Разработка урока музыки в 4 классе С.Прокофьев кантаты "Александр Невский "
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Широкова Татьяна Михайловна

Урок  музыки в 4 классе  

 разработка урака музыки в 4 классе. " С. Прокофьев кантата " Александр Невский"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevskiy_2.doc68 КБ
Office presentation icon nevskiy_2.ppt2.33 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Широкова Татьяна Михайловна

 Литература и искусство

Разработка урока музыки в 4 классе

Предмет: музыка

Учитель музыки, I квалификационная категория

Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательная школа № 9 им. В.Т. Степанченко г. Ржева Тверской области.

Тема урока. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

 Цели  урока: 

1.Образовательная: познакомить учащихся с кантатой С.Прокофьева «Александр   Невский».

2.Развивающая: развитие у учащихся умения анализировать музыку и картины художников (слуховой, визуальный и тактильный анализ).

3.Воспитательная: обогащение кругозора учащихся, воспитание чувства патриотизма и гордости за русский народ.

Задачи урока: 

1. Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию героических образов.

2. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения, фантазии.

Оборудование:  синтезатор, музыкальный центр, видеопроектор, экран, видеомагнитофон;  триптих П.Корина «Александр Невский» (фрагмент).

Ход урока.

I.Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Постановка учебной задачи.

II. Повторение изученного материала.

- Ребята, в I четверти мы с вами продолжили знакомство с музыкальной культурой русского народа: узнали об истоках народной музыки, ближе познакомились с русским народным творчеством, говорили о том, какую роль на Руси  играли колокола. А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд для того, чтобы повторить уже пройденный материал и узнать тему нашего сегодняшнего урока.

Отгадывание кроссворда.

III. Изучение нового материала.

-Итак, ребята, вы отгадали весь кроссворд и ключевым словом здесь было слово «кантата». Сегодня мы с вами будем знакомиться с кантатой С.С.Прокофьева «Александр Невский». Сейчас вы видите портрет С.С.Прокофьева. (Слайд – портрет Прокофьева). 

-А вы знаете, кто такой Александр Невский? (Ответы детей.)

-Великий князь Александр Невский на протяжении почти восьми веков был и остается в народной памяти священной личностью нашей страны, национальным героем и народным заступником. Про него говорили: «Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом».

Родился князь Александр 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском, где княжил его отец Ярослав Всеволодович, правнук Владимира Мономаха. Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого Александра Македонского, и не просто читал – палочкой на снегу или земле чертил планы сражений Македонского, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он действовал в бою.

Пристрастие к военному делу не было прихотью Александра. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла.

Детство и юность Александра протекали в Новгороде. В это время на Русь напали манголо-татары. И хотя Новгород не испытывал ужасов ордынского нашествия, новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить ханам дань. Новгороду тогда больше досаждала агрессия шведских, а позже немецких феодалов.

После победы над шведами в 1240 году (Невская битва) народ прозвал князя Александром Невским. А через 2 года произошло знаменитое Ледовое побоище, о котором повествует кантата Прокофьева «Александр Невский».

Прошло много лет… Как-то по пути из Орды князя настиг предсмертный недуг. Предчувствуя свою кончину, Александр по обычаю русских князей принял монашескую схиму (торжественную клятву) с именем Алексия. При его отпевании   произошло чудо: митрополит Кирилл, совершая в соборе богослужение, увидел вдруг, как ангелы возносят душу князя Александра на небо, а когда он хотел по обычаю вложить в руки умершего разрешительную грамоту, Александр, вдруг протянул руку и взял её сам. Великий князь умер 14 ноября 1263 года, ему было всего 43 года.

Православная церковь канонизировала Александра Невского в 1380 году после победы над Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра Невского.

В 1710 по воле царя Петра I в память св. Александра Невского на берегу Невы была основана Александро-Невская Лавра. (Слайд - Лавра) Сюда была перенесена главная святыня лавры -  мощи св. Александра Невского. (Слайд – мощи) Позже в лавре были похоронены М.В.Ломоносов, Д.И.Фонвизин, А.В.Суворов, Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, И.А.Крылов, Ф.М.Достоевский, М.И.Глинка, П.И.Чайковский и другие известные люди.

