Проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе организации учебной деятельности
статья по теме

В помощь к родительскому собранию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе организации учебной деятельности.

    Социальные изменения, произошедшие в последнее время в образовании, диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями учащихся. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся учебно-воспитательных задач.

   Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако тенденция «дистанцирования» родителей от школы пока сохраняется. Причин этому немало, среди них:

- пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;

- следование сложившимся стериотипам воспитания, принесённым из собственного детства;

- непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней;

- ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.

   Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны и могут активно участвовать в учебно-воспитательном процессе, в управлении школьной жизнью.

   Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Р/к осуществляет свою деятельность на основе положения о родительском комитете школы, Уставе учебного заведения. В поле зрения р/к входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или лиц их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана.

   Большую роль сыграть в обеспечении успешности учебно-воспитательной деятельности  имеют возможность родители-профессионалы, которые помогают организовывать различные кружки, секции, клубы, способствующие всестороннему развитию ребёнка.

   Очень хорошо, если родители проявляют активность в проведении разовых внеклассных мероприятий.

   Не менее интересными станут классные часы, если в их проведении и подготовке принимают участие мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сёстры.

   Неоценимую помощь оказывают современные родители в обеспечении учебно-методических комплектов, соответствующих образовательной программе, оснащению кабинетов, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Это выражается не только в материальном плане, но и практическом, а также физическом.

    Перечисленные выше формы сотрудничества далеко не все, но являются наиболее значимыми в достижении решения проблемы взаимоотношений педагогов и родителей в процессе организации учебно-воспитательной деятельности.

   Отдельно хотелось бы отметить такую форму сотрудничества как диагностика. В нашем учебном заведении действует проект систематической диагностики учащихся и родителей. Её проводят различные специалисты, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс: учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, психолого-социальная служба, медработники, администрация.  

    Приведём несколько обработок диагностических тестов, проведённых учителями начальных классов среди учащихся и родителей.

               Тест №1  «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь.

  1.Сколько раз тебе повторять?

  2.Посоветуй мне, пожалуйста.

  3.Не знаю, что бы я без тебя делал(а).

  4.И в кого ты такой(ая) уродился(ась)!

  5.Каие у тебя замечательные друзья!

  6.На кого ж ты похож(а)?

  7.Вот я в твоё время!...

  8.Ты нам опора и помощник!

  9.Ну что за друзья у тебя!

10.О чём ты только думаешь!

11.Какая ты у меня умница!

12.А ты как считаешь, сынок (доченька)?

13.У всех дети как дети, а ты?!

14.Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

2 балла – за ответы №1,4,6,7,9,10,13  и 1 балл за остальные ответы.

7-8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов. Идёте по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком.

Результаты:

                              «А»                         «Б»                                  «В»

7-8 баллов              23%                       45%                                 47%

9-10 баллов          46%                        47%                                   43%

11-12 баллов        20%                        8%                                     10%

13-14 баллов        11%                          -                                          -    

А так вот выглядит уровень обученности в эти же классах:

                                  «А»                          «Б»                                  «В»

% успеваемости      100%                       100%                               100%

%качества знаний    36%                         54%                                 52%    

Абсолютно понятна и ясна картина соответствия. Вывод: успешность обучения тесно связана и во многом зависит от родителей.

  В диагностике взаимоотношений можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей, родителей и школы. Не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений и мнений может привести к конфликтным ситуациям.

  Для проективного исследования мы использовали такие вопросы:

Для учащихся.

-Школа для меня - это…

-Класс, в котором я учусь,- это…

-Учителя для меня -это люди, которые…

-Мои одноклассники – это…

-Уроки для меня – это…

-Предметы, которые мне нравятся, это…

-Предметы, которые мне не нравятся, это…

Для родителей.

-Школа, в которой учится мой ребёнок, это…

-Класс, в котором учится мой ребёнок, это…

-Одноклассники моего ребёнка- это…

-Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это…

-Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку – это…

-Учебные предметы, которые не нравятся моему ребёнку – это…

% совпадения ответов:

                «А»                         «Б»                            «В»

               62%                         87%                           82%

  Ещё раз повторимся, возвращаясь к уровню обученности в этих классах, что успешность обучения зависит от благоприятного климата взаимоотношений между родителями и детьми.

  Уважаемые родители, воспринимайте любе обращение классного руководителя или учителя-предметника к вам не как праздное любопытство, а как один из способов успешного осуществления взаимоотношений школы, семьи и ребёнка.

   Только совместные усилия педагогов и родителей позволяют добиться успехов в образовании детей. Поэтому, чтобы вырастить полноценного человека, культурную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь своей добротой, опытом, знаниями.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Подведение первых итогов работы по ФГОС, описание проблем, возникших перед учителем начальных классов....

Взаимодействие школы и родителей как залог успеха учебно-воспитательного процесса.

Данное выступление можно использовать во время проведения родительских собраний, выступлений на педсоветах....

Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта».

Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта»....

взаимодействие педагога и родителей в рамках учебного предмета орксэ

Предмет ОРКСЭ играет важную роль в расширении образовательного куругозора, в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина....

Семинар – практикум для педагогов. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ОУ»

Способствовать преодолению трудностей взаимодействии с родителями период адаптации ребенка в детском саду...

Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности ребенка с овз

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)    Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненно...