Заповеди Иисуса Христа как основа православных норм общения.
методическая разработка (4 класс) по теме

Никонова Наталья Эдуардовна

Данный урок разработан для четвертых классов по курсу основы православной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заповеди Иисуса Христа как основа православных норм общения.Золотое правило этики.

 (слайд 1)

- Доброе утро, ребята. Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. Ребята, а как вы думаете, люди в обществе живут по правилам или просто так? (по правилам)

- А какие это правила? (законы)

- Ребята, а почему же нельзя жить без правил, просто так, как каждому нравиться? (потому, что без законов был бы беспорядок среди людей)

- Молодцы, вы все правы. Каждое общество живет по правилам, т.е. законам. Это нужно для того, чтобы было меньше различных преступлений и люди жили мирно.

- А кто устанавливает эти законы? (государство, власть, президент и т.д.)

- Ребята, православный человек подчиняется не только законам государства. Еще давно пророк Моисей получил такие законы от Бога, и называются они заповеди (слайд 2). У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в  своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. (чтение отрывка из Библии). Потом спустя тысячелетие Иисус Христос снова подтвердил значимость этих заповедей для людей (слайд 3).

Посмотрите у вас на партах лежат листочки с этими заповедями. Давайте рассмотрим каждую из них (Слайд 4):

- Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов. В то время, когда жил Моисей, большинство людей было язычниками (верили во множество богов), поэтому и необходима была эта заповедь.

- Не сотвори себе кумира. Ребята, а как вы думаете, что такое кумир (ответы детей). В настоящее время очень много людей выбирают себе в кумиры разных популярных певцов, актеров, ученых. Для православных людей это грех. Кроме Бога не может быть иных кумиров, только к Богу должны стремиться все люди поступками, мыслями.

- Не произноси имени Господа напрасно. Очень часто люди произносят имя Бога просто так, как междометье в разговоре. Например: «господи ну неужели ты не понимаешь? Это же так просто!»

- Помни день субботний. Эта заповедь напоминает нам о творении Богом мира.

- Сколько дней Бог творил мир? (шесть, а на седьмой отдыхал)

- Правильно, молодцы. Эта заповедь завет людям посвящать седьмой день Богу и молитве. Вы спросите, а почему суббота, ведь седьмой день воскресенье. Все дело в том, ребята, что в древности седьмым днем была именно суббота, а не воскресенье как мы сейчас привыкли.

- Итак, первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой. Вот они:

- Почитай отца твоего и мать твою (Слайд 5). Ребята, а как вы думаете, почему надо почитать родителей? (потому, что они любят нас, заботятся о нас). Вы правы ребята родители помогают нам, пока мы растем и нуждаемся в их помощи и заботе. А потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием.

- Не убивай (Слайд 6). А как вы думаете, эта заповедь говорит только о бандитах, которые физически убивают людей? (ответы детей)

Ребята, на самом деле эта заповедь говорит не только о бандитах. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало.

- Не кради (слайд 7). Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны.

 - Не прелюбодействуй (слайд 8). То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи и дружбы.

- Не лги (слайд 9). Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. Одно ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется». А Христос предостерегал: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Поскольку заповедь, запрещающую ложь, дает именно Бог, для христианина это становится напоминанием о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.

- Не завидуй (слайд 10). Зависть мешает радости. Тебе подарили ноутбук. Ты радуешься ему. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже новый компьютер только дороже и моднее. Если пустить в свое сердце зависть – в ее черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была. Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя. Старуха из сказки Пушкина стала и боярыней, и царицей, но ей и этого было мало… Что было дальше – вы знаете.

 - Ребята, а давайте теперь поиграем. Я буду зачитывать вам маленькие рассказики, а вы попытаетесь догадаться к какой заповеди это относится:

1. «Коля, мне надо пойти помочь соседке, - сказала мама, - а ты выключи свет и ложись спать». – «Хорошо», - ответил Коля. Входная дверь закрылась. Коля, перелистывая страничку за страничкой, рассматривал новую раскраску. Через некоторое время Коля услышал, как щелкнул замок. «Это мама...» - догадался он и быстро лег в постель, предварительно выключив свет. Мама заглянула в Колину спальню. «Какой у меня послушный сын, - подумала она, - уже спит».

(Коля забыл 5 заповедь - "Почитай отца твоего и мать" и «не лги». Он поступил плохо и несправедливо по отношению к маме, он ее обманул).

2. Ирочка пришла школу. Учительница объявила, что у Кати сегодня день рождения. Наташа сидела за первой партой в новом, красивом платьице. «Поздравляем Катеньку с днем рождения. Каждый может ей что-то пожелать»- сказала учительница. – «Я желаю, чтобы у нее платье испортилось» - подумала Ира и бросила Кате на стул жвачку. «У меня такого нет, пусть и у нее не будет». (Ира забыла 10 заповедь – «Не желай чужого и не завидуй». Она позавидовала и поэтому решила сделать зло Кате).

- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Ребята, как вы думаете, почему еще нельзя желать зла и завидовать кому-то как Ирочка Кате? (потому что завидовать плохо; если ты сделаешь плохо кому – то, тогда могут сделать плохо тебе)

- Ребята,  только что вы сами вывели самое главное  нравственное правило, которое помогает людям жить в мире и согласии! Его называют  «золотым правилом этики». Оно гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе».

- Как вы думаете, давно ли появилось это правило?

После предположений ребят, рассказать, что эти слова появились очень давно. У всех народов мира есть это правило. Несмотря на различия культурные и религиозные, люди стараются жить по этому правилу (слайд 11).

- Как вы считаете, почему большинство людей, несмотря на свои различия, стараются следовать этому правилу? (чтобы жить в мире и не ссориться)

- Вы совершенно правы. Ребята, а в Библии эти слова принадлежат Иисусу Христу и христиане уже более 2000 лет стараются жить по этому правилу. Иисус Христос сказал людям: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

 - У вас на партах полная цитата из Библии. Наверняка, многие выражения вам покажутся знакомы. Прочитайте внимательно текст и отметьте в нем что уже когда – то  слышали  " +",  а что слышите впервые "-" ?

После самостоятельной  работы учащихся, анализируем текст.  

  Слайд 12: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего,  а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.   Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Прощайте, и прощены будете».

-Как вы понимаете слова о бревне в чужом глазу и сучке в своём? (ответы детей)

-Люди часто видят недостатки других, осуждая их, но редко замечают свои. Рождается осуждение, сплетни, которые потом возвращаются к человеку.

А как вы думаете, есть ли народные поговорки и пословицы, близкие по смыслу «Золотому правилу этики»?

Ребята пытаются вспомнить, затем читают на выданных листочках пословицы и поговорки  на  разные темы, и выбирают нужные.  Ответы проверяют на слайде.

  Слайд 13. 

Не плюй в колодец, ещё пригодится воды напиться.

Как аукнется, так и откликнется.

Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и гложет, а так живи, чтобы людям, как себе.

Кто добро творит, того Бог благословит.

Кто сирых питает, того Бог не забывает.

Не рой другому яму - сам в неё попадёшь.

Что во всех них общее? (ответы детей)

- Твори добрые дела, и к тебе  они вернутся.

- Посмотрите на следующий слайд, что это за сказки? (ответы детей)

- Не удивит ли вас упоминание этих сказок на нашем сегодняшнем уроке? Можно ли их соотнести с «Золотым правилом этики»? (Слайд 14-16. Иллюстрации  из известных сказок «Гуси  - лебеди», «Морозко», «Мешок с яблоками»).

 Дети рассуждают, вспоминая поступки героев, анализируют их, применяя полученные знания на уроке. Таким образом, в форме игры проходит закрепление полученных знаний на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заповеди Иисуса Христа как основа православных норм общения. Золотое правило морали.

Слайд 2

Пророк Моисей на горе Синай получает заповеди от Бога

Слайд 4

Заповеди, касающиеся отношений человека и Бога. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов. 2. Не сотвори себе кумира. 3. Не произноси имени Господа напрасно. 4. Помни день субботний.

Слайд 5

Заповедь: «Почитай отца и мать своих»

Слайд 8

Не предавай

Слайд 12

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Прощайте, и прощены будете»

Слайд 13

"Золотое правило этики" и народная мудрость Как аукнется, так и откликнется. Не плюй в колодец, ещё пригодится воды напиться. Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и гложет, а так живи, чтобы людям, как себе. Кто добро творит, того Бог благословит. Кто сирых питает, того Бог не забывает. Не рой другому яму - сам в неё попадёшь.

Слайд 15

«Морозко» Морозко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской

Урок ОПК во 2 классе по программе А.В.Бородиной. По счету это 17 урок. К нему имеется звуковое приложение, но оно слишком большое для загрузки. Извините!...

Чудеса Иисуса Христа Исцеление расслабленного

Урок ОПК №19 по программе А.В.Бородиной...

Чудеса Иисуса Христа Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы

Урок ОПК №20 во 2 классе по программе А.В.Бородиной...

Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам

Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам  по программе А.В.Бородиной 2 класс. К уроку имеет смысл показать отрывок из полнометражного фильма Библейские истории, который легко ...

Конспект урока по теме «Проповедь Христа»модуля «Основы православной культуры»

Чему учил Христос  Что такое Нагорная проповедь  Какое скровище нельзя украсть...

Конспект урока по теме «Проповедь Христа»модуля «Основы православной культуры»

Чему учил Христос  Что такое Нагорная проповедь  Какое скровище нельзя украсть...