Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона
методическая разработка (4 класс) по теме

Жигалова Ирина Владимировна

На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikona.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме:

«Икона»

( модуль «Основы православной культуры»)

учителя начальных классов

                                МБОУ Собинского района

                               ООШ №2 г.Собинки

                                   Жигаловой И. В.

Цель:

формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Икона».

Задачи:

-формировать основы у школьников российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развивать этические чувства доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания.

- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

-развивать способность слушать собеседника и вести диалог;

-овладеть начальными сведениями  о сущности и особенностях иконы;

- развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Оборудование:        

учебник;  рабочие альбомы;  компьютер;  презентация; репродукции картин и икон; жетоны белого цвета; карточки с отрывками из стихотворений для каждой группы; Словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте. Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. ( слайд 1)

 

-Как вы уже поняли, путешествовать будем в группах. В трудные моменты каждый из вас сможет опереться на плечо друга, посоветоваться с ним. Распределите обязанности капитана, чтеца.

2.Повторение изученного.

В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.          

-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём?

/  учебник, альбом, …./

- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/  

-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю провести блиц- опрос по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!

-На столах у вас лежат карточки с вопросами. Чтецы  прочтут их, а вы вместе вспомните ответ. Пользуйтесь  при  необходимости альбомами, учебниками.

Вопросы блиц - опроса:

1.Что такое Божья  благодать?

2. Кто такие святые?

3. Что значит молиться?

4. Какие бывают молитвы?

Отчёт групп:

 1 гр. Божья благодать- действие Бога, меняющее человека. (слайд 2)

 2гр. Святые- люди, которые под действием Божией Благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. (слайд 3)

 3гр. Молиться- обращаться к Богу. (слайд 4)

 4гр. Виды молитв : просьба, благодарение, славословие. (слайд 5)

Отчёт групп.

3. Сообщение темы.

-Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы поговорим. Как  обычно, попробуете догадаться сами. Перед вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на 2 группы. ( см приложение №1)

/ Ребятам предлагаются репродукции картин и  икон/

- А теперь дайте название каждой группе. / 2.картины, 2. иконы/

Учитель открывает записи на доске:

        

- По 2 человека от  каждой группы выйдут к доске и прикрепят репродукции в соответствии с записями.

        

- Вы правильно распределили репродукции.

- Скажите, каково же отличие картин и икон? /на картинах  изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, святые, библейские сюжеты/ если ребята затрудняются, учитель поможет наводящими вопросами.

- Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры : об иконах или картинах?        /конечно об иконах/           2 слайд

- Проверим, откройте учебник на странице 54. Прочтите тему. / «Икона» /

-Откройте альбомы, запишите тему занятия. (слайд 6 )

- Кто из вас попытается  объяснить, что такое « икона» /изображение Бога, святых …… ./

- Где мы можем найти точное толкование? / в словарях/

4. Работа со словарями.

- На столах у каждой группы разные словари:

1. Словарь русского языка С.И.Ожегов.

2.Толковый словарь Ушакова

3.Большая советская энциклопедия

4. Этимологический словарь русского языка Семенова.

 - Найдите определение. Зачитайте. /Группы по очереди зачитывают найденные определения/:

1 группа.

Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка  автор - С.И.Ожегов./

- Какие главные слова можно выписать из этого  толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения. / ответ появляется на слайде/(слайд 7)

2 группа.

Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова/(слайд 8)

- Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет почитания/

 3 группа.

Икона (от греч. eikón — изображение, образ)  в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер;  /Большая советская энциклопедия/(слайд 9)

- Какие главные слова можно выписать из этого  толкования? / Священный характер –святыня/

 4 группа.

Икона -изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой./ Этимоло-гический словарь русского языка Семенова/(слайд 10 )

-  Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/

Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона». Это определение мы поместим в альбом.  (слайд 11)

        

Данная распечатка вклеивается ребятами в альбомы. (слайд 12)

5. Актуализация знаний по теме. 

- Ребята. Хотите узнать, почему икона для православных христиан –святыня? Чем она необычна?

-Давайте определим круг вопросов по данной теме, на которые вы без затруднений дадите полный ответ и вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить. Для этого в альбомах у вас подготовлена таблица с вопросами. Они же записаны у меня на доске.

вопросы

+   -

ответы

1. Где можно встретить иконы?


2. Когда появились первые иконы?

3. Может ли икона излучать свет?

4. Что такое нимб? Каково его значение?

5. Что самое поразительное есть в иконах?

6. Зачем нужны иконы?

Читаем вопрос и если на него есть полный точный ответ, ставим рядом +, записываем ответ в 3-ю колонку. Если ответа нет, будем его искать по ходу нашего разговора и записывать в 3–ю колонку.

- Дети наверняка дадут точный ответ на вопрос : «Где можно встретить иконы?» / дома, в храме/

1. Где можно встретить иконы?



+

В храме, дома, в автомобилях

/ По остальным вопросам мнения расходятся, дети не уверены в своих ответах. Следовательно на них ответим по ходу работы./

- Вы верно сказали, что иконы можно встретить дома, в храмах, иногда даже в автомобилях. (слайд 13)

-Основным местом нахождения икон является храм, церковь.  Мне кажется, что сейчас уместным будет дать ответ на  шестой вопрос : «Зачем  нужны иконы?»

/ предположительный ответ : чтобы молиться./

-А что значит молиться вы уже сказали на блиц – опросе. Молиться - это значит обращаться к Богу. Прежде чем записать ответ в таблицу, я предлагаю уточнить и проверить его с помощью  текста учебника. Откройте страницу 54. Найдите текст «Икона и молитва». Прочтите его. Выберите одно предложение, которое мы запишем в качестве ответа.

Отчёт групп о проделанной работе.

/Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых./    (слайд14)

6. Зачем нужны иконы?



Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых.

-Почему жизни святых можно и нужно подражать? /Их жизнь безгрешна.  Наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждых человек/.

6. Дидактическая игра.

-Молодцы. Теперь я предлагаю вам отдохнуть, но с пользой. Поиграем в игру, « Сделай свой выбор». У вас в группах лежат жетоны. Вы должны внимательно рассмотреть репродукции икон на доске, на слайде(слайд 15), в учебнике. Ответьте на вопрос: какой цвет  используется  на иконе в качестве фона - чёрный, красный, золотой, синий. Сделав свой выбор, прикрепите жетон на доску в нужный столбик:

                        

/Дети делают выбор, прикрепляя жетон. Они видят, что фон на иконе золотой./

-Молодцы! Этот фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. А в Библии Свет - это одно из имён Бога. Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет?  (слайд 15)  / Можно/

-Откуда исходит свет? /от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг  головы /.-Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него. (слайд 16) На какой вопрос мы  нашли ответ?/  Может ли икона излучать свет?/

-Какой ответ запишем?

3. Может ли икона излучать свет?



Свет исходит от образа, а не падает на него.

- Кто из вас знает, как называется золотой  круг, который окружает голову святого? / Предположительно, некоторые слышали название – нимб. /

- Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож? (слайд 17)  / на солнце/.

- А что даёт  солнце  всему живому? /тепло, свет, уют, радость/. А как всё перечисленное назвать одним словом?  /благодать/

- Попробуйте  сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого? / Знак Божией благодати/.(слайд 18)

4. Что такое нимб? Каково его значение?

Знак Божией благодати.

- Один из вопросов сегодняшнего занятия-  что самое поразительное есть в  иконах? Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты, и художники, и писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем?

-В группах отрывки из стихотворений Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой  печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха –святогорца. (приложение 2)

1 группа

(слайд 19),

2 группа

(слайд 20),

3 группа

(слайд 21),

4 группа

(слайд 22),

-Прочтите, определите,  что же считают самым  прекрасным  каждый  из этих поэтов?

/ глаза/ . Расскажите, о чьих глазах вы  прочли? ( о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа) Какие они?

-Четвёртая группа. Прочтите ещё раз ваш отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? /ответы детей/

- В Библии говорится, что такие глаза выражаю «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые / о том, что они с Богом/, а о чём печалятся? / о том, что многие из нас пока далеки от Него./

5. Что самое поразительное есть в иконах?

Глаза выражают радостопечалие.

7. Просмотр фильма «Перед святыми иконами»

8. Рефлексия урока.

- Понравилось ли вам  путешествие в Мир православной культуры?

-Почему икона для православного христианина –это святыня?

-Что вы расскажите своим близким о иконе?  

- Молодцы, ребята! Но на все ли вопросы мы успели ответить? (Нет, остался вопрос : Когда появились первые иконы?

9. Домашнее задание

- Дома постарайтесь найти ответ на этот вопрос, подготовив небольшое сообщение)

(слайд 23)

картины

иконы

картины

иконы

Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.

Смотрю в глаза Христа,

как в Океан Вселенной,

Смотрю и погружаюсь вся

в Гармонии покой.

Елена Резник «Глаза Христа»

В пустыньку он помолиться бредет;…

Шапочкой ветхой прикрыв волоса,

Вглубь себя он устремляет лучистые,

Полные ласки душевной глаза

Леонид Денисов «Моление о чаше»

/ о Сергии Радонежском/

На иконе глаза Божией Матери.

 Я смотрю в них и таю, как льдина.

Это боль о земле, что погрязла в грехах.

 И святая любовь в этих чудных глазах.

монах –святогорец.

За окном моим – беспроходица,

 В небесах – непроглядная даль,

А в глазах больших Богородицы

 Светлой радости вижу печаль.

Людмила Щербакова «Светлой  печали радость»,

чёрный

красный

золотой

синий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудо в жизни христианина Разработка урока по Основам православной культуры

Цели урока: познакомить детей с православными святынями и чудесами Задачи:a) обучающие: объяснить смысл понятий «чудо в православии, святыня»;б) воспитательные: воспитывать должное поведение хрис...

Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».

Разработка урока  по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....

Урок по Основам православной культуры "Отличие иконы от картины"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 4-х классов, изучающих модуль «Основы православной культуры» авторов Т.А. Костюковой, О.В. Воскресенского, К.В. Савченко, Т.Д. Шап...

Урок по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"

Методическая разработка по предмету "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"...

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...

Урок модуля «Основы православной культуры» Тема: «Пасха»

Методическая разработа  урока " Основы Православной культуры"...