проект учащихся на тему "Кругом вода"
творческая работа учащихся (4 класс) по теме

Дубова Ольга Анатольевна

Проектная работа учащихся 4 "А" класса МОУ Лицей г.Истры на тему "Кругом вода", содержит сведения о воде с точки зрения литературы, биологии, истории и геральдики. Руководитель проекта Дубова О.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugom_voda.docx666.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Кругом вода»

Авторы:  Быстрова Нина

                  Ходина Варвара

                  Зыбкин Евгений

                  Марьянский Денис

                  4 «А» класс МОУ Лицей г. Истры

Руководитель: Дубова Ольга Анатольевна

Истра, 2012

План.

1)Введение.

2)Вода в литературе.

 - вода в Библии

- легенды и мифы о воде

- вода в УНТ

-  фразеологизмы

- писатели о воде

3) Вода в жизни славян.

- в названии племен

- в строительстве

- в питании

- в судебной практике

- в лечении болезней

- в обрядах, связанных с водой

4) Вода в геральдике.

а) понятие герба.

б)  вода на гербах:

  - цвет, фон воды,

  - символы воды,

  - приемы графики, отображающие воду.

-  причина появления изображения воды на гербах.

5) Вода в жизни растений и животных.

- объем воды на земном шаре

-1-

- значение воды для жизнедеятельности растений

- водоросли

- значение воды для жизнедеятельности животных

- причины загрязнения воды

6) Выводы.

-меры по охране воды

7)Литература.

 

-2-

Введение.

Проект на тему «Кругом вода» выполнен группой учеников 4 «А» класса начальной школы Лицея г.Истры: Быстровой Ниной, Ходиной Варварой, Зыбкиным Евгением и Марьянским Денисом в рамках предмета «Окружающий мир» . Под руководством учителя Дубовой Ольги Анатольевны.

Как и когда возникла тема этого проекта.

В апреле в нашем Лицее  традиционно проходит Декада Науки и Творчества.  С недавнего времени круг участников расширился: ученики начальной школы получили право принимать участие в этом событии.

Мы долго не могли определиться с темой. Очень хотелось, чтобы материал для работы был интересен нам самим и важен другим.

А в ноябре в школе в рамках Всероссийской акции  прошла викторина «Кругом вода» , организованная Истринским туристическим клубом. Вопросы викторины били  сложными, но в тоже время интересными. Не на все вопросы мы смогли правильно и точно ответить. Спустя некоторое время, Быстрова Нина предложила выполнить работу , темой которой является вода, и мы согласились.

Почему была выбрана именно эта тема.

Мы часто слышим слова «Вода – источник жизни». То, что без воды не может быть жизни на нашей планете, знает любой дошкольник. Приверженцы биологической теории происхождения жизни утверждают, что жизнь зародилась в воде. На этом вся информация о роли  воды в жизни человека заканчивается.

Поэтому мы решили узнать, как люди, жившие до нас, относились к воде и правильно ли утверждение, что вокруг нас - вода. Каждый  взял одно из направлений «Вода в литературе», «Вода в жизни наших предков - славян», «Вода в гербовой символике» и «Вода в биологии».

-3-

Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что изучение значения воды в жизни человека является одним из ведущих направлений в области экологии, а также одной из глобальных научных проблем выживания человечества.

Проблема Вода в нашей жизни настолько обыденное явление, что мы часто не задумываемся о том, какую роль она играла в истории человечества. Отсутствие всесторонних знаний о роли воды привело к тому, что мы недооцениваем её значимость и ценность для человека.

Объектом изучения стало изображение воды в литературе, истории, биологии и геральдике.

Цель проекта формирование культуры отношения к воде, как к субстанции, без которой невозможна жизнь на Земле.

Гипотеза исследования основана на предположении, что если воде люди во всём мире во все века уделяли первостепенное значение, то возникает необходимость в её охране и разумном использовании.

В соответствии с целью и гипотезой нами были определены следующие задачи проекта:

1)доказать, что выражение «Кругом вода» является не красивым оборотом речи, а соответствует действительности;

2)расширить круг представлений о значении воды в жизни человека;

3)рассказать о воде с точки зрения литературы, истории, биологии и геральдики;

4)показать необходимость разумного использования воды и её охраны;

-4-

5)предложить меры по охране воды, которые может использовать любое учебное заведение.       

                           

ВОДА   В   ЛИТЕРАТУРЕ.

В нашей группе я изучала значение воды в литературе.

