Урок по Истории и культуре Башкортостана
план-конспект урока (4 класс) по теме

Хамидуллина Лилия Афраимовна

Урок по  истории и культуре Башкортостана  теме "Поэт Галимов Салям. Пламенное сердце поэта.«Кошка и новогодняя елка» и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Поэт Галимов Салям. Пламенное сердце поэта.

«Кошка и новогодняя елка»

Цели. Познакомить с биографией поэта Галимова Саляма и его произведением «Кошка и новогодняя елка». Знакомить с историей Башкортостана, расширять знания детей о прошлом. Учить выборочному чтению. Совершенствовать навыки правильного и выразительного, осознанного чтения. Воспитывать любовь к чтению.  

Оборудование.Презентация к уроку.

                                           Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Работа над пройденным материалом.

С каким художником мы познакомились на прошлом уроке?

(Михаилом Васильевичем Нестеровым)

(Слайд № 1 и 2)

Что узнали о художнике? Когда и где  он родился? (1862г в Уфе)

Кого изобразил Нестеров на своих картинах?(Портреты видных деятелей науки и культуры, художников, академиков ,писателей..)

( Слайд № 3 и 4) Узнали их? (Л.Толстой и  художники братья Корины)

Где учился Нестеров, когда жил в Москве?

Какой музей был открыт в Уфе в 1920 году?

(Слайд № 5)

Вы дома прочитали рассказ « Воспоминание»

        Какие детали подсказывают в образе мальчика будущего художника?

        - С какими чувствами вспоминает мальчик о домашней обстановке, о поездке за Белую?

        - Для чего они отправились по реке?

Любит ли Нестеров свою Родину?

-Найдите прочитайте слова, которые показывают его любовь.

Свою любовь он изобразил на картинах.

С какой картиной мы познакомились?

Вот некоторые его картины.

(Слайд№ 6, 7, 8)

3. Изучение новой темы. Сегодня познакомимся с ещё одним нашим земляком поэтом Галимовым  Салямом Галимовичем.

(Слайд №  9, 10)

Словарная работа: псевдоним – вымышленное имя;

 

Знакомство с биографией поэта.

Салям Галимович Галимов, вошедший в литературу под псевдонимом Галим Салям, родился в январе 1911 года в глухой деревушке Таскино Кунашакского - ныне Сосновского - района Челябинской области (умер 19 июля 1939 года). Родился в семье муллы. Лишившись отца, с 10 лет батрачил.В 14 лет, во время учебы в Аргаяшской школе второй ступени, юноша стал комсомольцем. Окончив в 1928 году школу, Салям работал учителем, возглавлял комсомольские ячейки в деревнях Ибрагимово и Галикеево.

Вот тогда-то он и стал селькором, публикуя заметки в республиканской комсомольской газете "Башкортостан яшляре" ("Молодежь Башкирии") и "Кызыл Башкортостан". Газетные заметки о жизни односельчан, первые стихи активного селькора заметили журналисты. Весной 1930 года Салям Галимов был приглашен в редакцию газеты "Кызыл Башкортостан". Он стал литсотрудником сельскохозяйственного отдела и одновременно редактировал приложение к газете - журнал "Трактор".

В 1932 году вышел первый сборник Саляма "Тревога", в который вошли стихи о жизни красноармейцев, написанные, когда поэт проходил учебные лагерные сборы.

В 1933 году поступает в Башкирский пединститут на факультет языка и литературы, где тоже становится признанным вожаком литературной молодежи. Именно здесь раскрывается и крепнет его удивительный поэтический дар. Во время учебы в институте из-под пера поэта выходят новые стихи. Он тщательно, порой мучительно долго работал над каждым своим новым стихотворением, добиваясь предельной точности языка и лаконичности.

