9. Откуда появилась традиция отмечать Старый Новый год? (До 1918 года Россия жила по «старому» - юлианскому календарю, а с 1918 года перешла на «новый» - григорианский календарь. Разница составила 13 суток. Новый год по «старому», юлианскому кален дарю приходит на 13 суток позже.)

10. Что такое снег? (Замерзшие пары воды в виде кристалликов.)

11. Где находится полюс холода? (В Антарктиде.)

12. Как называется перемещение воздушных масс из-за разно сти температур? (Ветер.)

13. Назовите зимние виды спорта. (Лыжные виды: лыжные гонки, биатлон, слалом, прыжки с трамплина, фристайл; санный: бобслей; конькобежный спорт; фигурное катание; хоккей с шай бой, мячом.)

14. Вспомните сказки, где главными героями были бы персона жи, названные в честь явлений зимней природы. («Морозко», «Гос пожа Метелица», «Снежная королева», «Снегурочка».)

15. Назовите самую известную песню о лесной красавице. Ко гда и кем она была написана? («В лесу родилась елочка»; сочинена в 1903 году Раисой Адамовной Кудашевой.)

V. Подведение итогов. Награждение победителей.

КРЕЩЕНИЕ. ЧАС ДОБРОТЫ

Цели: знакомить с православными праздниками и традициями Руси; утверждать в детских душах твердые ориентиры добра, исти ны, любви и красоты.

Время: 40мин.

Ход классного часа

I. Рассказ о православном празднике Крещения.

19 января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник этот отмечается в воспоминание о крещении Иисуса Христа на реке Иордан. В наше время при обряде креще ния на водоемах прорубь называется «иордань» именно в честь этой реки.

Накануне отмечается крещенский сочельник. И в крещенский сочель ник, и в день Крещения - Святого Богоявления - проводится водосвятие -освящение воды. Освященная вода не портится весь год, обладает целеб ными и чудотворными свойствами. В этот день на водоемах принято при нимать обряд крещения - опускаться в прорубь «иордань». Это значит очиститься и физически, и духовно от болезней, дурных поступков, дур ных мыслей. После крещения человек должен вести чистую жизнь, жить в нравственной чистоте и доброте. Сейчас разговор у нас с вами пойдет именно о доброте как о важнейшем качестве чистой человеческой души.

Беседа.

Учитель. Доброта... Что означает это слово?

(Ребята объясняют, как они понимают это слово. Учитель де лает вывод.)

Учитель. По определению Сергея Ожегова, доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Он бтметил качества, определяющие доброту: доб родетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми Зтими качествами.

Наверняка в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (Дети соглашаются, кто-то молчит.) Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одино чества, несправедливость к вам, незащищенность.) (Может быть даже проанализирован случай из жизни класса.) Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)

А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.) А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами, и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети, скорее всего, ответят отри цательно.) В Евангелии от Матфея сказано: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жиз ни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, забо тились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, до саду и чувство несправедливости. Сейчас мы проведем тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек.

Тест.

Поставьте напротив каждого вопроса ответ «да» или «нет».

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все> что у те бя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если дан ная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчет очков.

 Одно очко за каждый утвердительный от вет на вопросы 1,3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Беседа.

Учитель. Теперь, ребята, ответьте мне на такой вопрос: что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (Дети дают версии.) Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: «доброго здоровья», «сча стливого дня», «будьте добры» и т. д.) Скажите, а как можно уси лить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжела тельного взгляда.) Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Чтец. Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад; Добреют взрослые и дети И улыбнуться всем спешат.

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотво рение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться ... («Доброе утро!»)

Доброе утро! - солнцу и птицам.

Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро продлится до вечера.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ...(«Добрый день!»)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... («Здравствуйте!»)

Растает ледяная глыба

От слова доброго ... («Спасибо!») Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... («Прости, пожалуйста!»)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы: ... («Спасибо!») И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... («До свидания!»)

Всем вам с большой любовью

Желаю ... (Крепкого здоровья.)

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:

1. Доброе слово и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

4. Доброе братство сильнее богатства.

5. Не хвались серебром, а хвались добром.

6. Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

7. В ком добра нет, в том и правды мало.

8. Не ищи красоты - ищи доброты.

Ребята, многие из вас читали или видели мультфильм о том, как Удав передавал привет Мартышке. В нашей следующей игре при вет необходимо будет поймать.

Игра «Поймай привет».

Звучит ритмичная музыка. Под музыку дети начинают хлопать в ладоши. Подходя то к одному, то к другому в момент, когда тот хлопает, ведущий быстро проводит ладонью между ладонями хло пающего. Последний, в свою очередь, пытается хлопком «поймать привет», то есть руку ведущего. Тот, кому это удается, сам стано вится ведущим.

Учитель. Ребята; сейчас я попрошу вас выполнить творческое задание. Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Инс ценируйте, пожалуйста, историю из своей жизни, подтверждающую эту мысль. (Дети разбиваются в группы по 2-3 человека. Можно взять историю из жизни класса. Если детям трудно выполнить это задание, можно проанализировать историю Крошки Енота. Мы знаем, что сна чала Крошка Енот поссорился, как оказалось, сам с собой. И только добрая улыбка, добрый взгляд и доброе слово позволили ему подру житься с самим собой и окружающим его миром.)

Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас ска жу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего на строения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согре вает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удиви тельный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радо стью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согре вающее душу настроение.

Подведение итогов.

Учитель. Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

Всего вам доброго!