                            ВОДА В БИБЛИИ

Вода – основа жизни на Земле. И, конечно, огромное значение воды отражено в главной книге человечества – Библии. При сотворении Мира Господь Бог в качестве незаменимой помощницы имел воду, наделив ее особым Божественным содержанием и свойствами.                                                             Первая Библейская история, в которой рассказывается о наказании, посланном Богом за грехи человечеству с помощью воды – это история о Всемирном потопе.                                                        

 Следующее наказание Господа, посланное с помощью воды для одних людей и великое чудо для других, описано в истории исхода еврейского народа из Египта.  Господь повелел Моисею поднять свой посох и воды Красного моря расступились перед израильтянами, открывая сухой путь по дну Красного моря. Когда евреи прошли Красное море, Господь повелел Моисею вновь поднять посох, и волны моря сомкнулись над войском фараона и потопили его. Так же как и волны Красного моря , воды реки Иордан дали людям пройти, когда они вступали на Землю Обетованную – Израиль. Воды Иордана пересохли и люди пересекли реку как по суше.

И еще многие чудеса, происходящие с помощью воды, описываются в Библии. Иисус Христос  во время плавания в лодке со своими учениками по бурному озеру повелел ветру и волнам утихнуть, и они послушались его. В следующий раз Иисус Христос ходил по волнам бурного озера и учил этому учеников своих.

                              ВОДА В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ

В древних поверьях вода-это кровь живой Матери Сырой Земли, и опора, на которой покоится земля, и водораздел между миром живых и загробным Царством.

-5-

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

От древних греков остались нам их предания, их древние сказания – мифы. И конечно в них были боги ответственные за водную стихию. Брат Зевса, Посейдон, владычествовал над морями. Кроме главных богов вся земля была населена богами и богинями, олицетворяющими силы природы: в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды.                                                                                                                                                                

Кроме мифов о богах, у древних греков были мифы о героях. В основе мифа об аргонавтах лежат воспоминания о многих попытках греческих мореходов пробраться в Черное море.  

В мифах о двенадцати подвигах Геракла рассказывается о том, как Геракл побеждает Лернейскую гидру, жившую в обширном Лернейском болоте, открывает дорогу к океану и соединяет океан со Средиземным морем, раздвигая скалы, спускается в Царство Мертвых, где хочет напиться из реки Забвения – Лета

. В мифе об Орфее и Эвридике Орфей спускается в Царство Мертвых и переплывает подземную реку Стикс, которая отделяет мир живых от мира мертвых.

РУССКИЕ ПРЕДАНИЯ

В древне -русской мифологии водоемы также населяли мифологические существа.

Водяные — это потомки тех нечистиков, которых бог низвергнул с небес, а они упали в реки, озера и пруды. Водяница — очень древний мифологический образ. Водяна - водяница — жительница речных вод. Моряны —  живут в море. Водяницы-моряны родственны античным сиренам.

Былины о Садко также берут свое начало в древне -славянской мифологии.

ЛЕГЕНДЫ О ВОДОЕМАХ                                                                                                                                                                                

Множество легенд  и сказаний из глубины веков дошли до нас о разных водоемах, озерах и реках, и даже пропавших в их глубине городах и народах. Например: Сказание о невидимом граде Китеже.

В заволжских лесах есть озеро под названием Светлояр. Озеро невелико, но глубина его - до тридцати метров. Зимой на озере намерзает особый

-6-

"кружевной" лед. Светлоярская вода необыкновенно чиста, прозрачна и обладает целебными свойствами. Местные жители говорят: "Пей воду прямо из озера - не бойся, неси домой -месяцами будет стоять, не испортится".

М.М. Пришвин, побывав на Светлояре, писал в очерке "Светлое озеро": "...глянуло на меня из леса спокойное, чистое око. Светлое озеро – чаша святой воды в зеленой зубчатой раме".

Здесь, на берегу озера Светлояр, возникло сказание о невидимом граде Китеже.

Легенда о граде Китеже, чудесно спасенном Богом от разорения врагами, укрываемом и сберегаемом до лучших времен, когда он вновь явится миру.Сохранив древний корень, древнюю веру и правду - одна из самых заветных легенд русского народа, в течение веков подвергавшегося нашествиям внешних врагов.

ЛЕГЕНДЫ БАЙКАЛА

Много есть озер на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоема в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. Байкал самое глубокое и чистое озеро нашей планеты и самое большое хранилище запасов пресной воды (пятая часть всего мирового запаса пресной воды).

 И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но еще и нечто такое, что внушает уважение, подчеркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара.

ПРИТЧИ

При́тча — это малый поучительный рассказ ,заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то. В ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Притчи о воде

-7-

есть у многих народов, например «Родник», «Притча о рыбе и воде» «Ерши и   река»

ЗАГАДКИ О ВОДЕ

Есть множество загадок о воде во всех ее проявлениях. Это загадки о морях и реках, болотах и прудах, родниках и ручьях, и, конечно, о самой воде во всех ее агрегатных состояниях: снеге, льде, дожде, тумане, росе и так далее.

ПОТЕШКИ

Дети с самого рождения знакомятся с водой и для того,чтобы процесс умывания стал для ребенка не скучной обязанностью, а веселой игрой придумывали веселые стишки - потешки. Так было легче  приучить малыша умываться и объяснить ему, что водичка - его друг.  

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Огромное количество пословиц и поговорок отражает свойства воды и огромное значение её в жизни человека.

