рабочая программа курса «Люблю сказки» для внеурочной деятельности
рабочая программа (2 класс) по теме

Ирина Борисовна Петрова

 

Цели программы состоят в том, чтобы дать возможность детям приобщиться к народному творчеству, проявить и развить свои способности в области различных видов искусства (литература, изо, музыка, театр, технология); формировать читательскую компетентность младших школьников и функциональную грамотность; способствовать общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

      Настоящая рабочая программа курса «Люблю сказки» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программой Щёлковской гимназии и ориентирована  на внеурочную деятельность обучающихся 1-2 классов.

      Цели программы состоят в том, чтобы дать возможность детям приобщиться к народному творчеству, проявить и развить свои способности в области различных видов искусства (литература, изо, музыка, театр, технология); формировать читательскую компетентность младших школьников и функциональную грамотность; способствовать общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка.

    Программа курса помогает решать образовательные, воспитательные и творческие задачи, которые тесно связаны с учебными предметами и воспитательной работой.

  1. Учебные задачи:
  1. освоение общекультурных навыков чтения и духовного понимания произведения;
  2. формирование литературоведческих понятий и представлений;
  3. формирование умений определять художественную ценность произведения, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  4.  формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса детей;
  5. освоение основных изобразительных операций;
  6. овладение различными материалами и инструментами изобразительной и трудовой деятельности.

2. Творческие задачи:

  1. умение осознанно использовать образно-выразительные средства;
  2. развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
  3. освоение простейших технологий дизайна и оформления.
  1. 3. Воспитательные задачи.

- воспитание интереса к чтению и книге;

- воспитание эстетического отношения к действительности, к красоте окружающего мира;

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

- воспитание зрительской культуры.

      В программу включены русские народные сказки, т. к. дети любят читать сказки, они легче для понимания сюжета, представления героев, изображения на бумаге, инсценирования. Читая русские народные сказки, а в дальнейшем и сказки народов России и мира, авторские сказки, дети как бы входят  в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен, и в то же время един. Когда бы и где бы не жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо прослеживается, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло и т.д.

     Основными видами деятельности обучающихся на занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, технико-технологическая деятельность, прослушивание музыкальных произведений, слушание фольклорных произведений в исполнении актёров, театральная постановка.

      Продолжительность занятий строится из расчёта 68 часов (по два часа в неделю).

     Итоги занятий планируется подводить в форме отчётных выступлений с приглашением родителей, друзей, педагогов гимназии.

Содержание трудовой и художественно-творческой деятельности обеспечивает интегративные связи.

Планируемые результаты.

     Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта. Главным критерием оценки ученика является не столько талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.

     К концу года дети должны иметь представление: об эстетических понятиях (прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное), о видах технических материалов, их свойства и названия, о видах театрального искусства.

      Должны знать:

  1. способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный и подвижный);
  2. чертёж, рисунок, набросок, иллюстрация;
  3. работа с разными средствами изобразительного искусства.

    Должны уметь:

  1. выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;
  2. реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;
  3. с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  4. самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;
  5. размышлять о характере и поступках героя;
  6. высказывать своё отношение к прочитанному;
  7. различать народную и литературную сказки;
  8. находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;
  9. относить сказочных героев к одной из групп — положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи.

     Личностные результаты.

  1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
  2. Гуманистическое сознание.
  3. Устойчивое следование в поведении социальным нормам.
  4. Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
  5. Мотивация любой деятельности.
  6. Самооценка на основе критериев успешности этой деятельности.
  7. Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир.
  8. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
  9. Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
  10. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  11. Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
  12. Проявление интереса к творческим успехам товарищей.

 

 

 

 

         Календарно - тематическое планирование  по курсу «Люблю сказки»

№ занятия

Тема занятия

Вид деятельности

Результаты  деятельности

Дата проведения

Русская народная сказка «Репка»

Чтение сказки, анализ содержания

Работа над выразительным чтением, используя интонацию, темп, паузы

Рисуем героев сказки

Творческое изображение образов сказки на бумаге.

Учимся анализировать содержание, положительные и отрицательные черты героев, выделять главную мысль.

Подготовка к театральной постановке

Конструирование декорации

Устройство ширмы и декорации.

Ознакомление с элементами оформления спектакля кукольного театра

Подготовка к театральной постановке

Конструирование персонажей

Изготовление кукол для спектакля

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол.

 

Подготовка к театральной постановке

Конструирование кукол

Изготовление кукол для спектакля

Знакомство с технологией изготовления различных кукольных персонажей.

