"Мой взгляд на воспитание." Эссе
материал по теме

Горяйнова Лидия Петровна

"Мой взгляд на воспитание." . Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_vzglyad_na_vospitanie.esse_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                    « Средняя общеобразовательная школа №11»

       

        Мой взгляд на воспитание

                                Эссе

                                                  Учитель начальных классов

                                               Горяйнова Лидия Петровна

                                                   2012г

                Школа  сегодня – средоточие многих проблем, которые переживает государство. Тем не менее, она остаётся своеобразным островком, где, несмотря ни на что, бурлит напряжённая жизнь с её проблемами и радостями, неудачами и успехами. Школу часто сравнивают с кораблём, где есть свой капитан, команда, матросы. Плывёт этот корабль вопреки штормам к намеченной цели. Успех плавания зависит от многих причин и прежде всего от того, есть ли в этой команде взаимопонимание, поддержка. Другими словами, хорошо ли в школе каждому ученику и учителю. Это возможно, если в школе царит порядок. Без порядка, дис-циплинированности школа не может достичь поставленных целей. Но следует различать порядок, который достигается многочисленными запретами, принуждением, подавлением личности, от дисциплины, которая, говоря словами «Конвенции о правах ребёнка», должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка. Поступками школьника при таком подходе движет не боязнь наказания со стороны учителя, не стремление избежать замечаний любым путём только потому, что его могут записать в дневник или унизительно произнести вслух, а сознание того, что поступки каждого прямо или косвенно влияют на настроение, эмоциональное состояние тех, кто рядом.

                А.С.Пушкин писал: «Говорят, что несчастье – хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному».И, действительно, развитие личности осуществляется при условии, если обеспечена эмоционально здоровая настроенность ребёнка, если удовлетворяется его стремление к романтике, красоте, общению, деятельности. Они хотят жить активно, деятельно, радостно и интересно, хотят поскорее приобщиться к миру взрослых. Это не праздные прихоти, это необходимые условия развития личности.

                Не будем отнимать ничего из того, что придаёт радость и полновесность детской жизни. Ребёнок жаждет общения, необычного и яркого, стремится быть принятым в среде взрослых и сверстников, иметь друзей, достигать успеха в делах. Поможем ему во всём этом.

                В радостном упоении жизнью ребёнок развивается наиболее активно и гармонично. Вне радости в ребёнке тускнеет и сохнет всё, что должно сверкать и цвести.

                Из детства ребёнку надо вынести заряд оптимизма – настолько значительный, чтобы его хватило на всю жизнь.

                Прислушаемся к совету В. А. Сухомлинского: «Не торопитесь объявлять детские шалости злоумышленным нарушением порядка, детскую невнимательность – ленью, детскую забывчивость – нерадивостью. Поймите, что детские шалости. Невнимательность – всё это было, есть и вечно будет. Всё это нужно понять: не ломать, а старательно, мудро исправлять».

                Выражая отрицательную оценку ученику, учитель зачастую подключает весь класс, тем самым усиливая её. Досадно, что сам учитель иногда просто этого не замечает. Вспоминаются строки, которые поясняют одну из причин школьных проблем:

                Вот они, главные истины эти:

                Поздно заметили…Поздно учли..

                Нет, не рождаются трудными дети,

                Просто им вовремя не помогли.

        И опять вопрос учителя к самому себе:

Часто ли я говорю детям: «Ты обязательно справишься», «Я доверяю тебе», «Твой вопрос был интересен», «У тебя золотые руки», «Давай мы тебе поможем?»

                Подобные суждения можно записать в дневник, и тогда вы увидите, как засияют глаза ученика. Похвала, одобрение, вера в успех – всё это способствует развитию богатства души ребёнка.

                Известно, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим. Непосредственностью в поведении. Эти особенности, на мой взгляд, являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

                Организуя учение, труд, игру детей учитель получает возмож-ность влиять на их нравственное развитие.

                Стержнем воспитания, конечно, является формирование

гуманистических отношений и взаимоотношений детей.

                Для нравственного формирования личности важны самостоятель-ные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых, под их наблюдением он учится прежде всего послушанию. Поэто-му в младших классах следует избегать  давать детям лишь готовые решения. Воспитательный процесс нужно стараться строить так, чтобы можно было предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Ученик должен научиться правильно действовать и тогда, когда от него не требуют отчёта.

                Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок иной раз ошибается, неправильно поступает. Но учитель должен помочь ему осознать  и пережить горечь ошибки, безнравственность поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и пересмотреть направленность мотива, вызвавшего ошибочное действие.

                Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности.

Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы проявились их лучшие черты и качества.

                Определяющее значение в воспитании младших школьников имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учеником характерны: душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. В основе гуманистического стиля отношений лежит педагогический оптимизм учителя, его  безграничная вера в возможности ученика, опора на положи-тельное в ребёнке.

                Младшие школьники исключительно чувствительны к мнению своего учителя, поэтому каждую оценку необходимо хорошо обдумывать, избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника  хвалить или осуждать за его поступок, за усвоение им тех или других знаний и навыков, но оценку конкретного факта не переносить на его личность в целом и не говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всём плохой, безнадёжный.

                Важнейшая миссия педагога – воспитать у детей патриотизм, то есть уважение к предкам, любовь к своему народу, русского к русскому, их взаимную симпатию, привязанность к месту своего рождения. Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину и националь-ность, человек теряет себя, своё лицо. Вот почему ещё А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский завещали нам при всех обстоятельствах – радостных и печальных, драматических и даже трагических- любить  и строить Россию! Русский патриотизм – определяющий принцип отечествен-ной школы. Он скрепляет воедино школу как семью, как дом.

                Каждый человек должен ощущать себя русским и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливым от сознания, что она твоя Родина, - этом призывали учить воспитанников наши великие педагоги. И, конечно, все проводимые воспитательные мероприятия должны проводиться так, чтобы они задевали внутренние установки учащихся, создавали ситуации переживания, переосмысления этической информации, затрагивали глубоко внутренний мир ученика и побуждали его к саморазвитию.

                Учителю необходимо демонстрировать и проявлять внимание к высказыванию каждого ученика, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. Надо постоянно помнить, что огромные воздействия на нравственное развитие личности оказывает та система отношений, которая её окружает.

                        И, бесспорно, семья является важнейшим источником формирования нравственных позиций ребёнка, закрепление его нравствен- ных и психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях происходило это формирование.

                Характер взаиомоотношений родителей и учителей нельзя пред-ставлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.

                «Наши дети – это наша старость. Неправильное воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы. Это вина перед другими людьми, перед страной», - писал А.С.Макаренко. Школьный учитель выступает в основном в двух ролях. Первая роль – преподаватель, вторая – воспитателя, т.е. клас-сного руководителя.

                Роль классного руководителя – это безграничный труд, который занимает времени не меньше, чем преподавание. Наше дело – целенаправ-ленно влиять на ребёнка, развивать богатство его души.

                   И, думаю, наша цель сегодня: заново сотворить школу радости узнавания, умственного наслаждения, духовно – делового человека.

Литература:

  1. Журнал «Начальная школа» № 7, 1995г
  2. Журнал «Воспитание школьников» № 9, 2004г
  3. Богданова О.С., Петрова В.И. «Методика воспитательной работы в начальных классах», М. «Просвещение», 1975г
  4. Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников», М. «Просвещение», 1976г
  5. Баранова С.П., Сластёнина В.А. «Педагогика»,  М. «Просвещение», 1986г