Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Конева Людмила Николаевна

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 класс

На уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отношениях и их отличие от других отношений.

Показывается  значимость, необходимость  и ценность дружбы в  жизни каждого человека;развиваются  эмоционально-нравственные качества, умение оценивать свои поступки  и поступки других людей, соотношение их с общими человеческими ценностями; воспитывается у школьников чувство толерантности, сочувствия, доброжелательности, готовности помочь другому.

Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней — 
Ближе друга на свете нету.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_orkse.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)

по   теме: «Дружба»  

 в 4 классе  

ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска

Учитель начальных классов: Конева Л.Н.  

                                                               

Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики)

Тема: «Дружба»

Цель: формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отношениях и их отличие от других отношений.

Задачи:

показать значимость, необходимость  и ценность дружбы в  жизни каждого человека;

развивать эмоционально-нравственные качества, умение оценивать свои поступки  и поступки других людей, соотносить их с общими человеческими ценностями;

воспитывать у школьников чувство толерантности, сочувствия, доброжелательности, готовности помочь другому.

Оборудование: записи песни «Улыбка» сл. М. Пляцковского  муз. В. Шаинского, «Когда мои друзья со мной» сл. М. Танича муз.  В. Шаинского,    индивидуальные листочки для рисования, «Правила настоящей дружбы».

Ход урока:

1.Организационный момент. Вспомните о чём-то приятном, радостном, улыбнитесь, протяните свои руки с открытыми ладонями вперёд и поделитесь с окружающими вашим теплом, радостью, хорошим  настроением.

2.Введение в тему урока. Ребята, тему урока узнаете, если внимательно прослушаете стихотворение, которое подготовил …

НИКОГДА НЕ МЕНЯЙТЕ  ДРУЗЕЙ

Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней — 
Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.

И не стоит друзей обижать — 
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.

Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!

-Так о чём же сегодня мы будем разговаривать на уроке?

- Сегодня на уроке мы будем разговаривать о дружбе, отзывчивости, преданности, взаимопомощи – о тех человеческих качествах, которые помогают нам найти друзей и не потерять их.

Прочитайте высказывания с доски:

  • Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу.
  • Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
  • Себя судить куда трудней, чем других.
  • Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь

- Откуда все эти высказывания? (Из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).

- Кто же был другом Маленького принца?  (Его другом была  Роза.  Он погибает от укуса змеи, чтобы вернуться на свою планету и опять дружить с ней, защищать её, оберегать).

-Сегодня на уроке я бы хотела, чтобы вы работали дружно, помогали друг другу, переживали за ответы друзей.

-Выберите девиз нашего урока. (Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу).

3.Самоопределение к деятельности. Работа в парах. У вас есть 2 листа бумаги и 2 фломастера: чёрный и красный. Изобразите на листиках лица двух человек: доброго и злого. Распределите обязанности между собой. Выберите одного человека, с которым вы хотели бы подружиться, обоснуйте свой выбор. (Дети работают под звуки  песни «Улыбка»  сл. М. Пляцковского  музыка В.Шаинского.)  

- Чем отличаются изображения?      

- Улыбка-признак физического и духовного здоровья, признак добра, любви, дружбы. Даже в песне поётся: «Дружба начинается с улыбки».                     Вывод. (Делают ученики). Доброму, весёлому, открытому  человеку легче найти себе друзей.

4. Работа над темой урока.                                                                                                            – Очень часто детям в школе и дома говорят, что нужно быть дружными, уметь дружить, т.е. дружно жить.

(Мозговой штурм). Так что же такое дружба?

( Ответы детей: дружба – это доброта;  это умение без ссор и крика договариваться;  уметь посочувствовать другу,  порадоваться за него, заботиться о друге; не хвастаться, быть скромным; не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше; если у друга не получается с учёбой, то помочь ему; быть справедливым в игре и т.д.)  

- Правильно, ребята. Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, видит, кому грустно, придумает, как развеселить друга. В песне о дружбе поётся:

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит

Вот, что значит

Настоящий верный друг.

Работа со словарём.

- Я предлагаю дежурному найти, как объясняется слово « дружба» в толковом словаре С.И. Ожегова.  (Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)  

Работа с учебником. Прочтём в учебнике на стр.32, 2 абзац слова о понятии дружба. Когда возможна прочная дружба?

Исследуйте записи учебника на стр. 32-33, для этого при чтении сделайте пометки на полях:

! -  знаю

Х – новое. Что нового  определили для себя из текста?  Напишите на листе, какие отличительные черты дружбы вы усвоили?

1.

2.

3.

Взаимопроверка.

5. Физ. минутка. Физические упражнения под песню «Когда мои друзья со мной» муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.                                                                Работа с иллюстрацией с.33.  Можно ли сказать о мальчике и его питомце, что они друзья?

-Послушайте, как о такой дружбе писала А.Л. Барто.