ВОДА В НАШЕЙ РЕЧИ – ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Поскольку вода играет большую роль в жизни человека, то и не удивительно, что так много существует фразеологизмов связанных с ней, их насчитывается в русском языке более пятидесяти штук.

ВОДА В СКАЗКАХ

   Во многих русских сказках «живая» и «мертвая» вода имеет для героев важное значение.  В сказках «Марья-Моревна», «Иван-царевич и серый волк», «О молодильных яблоках и живой воде» волшебная вода оживляет героев.                                                                                                                       В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» вода превращает непослушного братца в козленочка.

Также много связано с водой в сказках А.С.Пушкина. В сказке «О царе Салтане» Царевна-лебедь превращала царевича Гвидона в комара, муху, шмеля, обрызгав его водой. Царевич Гвидон просил волну вынести бочку с ним на сушу , и волна исполнила его просьбу. Еще одно чудо-это выход дядьки Черномора и 33 богатырей из волн морских. В «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, подходя к морю, видит по его состоянию, как рыбка реагирует на его очередную просьбу.  

-8-

Есть  сказки ,где главными героями выступают реки, например, русская сказка «Волга и Вазуза»

Большой пласт сказок у разных народов и писателей связан с мифологическими персонажами обитающими в воде:водяными и русалками. Про водяного есть сказки у великих русских писателей - «Мужик и водяной» Л.Н.Толстого, а у А.Н.Толстого есть сказка «Водяной» и сказка «Русалка». У чешского писателя Карла Чапека есть целый сборник «Сказка про водяных». А.С.Пушкин написал пьесу «Русалка», М.Ю.Лермонтов – стихотворение «Русалка», Н.В.Гоголь – повесть «Майская ночь,или утопленница», Джералд  Дарелл- сказочную повесть «Говорящий сверток». И , конечно, все мы хорошо знаем с детства «Русалочку» Г.Х.Андерсена.

ПИСАТЕЛИ О ВОДЕ

Известный детский писатель С.Я.Маршак  в стихотворном варианте изложил русскую сказку «Волга и Вазуза» и написал стихотворение о подчинении воды воле человека для его блага «Война с Днепром»                                                                                                                                                     

У И.А.Крылова есть несколько басен, где главным героем является вода: «Пруд и река», «Ручей», «Водопад и ручей».    

 У великих русских поэтов есть красивейшие стихотворения о воде. Поэма «Бахчисарайский фонтан» А.С.Пушкина, «Дары Терека» М.Ю.Лермонтова – о горной реке Терек, впадающей в Каспийское море, стихотворение «Весенняя Гроза» Ф.И.Тютчева, « Летний Дождь» А.Майкова.

У Н.В.Гоголя в знаменитом цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» есть красивое описание реки Днепр «Чуден Днепр  при тихой погоде…». У таких писателей как М.Пришвин, К.Г.Паустовский, В.В.Бианки  много писавших о природе ,есть рассказы о воде в том или ином виде. В «Кладовой солнца» М.Пришвин описывает лесное болото, также у него есть рассказы «Живительный дождик», «Сытые пузыри». У К.Г.Паустовского - рассказ «Поэзия дождя», у В.В.Бианки – «Зеленый пруд». Пожалуй трудно найти писателя или поэта , в произведениях которых, не упоминалась бы вода или не приводилось описание какого-нибудь явления связанного с водой.

В  детских учреждениях и детских оздоровительных лагерях есть стихи, которые учат гигиене и бережному отношению к воде ( «Трудолюбивая вода»).

-9-

И, конечно, мы все с детства знаем чудесное произведение Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр», которое смело можно назвать настоящим гимном воде.

Таким образом, ни один из жанров литературы не обходится без упоминания  воды.

Вода в  жизни славян.

В нашей группе я изучала значение воды в жизни наших предков славян и её использование. Я пришла к таким результатам: вода у славян использовалась:

В названии племён.  Дреговичи – племенное объединение, обитавшее между реками Припять и Западная Двина.. Жили в болотистой местности (дрегва, дрягва - болото), поэтому и получили свое имя. Соседствовали  с полочанами (от Полота — притока Западной Двины). по Западной Двине К югу от реки Буг располагались бужане.

 В строительстве.  Городища обычно располагались на мысах. Одной стороной они выходили к реке, с двух других ограничивались низинами, оврагами или ручьями, четвертая сторона пересекалась валом или рвом. Городище возвышалось над поймой на 15 - 18 метров. Вода, подобно всем стихиям, заставляла обращаться с нею на «вы». Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Могла смыть весенним разливом деревню, поставленную «без спросу» – мы сказали бы теперь, «без знания местности».

В питании.  Немалым подспорьем в питании было и рыболовство, поскольку реки изобиловали рыбой. В реках можно было поймать белугу, осетра,

-10-

 стерлядь, сома, щуку, судака и многих других рыб. Рыбу ловили как сетями, так и удили на крючок, однако удили тогда не плотву, а осетров и сомов, поэтому рыболовные крючки делали величиной в 5-10 см.

