Сотрудничество семьи и школы в обучении и воспитании учащихся.
статья по теме

В материале красной нитью проходит мысль о единстве взглядов и подходов  к учащимся родителей и учителя, т. к.  они не чуждые лагеря, а добрые  союзники и помощники воспитанников. Успешно то воспитание,  которое осуществляется  в семье, во внеклассной работе, в учебном процессе. Важно, чтобы родители видели в педагоге  помощника и друга.Как построить свою работу педагогу, чтобы родители шли в школу не только по вызову? Как укрепить звенья одной "цепи": родитель - ученик - педагог?   Своим опытом делюсь с коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.doc67.43 КБ

Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО  СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ

( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МБОУ « ПОГОРЕЛЬСКАЯ СОШ» имени Героя Советского Союза

Н. И. Черкасова   Е. Б. Черкуновой).

Воспитание - многогранный процесс постоянного духовного обновления и обогащения, выражающийся  в единстве идеалов, стремлений и интересов, мыслей и переживаний воспитанников и воспитателей.

Ребенок впитывает в себя все что видит, с чем он сталкивается. В процессе своей деятельности он перерабатывает полученные знания, что-то принимает, а что-то отбрасывает Родители и учитель должны стать добрыми друзьями и помощниками воспитанников. Со стороны родителей должно быть безграничное уважение и доверие к школе (об этом я говорю на родительских собраниях). Только взаимодействие семьи и школы, единые требования дадут желаемый результат воспитания. Со стороны учителя должно быть уважительное отношение к каждому родителю. Не семьи одинаковы, но каждая из них, как и человек,- своя история. Исходя из этого, стоит искать к детям, их родителям, строить общения с ними. Необходимо, чтобы учитель, родители, ученик «шагали в ногу». Во всем должно быть: 1)доверие 2)уважение 3)серьезное отношение к любой деятельности.

В общении с детьми нужно проявлять чуткость, учитывать волю и желание учеников. Главная роль отводится учителю и родителям. Каков бы не был метод (поощрения, наказания или убеждения) во всем должна быть последовательность. Часто в семьях типичная ситуация «добрая», «мягкая мама» и «напротив», «черствый» папа. Это приводит к тому, что ребенок замыкается, становится скрытным, замкнутым, жестоким. Есть пословица «Хочешь иметь друга? Будь им!» Кто хочет хорошо воспитать детей, тот должен беречь это единство. Оно необходимо детям, родителям, педагогу.

Эти мысли я высказываю родителям на собраниях, в индивидуальных беседах. Родители лучше знают особенности своих детей, имеют большие возможности влиять на них. Успешно воспитание, ели оно осуществляется в учебном процессе, во внеклассной работе, совместно в семье. Хорошо, когда родители собираются в классе для решения проблем, выработки единых требований, для общения с педагогом, для индивидуальных бесед, идут в школу не по вызову учителя, а по мере необходимости и видят при этом в учителе союзника.

Мое общение с родителями будущих первоклассников начиналось с индивидуальных встреч. На 1-м родительском собрании провожу 1-ое анкетирование. Его цель - получить первые представления о ребенке, его интересах и семье. На этом собрании решаем вопрос о благоустройстве классной комнаты. Эстетично оформлены силами родителей и учителя стенды, разнообразие комнатных растений создавало уют. Класс ждал своих первоклассников. Ученикам очень понравился кабинет, а для меня почва, чтобы учить детей ценить труд учителя и своих родителей, беречь имущество, видеть прекрасное, воспитывать эстетический вкус. На собраниях говорю о психологических особенностях детей этого возраста,

знакомлю с программными требованиями. Настраиваю родителей на совместную работу. Вопросы о неуспевающих, недисциплинированных учениках решаю только в индивидуальном порядке. В основу собрания интересные моменты школьной жизни ( анонимные результаты анкет, сочинения, ситуации, советы, рекомендации, общие результаты контрольных работ, олимпиад, тематические беседы «Как привить любовь к чтению», «Как лучше делать уроки», «Какие мы родители». Знакомлю с тезисами о воспитании, обмениваемся мнениями по вопросу «А что думают дети?» Родители рассказывают о тех впечатлениях, которыми поделились дети после мероприятия. Это важно для поддержания контакта с детьми через родителей.

