Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Красота спасёт мир»
рабочая программа (2 класс) на тему

Полянская Галина Александровна

Курс имеет духовно – нравственную направленность, которая определена особой актуальностью образования в современных условиях. Формирование духовно – нравственной  культуры  базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития человеческого  сознания. Курс носит личностно-развивающий и деятельностный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                       Утверждена:

на заседании методического                            Директор ОУ

совета  учреждения  

Протокол № __ от « __»________201 _г.

Программа по внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

 «Красота спасёт мир»

Срок реализации:  1 год

Рассчитана:  на детей  7 – 8 лет

                                       Составиль

                                                                         

                                                                         Полянская Г. А. – учитель начальных классов

                                                                         МОУ СОШ № 7 с. Преградное

                                                                         Красногвардейский район

                                                                         

                                  г. Ставрополь, 2012 г.    

                                   Пояснительная записка.

       « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и ста-новления личности школьника».

                                                                                             Ш. А. Амонашвили

   Важнейшей целью современного  образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание и социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.         

Курс имеет духовно – нравственную направленность, которая определена особой актуальностью образования в современных условиях. Формирование духовно – нравственной  культуры  базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития человеческого  сознания. Курс носит личностно-развивающий и деятельностный характер.

Духовно-нравственное развитие гражданина России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.

Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно – человеческом, социально-личностном выражении.

Спецификой программы является подход, учитывающий    возрастные особенности  младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми и с природой.  В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.                                                                                              

Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания.

Вид программы – модифицированная.

         Средствами эффективного усвоения программы  являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание эколистовок,  экологические акции.

Цель – обеспечить благоприятные условия для развития духовности мыслей и поступков, для становления нравственных чувств, облика, позиции, поведения.

Задачи:

- воспитывать чувства прекрасного;

-содействовать обогащению духовного мира рёбёнка;

-способствовать реализации идеалов красоты в значимой для детей деятельности ;

-познакомить с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел;

-способствовать приобретению опыта восприятия искусства и художественного творчества.

Педагог, работающий по этой программе опирается на следующие воспитательные принципы:

- принцип развивающего воспитания;

- принцип социального творчества;

- принцип целостности воспитательного процесса;

- принцип взаимодействия личности и коллектива;

- принцип ориентации на идеал;

- принцип следования нравственному примеру.

Ключевые понятия программы:

- духовный мир человека;

- красота в творениях природы и человека;

- гармония.

Программа «Красота спасёт мир» реализуется в течение одного года, ориентирована на детей 7-8 лет, профильной группы постоянного состава. Дети принимаются в группу свободно.

Формы и режим занятий: ведущими формами организации занятий является групповая, практические и учебные игры, викторины, заочные путешествия, экскурсии, презентации, занимательные беседы, творческие встречи.

Занятия состоят  из  теоретической и практической части. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. 

Занятия проводятся в форме:

 бесед, разговоров, чтения и слушания произведений, дискуссий, викторин, творческих встреч, творческих мастерских, выставок, практикумов, сочинений, трудовой деятельности, рисования.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

35 мин

1 раз

1 час

32 часа

Формы подведения итогов:

Блиц-опрос, выставки, презентации, проекты, коллективный практикум, демонстрации, выступления.

Прогнозируемые результаты:

Знать:

- представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека, о выдающихся художественных ценностях культуры России;

- простейшие жанры искусства (музыка, живопись, скульптура).

Уметь:

-видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей;

- проявлять эмоциональные переживания при восприятии    

  произведений искусства, фольклора и т. п.;

- различать «красивое», «гармоничное» и «безобразное», «пошлое»;

- самостоятельно обращаться к произведениям искусства (читать    

  литературу, слушать классическую музыку, посещать театры)

- реализовывать себя в художественном творчестве;

- украшать пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;

- соблюдать правила этикета, поддерживать опрятный внешний вид.

                                   Тематический план.

Название разделов и тем

Общее кол-во часов

          В том числе

теоретических

практических

1.1

Знакомство с курсом «Красота спасёт мир». Техника безопасности.

1

1

2.

Красота в привычном.