В судебной практике.  Водой иногда испытывали на суде: истцу и ответчику предлагали войти в воду на семь шагов, при этом виновный, оказавшись перед лицом справедливой и мудрой реки, должен был непременно смутиться и тем себя выдать. Вероятно, именно так нередко и происходило.

В лечении болезней.  Особой силой наделяли славяне родниковую воду, а всего более воду из родника, возникшего от удара Перуновой молнии. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названиях многих источников. Отсюда же идёт обычай расчищать и обихаживать роднички, считавшиеся что несут   сказочную «живую» и «мёртвую» воду. Кстати, эти целебные свойства – далеко не всегда сплошное суеверие. Сейчас и у нас в стране, и за рубежом выходят научные работы о водолечении – оказывается, вода действительно исцеляет болезни… А вода, обработанная магнитами или электрическим разрядом (вот тебе и Перунова молния)? А про закаливание, обливание холодной водой, купание в проруби (для наших предков обычное дело) вообще стоит ли напоминать?..

В личной гигиене.  По уровню развития гигиены и санитарии древнерусское государство в X-XIV вв.не только не отставало, но и опережало многие страны Западной Европы. Русская паровая баня была неотъемлемой частью быта древней Руси, и издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе.

-11-

Эти рассказы хранят для нас древнюю мудрость, великую и простую науку жить во взаимопонимании и мире с природой.

Обряды, связанные с водой.

Живя в краю, изобильном реками и озёрами, речушками и ручьями, болотами и родниками-«студенцами», древние славяне, естественно, выработали целый комплекс религиозного почитания воды, и в чём-то схожие верования бытуют у очень далёких друг от друга народов.

Вода являлась той стихией, из которой, по мнению славян, возникла сама земля; на воде, по представлению славян и других народов, она и покоится. Если огонь связывается с культурой, то вода, как и земля, – с жизнью. У славян широко представлен культ колодцев, ключей, озер – вообще всяких водных источников, который перешел и в христианскую веру (например, Крещение, освящение воды в Крещение и в Благовещение)

Вода, по представлению славян, является матерью солнца, которое каждый вечер опускается в море-океан, чтобы очиститься и отдохнуть от мирских забот. С водой связаны мифологические образы девы Зари, Марьи Моревны, русалок, водяного и т.д. Воде и огню посвящен праздник Ивана Купалы.

Обряды, связанные с водой, проходили и в русалью неделю, и в Перуновы дни. Как очищение представлено мытье или просто обливание водой в свадебном обряде, в обряде обмывания покойника. Вода смывает грехи и болезни, уносит с собой всю грязь.

-12-

Вода может и рассказать о будущем. Всё это очень широко использовалось славянами в гаданиях и заговорах, а также в толковании снов. Причем именно в толковании снов раскрывается негативная символика воды: если кто-то видит во сне чистую воду, она предвещает слезы; грязную, мутную, – болезни, смерть.

Для вызывания дождя было предназначено и ритуальное проливание слёз, а в фольклорных текстах слёзы могли уподобляться святой воде.

 Древний характер имеют ритуалы пускания по воде различных предметов и "кормления реки. Чаще предметы, спускаемые по воде, предназначались умершим.

Широкое хождение получил обычай пускать по воде вышедшие из употребления предметы, что осмыслялось зачастую как способ их погребения в "чистой и святой стихии". На воду пускали сакральные предметы – иконы, старые богослужебные книги, высохшие просфоры, вербные ветки, освящённые в Вербное воскресение, остатки освящённой пасхальной пищи и т.д.  Тем же способом избавлялись от остатков ритуальных предметов обрядовой трапезы, от большинства предметов, бывших в соприкосновении с покойным. Аналогичным образом поступали с некоторыми ставшими ненужными вещами. Интересно, что во время установления христианства на Руси идола Перуна в Киеве сбросили в воду, пустив плыть по течению. Символика "отправления", "выпроваживания", присущая пусканию по воде очевидна и в новгородском обычае отводить под Новый год одетого в лохмотья старика вниз по течению реки, провожая, таким образом, Старый год. Сходные мотивы встречаются и в славянской лечебной магии, когда по воде спускали вещи больного человека. Чтобы избавиться от болезни, русские опускали на воду кусочек хлеба со словами: "Пришёл я к тебе, матушка вода с повислой, да с повинной головой – прости меня, простите и вы меня, водяные деды и прадеды". В Калужской губернии в день 40 мучеников (22 марта) дети пускали по воде "жаворонков" – обрядовое печенье в виде птичек, чтобы "не помирали мужики и бабы".

-13-

В славянской календарной обрядности известен обычай пускать ранней весной на воду огонь, символизирующий наступление весны, согревающий земные воды. У русских этот обычай называется "греть весну".