Создаю игровые ситуации. Например: «Вы корреспонденты», дети берут интервью у родителей (тема: « Профессии родителей»). Детские заметки собраны в специальные папки.

Дети - активные участники выставок, а родители им помощники. Традиционными в классе стали выставки «Дары осени», «Чудеса природы». Цель: показать наглядно, чем одаривает нас природа осенью за труд, использовать эти экспонаты на уроках. Дети приносили овощи, фрукты, букеты цветов, давали названия, проявляли выдумку (кабачок превращался в «старичка», «пингвина» и т.д., Все дети приняли участие, заинтересовались и старшеклассники.

Традиционными стали выпуск родителями стенгазет к 8 Марта, 23 февраля, новому году, предметным неделям. Велико воспитательное значение совместных мероприятий (ученики, родители, учитель). («Осень -дивная пора», «Новогодняя сказка», «Прощай 1, 2 класс», «Мамин день»). У родителей возможность проявить себя в роли культмассового работника (игры, конкурсы, викторины, танцы), пообщаться друг с другом, с учителем в непринужденной обстановке, увидеть своего ребенка в коллективе детей. Мы с детьми готовим концертную программу, родители накрывают праздничный стол, помня, что во всем должна быть эстетичность.

Традицией стали поздравления именинника - в 1 классе всем вручали фотоальбомы. Поздравляем и через классный уголок. У нас есть свой девиз,  а живем мы в  «Солнечном городе». Все мероприятия стараемся фотографировать. У некоторых учащихся класса сестры и братишки посещают детский сад, некоторые мои ученики - бывшие воспитанники детского сада, поддерживаем связь с малышами. С помощью родителей подготовили программу, сделали костюмы, оформления и выступали Программа удалась! Мои артисты, проанализировав выступления, решили выступить и пред первоклашками. Так мы осуществляли правила жителей «Солнечного города». Интересной и запоминающейся была подготовка к  сказочному представлению на Новогоднем празднике. Готовили совместно с родителями. Выступили успешно. Каждое проводимое мероприятие анализировалось в беседах с учащимися, путем анкетирования и отражается анализ в плане воспитательной работы.


Поддерживая связь с семьей постоянно, имею информацию о детях, об их проблемах, неудачах, наоборот, об успехах, увлечениях.

В плане воспитательной работы фиксирую индивидуальную работу с детьми и родителями. Имеют место специальные страницы «Мои наблюдения», где кратко отмечаю успехи и проблемы каждого ученика.

В своей работе считаю необходимым посещение семей. Часто в домашней обстановке дети совершенно другие: можно открыть стороны личности, которые в классе не раскрываются. Да многое можно увидеть: насколько гостеприимный ребенок, как он умеет встретить, как общается, что может показать из своих увлечений, как ведет себя по отношению к родителям и педагогу. Посещая семьи, обогащаешься знаниями устоев семьи, условиями жизни. Дети очень рады, если их родители что-то сделали для класса. Я это обязательно отмечаю и стараюсь всех родителей вовлечь в общие дела, чтобы никому из детей не чувствовать себя обиженным. Важно никакого ребенка не оставлять без внимания. Чтобы отношения с детьми были прочными, чтобы дети доверяли, требуется терпение и полное взаимопонимание родителей и учителя.

Семья и школа - это не нужды лагеря, это один мир, в котором живет ребенок, и надо, чтобы этот мир был цельным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы

Материал посвящён методам взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя....

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Статья «Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»

В статье описывается взаимодействие учителя и родителей. а так же его результаты, которые могут быть разными в зависимости от степени сотрудничества. Приводятся примеры решения некоторых задач, имеющи...

Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

Сотрудничество семьи и школы как фактор успешного обучения и воспитания детей.

доклад на районном объединении учителей начальных классов...