Методическая разработка урока по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе по теме "Монастырь"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Важдаева Елена Федоровна

Данная методичсекая разработка урока может быть использована в преподавании курса ОРКСЭ в 4 классе по теме "Монастырь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichsekaya_razrabotka_monastyr.docx37.99 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородская область

Администрация Шатковского района

Муниципальное образовательное учреждение

Лесогорская средняя общеобразовательная школа

   Методическая разработка
    по модулю «Основы православной культуры»

в 4 классе

                                         по теме «Монастырь» (25 урок)

Разработала:

Важдаева Елена Федоровна

учитель начальных классов

МОУ Лесогорская СОШ

2012 год

Тема урока: Монастырь

Цель: духовно-нравственное развитие детей.

Задачи:

  1. сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества;
  2. воспитывать любовь и уважение к православным святыням России;
  3. развивать память, внимание, речь, наглядно-образное и логическое мышление.

Оборудование: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; учебник для 4 – 5 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012; карточки с заданиями для самостоятельной работы в группах; словарь С. И. Ожегова; карточки трех цветов для рефлексии учебной деятельности; звукозапись молитвы «Достойно есть».

Планируемые результаты  урока:

Личностные:

  • формирование положительной мотивации к изучению православной культуры;
  • нравственно – этическое оценивание нового материала;
  • развитие способности к эмпатии – пониманию чувств других людей и сопереживанию им.

Предметные:

  • знание, понимание и принятие людей, выбравших монашеский путь.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: формировать умение видеть, отбирать и синтезировать главное; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; оценивать увиденное и услышанное на уроке с целью подготовки к последующему изложению материала в виде творческой работы.
  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке;  давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания; делать выводы в результате совместной работы всего класса; рефлексия.
  • Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно – речевой ситуацией, владеть монологической и диалогической формами речи.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: фронтальный опрос, самопроверка, работа в группах, синквейн, рефлексия.

План урока с хронометражем

№ п/п

Содержание урока

Время

1.

 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

4 мин

2.

 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

14 мин

3.

Выявление места и причины затруднения.

2 мин

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

2 мин

5.

Реализация построенного проекта.

5 мин

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

4 мин

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

4 мин

8.

Включение в систему знаний и повторение.

4 мин

9.

Рефлексия учебной деятельности.

6 мин

Ход урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1. Организационный момент.

- Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

И за парты тихо сели.

- Я рада видеть вас  здоровыми и жизнерадостными. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Желаю нам успешной работы на уроке!

- Что было задано на дом? (Найти и прочитать материал о монастырях, нарисовать рисунки)

2. Беседа по опережающему домашнему заданию:

– Что  вы узнали о монастырях из домашнего прочтения?

- Все ли  вы поняли из прочитанного?

- Что вам особенно запомнилось?

- Обсудили ли вы прочитанное с родителями?

Дети  отвечают на вопросы учителя.

- А сейчас рассмотрим выставку ваших работ, выберем самые интересные.

- Что вы на них изобразили?

Дети  рассматривают рисунки и отвечают на вопросы учителя.

- Хорошо, молодцы!

- Готовы ли вы к новым открытиям? (Да!)

- Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Работа со стихотворением.

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ивана Саввича Никитина.

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом;
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,
И внемлет вечное бог слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.

- Ребята, как вы думаете, о чем  говорится в этом стихотворении?

Дети высказывают свое мнение.

– Правильно, о монастыре. Это стихотворение так и называется «Монастырь».

– Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на нашем уроке? (о монастыре)

2. Рассказ учителя о монахах и монастырях.

– Правильно, сегодня  на уроке мы познакомимся с православным монастырем, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А также узнаем, какие монастыри есть в мире.

–  Попробуйте  дать определение слову «монастырь».

Дети  высказывают свое мнение.

– Хорошо, а сейчас послушайте меня внимательно. (рассказ учителя сопровождается просмотром иллюстраций с диска)

Обучающиеся слушают рассказ учителя.

– Монастырь – это особый мир. Это слово обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, — иноки, или монахи. Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один.  Монахами становятся люди, которые решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Первые христианские монахи появились в конце  III века от Рождества Христова. Они определили главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах,  чтобы у мирян (не являющийся священником или монахом) была возможность получить духовные советы. Монахи дают обеты (обещания Богу) послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

      Монастыри же бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы. Раньше в ограде монастыря и церквей располагались кладбища. Эта традиция древняя, так как православные должны знать и всегда помнить слова: «У Бога нет мёртвых, но все живые». И человек, приходивший в храм, сначала отдавал поклон своим умершим родным как живым, потом входил в храм, ставил свечку за них, а затем молился о всех живущих. Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир, с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный, где всё подчинено, как говорят святые подвижники, духовному деланию.

     Существуют очень много православных обителей — и маленьких, и больших, но самые знаменитые — это, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Введенская  Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и много - много других.

       А возглавляет монастырь  правящий в области архиерей, епископ или архиепископ. Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём,  они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд,  называемый постриг. 

Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

- исполнение заповедей Господних;

- добровольная нищета;

- отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.

После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Затем торжественно на монаха надевают его новую одежду.

3. Выявление места и причины затруднения.