Не случайно христианский праздник Крещения (Богоявления) связан именно с водой. Считается, что крещенская вода, даже не освящённая в церкви, не портится очень долго (конечно не из-под крана, а колодезная, родниковая). А святая вода, освящённая в церкви на Крещенье, может простоять до 70 лет, не испортившись. По народным поверьям, в ночь на Крещенье во всех источниках вода освящается сама собой, независимо от церковных церемоний. Сам Христос в эту ночь вновь сходит в воду. Именно поэтому в полночь на Крещенье можно набрать воды из реки, озера, колодца, родника, из любого источника – и она будет обладать свойствами святой воды. И если в полночь прийти к проруби, то можно увидеть, как спокойная гладь воды вдруг всколыхнётся и по ней пройдёт волна. Эти и означает, что совершилось таинство сошествия в воду Сына Божия!. Тайна сия велика есть! В некоторых водоёмах, по народным преданиям, вода является святой изначально. Многие из озёр, получивших в народе название Святых, в глубокой древности являлись местами языческих поклонений

С водой связан и древний славянский дохристианский обычай выбора невесты. В "Повести временных лет" есть упоминание, что древляне, желая привести в дом жену, умыкали у воды девиц. С принятием христианства эта традиция трансформировалась в крещенские смотрины. В городах вплоть до XX века это происходило либо в церкви во время литургии, либо на

-14-

городской площади. В деревнях по-прежнему около святой воды, когда невесты, разрумяненные и наряженные в лучшие платья, выстраивались в длинный ряд у иордани. В народном сознании сватовство у святой воды стало залогом удачного брака, благословлённого высшими силами . Отголоски её можно видеть, когда молодожёны сразу после ЗАГСа посещают родники или озёра.

Обычаи бросать в источник деньги, пить воду с золота, умываться такой водой и т.п. связаны с культом Волоса. От дурного глаза и других уроков умывались с золота (денег), а также пили с золота воду для исцеления.  Бытовало представление, что умывание с золота или серебра спасает от удара молнии.

Таким образом, вода играла огромную роль в жизни славян.

Вода в геральдике.

В нашей группе я занимался изображением воды в геральдике.

На территории Российской Федерации находится множество городов, сел, деревень и посёлков. Испокон веков многие из них были удостоены чести иметь собственные гербы.

Герб представляет собой щит, на котором изображались животные, рыбы, птицы, оружие, орудия производства и предметы производства. Всё это отображалось на каком-то фоне. Фон мог состоять из одного или несколько цветов. Все перечисленные изображения появлялись на гербах не просто так - по велению художника, а являлись символами - отражающими культурные, исторические и природные особенности данного города.

 Разберем, какими средствами отображается вода на гербах:

       а) цвет воды на гербе, как правило, синий или голубой. На гербе он занимает всю поверхность или какую-нибудь часть её в различных пропорциях.

      б)  к водным символам  можем отнести   изображение  якоря (якорей), рыб, морских животных, морских птиц, парусников, лодок,

-15-

компаса, изображение  «розы ветров».

      в)  к графическим приёмам, с помощью которых изображается вода отнесем волны, водные буруны, емкости с водой, белую или серебристую волнистую полосу.    

  Причиной появления на гербах населенных пунктов воды, безусловно, является географическое расположение  их у рек, морей, океанов или отношение этих городов каким-либо образом к военно-морскому или торговому флот

Таким образом, мы видим, что в геральдике вода занимает важное место.

Вода в биологии.

     Наличие воды  –  обязательное условие для существования жизни, по крайней мере, в известных нам формах. От других планет Солнечной системы Землю отличает наличие огромных запасов соленой и пресной воды, благодаря которым из космоса она выглядит голубой.

     Более 70% поверхности Земли покрывают воды морей и океанов, в совокупности называемые Мировым океаном. Объем Мирового океана составляет около 1368 млн. куб. км. Вместе с водами рек, озер, болот, подземными водами, ледниками, покрывающими полюса и вершины гор, образующимся зимой снежным покровом и льдом вечной мерзлоты они образуют водную оболочку нашей планеты – гидросферу.

     На Земле великое множество больших и малых рек. Они, как кровеносные сосуды, пронизывают сушу и соединяют материковые водные системы с Мировым океаном. Есть реки, которые исчезают под землей, а потом появляются вновь. Некоторые реки летом пересыхают, а зимой промерзают до дна, и ток воды прекращается.

     Озера – это естественные скопления воды на суше в углублении ее поверхности. Озер на суше великое множество, они занимают 1,7% не покрытой ледниками суши. В отличие от рек, постоянно обновляющих свои

-16-

воды, полная смена воды в озерах происходит очень медленно. Благодаря этому озера служат накопителями веществ, которые приносит вода. Некоторые озера могут накапливать солнечное тепло. Вода в озерах может быть и соленой, и почти пресной.

     В Арктике и Антарктике, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. Здесь распространены ледники – многолетние скопления льда. Ледниковый лед содержит мало примесей. При таянии из него получается самая чистая вода. Поэтому сейчас ее все чаще используют в лечебных целях. Ледники на поверхности Земли по площади и объему воды занимают второе место после Мирового океана, а по содержанию пресной воды с ними не могут сравниться ни реки, ни озера, ни подземные воды, вместе взятые.