5

2.1

У природы нет плохой погоды.

1

1

2.2

Красота вокруг нас.

1

1

2.3

Моё творчество.

1

1

2.4

Моё творчество.

1

1

2.5

Экскурсия «Красота в творениях природы».

1

1

3.

Красота в творениях человека.

10

3.1

Гармония звуков.

1

1

3.2

«Утро» Э. Григ.

1

1

3.3

«Щелкунчик»П. Чайковский

1

1

3.4

Рисуем музыку.

1

1

3.5

Музыкальные игры.

1

1

3.6

«Ручей в лесу», «Ручей в берёзовом лесу»

И. Шишкин.

1

1

3.7

«Девочка с персиками»       В. Серов.

1

1

3.8

«Богатыри» В. Васнецов.

1

1

3.9

«Иван Царевич и серый волк» В. Васнецов.

1

1

3.10

Мы идём в храм.

1

1

4

Этикет.

6

4.1

Культура поведения.

1

1

4.2

Мы пришли в гости.

1

1

4.3

Что такое подарок?

1

1

4.4

Чайная церемония.

1

1

4.5

Сервировка стола.

1

1

4.6

Мы говорим красиво.

1

1

5

Украшаем пространства своей жизни.

9

5.1

Красота вокруг нас.

1

1

5.2

Украшаем свой класс.

1

1

5.3

Украшаем свой дом.

1

1

5.4

Наша клумба.

1

1

5.5

Наша клумба.

1

1

5.6

Наша клумба.

1

1

5.7

Наша клумба.

1

1

5.8

Художественная мастерская.

1

1

5.9

Художественная мастерская.

1

1

6.

Выставка наших работ.

1

1

Итого часов:

32

11

21

Содержание программы.

1. Знакомство с курсом «Красота спасёт мир». Техника безопасности. (1 ч.)

Тема: Знакомство с курсом «Красота спасёт мир». Техника безопасности.

Теория: беседа «Что изучает курс?», разговор «Что означает «Красота спасёт мир»?», инструкции по ТБ.

2. Красота в привычном. (5ч.)

Темы: У природы нет плохой погоды. Красота вокруг нас. Моё творчество. Экскурсия «Красота в творениях природы».

Теория: дискуссия «У природы нет плохой погоды», викторина.

Практическое задание: экскурсия в парк, сбор природного материала,    

поделки из природного материала, экскурсия к природным  достопри-мечательностям села.

3. Красота в творениях человека. (10ч.)

Темы: Гармония звуков. «Утро» Э. Григ. «Щелкунчик» П. Чайковский. Рисуем музыку. Музыкальные игры. «Ручей в лесу», «Ручей в берёзовом лесу» И. Шишкин. «Девочка с персиками» В. Серов. «Богатыри» В. Вас-нецов. Мы идём в храм.

Теория: слушание и обсуждение звуков природы и музыкальных произ-ведений, рассматривание и обсуждение картин, знакомство с творчеством

Э. Грига, П. Чайковского, И. Шишкина, В. Серова, В. Васнецова.

Практическое задание: посещение  интернет-музея  картин, рисование     иллюстраций к сказкам, впечатлений  детей  после знакомства с произведениями искусства, посещение   сельского храма.

4. Этикет.(6ч.)

Темы: Культура поведения. Мы пришли в гости. Что такое подарок? Чайная церемония.  Сервировка стола. Мы говорим красиво.

Теория: беседа «Правила культуры поведения», составление поздравлений, кое-что о салфетках.

Практическое занятие: ролевые игры «Мы пришли в гости», «Чайная церемония», «Сервировка стола», упаковка для подарка.

5. Украшаем пространства своей жизни.   (9ч.)

Темы: Красота вокруг нас. Украшаем свой класс. Украшаем свой дом. Наша клумба. Художественная мастерская.

Теория: разговор о красивой обстановке в помещениях,  беседа «Как правильно разбить клумбу», разговор о цветах.

Практическое задание: украшение класса, личной комнаты в своем доме. Фотографирование, выставка фотографий, подготовка почвы, разбивка и ограждение клумбы, высадка цветов, уход за клумбой, рисунки, народные промыслы (лепка и украшение) изделия из бросового материала

6. Выставка наших работ (1ч.)