В 1725 был учрежден орден св. Александра Невского.(Слайд – орден) Новый орден Александра Невского, учрежденный в 1942, вошел в число высших советских боевых наград. (Слайд – орден)

Сейчас  вы видите репродукцию картины-триптиха Павла Корина  (триптих - это картина, состоящая из 3-х самостоятельных частей и все же отражающих единое целое.) Общее название триптиха «Александр Невский»: левая часть – «Северная баллада», центр – «Александр Невский», правая часть – «Старинный сказ».

В центре сам Александр Невский на фоне реки Волхова. На том берегу -  Новгород со знаменитым Софийским собором. Еще дальше  - леса. Сбоку, поодаль – войско, готовое к походу. В «Северной балладе» - русский крестьянин с вытянутой вперед рукой, словно преграждая дорогу врагу, рядом – русская женщина, с выражением непреклонной воли на прекрасном лице. Вокруг – суровая северная природа. В «Старинном сказе» - сказительница, сказитель, готовые запечатлеть в своих песнях-сказах величие и трагизм той поры, и крестьянин – не то разбойник, на то богатырь.

Центральное полотно триптиха – самого Александра Невского – Корин писал в 1942 году. Боковые полотна он заканчивал в 1943 году. Неудивительно, что эта картина встала в ряд с замечательными произведениями советского искусства, отразивших эпоху Великой Отечественной войны.

-А теперь ответьте на вопрос: события какой эпохи подтолкнули Корина написать картину? Ну конечно! События 40-х годов XX века, т.е. Великая Отечественная война.

-Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет взят из событий XIII века, а само произведение всем своим существом, всем своим духом связано с XX веком. Обратите внимание на фон. Какие тона, краски, цвет использовал художник для выражения образа Александра Невского? (Бордовый, коричневый тон, серый, черный.)

-А что вы можете сказать о содержании картины? (На первом плане Александр Невский. Вид его суров и серьезен. Он опирается на меч сильными руками, фигура могучая, колоритная. Взгляд суров и непреклонен. Плохо будет врагу в битве с ним. И не дрогнет его рука, наказывающая врагов и т.д.)

Композитор Сергей Прокофьев создал не менее выдающееся произведение искусства, которое тоже носит название – «Александр Невский». Это произведение создавалось в ту пору, когда гитлеровцы уже начали своё варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла на всем миром.  Фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" с музыкой Сергея Прокофьева был создан в 1938 году, а кантата – в 1939. Они прозвучали как решительное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину.

Кантата "Александр Невский" была создана Прокофьевым  на основе музыки фильму. Текст к кантате написал поэт Владимир Луговской и сам композитор. Несмотря на то, что музыка предварительно сочинялась для фильма, в кантате она приобрела свою собственную драматургию, своё развитие, свою форму, стала новым и вполне самостоятельным музыкально-драматическим произведением.

В кантате семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер:

Русь под игом монгольским
Песня об Александре Невском
Крестоносцы во Пскове
Вставайте, люди русские
Ледовое побоище
Мёртвое поле
Въезд Александра во Псков

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Александр Невский». Музыка к этому отрывку фильма стала частью кантаты под названием «Вставайте, люди русские».

Просмотр отрывка из фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский». 

-Какие чувства вызвал у вас этот отрывок из фильма? К чему призывал Александр Невский?

-Это был открытый призыв к защите родной земли, какого у Корина нет, хотя его триптих создавался в годы войны, а кантата только в предчувствии войны. Корин, работая над «Александром Невским»,  говорил, что хочет воплотить в нем непокорный дух русского народа, а Прокофьев задумывал ее как симфонию величия человеческого духа. Какое замечательное совпадение замыслов двух мастеров, даже не знакомых друг другу, ни разу не встречавшихся!

Слушание 1. С.Прокофьев. Хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский».

