Использование интерактивной доски в начальной школе
методическая разработка (1 класс) по теме

Модебадзе Анна Михайловна

В работе представлены возможности использования интерактивной доски на уроках в начальной школе. Презентация помогает преподнести материал ярко и красочно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл id.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Модебадзе А.М.,

учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 5

им. А. И. Деревянчука

г. Кандалакша

Мурманской области

Использование интерактивной доски в начальной школе

     Долгие годы основными рабочими инструментами учителя и ученика были доска, мел, учебник, тетрадь, ручка.  Но в  2011 – 2012 учебном году, в связи с переходом на новый ФГОС, кабинет начальной школы был оснащен интерактивным комплексом.     Интерактивная доска –  это очень удобное оборудование, которое позволяет сделать процесс обучения младших школьников наглядным, ярким, динамичным. Давайте разберемся, что же такое  ИД? По - моему мнению, лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования.

     Первоначально, конечно, у меня возникало много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью интерактивной доски от привычных методов обучения? Как сочетать возможности интерактивной доски с реализацией дидактических принципов?  Использование интерактивной доски на уроке может оптимизировать процесс обучения и повысить его эффективность. За счет чего это происходит?

     Установив программное обеспечение, на рабочем столе появляется панель управления.  С помощью электронного маркера учитель может полностью управлять любой компьютерной демонстрацией –  выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты (инструмент стрелочка), запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками (маркеры разных цветов), работать с  любыми компьютерными программами, распечатывать материал, закрыть на необходимую часть экрана (инструмент шторка), сфотографировать экран, ввести на экран клавиатуру и работать с ней. И всё это можно выполнять стоя у  доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.

     Использование интерактивной доски даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним.

     Запас изобразительного материала при подготовке к уроку безграничен. Мне не нужно беспокоиться о сохранности бумажных карт, плакатов, тратить время урока на их смену – в них отпадает необходимость. Всю работу, проведённую в ходе урока, можно сохранять в компьютере, для последующего использования.

     Так, например, в первом классе учащиеся овладевают очень сложными для них графическими навыками, учатся ориентироваться на тетрадном листе, рабочей строке. Учитель, отсканировав страницу тетради или страницу прописи, имеет возможность показать строку, клетку, правильный приём или образец работы сразу всему классу. Это снимает возможность подходить к каждому  ученику и показывать место работы. Дети сами могут попробовать написать и сравнить с образцом. Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, весь класс вовлекается в активную работу.    

При использовании интерактивной доски у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски, запись новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. Эти «мелочи» позволяют значительно ускорить темп урока, делают работу на уроке более динамичной.

      Работая на интерактивной доске, можно переместить любой объект по площади доски (инструмент «выделенный элемент»). На обычной школьной доске такого же эффекта можно было бы добиться, написав слова на карточках или вырезав картинки и прикрепив их к доске магнитами. Работа на компьютере сэкономит время и силы учителя, привлекает внимание учеников.

    Для учителей, начинающих использовать с ИД, разработка уроков – достаточно трудоемкий процесс, предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Но значительно облегчают работу учителя уже готовые цифровые образовательные ресурсы. Таких программ уже разработано достаточное количество в интернете. У нас вместе с учебниками были предложены ещё и электронные приложения, дополняющие и расширяющие (но не дублирующие) материалы учебников. С их помощью можно посмотреть видеозапись, выполнить разноуровневые задания, повторить, выполнять различные задания на разных уроках.  

     При таком компьютерном сопровождении уроков требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Можно использовать компьютер фрагментами по 2 - 3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

     На уроках в начальной школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность для детей 6-8 лет является ведущей. Интерактивная доска в начальной школе – это ещё и увлекательная обучающая игра. Поэтому при работе с интерактивной доской в классе не остаётся равнодушных детей, создаются условия для активной мыслительной деятельности. Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков от учащихся. Учащиеся быстро привыкают к интерактивной доске. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические.

     Действия учителя на доске  завораживают малышей,  ученики не отвлекаются на таких уроках, становятся собранными, внимательными. Мои дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за мной.  Ученики уверенно чувствуют себя у интерактивной доски, потому что знают, если  сделают ошибку, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие. Более того, ребятам это интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу их  восхищённые глаза и понимаю, что буду  использовать ее постоянно. Для учителя лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Вспомните время, когда только появились сотовые телефоны или то, когда вы впервые сели за монитор компьютера. Так же и с интерактивной доской, как только вы начнете с ней работать, со временем вам все станет легко и понятно. Это очень интересная работа. Попробуйте, и вам понравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в начальной школе

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕВ своей работе я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски Smart Board, которая стационарно установлена...

Использование интерактивной доски в начальной школе

Примеры применения интерактивной доски на уроках математики в начальной школе...

Использование интерактивной доски в начальной школе

Статья разработана для выступления на педагогическом совете, для активизации учителей в работе с интерактивной доской....

Использование интерактивной доски в начальной школе.

Практическое применение интерактивной доски  на  уроках в начальной школе....

Использование интерактивной доски в начальной школе с целью формирования навыка каллиграфического письма

Использование интерактивной доски в начальной школе с целью формирования навыка каллиграфического письмаОсвоение ребенком письма — это сложный, многоступенчатый процесс. Современные прописи предлагают...

Использование интерактивной доски в начальной школе

Интерактивная доска - это рабочий инструмент, которым, как и любым другим, нужно уметь пользоваться....

Использование интерактивной доски в начальной школе

С развитием компьютерных технологий у каждого учителя возникла потребность освоить не только компьютер, но и интерактивную доску....