Тема: Выставка наших работ.

Теория: обсуждение детских работ, презентация работ.

Практика:  организация выставки, награждение авторов интересных и творческих работ.

Методическое обеспечение.

Раздел,

тема

Форма организации занятия

Методы

Подведение итогов, контроль

Оснащение

1

Знакомство с курсом «Красота спасёт мир». Техника безопасности

Разговор, беседа, инструктаж, рассматривание иллюстраций, чтение и слушание стихотворений

Словесно-иллюстративный, фронтальная работа, индивидуальная

Блиц-опрос

Рисунки, иллюстрации, детская литература, инструкции по т/б

2

Красота в привычном.

Экскурсии, дискуссия, сбор природного материала, викторина, изготовление поделок

Словесно-иллюстративный, групповая работа, работа в парах, коллективная работа

Выставка поделок

Коллекция природного материала, объекты окружающего мира

3

Красота в творениях человека.

Слушание, рассуждение, анализ, посещение,  рисование, рассматривание, творческие встречи.

Словесно-иллюстративный, коллективный, ИКТ

Презентация, выставка рисунков

Компьютерное оборудование, аудиозаписи, картины (репродукции), портреты

4

Этикет.

Беседа, сочинение, демонстрация, игры, практикум

Демонстрационный, словесный, игровой, практическая работа

Коллективный практикум, проекты

Детали для изготовления подарочной упаковки, объекты для сервировки стола, продукты для чаепития

5

Украшаем пространства своей жизни.

Беседа, разговор, практикум, трудовая деятельность, инструктаж, правила гигиены

Демонстрационный, словесный, коллективный, практическая работа

Выставка фотографий, демонстрация украшенного класса, цветущей клумбы

Фотоаппарат, объекты для украшения, фотографии, орудия труда, рассадный материал

6

Выставка наших работ.

Организация выставки

Демонстрационный, метод поощрения

выставка

Детские работы для выставки

Список литературы для педагогов

  1.  Внеурочная деятельность школьников образовательного                  

           учреждения при переходе на ФГОС. М.: Просвещение 2010г.

  1. Журнал «Начальная школа» плюс До и После. №3 2011с.3-5                                    

          Издатель   ООО «Баласс»

  1. Л. Лихачева «Уроки этикета». Екатеринбург Уральское издательство 2001
  2. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица – 2005
  3. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой

М. : Просвещение 2010 год.

  1. Сайт «Школа 2100»: www.school 2100.ru
  2.  ФГОС начального общего образования. Министерство  образования и науки РФ. М.: Просвещение 2010г.

     

  1. ФГОС ОС «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. Книга 1. Начальная школа.  Дошкольное образование. Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011./Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно-нравственного развития и воспитания./

         

           

Список литературы для обучающихся и их родителей

  1. http://.Images.yandex.ru/
  2. www.solnet.ee 
  3. www.tretyakovgalleru.ru 
  4. Детская литература. Стихи Е. Трутневой
  5. Л. Лихачева «Уроки этикета». Екатиренбург Уральское издательство 2001
  6. Н. Буянова Я познаю мир: Детская энциклопедия: Народные промыслы. Декоративные растения. – М.: АСТ, 1998
  7. Сайт «Школа 2100»: www.school 2100.ru
  8. Стихи Е. Благининой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная программа по внеурочной деятельности «В поисках красоты»

Синкретизм творческой деятельности ребенка требует разнообразных методов художественного развития, когда, наряду с действующим арсеналом педагогики, в нее следует привлекать специфически д...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

Рабочая программа для развития когнитивных способностей детей....

Программа по внеурочной деятельности пректного направления "Мой родной край"

Программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 3-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОСТ НОО. В современных условиях модернизации российск...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации" рассчитана на детей 7-8 лет, реализуется за 2  года....

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Учимся проектировать"

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Учимся проектировать"...

рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире красоты"

Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с   бумагой, красками, карандашами, природными материалами, пластилином, тканью и чертежными принадлежностями, побудить творче...