Вода в жизни растений.

Вода - необходимое условие для жизни растений.

До 98% их массы – это вода, без нее растения не способны выжить.

Вода является основным источником питания растений и принимает активное участие во всех жизненно важных обменных процессах. Она является главной, составной частью растений, расходуется ими в больших количествах в процессе испарения.

Поступает вода в растения в основном из почвы. Наряду с углекислым газом и минеральными соединениями вода необходима для синтеза органических веществ. С ее участием протекают все основные биохимические процессы в растении. Питательные вещества, находящиеся в почве, могут поступать в растение только растворенными в воде. Вода обеспечивает непрерывность передвижения питательных веществ в растении.

От влажности почвы и воздуха зависят нормальный рост и развитие, которые могут протекать только при достаточном насыщении клеток водой.

     В процессе жизнедеятельности растения создают органические вещества. На создание одной части сухого органического вещества они расходуют 200-500 частей воды. Растение может получать воду не только через корневую систему, но и через листья. Вот почему опрыскивание (рано утром и

-17-

вечером) дает положительные результаты.

     Потребность растений в воде определяется их состоянием и внешними условиями (температурой и влажностью почвы и воздуха, интенсивностью освещения и т. д.), периодом развития, мощностью корневой системы. Например, в растущих листьях, стеблях, корнях, содержание воды достигает 90% и более, в древесине многолетних растений количество ее составляет 45-50%, а в почках еще меньше.

     Избыток влаги в почве так же вреден для растений, как и недостаточное количество ее. При очень сильном увлажнении корневая система из-за недостатка кислорода слабеет, заболевает, и растение погибает.

     Таким образом, роль воды в жизни растений просто исключительна. Без воды никакое растение на Земле не способно выжить. Более того, именно благодаря воде на нашей планете зародилась первая жизнь – сине-зеленые водоросли, которая стала началом многомиллионной эволюции.

     На планете трудно найти место, где не было бы водорослей. Водоросли - это микроорганизмы, плавающие или «парящие» в толще воды, это концентрация нитчатых водорослей, иными словами - тина, или бурый ил на дне какого-нибудь водоёма, это склизкий налёт на предметах долгое время находящихся под водой. Обычно их считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах, причем в определенные сезоны они могут становиться там очень обильными. Водоросли прикрепляются к скалам, камням, кускам древесины, к водным растениям или же свободно плавают, составляя часть планктона.

     Глубина, на которой можно встретить водоросли, зависит от прозрачности воды, т.е. ее способности пропускать необходимый для фотосинтеза свет. Большинство водорослей сосредоточено в поверхностном слое толщиной несколько дециметров, однако некоторые зеленые и красные водоросли встречаются и на значительно большей глубине. Отдельные виды способны расти в океане на глубине 60-90м. Некоторые водоросли, даже вмерзнув в лед, могут сохранять в состоянии анабиоза жизнеспособность на протяжении многих месяцев.

     Ошибочным является суждение о том, что среда обитания этих жителей океанов исключительно вода. Много их насчитывается в почве (от 0,5 до 1,5

-18-

тонн в расчёте на 1га). Присутствуют они и воздухе, так, зелёные водоросли

– хлорелла – обнаружены в каплях дождя.

        Существуют также водоросли, проникающие в раковины и известняк, паразитические - встречаются среди красных водорослей. Большие морские водоросли, чаще всего имеются в виду бурые водоросли, создают порой огромные подводные леса. Большая часть водорослей выбирает своей средой обитания водяной пласт от 20 до 40 метров от поверхности воды. Только некоторые их виды (бурая и красная водоросль) спускаются при достаточной прозрачности воды на глубину до 200м. Известен факт, когда коралловая красная водоросль была обнаружена на глубине 268м, что стало абсолютным рекордом для микроорганизмов такого типа.

Как уже было сказано выше, водоросли в больших количествах обитают на поверхности Земли и в верхних пластах почвы; некоторые усваивают азот находящийся в атмосфере, другие подстроились и теперь живут на коре деревьев, стенах домов, заборах, скалах. Именно водоросли окрашивают в красные или жёлтые цвета снег в полярных районах и на вершинах гор. Отдельные виды водорослей вступают в симбиоз с грибами и животными.      

Водоросли являются мощнейшими источниками подачи кислорода в атмосферу и поглотителями углекислого газа, служат пищей для многих видов животных, в том числе и человека. Морские водоросли создают уютные места обитания для рыб и животных морей. Некоторые красные водоросли являются деликатесом в восточных странах. Из них готовят различные блюда, получают ценное вещество агар-агар, используемое в пищевой промышленности. Также водоросли используются в косметологии ми.

Вода в жизни животных.

