рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Дягина Надежда Николаевна

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_vneurochnoy_deyatelnosti.rar201.71 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Баевская начальная общеобразовательная школа»

Ичалковского муниципального района Республики Мордовия

«РАССМОТРЕНО»                           «СОГЛАСОВАНО»                                    «УТВЕРЖДАЮ»

ШМО учителей начальных              Координатор по введению                       Директор МОБУ «Баевская

классов и Советом школы по           ФГОС НОО                                               начальная              

введению ФГОС НОО                                                                                          общеобразовательная школа»

____________Н.Н. Дягина               ____________С.Н. Шаляева                     ____________С.Н. Кулакова

Протокол №1 от 29.08.2012 г.                               30.08.2012 г                          Приказ №____от 01.09.2012 г.

«Золотая иголочка»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

( 2 класс)

(художественно-эстетическое  направление)

                                                                                 

Автор – составитель:  

                                 Дягина Надежда Николаевна                       

                                                       

                                                                       

                                     

   

Баево

2012 г

Пояснительная записка

   Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.                                                                         В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.  В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся  к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.     Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для  школьного обучения. Происходит ориентация  на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся  с историей рукоделия.  В рамках кружка «Золотая иголочка» реализуется художественно - эстетическое направление внеурочной деятельности с учащимися второго класса.

Цель кружка: Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

  1. совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
  2. совершенствовать эстетический вкус детей;
  3. развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
  4. воспитывать чувство  коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Формы и режим занятий.

    Занятия кружка проводятся 1,5 раза в неделю. День занятия  руководитель выбирает  в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий  не более 40 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.  Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции  удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.

   На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.

   Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.

Место кружка в учебном плане.

   На изучение кружка «Золотая иголочка» во 2 классе отводится 1,5 часа в неделю, всего  51 час.

Ценностные ориентиры содержания кружка 

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ожидаемые результаты.

 Предполагается  осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Дети научатся:

- соблюдать  правила безопасного пользования ножницами и иголкой,  правила  гигиены и санитарии;                                                      

 - планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- закреплять ткань в пяльцах;

- вдевать нитку в иголку;

-завязывать узелок;

- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);                                                                        

- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:

- научатся экономно расходовать  материал; поддержать порядок на рабочем месте;

- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.);                                             - использовать ручные умения в повседневной жизни  (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;                                                                      

Формы подведения итогов реализации программы:

- подготовка и проведение выставок детских  работ;

-  дни презентаций работ родителям, учащимся школы;

- отбор лучших работ для портфолио;

- творческий отчет  руководителя кружка на педсовете;

Тематическое планирование.

№ п.п.

Тема занятий

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных учащимися, родителями, учителями и воспитателями.

1

1

-

 2.

Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места.

1

1

-

3. 

Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

2

-

2

4. 

Шов “вперед иголку”. Использование модели шва.

3

2

5.

Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение.

1

0,5

0,5

 6.

Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта.

2

0,5 

1,5

7. 

Шов “строчка”. Использование модели шва.

3

2

8.

Вышивание “Осенний листик”. Шов “строчка”.

3

3

 9.

Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”.

 2

1

 10.

Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью”. Вышивание листочка контурной гладью.

 2

 

2

 11.

Вышивание цветка контурной гладью

3

3

 12.

Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка.

2

0,5 

1,5

13. 

Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта.

 2

 -

2

14. 

Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта.

 2

2

 15.

Бахрома на салфетке как способ оформления изделия.

0,5

0,5

16. 

Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.

1

17.

Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки

3

2

18. 

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы.

2

0,5 

1,5

 19.

Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы.

2

0,5 

1,5

20. 

Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка.

2

0,5 

1,5

21. 

Понятие об орнаменте, цвете, композиции.  Краткие сведения о нитках и тканях.

0,5

0,5

22. 

Зарисовка простейших узоров на клетчатой  бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.).

2

0,5 

1,5

23.

Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).

2

0,5 

1,5

24. 

Вышивание изделия простым крестом.

3

3

25. 

Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

1

26.

День презентации детских работ.

1

 

Итого часов:

51

11

40

Содержание кружка

1 занятие. 

Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

2 занятие.

 Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ об иголке,  нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

3-4 занятие.

Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.

5-7 занятие. 

Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.

8 занятие.

 Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету.

9-10 занятие.

Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами.

11-13 занятие.

 Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.

14-16 занятие.

 Вышивание “Осенний листик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.

17-18 занятие.

Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету.

19-20 занятие.

Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью”. Демонстрация действия учителем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.

21-23 занятие. 

Вышивание цветка контурной гладью. Демонстрация действия учителем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.

24-25 занятие.

 Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.

26-27 занятие.

 Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. Использование пооперационных карт.

28-29 занятие. 

Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.).

30 занятие.

 Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.

31 занятие.

Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.

32-34 занятие.

Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.

35-36 занятие.

 Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.

37-38 занятие.

Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.

39-40 занятие.

Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. Учить укладывать и наклеивать нити, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.

41 занятие.

Понятие об орнаменте, цвете, композиции.  Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.

42-43 занятие.

 Зарисовка простейших узоров на клетчатой  бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.).

