Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Использование метода моделирования в начальной школе

    Использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при диагностике полученных знаний. В предложенной статье приведены примеры использования метода моделирования на уроках чтения, математики, природоведения при изучении различных тем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    statya_modelirovanie.docx465.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

    Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

    В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

    Учителя начальных классов Курской школы-интерната I и II вида успешно применяют метод моделирования в своей педагогической деятельности.

    Так, на уроках чтения для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения), мы применяем метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

    При составлении модели обложки, жанры обозначаются фигурами:

    Сказка

    Стихотворение  

    Рассказ        

    Басня  

    Темы чтения замещаются цветом:

    о Родине — красный, о детях — желтый, о природе — зеленый, о животных — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.

    Например, составим модель обложки к рассказу Е.Чарушина «Волчишко». Фамилию автора заменим красным прямоугольником, заголовок – синим прямоугольником, а жанр и тематику обозначим коричневым кругом. Готовая модель обложки будет выглядеть так:

                            

    Фамилия автора        

    Тема и жанр (рассказ о животных)

    Заголовок

    Метод моделирования на уроках чтения мы используем при составлении схематического плана, в котором «заместителем» героев служит печатная буква, обведенная кружком. Например, заяц , медведь .  

    Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок» выглядит так:

    Широко используются в начальных классах эскизно-модельные планы. Так выглядит план к сказке В. Сутеева «Яблоко»:

        

    По представленному плану легко понять, какие события происходили в сказке и в какой последовательности.

    Используя метод моделирования, мы составляем характеристику качеств героя произведения. Так выглядит характеристика мальчика из рассказа А. Пантелеева «Честное слово»:

    Взаимоотношения персонажей произведения тоже можно представить в виде модели. Рассказ «Белолобый» А. Чехов.

    Моделирование на уроках математики  используется   на самых ранних  этапах обучения детей с недостатками слуха. Так, обучающимся подготовительного класса  мы предлагаем  следующие задания:

    Мы активно используем метод моделирования как основной  прием анализа задачи, который помогает обучающимся увидеть задачу в целом и не только понять ее, но и самому найти правильное решение.

    При решении текстовых задач действия должны пройти через 3 этапа:

    1. Целенаправленно отрабатывается в операциях с объемным предметам или их заменителями;

    2. Проговаривается, сначала громко, затем про себя;

    3. Переход в умственные действия.

    Какие же графические схемы мы используем?

    Задача №1

    Дети посадили у школы 6 лип и 4 березы. Сколько всего деревьев посадили дети у школы?

    Задача№2

    В нашем доме 9 этажей, Это на 4 этажа больше, чем в соседнем. Сколько этажей в соседнем доме?

    Задания на выбор модели  данной задаче (или наоборот) помогают ученику понять структуру задачи. Как правило, если обучающиеся справляются с данным заданием, то у них не возникает проблем в решении текстовых задач.

    Например, мы предлагаем выбрать модель к задаче №3 «На ветке сидело несколько птиц. После того как 5 птиц улетели, их осталось 9. Сколько птиц сидело на ветке?»

     При решении уравнений модель дает возможность более полно увидеть отражение зависимостей между данным и искомыми величинами, помогает обобщить теоретические знания о компонентах арифметических действий.

    х +     =        

    х -      =        

               - х =

    Особенность моделирования на уроках ознакомления с окружающим миром и природоведения состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность обучающихся. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы, чертят схемы всевозможных связей. Основное назначение модели на уроке в том, чтобы по результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта. В зависимости от степени материальности, модели делятся на  предметные (глобус, модель термометра, машина) и идеальные. В идеальных моделях выделяются образные (схемы, графики, рисунки), знаковые (символы и знаки), мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов). Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.

    Выделим четыре этапа моделирования: 

    1. Вычленение существенных признаков объекта
    2. Построение модели.
    3. Исследование модели.
    4. Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект

    В первом классе при изучении окружающего мира в работе с обучающимися мы  используем модели светофора, изготовленные из бумаги, игрушки-модели транспортных средств, глобус. На уроках обущающиеся изготавливают модели Солнца, Земли из пластилина, модели-аппликации радуги, облаков, модели, отражающие  богатство и разнообразие природы нашей планеты (схемы). Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Некоторые полученные модели дети оформляют в тетрадях. В последующих классах много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление, например, схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д.

    В качестве примера предлагаем следующие задания:

    Задание 1.

    Выбери и обозначь соответствующей буквой слова, в которых «содержится» вода — В (воздух — ВЗ, почва — П, свет — С): дождь, солнце, луг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер, луна.)

    Задание 2.

    Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву? Нарисуй этими фигурками картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.

    Задание 3.

    Мой адрес

    На основе проделанной работы мы пришли к выводу, что  использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при диагностике полученных знаний.

    Литература:

    1. Бескоровайная Л. С. Перекатьева О. В. Методика современного открытого урока математики. 1-2 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. (Серия «Учение с увлечением»)
    2. Микулина Г. Г. Учим понимать математику. – М.: «Интор», 2005.
    3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2000 задач и примеров по математике. – М.: «Астрель», 2005.
    4. Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой// Дошкольное воспитание. - 2001.-№4.
    5. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково - символической деятельности школьника // Вопросы психологии,2002 г
    6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи. – М.: ГНОМ и Д,2001.
    7. Панько Е., Коломинский Я. И др. Учебная деятельность, формирование предпосылок. \\ Пралеска, 2006, №6
    8. Ладутько Л.К., С.В.Шкляр. Ребенок познает мир природы. \\ Мн.: УП «Технопринт», 2005. – 228с.
    9. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М., 2001, С. 204, 261–263.
    10. Формирование экологической культуры школьников/авт.-сост. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова. -   Волгоград: Учитель, 2008. – 271 с.