  Водные животные, т. е. животные, обитающие постоянно в воде, характеризуются формою тела, имеющею вид веретена или лодочки; такая форма наиболее удобна для передвижения в воде, потому что легко преодолевает сопротивление, представляемое водою. Конечности этих животных получают форму ласта или плавника (китообразные, рыбы) или же поверхность конечностей увеличивается образованием перепонок между пальцами (гусь, утка) или ресничек на крае конечности (плавунец).

-19-

Увеличение поверхности конечностей дает возможность сильнее упираться в воду, подобно веслу. У водных животных, не имеющих конечностей, для движения служат различные широкие боковые придатки (напр. крылоногие).  

     Водные животные могут быть разделены на пресноводных и морских. Из пресноводных одни живут только в проточной воде (форель), другие же только в стоячей (карась, прудовик). Некоторые же из них обитают безразлично как в проточной, так и в стоячей воде, например, налим. Из морских животных одни держатся вблизи берегов и называются побережными (камбала, осьминог), другие — в открытом море и называются пелагическими, например, некоторые медузы. Но есть животные, которые, живя постоянно в море, для размножения входят в реки и затем снова уходят в море, например, лосось, осетр и другие проходные рыбы; есть и такие животные, которые живут в реках, а для размножения уходят в море (угорь речной). Есть, наконец, и такие, которые живут и в пресной и в соленой воде безразлично, например ставница, морской таракан, водящаяся в больших пресноводных озерах Швеции и в Ладожском озере, а также в Белом море. Некоторые водные животные обитают в водах, наполняющих подземные пещеры; такие животные вследствие постоянной темноты, господствующей в местах их обитания, или совсем лишены органов зрения, или же имеют глаза, покрытые снаружи кожею, например слепая рыба.

     Вода в теле животного – основная среда, в которой протекают жизненные процессы, и совершается обмен веществ. Содержание воды в телах насекомых колеблется от 46 до 92%. В теле ланцетника вода составляет 87%, у речного рака – 77%, у головастиков лягушек – до 93%. У наземных теплокровных животных вода, испаряясь участвует в освобождении организма от излишнего тепла.

     Вода входит в состав крови и лимфы, с ней транспортируются по телу питательные вещества и продукты выделения, через водяную пленку в органах дыхания поглощается кислород и выделяется углекислота.

     Потеря воды приводит к плохому самочувствию и даже к смерти. Для разных животных предельный уровень потери воды разный. Например, серые жабы, живущие в земляных норах и имеющие толстую кожу, погибают при потере телом 60% воды. А для живущих в воде пределом становится потеря уже 38 – 40% воды. Домовая мышь теряет подвижность при потере воды менее 20% от массы тела.

-20-

     Отсутствие воды для животного тяжелее голодания: животное становится малоактивным, впадает в состояние оцепенения и в спячку. В тропических странах, где чередуются влажный и сухой сезоны, амфибии при наступлении засухи вовсе исчезают с поверхности земли. Они закапываются в ил, прячутся под камни, в норы, под корни деревьев. С началом дождей животные опять оживают.

     Наземные амфибии, моллюски, черви получают воду из воздуха или из влажного субстрата. Наземные животные, как правило, воду пьют. Например, насекомые используют капли росы, капли дождя. Многие копытные, хищные млекопитающие в степных и пустынных районах приходят к местам водопоя, чтобы напиться впрок.

     Животные, живущие в воде, тоже пьют воду, причем не только через рот, но и сквозь проницаемые покровы тела. Таким способом поступает вода в тело кишечнополостных, червей, рыб, амфибий. В этих случаях важно, чтобы количество поступившей внутрь тела воды не превысило возможностей насыщения ею клеток и органов тела.

     Немало животных запасают воду впрок, накапливая внутри тела жир. При неблагоприятных условиях животное использует жировые запасы для поддержания своей жизнедеятельности, а влага, которая входит в состав жировой ткани, обеспечивает потребности животного в воде. Таковы мелкие грызуны и насекомые, медведи, верблюды и многие другие животные.

     У ящериц потери воды значительно сокращены благодаря плотным ороговевшим покровам. Насекомые защищены от потери влаги хитиновым покровом и добавочным слоем веществ на поверхности тела, который защищает насекомое от чрезмерного испарения влаги. Степные и пустынные жуки (например, скарабей) накапливают воду из воздуха под надкрыльями. Необходимость экономить воду в сухом тропическом климате выражается таком приспособительном поведении животных, как летняя спячка.

 Вода в жизни человека.

Человеку для жизни нужна пресная вода, но 94% всей воды на Земле – это соленые воды морей и океанов. Кроме них, встречаются соленые озера и даже реки. На долю пресной воды приходится всего лишь 2% объема гидросферы, причем основные ее запасы сосредоточены в труднодоступных ледниках, расположенных в полярных районах или высоко в горах.

-21-

Остальная пресная вода распределена на Земле неравномерно, поэтому почти 2/3 населения Земли испытывает в ней недостаток, а 1/3 часть населения остро в ней нуждается.

