рабочая программа кружка художественно-творческой направленности «Радуга»
рабочая программа на тему

Валантырь Марина Александровна

Рабочая программа разработана для начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_raduga.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад № 16 г. Алзамай»

Согласовано                                                                               «Утверждаю»

на Педагогическом совете                                                        Директор МКОУ  

______________2012г.                                                             «Начальной школы – д/сад № 16    

Заместитель директора по УВР:                                              г.Алзамай

_____________ О.А.Викулова                                                 ______________О.С.Стадник

                                                                                                    _______________2012г.

Рабочая программа кружка

художественно-творческой направленности

«Радуга»

для обучающихся начальных классов

Программа  разработана на основе  авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству.

                                                                      Разработчик программы

                                                                            учитель начальных классов

                                                        Валантырь М.А.

                                                       педстаж  14 лет

             

2012 г.

Пояснительная записка

 Направленность «Радуга» является рабочей программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 1 год по 2 часа в неделю, всего 68 часов. Время реализации с 01.09 по 31.05.2013г.

Программа  разработана на основе  авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству.

Новизна  состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность рабочая программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Рабочая программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  1. воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  2. художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  3. технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной рабочей программы   8–10 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Принцип построения:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Рабочей программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  1. занятия в свободное время;
  2. обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  3. обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников рабочей программой предусмотрено:

  1. Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  2. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  3. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
  4. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  5. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  6. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Ожидаемые результаты:

Главным результатом реализации рабочей программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Тематический план.

Тема

Количество часов

1.

Основы художественной грамоты.

38

2.

Графика.

24

3.

Экскурсии, выставки.

6

                                                                           Итого:

68

Тема

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг.

1

2

Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

1

3

Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Натюрморт из трёх предметов

1

4

Понятие «Тон». Тоновая растяжка.

1

5

Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета.

1

6

Рисующий свет. Организация пространственной среды.

1

7

Основные сочетания в природе. Экскурсия на природу.

1

8

Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

1

9

Основы рисунка. Роль рисунка  в творческой деятельности

1

10

Теплые цвета. Стихия- огонь.  Акварель. рисование по методу ассоциаций.

1

11

Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка

1

12

Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья».

1

13

Основы живописи. Цвет – язык живописи. Зарисовки осенних листьев

1

14

Природная форма – лист.  Тоновая растяжка цвета, акварель.

1

15

Рисование с натуры не сложных по форме и цвету предметов.

1

16

Натюрморт. Основные и дополнительные цвета.

1

17

Рисование с натуры не сложных по форме и цвету предметов.

1

18

Натюрморт. Основные и дополнительные цвета.

1

19

Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

1

20

Экскурсия на природу.

1

21

«Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, ручка.

1

22

Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая. собственная.

1

23

Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая. собственная.

1

24

Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.

1

25

«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

1

26

«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

1

27

«Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

1

28

«Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

1

29

Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь. Пропорция человеческого тела.

1

30

Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь. Пропорция человеческого тела.

1

31

Открытка,  поздравление, шрифт.

1

32

Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих.  Выделение главного.

1

33

Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих.  Выделение главного.

1

34

Рождественские праздники. Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь. Пропорция человеческого тела.

1

35

Рождественские праздники. Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь. Пропорция человеческого тела.

1

36

Узоры на окнах. Акварель.

1

37

Узоры на окнах. Карандаш, ручка.

1

38

Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных

1

39

Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных

1

40

Сказочные герои.

1

41

Сказочные герои.

1

42

Натюрморт из трёх предметов. Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

1

43

Натюрморт из трёх предметов. Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

1

44

Орнаментальная зимняя композиция в кругу.

1

45

Орнаментальная зимняя композиция в кругу.

1

46

Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

1

47

Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

1

48

Экскурсия на выставку в художественную школу.

1

49

Личное воображение. Карандаш, бумага.

1

50

Личное воображение. Карандаш, бумага.

1

51

Зарисовки растений с натуры «сосновая веточка»

1

52

«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

1

53

«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

1

54

Подготовка к выставке.

1

55

Подготовка к выставке.

1

56

«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

1

57

«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

1

58

Орнаментальная весенняя композиция в полосе.

1

59

Орнаментальная весенняя композиция в полосе.

1

60

Экскурсия на выставку в художественную школу.

1

61

«Весенняя веточка». «Живая» линия – тушь, перо.

1

62

«Весенняя веточка». «Живая» линия – тушь, перо.

1

63

Рисование с натуры не сложных по форме и цвету предметов.

1

64

Рисование с натуры не сложных по форме и цвету предметов.

1

65

«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи.

1

66

«Цветы весны». Штрихами.

1

67

Итоговая творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения

1

68

Итоговая творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка художественно-творческой направленности «Радуга»

Направленность программы  «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функционально...

Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...

Программа кружка художественно- творческой направленности "Акварелька"

Прокрамма кружка художественно- творческой направленности "Акварелька" для учащихся начальных классов. Включает программу и календарно- тематический план на четыре года....

Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия" (направленность общеинтеллектуальная) 2 класс

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание    интереса к изучению геометрического материала....

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\'\'

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\' разработана для обучающихся 3класса, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков. Программам с...

Рабочая программа кружка "Риторика"(общекультурное направление) 4 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, составленная в соответствии п.19.5 ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление –  «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13  - 14  летсрок реализа...