Подготовка к театральной постановке

Конструирование одежды

Изготовление одежды

для кукол

Техника «свободной росписи» в художественном оформлении одежды.

Подготовка к театральной постановке.

Распределение и пробы ролей

Распределение ролей, пробные действия.

Особенности театральной терминологии

Подготовка к театральной постановке

Разучивание ролей

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций

Разучить речевую гимнастику

Подготовка к театральной постановке.

Разучивание ролей

Репетиция спектакля кукольного театра

Соединение словесного действия (текста) с физическим действием персонажей.

Театрализация сказки

Выступление учащихся

 Показ спектакля учащимся начальных классов

Экскурсия на выставку кукол

Поездка

Узнать об особенности работы кукловода

 Русская народная сказка «Теремок»

Чтение сказки, анализ содержания

Работа над выразительным чтением, используя интонацию, темп, паузы

Рисуем героев сказки

Творческое изображение образов сказки на бумаге.

Учимся анализировать содержание, положительные и отрицательные черты героев, выделять главную мысль.

 Конструирование декорации

для картонажного спектакля

Устройство декорации из разных материалов.

Ознакомление с элементами оформления спектакля  картонажного театра

Подготовка к театральной постановке

Конструирование персонажей

Изготовление персонажей для спектакля из бумаги и картона.

 Узнать особенности изготовления декорации и персонажей

Подготовка к театральной постановке

Конструирование персонажей

Изготовление персонажей для спектакля

Знакомство с технологией изготовления.

Подготовка к театральной постановке

Конструирование персонажей

Изготовление персонажей, роспись одежды.

Техника «свободной росписи» в художественном оформлении одежды.

Подготовка к театральной постановке.

Распределение и пробы ролей

Распределение ролей, пробные действия.

 Понятие о разнообразии движений различных частей кукол.

Подготовка к театральной постановке

Разучивание ролей

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций

 Психологическая подготовка юного артиста.

Подготовка к театральной постановке.

Разучивание ролей

Репетиция спектакля  

Соединение словесного действия (текста) с физическим действием персонажей.

Постановка сказки в картонажном театре

Выступление детей

Показ спектакля первоклассникам.

 Русская народная сказка «Три поросёнка»

Чтение сказки, анализ содержания

 Коллективное обсуждение.

Учимся высказывать своё предположение.

Рисуем героев сказки

Творческое изображение образов сказки на бумаге.

Учимся изображать героев, выделяя и показывая черты героев.

 Конструирование декорации

для отдельных сценок сказки.

Устройство декорации из разных материалов.

Ознакомление с элементами оформления и крепления декорации

Подготовка к театральной постановке

Конструирование костюмов.

Изготовление костюмов для спектакля из разных материалов.

Знакомство с технологией изготовления костюмов.

 

Подготовка к театральной постановке

Конструирование костюмов.

Изготовление  костюмов для выступления.

Знакомство с технологией изготовления различных костюмов.

Подготовка к театральной постановке

Конструирование сценок

 Подбор музыкального и светового оформления.

Распределение и пробы ролей.

 Понятие о художественных средствах создания театрального образа.

Подготовка к театральной постановке.

Конструирование сценок

 Репетиция отдельных сценок сказки.

 Понятие об актёрском мастерстве.

Подготовка к театральной постановке

Разучивание ролей

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций

 Соединение словесного действия (текста) с физическим действием персонажей.

Подготовка к театральной постановке.

Разучивание ролей

Репетиция  

Декламация. Формулирование личной оценки.

Театральная постановка сценок сказки

Конкурс сценических постановок.

Выступление детей на сцене перед одноклассниками.

 Русская народная сказка «Хаврошечка»

Чтение сказки, анализ содержания

 Коллективное обсуждение.

Учимся высказывать своё предположение.

Рисуем героев сказки

Творческое изображение образов сказки на бумаге.

Учимся изображать героев, выделяя и      

отображая положительные и отрицательные черты героев.

 Конструирование декорации

для картонажного спектакля

Устройство декорации из разных материалов.

Учимся оформлять  спектакль картонажного театра

Подготовка к театральной постановке

Конструирование персонажей

Изготовление персонажей для спектакля из бумаги и картона.

 Учимся изготовлять декорации и персонажей.

Подготовка к театральной постановке

Конструирование персонажей

Изготовление персонажей для спектакля

Технология изготовления.

Подготовка к театральной постановке

Конструирование персонажей

Изготовление персонажей, роспись одежды.

Техника «свободной росписи» в художественном оформлении одежды.

Подготовка к театральной постановке.

Распределение и пробы ролей

Распределение ролей, пробные действия.

  Учимся движению различными частями кукол.

Подготовка к театральной постановке

Разучивание ролей

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций

 Психологическая подготовка юного артиста.

Подготовка к театральной постановке.

Разучивание ролей

Репетиция спектакля  

Соединение словесного действия (текста) с физическим действием персонажей.

Театральная постановка сказки в картонажном виде.

Выступление детей

Показ спектакля первоклассникам.

Русская народная сказка «Снегурушка»

Чтение, анализ содержания

Работа над выразительностью.

Рисуем героев сказки

Творческая работа

над образами

Выставка рисунков

Презентация сказок.

Сравнение русской народной сказки  с литературной сказкой.

Выставка книг

  Русская народная сказка «Петушок-Золотой гребешок»

Чтение, анализ содержания

 

Работа над выразительностью.

Рисуем героев сказки

Творческая работа

над образами

Зарисовки

«Пластилиновый мир»

Творческое изображение образов сказки из пластилина.

Выставка творческих работ.

  Русская народная сказка

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Чтение, анализ содержания

Работа над выразительностью.

 Создание мультфильма

по сказке.

Творческое изображение сюжета сказки на бумаге.  

Зарисовки.

 Создание мультфильма

по сказке.

Творческое изображение образов сказки на бумаге.  

Мультфильм в бумажном виде.

Русские народные сказки

о животных.

 Чтение сказок, анализ содержания

 Коллективное обсуждение.

Русские народные сказки

о животных.

 Чтение сказок, анализ содержания

Учимся высказывать своё мнение.

Русская народная сказка

«Маша и медведь»

Чтение, анализ содержания

Чтение по ролям

Сказка в современном исполнении

Сравнение

Презентация

  Русская народная сказка «Царевна-Лягушка»

Чтение, анализ содержания

Работа над выразительным чтением, используя интонацию, темп, паузы

Рисуем героев сказки

Творческая работа

над образами

Учимся анализировать характеры героев сказки, выделять положительные и отрицательные черты.  

Подготовка к театральной постановке

Конструирование декорации

Устройство декорации.

 Учимся оформлять спектакль (декорация, цвет, свет, звук, шумы и т. п.)

Подготовка к театральной постановке

Конструирование декорации

Устройство декорации.

 Учимся оформлять спектакль (декорация, цвет, свет, звук, шумы и т. п.)

Подготовка к театральной постановке

Конструирование костюмов.

Изготовление костюмов для персонажей сказки.

Знакомство с технологией изготовления различных  костюмов.

Подготовка к театральной постановке

Конструирование костюмов.

 Изготовление костюмов для персонажей сказки.

Техника     художественного оформления одежды.

Подготовка к театральной постановке.

Распределение и пробы ролей

Распределение ролей, пробные действия.

Понятия об особенностях речи различных персонажей.

Подготовка к театральной постановке

Разучивание ролей

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций

 Соединение словесного действия (текста) с физическим действием персонажей.

Подготовка к театральной постановке.

Разучивание ролей

Репетиция спектакля

Умение работать в коллективе.

 Театральная постановка сказки.

Выступление перед родителями.

Показ талантов.    

Поездка в музей сказок.

Экскурсия

Знакомство

Репетиция театральных постановок

Личностные умения

Репетиция театральных постановок

Личностные умения

Праздник театральных постановок.

Выступление перед учащимися вторых классов и родителями.

Итоговое занятие

Используемая литература.

  1. ФГОС. Примерные программы начального общего образования.

М «Просвещение», 2010

  1. ФГОС. Планируемые результаты НОО.
  2. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М «Просвещение» 2010
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Под редакцией В. А. Горского М «Просвещение» 2011

  1. «Согласовано»

на заседании  кафедры

учителей начальных классов

«___»_________2012 г.

 протокола _______

 Руководитель кафедры____________ Разуваева С. А.

 

« Согласовано»

Зам. директора по УВР_____________Клейникова С. Г.

«___»__________2012 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )

  Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках  федерального государственного образовательного стандарта о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса « Уроки здоровячков» для внеурочной деятельности

программа «Уроки здоровячков» на основе авторской программы Э. Н. Петляковой «Уроки здоровья в начальной школе»...

Программа курса "Математика и конструирование" (внеурочная деятельность в 1 классе)

Программа предназначена для кружковой  работы с обучающимися 1 классов. Я использую эту программу для работы с детьми  условно готовыми к школьному обучению. Так как программа помогает разви...

Рабочая программа курса "Четыре путешествия"по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления 1 класс

Курс  «Четыре путешествия» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-6-х классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта общего...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 4 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...