Вода применяется во всех областях хозяйственной деятельности человека. Практически невозможно назвать какой-либо производственный процесс, в котором не использовалась бы вода. В связи с бурным развитием промышленности, ростом населения городов расход воды увеличивается. Первостепенное значение приобретают вопросы охраны водных ресурсов и источников от истощения, а так же от загрязнения сточными водами. Всем известно, какой ущерб наносят сточные воды обитателям водоемов. Еще страшней для человека и всего живого на Земле появление в речных водах ядохимикатов, смываемых с полей.

 Загрязнение воды - это понижение ее качества в результате попадания в реки, ручьи, озера, моря и океаны различных физических, химических или биологических веществ. Загрязнение воды имеет много причин.

      Промышленные стоки, содержащие неорганические и органические отходы, нередко спускаются в реки и моря. Ежегодно в водные источники попадают тысячи химических веществ, действие которых на окружающую среду заранее неизвестно.

        Бытовые сточные воды, содержащие, например, синтетические моющие средства, в конце концов попадают в реки и моря. Удобрения, смываемые с поверхности почвы, попадают в водостоки, ведущие к озерам и морям. Все эти причины приводят к сильному загрязнению воды, особенно в озерах, заливах и фьордах.

     Очистка сточных вод не дает необходимого эффекта, поскольку позволяет удалять из воды только твердые вещества и лишь небольшую долю растворенных в ней питательных веществ.

      По данным Международной организации труда, 70% населения земного шара пользуется некачественной водой. Эта проблема особенно остро стоит в развивающихся странах. Приблизительно 90% всех сельских жителей постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой. По оценкам Всемирной организации здравоохранения 80% заболеваний в мире обусловлены недостаточным качеством и антисанитарным состоянием воды. Из-за этого возникают такие заболевания, как холера, тиф, малярия и многие

-22-

другие. От заболеваний, связанных с антисанитарным состоянием воды, на

 земном шаре страдает около 500 млн. людей.

Таким образом, мы видим огромное значение воды с точки зрения биологии.  

Выводы.

Выражение  «кругом вода» не образное. Вода присутствует  во всех областях нашей жизни и, как мы увидели,  нуждается в охране.

К сожалению, даже в нашем Лицее не всегда бережно относятся к расходованию воды. Мы заметили, что около столовой ребята часто забывают закрыть кран.

Поэтому мы предлагаем следующие меры по охране воды, доступные ученикам всех учебных заведений.

1) Проводить классные часы по теме «Важность воды».

2)Устно напоминать о необходимости экономии воды.

3)Делать объявления по школьному радио.

4)Давать рекламу в школьную газету «Виват, Лицей».

5)Прикрепить небольшие плакаты – напоминания в местах расходования воды.

-23-

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.                                              

 Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются ,не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты                                    необходима  для жизни: ты – сама жизнь.                                                          Ты самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери

-24-

Литература.

1. Википедия -  ru.wikipedia.org

2. Сайт "Славяне" - slawianie.narod.ru

3. Сайт « Происхождение славян»   - druidgor.narod.ru 

4. Религия и боги древних славян  - slavic-myth.ru ›

5. Краеведческий Интернет ресурс «Шатура» - shaturyane.ru

6. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. «Основы курса истории России»  - Москва,    

    2001

7.С. Фраер, Дж. Фергюсон «Геральдика» - Астрель, Москва, 2009

8.Энциклопедия для детей АВАНТА + «География», « Биология» - Москва, «Аванта+» 2001

9.И.Кун «Легенды и мифы Древней Греции» - ИПФ «Воронеж» 1993

10.В.В.Даль «Загадки, пословицы, поговорки русского народа»-Москва,1994

11.Фразеологический словарь для детей – Белый город, 2008

12.Антология русской литературы 19века – Москва, Детская литература, 1987

13.Библия, пересказанная детям старшего возраста - С-Петербург, 1991

-25-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект детского объединения "Пламя": "Вода - источник жизни"

В рамках проекта  "Обучаем ресурсосбережению от А до Я "детско- юношеской общественной организации"Экологический Центр"г.Омска учащимися детского объединения "Пламя"  был создан проект:"Вода...

Исследовательский проект "В поисках сухой воды"

Исследовательский проект "В поисках сухой воды"...

Исследовательский проект учащихся "Свойства воды"

Данные материалы содержат текстовую работу и презентацию, которые были спользованны на школьном Дне Науки....

Внеклассное мероприятие ко Дню наук для учащихся 2 классов "Вода - волшебница"

Цель занятия: Ø  расширить и обобщить представления  обучающихся о воде и её свойствах, о значении воды  в природе и в жизни человека.Ø  развивать логическое мышление, воображение,...

Проект "Три клада природы:вода, солнце и воздух"

Проект по окружающему миру "Три клада природы: солнце, вода и воздух". Выполнен учениками 3 класса....

проект "какими свойствами обладает воды"

исследовательский проект...