Оздоровительные минутки на уроках в начальной школе.
статья (1 класс) по теме

Яковлева Лариса Михайловна

Здоровье детей- главная и основная тема для всего человечества. Этот материал будет полезен для учителей во время проведения уроков, для воспитателей  ГПД , а также для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnye_minutki.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

      Оздоровительные минутки на уроках в начальной школе.

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

                                                                                                                          Ж.Ж. Руссо

   Самый драгоценный дар, который человек получает от природы- здоровье. Здоровье детей- главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых  условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают  решить важные задачи сохранить здоровье ребёнка, приучить его к активной здоровой жизни.

   Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Учёные утверждают, что полностью избежать  переутомления от учебных нагрузок не удаётся, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная  деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.

   Одним из важнейших условий  рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

     К средствам двигательной направленности  относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения. Это- движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; пальчиковая гимнастика; психогимнастика; гимнастика для глаз; подвижные дидактические игры; динамические паузы ( адаптационный период 1 класс).

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

   Систематически в процессе обучения в 1 классе проходят динамические паузы, в ходе которых дети совершают прогулки и игры  на свежем воздухе.

Выработке внимательного отношения к своему здоровью посвящаются воспитательные мероприятия. Прежде всего, это классные часы: беседы о том, как заботится о своём здоровье, беседы о вредных привычках, выполнение режима дня. Много проводится праздников, на которых решаются задачи формирования у ребёнка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными в нашей школе стали мероприятия: « Папа, мама, я- спортивная семья».

    Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится  к образовательному учреждению- характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д.- имеет непосредственное  отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.

Если мы научим детей с самого раннего детства ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно , интеллектуально, духовно, но и физически.

                      « Забота о здоровье  ребёнка- это

                         не просто комплекс санитарно-

                         гигиенических норм и правил…

                         и не свод требований к режиму,

                         питанию, труду, отдыху. Это прежде

                        всего забота о гармоничной полноте

                        всех физических и духовных сил, и

                        венцом этой гармонии является

                        радость творчества».

                                                         В.А. Сухомлинский

Литература

  1. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие  технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако.2004.
  2. Лецких А.А. «Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся».  // Завуч начальной школы. 2004 №1
  3. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель.2005.
  4. Смирнов Н.К. «Здоровье сберегающие   образовательные  технологии в  современной школе»- М. АПК ПРО. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Оздоровительная минутка" /комплекс упражнений с рифмованными строчками/

Это внеклассное мероприятие для 1 класса в форме коллективно - творческого дела поможет учителям начальных классов в  их работе по здоровьесберегающим технологиям, а также при разработке своих КТ...

Памятка для родителей "Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий "

Оздоровительная минутка проводится через каждые 1-15 минут выполнения домашних заданий...

Физкульт - минутка для учащихся начальной школы

Материал содержит основную информацию о проведении физкульт-минутки и её влияние на здоровье детей....

Содержание спортивно-оздоровительной работы с обучающимися начальной школы

Содержание спортивно-оздоровительной работы с обучающимися начальной школы на примере 1 класса...

Презентация "Минутки чистописания в начальной школе"

На каждом уроке отводится минутка для чистописания. Использовать этот материал можно с 1 по 3 класс....