-Ребята, сколько частей было в произведении? (3 части)

-Чем они отличались друг от друга? (Крайние части – призывные интонации главной мелодии, ритмическая энергия, четкий ритм. Средняя часть – лирическая распевность.)

-Во время Великой Отечественной войны песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши солдаты, шедшие на бой с гитлеровцами. И чуть ли не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки  песни «Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!», перекликаясь с другой могучей песней, созданной в первые дни после начала войны поэтом Лебедевым-Кумачем и композитором А.Александровым «Священная война».

Музыкальная разминка.

Во все времена солдаты ходили и будут ходить строевым шагом. Давайте попробуем с вами изобразить  строевой шаг под  музыку. Идти надо чётко, высоко поднимая колени, вслушиваться в ритм музыки.

Слушание 2. С.Прокофьев. «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский».

-Здесь сталкиваются образы тевтонских рыцарей и русских воинов. Какие инструменты симфонического оркестра вы услышали? Какие из них преобладали? (Духовые, ударные, меньше - струнные.)

-Подберите слова, характеризующие эту часть кантаты.

Воинственно, игриво, мужественно, ласково, уверенно, мягко, нежно, спокойно, стремительно, мечтательно, добродушно, тоскливо, резко, агрессивно, забавно, равнодушно, решительно, напористо, беспощадно, мрачно, зловеще.

-Во все времена на нашу страну нападали враги, и народ, преодолевая великие трудности, потери и лишения, побеждал. Все это нашло отражение в творчестве писателей, поэтов, художников, музыкантов. Тему патриотизма затрагивали в своих произведениях выдающиеся композиторы России: Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Прокофьев и многие другие. Я надеюсь, ребята, что вы тоже очень любите Россию и всегда будете патриотами своей страны. А в подтверждение моих слов я хочу, чтобы вы исполнили песню «Россия-Русь». Но перед песней нужно обязательно разогреть голосовые связки и распеться.                                                                                      

Распевание. 1. До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до (вверх – легато, в медленном  темпе,  вниз – стаккато, в быстром темпе)

                       2. И-о-а (вверх – стаккато, следить за правильным дыханием).

Исполнение песни «Россия-Русь».

Петь выразительно, четко проговаривая слова. Выдерживать паузы, следить за дыханием.

IV.Итог урока.

-У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках. А благодаря разным видам искусства: музыке, изобразительному искусству и искусству кино,  их облик не только не стирается в памяти потомков, а,  наоборот, с течением времени становится ярче и светлее.

Итак, давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке.

-Назовите имя русского полководца, о котором мы говорили на уроке. (Александр Невский.)

-Назовите русского художника, автора картины «Александр Невский». (Павел Корин.)

-Кто написал музыку к кинофильму и создал на его основе кантату «Александр Невский»? (С.Прокофьев.)

-Как назывались отрывки из кантаты, которые мы слушали? (Хор «Вставайте, люди русские» и «Ледовое побоище».)

Домашнее задание.  

1. Подберите стихотворения, в которых говорится о любви к Родине, к России.

         2. Сделайте иллюстрации к прослушанным на уроке музыкальным произведениям.

Музыкальное прощание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки по теме "С.Прокофьев кантата "Александр Невский"

Урок  на закрепление знаний о вокальных жанрах, и знакомство с новой темой....

Разработка урока музыки 2 класс

Урок музыки 2 класс Тема Гимн России...

Методическая разработка урока музыки 1 класс

Тема урока: «Портреты запели и заговорили»Цель: Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.Задачи: 1. Развивать умение определять жив...

Методическая разработка урока музыки 4 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Разработка урока "Звать через прошлое к настоящему" составлена на высокохудожестенных образцах русской культуры (кантата С.Прокофьева, картина П.Корина, фильма С.Эйзенштейна) с целью духовно...

Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Методическая разработка урока музыки 1 класс по теме:" Край в котором ты живёшь."

Методическая разработка урока музыки 1 класс по теме:" Край в котором ты живёшь."...