"Весной и летом Салям вставал очень рано, - вспоминал Салях Кулибай, - бормотал про себя строфы стихов и, схватив книгу или блокнот, исчезал с глаз. Он отправлялся на прогулку, а то и в сад - в какое-нибудь укромное местечко, где записывал стихи или готовил урок. Стихи он любил сочинять на ходу, на прогулке, заучивал их на память, шлифовал, заменял, переставлял слова. В такие минуты он забывал даже о своем спутнике, если был не один, думал и рассуждал вслух, проверял начатое стихотворение, делал наброски новых".

В 1967 году была учреждена республиканская премия имени Галимова Саляма (Салям Галимович Галимов). Она присуждалась за лучшие произведения в области литературы и искусства, отображающие славные дела молодежи.

(Слайд № 11, 12, 13)

В Башкортостане сейчас более тридцати лауреатов премии имени Галимова Саляма. Но, к сожалению, места жизни и деятельности поэта до сих пор не отмечены памятными символами. Затерялась и могила на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Между тем, дом в Уфе по улице Коммунистической, 49, где жил поэт, стоит поныне и, наверняка, будет стоять еще долго.

( Слайд № 14)

Окончив в 1937 году с отличием вуз, он был оставлен для работы в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. А через год товарищи проводили его в аспирантуру при Ленинградском филиале Академии наук СССР. Но долго учиться было не суждено. В 1939 году Галим Салям скончался.

Словарная работа- аспирантура – вид учебы после вуза, где готовят научных деятелей.

4.Знакомство с произведением .

- Какой праздник мы все любим отмечать зимой?

- Без чего не обходится этот праздник?

_Познакомимся с историй, которая произошла в канун Нового года в доме ,где жили Луиза и Альберт.

(Слайд № 15)

5. Знакомство со стихотворением Галимова Саляма «Кошка и новогодняя елка» Начинает читать учитель,затем продолжают ребята по цепочке.

( стр.34 – 24)

6. Беседа по  содержанию.

- Какие события произошли в первый день?

- На какие игрушки украшенной елки обратила внимание кошка?

- Опишите, что вместо нарядной елки увидели разбуженные шумом дети?

- В какое время кошка снова появилась в доме?

- Как ее встретили дети, собравшиеся на новогодний праздник?

7. Выборочное чтение.

- Найдите отрывок как наряжали ёлку.

-Прочитайте ,что сказала кошка увидев ёлку.

- Найдите отрывок, где автор ввёл сказочный момент.

- Найдите и прочитайте, что сказал Альберт кошке.

- Что сказала в своё оправдание кошка.

8. Анализ содержания.

- Какой суд вынесли дети кошке?

- Согласны ли вы с их решением?

- А как бы вы поступили на месте Луизы и Альберта?

9. Подведение итога.

-Что нового вы узнали на уроке?

- С каким автором мы познакомились?

- Что вы узнали о нём?

- Понравилось вам стихотворение?

- Чему нас учит автор в этом стихотворении?

- Кто захотел еще раз перечитать произведение?

10. Домашнее задание.

Прочитать выразительно.стр.34- 42.

-Какой вы себе представили новогоднюю ёлку и кошку, которая чуть не испортила ребятам праздник.

11. Оценивание ответов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Васильевич Нестеров (1862- 1942)

Слайд 5

г. Уфа, художественный музей им. М.В. Нестерова

Слайд 6

На горах. (1896, Киевский музей русского искусства). В картине художник одним из первых в русской живописи попытался создать образ родины.

Слайд 8

«Видение отроку Варфоломею»

Слайд 9

Галимов Салям ( Салям Галимович Галимов ) (1911- 1939)

Слайд 11

Равиль Тухватович Бикбаев

Слайд 12

Радик Гареев

Слайд 13

Родионов Генадий Степанович Народный артист РБ

Слайд 15

« Кошка и новогодняя ёлка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс...

Урок по истории и культуре Башкортостана на тему "Композитор Рим Хасанов"

Урок знакомства с творчеством башкирского композитора Рима Хасанова.Даный урок размещен на сайте "Фестиваль педагогических идей" (http://festival.1september.ru/articles/598320/)...