Статья "Совершенствование речи учащихся 3 - 4-х классов"
статья (4 класс) на тему

Овдиенко Лариса Николаевна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovershenstvovanie_rechi_uchashchikhsya_3-4_klassov.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Совершенствование речи учащихся 3-4 классов»

Развитие речи младших школьников – одна из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов. Речь ребенка - показатель общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности усваивать школьные предметы, свободно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться ребенком знания, получаемые им на всех учебных предметах.

Речь учащихся часто бывает бессвязная, логически непоследовательна, невыразительна. Речевое однообразие, бедность языковых средств свидетельствуют не только о слабой словесной подготовленности, но также  о неумении наблюдать людей, природу. Развивать речь детей – значит постоянно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мысли. Как заинтересовать ребенка изучением языка? Как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? Особую актуальность эта проблема приобретает в начальной школе, так как именно в этот период закладываются основы языковой культуры. Одна из главных задач педагога – научить детей рассуждать, мыслить. А размышлять может лишь тот, кто умеет говорить. Основная цель всех видов работ по развитию речи – это умение составлять текст, то есть выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях.

Сочинительство занимает большое место в системе работы по развитию речи младших школьников. Этот вид работы требует от детей проявления их собственного творчества, формирует логическую и одновременно образную речь, учить последовательно выражать свои мысли.

В настоящее время и на страницах газет и журналов, и в общении между собой, и в школе на уроках, и в Интернете мы сталкиваемся с требованием  к соблюдению культуры речи и нормам литературного языка. Неправильную речь трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит культура речи не личное дело каждого, а общественная потребность и необходимость. Именно поэтому я считаю,  что развитие речи – одна из серьезных задач, стоящих перед школой.

Учителем начальных классов я работаю уже 31 год. В работе я заметила: когда детям интересен предлагаемый материал, результат обучения гораздо лучше. Учащиеся не умеют и не любят писать сочинения. Я уверена, что, прежде всего детям должен нравиться такой вид работы. Это, конечно, делать не просто, но можно: надо давать темы, которые будут интересные детям. Дети живут в мире фантазий и сказок. Это все я учитываю в своей работе. Например, предлагаю рассмотреть рисунки. На них изображены подсолнухи.

- Какой это цветок?

- Как выглядит подсолнух? Дайте внешнее описание цветка.

- Опишите по вопросам внутренний мир цветка.

Вопросы:

  1. Какое настроение у цветка?
  2.  Может ли подсолнух думать, радоваться и огорчаться?
  3. Опишите, чему подсолнух может радоваться и огорчаться?
  4. О чем цветок может думать?

Таким образом, провожу  работу над любой картиной. Это могут быть иллюстрации сказок, живые и неживые предметы? цветок, божья коровка,  старый пень , новый компьютер.

Или еще. Детям приходит письмо  из леса. Я пишу его сама, а детям говорю, что его отправили из леса через Интернет (текст письма выводится на экране).

Например, «Письмо от медведя».

Учащиеся пишут письма – ответы, кому захотят (лисе, белке, волку, зайцу).

Такую работу мои ученики выполняют с удовольствием, им интересны темы предлагаемых писем. («Капелькины мысли», «Почему я лучше всех», «Мысли падающей звезды», «Прогулка чашки», «Опиши пустоту», «Радость весны» и др.). Конечно, я провожу тренировочные упражнения, предлагаю пользоваться следующей памяткой:

  1. Составь рассказ.
  2. Вспомни 3 правила о предложении.
  3. Запиши, диктуя по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова. Пользуйся, если необходимо словарем.
  4. Проверь по слогам каждое слово.
  5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

Для записи текста у каждого ученика ест тетрадь, где он пишет сочинения. Это 5-6 предложений. Такую работу я предлагаю выполнять учащимся добровольно. Автор текста обязательно зачитывает его на уроках. Постепенно в эту работу включаются все учащиеся класса, потому что каждому хочется, чтобы прозвучал его текст, чтобы ему аплодировали одноклассники в благодарность за труд. Текст ребята оценивают по двум параметрам: интересен ли текст по содержанию и с орфографической точки зрения.

Я заранее заношу текст, написанный учеником, в компьютер и вывожу его на экран, чтобы дети могли не только услышать рассказ, но прочесть его, а при необходимости, также исправить орфографические ошибки. Лучшие работы мы помещаем на стенд в классе, а потом убираем в папку-портфолио ученика.

Такая работа оказалась не только захватывающей, но и полезной. Тексты часто оказываются с неожиданным сюжетом и орфографически насыщенными. Пусть моим ученикам изучать русский язык будет не скучно, а весело и интересно.

Приложение

Сказка про чашку

Жила на кухне  чайная чашка. Однажды пошла она на прогулку и увидела волшебника.  Чашка очень испугалась и убежала в город. А там по улицам мчатся трамваи, автобусы, автомобили. Люди спешат куда-то, друг друга не замечают. Побежала она домой и встала обратно на полку к своим подругам. Спокойно ей дома стало, радостно. И такое случается.

Яловая Алина.

Мысли падающей звезды.

Вдруг с неба сорвалась звезда и полетела к земле. Ей хочется посмотреть как живут люди. Она мечтает стать украшением на шапке мальчика и поиграть в хоккей с его друзьями.

Маркарян Давид.

Капелькины мысли.

Кап-кап-кап! Капает весенняя капель. Начинается новая жизнь. Топ-топ-топ! Топает ножками по коридору мой младший брат. Это тоже новая жизнь.

Удовенко Дмитрий.

Почему я лучше всех.

Моя бабушка живет в поселке Краснооктябрьский. Я езжу к ней каждое лето. На огороде у бабушки грядки с морковкой, петрушкой, помидорами. Я поливаю грядки из лейки. Бабушка говорит соседям, что я лучше всех внуков на нашей улице.

Яскевич Александр.

Пустота

Я ложусь спать и все меняется. Кругом тишина. И пусто. Мне кажется, что все меня бросили. Быстрее закрываю глаза и стараюсь уснуть.

Прасолова  Анна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка системы логопедической работы по формированию синтаксических обобщений в речи учащихся 3 - 4 классов с задержкой психического развития.

Разработанная на основе изученного материала и собственного исследования система работы по развитию синтаксических обобщений в речи учащихся 3-4 классов с ЗПР, основанная на психолингвистическом подхо...

Развитие речи учащихся во 2 классе

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь-это канал развития интеллекта. Развивать речь учащихся  важно начинать с младшего школьного возраста, так как...

Урок развития речи учащихся в 3 классе.

Разработка урока по развитию речи в 3 классе по картине В. Маковского "Свидание". Репродукция картины, портрет и биография автора, разработка урока....

« Особенности развития речи учащихся 2-4 классов с ограниченными возможностями здоровья»

В целях активизации словаря учащихся организуется речевая практика в связной речи, проводятся различные сопоставительные упражнения, дающие возможность выбрать наиболее точное слово....

Развитие речи учащихся специальных коррекционных классов

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на воп...

Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...