44-45 занятие.

Освоение приемов выполнения простого креста.  Вышивание простым крестом (дорожка).

46-48 занятие.

Практическая работа. Вышивание изделия простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.

49 занятие. 

Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

50 занятие.

День презентации детских работ родителям.

Материально-техническое обозначение

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Печатные пособия

Образцы рисунков для вышивания.

Иллюстрации вышивок в различной технике

Компьютерные и  информационно-коммуникативные средства

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

 Аудиоцентр.

Компьютер.

Принтер лазерный.

Принтер лазерный цветной.

Сканер.

Фотокамера цифровая.

Мультимедиа проектор.

Оборудование класса

Ткань белая «вафелька».

Набор цветных ниток мулине.

Иглы №2, №3.

Ножницы с тупыми  концами.

Пяльца пластмассовые.

Карандаши простые.

Калька, копировальная бумага.

Готовые вышивки (у руководителя)

Календарно-тематическое планирование

кружка «Золотая иголочка»

п/п

Тема

занятия

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Дата проведения

П

Ф

1

Вводное занятие: Выставка работ – готовых вышивок, выполненных учащимися, родителями, учителями и воспитателями.

1

Знать историю художественной вышивки, инструменты  и материалы для ручного вышивания.

04.09

2.

Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места.

1

Знать правилами обращения с иголкой. Уметь организация рабочего места.

07.09

3.

Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

2

Уметь вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.

11.09

4

18.09

5

Практическое занятие. Шов «вперед иголку». Использование модели шва.

3

Знать технологию вышивки швом «вперед иголку. Уметь шить швом «вперед иголку».

21.09

6

25.09

7

02.10

8

Практическое занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение.

1

Знать свойства ткани. Уметь различать трикотажное полотно и ситец.

09.10

9

Запяливание ткани. Правила работы с пяльцами. Пооперационная карта.

2

Уметь пользоваться пяльцами. Знать правила работы с пяльцами.

16.10

10

19.10

11

Шов «строчка». Использование модели шва.

3

Знать технологию вышивки швом «строчка». Уметь шить швом «строчка».

23.10

12

30.10

02.11

13

14

Вышивание «Осенний листик». Шов «строчка».

3

Знать технологию вышивки швом «строчка». Уметь шить швом «строчка»; изготовить салфетку с вышитым узором.

13.11

15

20.11

16

23.11

17

Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление «полупомпона».

2

Знать свойства шерстяных ниток. Уметь изготавливать «полупомпон»

27.11

18

04.12

19

Вышивание гладью. Использование модели шва.

Вышивание листочка контурной гладью.

2

Знать технологию вышивки гладью. Уметь вышивать гладью.

07.12

20

11.12

21

Вышивание цветка контурной гладью.

3

Знать технологию вышивки гладью. Уметь вышивать гладью узоры.

18.12

22

21.12

23

25.12

24

Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка.

2

Знать технологию перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Уметь самостоятельно выбирать рисунок, переводить его на ткань.

15.01

25

18.01

26

Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта.

2

Знать технологию вышивки гладью. Уметь продумывать последовательность действий.

22.01

27

29.01

28

Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта.

2

Знать технологию вышивки гладью. Уметь комбинировать,  искать необычные варианты (сочетать нитки, дополнять элементами – бисером, мелкими бусами и пр.)

02.02

29

05.02

30

Бахрома на салфетке как способ оформления изделия.

1

Уметь оформлять изделия бахромой.

12.02

31

Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.

1

Уметь украшать салфетку бахромой.

15.02

32

Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.

3

Знать технологию выполнения мережки. Уметь продергивать нитки для выполнения декоративной мережки.

18.02

33

26.02

34

01.03

35

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом «в прокол». Использование модели пришивания пуговицы.

2

Уметь пришивать  пуговицу с двумя отверстиями способом «в прокол».

05.03

36

12.03

37

Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы.  

2

Уметь пришивать  пуговицу с четырьмя отверстиями.

15.03

38

19.03

39

Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка.

2

Знать технологию распускания трикотажного полотна. Уметь распускать трикотажное полотно,  укладывать и наклеивать нити разных оттенков, для создания выразительного рисунка;  уметь создавать выразительный образ.

26.03

40

29.03

41

Понятие об орнаменте, цвете, композиции.  Краткие сведения о нитках и тканях.

1

Иметь представления об орнаменте, цвете,  композиции.

16.04

42

Зарисовка простейших узоров на клетчатой  бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.)

2

Уметь выполнять зарисовки простейших узоров на клетчатой  бумаге цветными карандашами.

19.04

43

23.04

44

Освоение приемов выполнения простого креста.  Вышивание простым крестом (дорожка).

2

Знать приемы выполнения простого креста.

30.04

45

03.05

46

Вышивание изделия с использованием шва простым крестом.

3

Уметь вышивать изделия простым крестом.

07.05

47

14.05

48

17.05

49

Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

1

Принимать участие в оформлении вышивок на выставку

21.05

50

День презентации детских работ.

1

Уметь представлять свою презентацию

28.05

Итого:

50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....