Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы
рабочая программа (1 класс) по теме

Куулар Хорагай Сарыг-ооловна

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchus_sozdavat_proekt_3.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста помогать детям  проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.

        

   Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию  ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Общие цели исследовательской деятельности:

развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

развитие критического мышления;

воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении  и действиях.

Цель занятий «Учусь создавать проект»:

формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

предлагаемая программа занятий  позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?”  используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.

Задачи занятий:

развитие мотивации к процессу получения знаний;

ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.

формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

   

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём» для учащихся 1 класса, рассчитана на 30 часов  (1 занятие в неделю продолжительностью 35 минут).

Изменения в авторскую программу не внесены.

 

Группы умений, которые формируют занятия «Учусь создавать проект»:

исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Принципы отбора содержания.

Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникаль-ности каждого ученика).

Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).

Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).

Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.

Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

 

         В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

 

Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.

Содержание курса составляют следующие разделы:

введение;

способы мыслительной деятельности;

этапы работы в рамках исследования;

самостоятельные исследования;

защита результатов самостоятельных исследований.

Содержание программы занятий будет способствовать:

овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;

саморазвитию и самовыражению;

осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;

востребованию творческого потенциала учеников;

получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.

           В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

типовые занятия (объяснения и практические работы),

уроки-тренинги,

групповые исследования,

игры-исследования,

творческие проекты.

Практическая значимость.

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

расширяется кругозор в предметных областях;

повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;

происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

наилучшим образом развиваются творческие способности;

развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.

Практический выход: проведение классной научно - практической конференции «Первые шаги в науку».

Литература для учителя.

Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012.

А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.

Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.

Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.

Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

Литература для учащихся:

Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 1 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2012.

Календарно-тематическое планирование

                

№ задания

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

      1

Кто я? Моя семья.

1

02.10

2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

09.10

3

О чем я больше всего хочу рассказать.

Выбор темы проекта.

1

16.10

4

Как собирать материал? Твои помощники. Этап.

1

23.10

5

Повторение. Давай вспомним.

1

30.10

6

Проблема.

1

13.11

7

Проблема. Решение проблемы.

1

20.11

8

Гипотеза. Предположение.

1

27.11

9

Гипотеза. Играем в предположения.

1

04.12

10

Цель проекта.

1

11.12

11

Задача проекта.

1

18.12

12

Выбор нужной информации.

1

25.12

13

Интересные люди- твои помощники.

1

15.01

14

Продукт проекта.

1

22.01.

15

Виды продукта. Макет.

1

29.01

16

Повторение пройденных проектных понятий.

1

05.02

17,18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

2

19.02

26.02

19,20

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

2

05.03

12.03

21

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

19.03

22,23

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

1

02.04

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

09.04

25,26

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

2

16.04

23.04

27

Повторение. Давай вспомним.

1

30.04

28

Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно.

1

07.05.

29

Играем в ученых. Поилка для цветов.Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

1

14.05.

30

Тест «Чему я научился?»

1

21.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс

Рабочая программа по информатике в 2 классах  составлена на основе  авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика»  составлена  на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополните...

Рабочая программа по учебному курсу "Учусь создавать проект" для 4 класса.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированн...