Главные вкладки

    Методическая разработка (4 класс) по теме:
    Разработка урока "Основы православной культуры" Пасха

    Бугрова Ольга Валерьевна

    Праздник Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    razrabotka_uroka.doc66 КБ
    urok_8._pasha_krossvord.doc408 КБ
    kartochka_samokontrolya.doc29.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предметная область:

    Урок № 8  модуля «Основы православной  культуры»

    Тема: «Пасха»

    Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2012

    Тип урока: урок комплексного применения новых знаний

    Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

    Задачи урока:

    Образовательные:  познакомить  с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;

                                       пробудить интерес к старинным русским обрядам;

    Развивающие:        развивать познавательную активность

    Воспитательные:  помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной  культуре воспринимается выше других радостей в жизни.

    Планируемые результаты:

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним;

    Используют навыки извлечения существенной  информации из различных источников;

    Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах.

     Участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока

    имеют представление о понятии Пасха

    Средства обучения:

    Оборудование учителя

    Оборудование учащихся

    Учебник,  экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии,  слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки.

    Учебники, тетради

    Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение.

    Методические рекомендации  к проведению урока «Пасха» в модуле

    «Основы православной культуры».4 класс. 1 час.

    Уровень подготовки  обучающихся 4 класса.

               К данному уроку обучающиеся должны владеть понятиями: православный крест, его составные части, православие; уметь работать с текстом, выделять главную мысль в массиве текста, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

       Компетенция педагога.

       Прохождение курсовой подготовки по  программе «ОРКСЭ»,  заинтересованность к самообразованию по темам курса,  владение различными образовательными  технологиями (ИКТ, интерактивные, ТПО, ТРО, ПСотр), приёмами психолого-педагогической коррекции.

      Выявление рисков и путей их преодоления.

           РИСКИ при проведении урока

     ПУТИ  их преодоления

        Большой объём информации

     Дозировка содержания учебного материала на каждом этапе урока

    Разный  уровень сформированности  коммуникативных навыков обучающихся,   готовности учащихся к самостоятельной поисковой деятельности

    Продумать алгоритм деятельности обучающихся в групповой  и индивидуальной работе, помощь учителя при определении выступающего  от  группы

    Превышение регламента урока (практическая работа)

     Определить временные рамки каждого этапа

    Задания базового и повышенного уровней.

     Базовый уровень – работа с текстом, презентацией, работа в группе, самопроверка.

    Повышенный уровень –  самостоятельная  работа, решение кроссворда, новая терминология в словариках учащихся

    Материалы для урока:

    кроссворд, заготовки-раскраски для домашнего задания, тест-игра в виде презентации.

    Предварительная работа педагога

        Изучение и поиск информации в различных источниках, подготовка презентации, составление конструкта урока, алгоритма работы учащихся для организации самостоятельной и групповой  поисковой деятельности.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность  учащихся


    1.Организационный момент. Эмоциональный настрой

    -Давайте встанем все в круг и возьмёмся за руки. Поприветствуем друг друга.

    -А как люди при встрече приветствуют друг друга? Зачем это делать?

    -А сейчас сядем все на свои места.



    Ответы детей

    2. Подготовка к восприятию темы.

    -Каждый сезон сопровождают свои праздники. Зима- Новый год, масленица.

    -А какие весенние праздники вы знаете?

    -А какой праздник отмечают все православные весной?

    - Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник .


    -Послушайте отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне»


     Чтение учителем отрывка из произведения « Лето Господне» И.С. Шмелева

    Чистый понедельник

    «В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

    Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками,  мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

    Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

    Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».



    - Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

    -Какими красками вы бы описали его настроение?

    - Как вы поняли,  почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

    -Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?


    -Ребята нам приготовили поэтические отрывки. Давайте послушаем.


    Пасха наступила –

    Радость охватила:

    Иисус любимый,

    Отстрадав, воскрес!

    Поздравляю с праздником,

    Чудом из чудес!



    Христос воскрес! Христос воскрес!

    Сияет солнышко с небес

     Зазеленел уж тёмный лес,

      Христос воистину воскрес!



    -Какие чувства вызывают у вас строки, рассказывающие о наступлении праздника?

    -О каком празднике идет речь?


    Пасха! В трубы золотые

    Ангелы трубят с небес,


    Будьте счастливы, все люди,

    Радуйтесь! Христос воскрес!


    - Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?

    - Сформулируйте тему урока.



    Ответы детей



















































    Чтение поэтических отрывков.















    3.Работа по теме урока.

    1) Воскресение Христа

    - История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия     Христос    вернулся к жизни – воскрес.

      - Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?  

    - Что означает слово воскресение? 


    - Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.


    2) Русская Пасха.


    - Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь.



    3) Традиции празднования.


    - Что вам известно о том, как празднуют Пасху?


    Рассказ учителя.( обобщение)

    -Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры.

    - Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»


    -Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца.Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

    Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

    Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

    Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.


    4) Беседа о том, как правильно красить яйца


    то же является символом жизни и обязательно освещают к Пасхе?


    - Принято ли в вашей семье красить яйца ? Поделитесь своими впечатлениями.


    - Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.


    -Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?


    Игра.

    - Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо ( скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача- не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.





    -Воскресенье








    Ответы детей





















































    Яйца















    1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель.

    2) Яйца стукали друг об друга. У кого яйцо не треснуло, тот считается победителем.

    3) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл.

    4. Подведение итогов урока.

    - Что было для вас новым на уроке?

    - О чем вы расскажете дома родителям?

    - Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?

    - На Руси в праздничную неделю повсюду слышен был колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола.

    - Давайте послушаем, как звучит колокольный звон.

     

    -И в завершении попробуйте ответить на вопросы теста. По результатам которого я пойму как вы усвоили данную тему


    -На все ли вопросы вы ответили правильно?

    -Я предлагаю вам дома  прочитать на страницах учебника «Урок 8» и ответить на вопросы кроссворда.









    Прослушивание аудиозаписи.



    Работа в парах ( компьютеры)


    Нет

    5. Рефлексия.

    -Какое настроение у вас в конце урока?


    -А я приготовила волшебную корзинку, которую необходимо наполнить яйцами.

    -И яйца у вас самые различные. Если вам понравился наш урок , то вы выберите красивое крашеное яйцо, в противном случае ваше яичко будет белым.


    Предварительный просмотр:

            Кроссворд по теме «Пасха»

    1

    Х

    В

    О

    С

    К

    Р

    Е

    С

    Е

    2

    И

    3

    С

    4

    Т

    5

    О

    6

    С

    1. Самый главный православный праздник.
    2. Как называется булочка, которую пекут и освящают к Пасхе?
    3. То, что нам дается при крещении и мы его носим на груди.
    4. Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова?
    5. Что называется символом жизни и обязательно освящают к Пасхе?
    6. Что  соблюдают православные христиане в течение семи недель перед  празднованием Пасхи?

                                                                     

    ____________


    Предварительный просмотр:

    Карточка контроля

    1. С каким событием связан праздник Пасхи?
    1. Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо
    2. Христос воскрес из мертвых
    3. С весенним праздником мая
    1. Почему Христа называют Спасителем?
    1. Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа
    2. Он спас израильтян от власти римлян
    3. Он спас людей от глобальных катастроф
    1. Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»
    1. Умерев как человек, Христос принес  Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти
    2. Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью
    3. Люди поняли, что о смерти не нужно думать
    1. Какой день недели называют малой Пасхой?
    1. Субботу
    2. Понедельник
    3. Воскресенье

    5.Заполни пропуск

    (восстание, прославление, воскресение) _____ Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах.

    6.Что символизирует яйцо?

    1. Весь мир
    2. Спасение
    3. Распятие

    7.Закончи предложение

    Христос своей смертью победил ________________ (смерть духовную, смерть физическую, суеверия).

    ФИ ___________________________