Альтернативные формы оценивания.
статья по теме

 

В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. 
           Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива оп-ределяется, прежде всего, по глубине, прочности к систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может огра¬ничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
В своей работе использую  интересные приемы самооценки - линеечки, «Дерево успеха», «Лестница успеха», портфолио.

Использование альтернативных способов оценивания позволяет разрешить противоречие, между: традиционной ориентацией на оценку знаний, умений и навыков учащихся, как критерий качества образования и необходимостью более широкого восприятия результатов обучения, как образовательных достижений учащихся, определяющихся не только знаниями умениями и навыками, но и его академической и личностной успешностью, состоянием психологического здоровья.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Альтернативные формы оценивания81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативные формы оценивания.

Подготовила: учитель начальных классов

Рогачева Г.Г.

В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. 
          Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности к систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

В своей работе использую  интересные приемы самооценки - линеечки.  На уроках математике и русского языка, после выполнения  любой учебной задачи  предлагаю ученикам на полях прочертить линеечку (заранее обговариваем границы, уровень высоты)  и отметить символом на соответствующем уровне  его мнение о качестве выполненного задания и его оформлении. После проверки такую же работу проделываю я. Если  согласна с мнением ученика, то обвожу красным кружком его отметку, если же не согласна - ставлю свою (ниже или выше по шкале). В случае больших разногласий возникает необходимость обсудить правильность отметок.

При работе в парах и группах использую  такие способы оценивания стимулирующие развитие у учащихся навыков самооценивания, рефлексивного самоанализа, в частности: методика «Дерево успеха», «Лестница успеха».

После выполнения работы ребятам предлагается выбрать цвет и обвести контур своей ладошки, в центре написать свое имя. Затем передать листок с контуром ладошки соседям по группе и глее  каждый оставляет свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

По окончанию работы ребята создают на ватмане или альбомном листе всей группой композицию «Дерево успеха» с ладошками в качестве листьев. Однако можно составить общее дерево – класса, однако ребятам очень нравится составлять именно группы. К данной форме оценивания ребята подходят ответственно, стараются адекватно словесно оценить работу каждого из группы.

«Лестница успеха» – проводится по нескольким направлениям, «Я – гражданин Росси», «Я – лидер», «Я – хороший друг», «Я – успешный ученик». Каждому ученику раздается заранее приготовленная на листе бумаги лестница, на которой он должн отметить себя, на каком уровне он находятся на данный момент. Благодаря данной форме оценивания можно выявить как ученик усвоил тот или иной материал, перед выполнением задания и  после его выполнения ученик самостоятельно оценивает свои уровень по данной теме, разделу.

Одной из популярных в настоящее время альтернативных форм оценки является учебное портфолио.

Портфолио - систематическая, организованная подборка работ учащегося, которая предоставляет другим непосредственное подтверждение усилий, достижений и успехов учащегося за определенный промежуток времени. При работе над подборкой учащийся должен участвовать в выборе ее содержания. В нее должны входить информация о критериях выполнения, критерии оценки достоинств, а также подтверждение самоанализа учащегося. Она должна включать репрезентативную работу, свидетельствующую о результатах учащегося и являющуюся основой для оценки его успехов.

Данную форму оценивания я использую с 1 класса, у каждого учащегося ведется портфолио, ктоторое постоянно заполняется по следующим разделам:

 «Познакомьтесь со мной»; «Моё имя»; «Мой портрет»; «Моя семья»; «Мои друзья»; «Моя школа», «Мои учителя», «Мои любимые школьные предметы», «Общественная жизнь» (поручения, благодарности, поощрения); «Мир моих увлечений» (в том числе кружки посещаемы ребёнком).

 «Мои достижения» (здесь аккумулируются грамоты, благодарности, дипломы, благодарственные письма).  Отдельной рубрикой раздел:  «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий (ежедневные, контрольные, творческие).

В портфолио помещаю  работы, которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика из начала, середины и конца курса. Например:

«Так я писал раньше»,

«Так я пишу теперь»,

«Моё  творчество» (творческие работы: рисунки, фотографии поделок, и тому подобное),

 «Книги, которые я прочитал» (отзывы о прочитанных книгах), анкеты, тесты.

У портфолио, как формы представления достижений учащихся, есть много различных достоинств. Основные преимущества портфолио в том что:  в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения. Так же, позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

 Процесс отбора, улучшения и оценки собственной работы создаёт широкие возможности для школьников в процессе учения. Ученик сам решает что он хочет положить в свой портфолио. Тем самым от ученика требуется самооценка в процессе учения

Портфолио, как метод оценивания, претендует не только на более адекватное отражение действительных достижений учащихся, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов учения. Метод портфолио даёт возможность дифференцированно и объективно оценивать достижения учащихся, а это в свою очередь, влияет на отношение детей к занятиям и школе в целом.

Таким образом, можно утверждать, что внедренные альтернативные способы оценивания достижений учащихся повлияло на развитие у учащихся основных показателей психологического здоровья личности и позволило снизить риск возникновения стрессовых ситуации, уровень тревожности учащихся. Содействовать становлению субъективной позиции учащихся и развитию оценочной самостоятельности.

Использование альтернативных способов оценивания позволяет разрешить противоречие, между: традиционной ориентацией на оценку знаний, умений и навыков учащихся, как критерий качества образования и необходимостью более широкого восприятия результатов обучения, как образовательных достижений учащихся, определяющихся не только знаниями умениями и навыками, но и его академической и личностной успешностью, состоянием психологического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как одна из форм оценивания учащихся

Отсутствие отметки в течение первого и второго годов обучения в начальной школе ни в коем случае не должно пониматься как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя...

Тестирование, как одна из форм оценивания планируемых результатов.

Тестирование, как одна из форм оценивания планируемых результатов....

Портфолио как одна из форм оценивания достижений младшего школьника

Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности и является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей млад...

Альтернативные способы оценивания на уроках литературного чтения.

критерии оценивания на уроках литературного чтения...