– Ребята, а знаете ли вы, что входит в монашеское облачение? (иллюстрация с диска)

Дети отвечают.

В монашеское облачение входят: хитон, клобук, мантия, четки, пояс, подрясник, ряса, апостольник.

- Кто из вас знает, что означают эти слава?

Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта.

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова.

–  Я буду называть предметы одежды монаха, а вы найдете толкование этих слов.

5. Реализация построенного проекта

3.Словарная работа.

Делим класс на группы.

Дети работают со словарем, находят толкования слов: мантия, подрясник, хитон, ряса, клобук, четки,

     Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

     Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий

 монаху его обет добровольной нищеты.

     Пояс -  является символом того, что монах  постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

    Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые  обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах,   плача об утраченном райском блаженстве.

     Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

     Клобук  - именуется шлемом спасения и напоминает  о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

     Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.

    Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.

- Молодцы!

- А теперь давайте немножко отдохнем, а затем продолжим работу.

Дети выполняют упражнения.

 Физкультминутка

Встаньте  дети,  встаньте в круг!

Я  твой  друг,  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь

И  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули,

Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди

Ты  на  мир  ясней  гляди!

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Монах  Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни. Вот оно:

Главу клобуком покрыли,

Очи в землю опустили,

В чёрну мантию облекли

И монахом нарекли.

Подавали чётки в руки,

Чтобы меньше было скуки,

Вместо сладких всяких вин

Наливают квас един.

Подавают кислы щи –

Ешь, монах, и не ропщи…

Ребята, ответьте на следующие вопросы:

– Как  вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души)

– Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо)

– Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать - значит осуждать, жаловаться на  свой образ жизни)

Работа с учебником. Слово о святом Луке.

– А  сейчас давайте прочитаем в учебнике на стр.83 описание жизни одного монаха.

Дети работают с текстом учебником, читают по цепочке.

– Почему святой Лука считал, что, став монахом, он должен оставаться врачом?

Дети высказывают свое мнение.

– Хорошо, молодцы!

– Ребята, а ведь именно в монастырях возникали постоянные хоры, складывались оригинальные монастырские распевы. Все это способствовало созданию русской хоровой школы. Сейчас мы послушаем музыкальное произведение «Достойно есть», которое будет исполнено так, как оно могло бы звучать много веков назад в одном из русских монастырей. А исполнит его хор Серафимо-Дивеевского монастыря. «Достойно есть»  - первые слова известной молитвы, любимого православного песнопения  ко Пресвятой Богородице. Постарайтесь ответить, кто и с какими чувствами его исполняет?

Дети слушают произведение, а затем отвечают на вопрос.

- Итак, ребята, с какими же чувствами исполнена молитва? (Это произведение исполняет женский хор с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Игра «Устами младенца или детский лепет»

– Ребята, сейчас мы проведем интересную игру «Устами младенца или детский лепет». Для этого вы должны разделиться на три группы. Для каждой группы я дам карточку, где написано слово, которое вы должны объяснить другой команде, не называя его. Нарастание признаков должно быть постепенным.

– Удачи! (1 команде слово – монастырь, 2 команде – монах, 3 – чётки)

Дети принимают активное участие в игре.

8. Включение в систему знаний и повторение. 

– Давайте подведём итоги нашего путешествия.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Как вы думаете, легко ли быть монахом?

– Хотите поехать на экскурсию в монастырь?

Дети отвечают на вопросы.

-  Какие правила поведения в монастыре мы должны соблюдать?

Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта.

- Итак, что же запрещается делать в монастыре?

  • громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;
  • говорить по мобильному телефону на территории монастыря;
  • носить шорты на территории монастыря;
  • лицам женского пола находиться без головного убора.

9. Рефлексия учебной деятельности.

1. Групповая работа.

– А сейчас поработаем в парах. Ваша задача составить синквейн на тему нашего урока. Для начала вспомним правило построения синквейна.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Дети составляют синквейн и зачитывают результат.

- Прочитаем, что у вас получилось.

2. Самооценка обучающихся.

– У вас у каждого на парте карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, оставьте на моем столе одну из них.

  • Зеленая - я доволен уроком, он был полезен для меня, я с пользой работал, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
  • Желтая  - мне было интересно, я принимал активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
  • Красная - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Дети оценивают результаты своей деятельности.

3. Домашнее задание.

– На этом мы можем закончить наш урок и записать домашнее задание.

  • прочитать стр. 80-83, ответить на вопросы стр. 83
  • подготовить сообщение о любом монастыре (по желанию)

Дети записывают домашнее задание.

– До свидания, спасибо за работу!

Литература:

  1. Учебник А. В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учебник для 4 – 5 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2012;
  2. Стихотворение И. С. Никитина «Монастырь»
  3. Стихотворение П. А. Груздева «Горе будет тебе, нерадивый монах»
  4. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона

На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Чудо в жизни христианина Разработка урока по Основам православной культуры

Цели урока: познакомить детей с православными святынями и чудесами Задачи:a) обучающие: объяснить смысл понятий «чудо в православии, святыня»;б) воспитательные: воспитывать должное поведение хрис...

Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».

Разработка урока  по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...