Уехали

 Щенка кормили молоком, 
Чтоб он здоровым рос. 
Вставали ночью и тайком 
К нему бежали босиком-

Ему пощупать нос. 
Учили мальчики щенка, 
Возились с ним в саду, 
И он, расстроенный слегка, 
Шагал на поводу. 
Он на чужих  ворчать привык, 
Совсем как взрослый пёс. 
И вдруг приехал грузовик -
И всех ребят увёз. 
Он ждал: когда начнут игру? 
Когда зажгут костёр? 
Привык он к яркому костру, 
К тому, что рано поутру 
Труба зовёт на сбор. 
И лаял он до хрипоты 
На тёмные кусты. 
Он был один в саду пустом, 
Он на террасе лёг. 
Он целый день лежал пластом, 
Он не хотел махать хвостом, 
Он даже есть не мог. 
Ребята вспомнили о нём - 
Вернулись с полпути. 
Они войти хотели в дом, 
Но он не дал войти. 
Он им на встречу, на крыльцо, 
Он всех подряд лизал в лицо, 
Его ласкали малыши, 
И лаял он от всей души.
 

-Какое  из высказываний, рассмотренных в начале урока,  подходит  к этому произведению? (Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил).

-С какими словами мы можем обратиться к людям, которые предают своих питомцев, не замечают страданий братьев наших меньших?  Давайте обратимся к народной мудрости. Что же говорил народ о друзьях, дружбе.

-Прочитаем мудрые мысли на страницах учебника, с. 33.  Как вы их понимаете? -Какие ещё знаете поговорки и пословицы о дружбе?  (Нет друга - ищи, а найдешь - береги. Друг познаётся в беде. Старый друг лучше новых двух. Без беды друга не узнаешь. Недруг поддакивает, а друг спорит. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.)  

7.Закрепление  изученного.  Работа в группах. (3 группы.)  Ситуации для обсуждения с детьми.                                                                                                                              Ситуация 1. Алик всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда шли гулять. Он первым выбегал из-за парты и, если кто-нибудь стоял уже впереди него, отталкивал их, а сам вставал вперёд, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю.                                             Вопросы:

- Каким растёт Алик?

- Много ли друзей будет у мальчика?

- Что бы вы ему посоветовали?

Ситуация 2. В классе – трое: два мальчика и одна  девочки. Мальчики что-то пишут, девочка убирает в классе. Заходит старшеклассница.

– Чем вы тут занимаетесь? – спрашивает.

– Я класс убираю, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Смотри, сколько у них ошибок! А у меня  - пятёрка!

Девочка очень рада своей пятёрке, но, пожалуй, не меньше и тому, что у ребят.

Вопросы:

- Какие качества характера проявились в поступках девочки?

- Как вы их оцениваете?

- Что нужно девочке изменить в своих поступках?

Ситуация 3. Миша пожаловался папе.

- Хорошо тебе! У тебя друзья настоящие. А я вот на Макса обиделся.

- А мне казалось, что вы всегда дружили. Прямо не разлей вода, - удивился папа.

Дружить дружили. Да вот только он мне обещал дать диск с игрой, а дал его Алёшке. Я теперь даже и не знаю, дружить мне с ним или не дружить!

Папа сказал Мише:

- Дружбу нужно строить, как дом, из кирпичиков. Принимай своего друга таким, каков он есть, - со всеми его странностями мелкими недостатками.  В конце концов, разве это главное, кто первым получит игру?

Вопросы:

- Почему обиделся Миша?

- Почему он стал сомневаться в своём друге?

- Как вы понимаете слова папы о настоящей дружбе?

Проверка работы групп.

А теперь прочитайте

Правила настоящей дружбы. (Каждый получает такую памятку)

  • Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  • Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игры, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
  • Играй  и работай с товарищами так, чтобы не брать себе лучшее.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Хорошо дружить - значит говорить друг другу только правду; если друг в чём-то неправ, скажи ему об этом.
  • Не ссорься с ребятами, старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. Не завидуй, радуйся успехам других. Если поступил плохо, не стесняйся признаться в этом и исправиться.
  • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

- Согласны ли вы с этими правилами?

- Можете ещё добавлять пункты в эти правила.

8.Рефлексия. Тест.

1. Твоя подружка (друг) жалуется тебе на неприятности. Как ты поступишь?

а) постараешься утешить и предложишь помощь;                                                                               б) расскажешь про свои неприятности, у тебя их гораздо больше;                              в) мне никто никогда не рассказывает про свои неприятности, потому что они меня только смешат.

2. Ты на дне рождения у своей подруги (друга). Как ты себя ведёшь?                          а) веселюсь, танцую, если попросят, могу и спеть. Для именинницы(ка) сочиню весёлый стишок;

б) потихоньку злюсь на именинницу(ка), что всё внимание только ей(ему);

в) обязательно приготовлю для именинницы(ка) в подарок какую-нибудь колкую фразочку, например «всё здорово, только причёска у тебя сегодня неудачная».

3. Учительница часто хвалит твою подругу (друга) за работу на уроке, а сегодня она (он) получила тройку. Твои мысли:

а) как мне утешить её (его)?

б) я расскажу ей (ему) о том, что у меня троек уже целая куча;

в) я так рада, что тройки не только у меня.

Проверим результаты. 

Если больше ответов «а», то можно сказать, что ты хороший друг и тебя будут непременно ценить за это.

Если больше ответов «б», в твоей душе нет зла, но твоё равнодушие нужно как можно быстрее исправлять, и тогда ты станешь хорошим другом.

Если больше ответов «в», в твоей душе уже поселился злой человечек.

Если ты не помешаешь ему вырасти  в коварного, злого великана, то, даже если в твоей жизни встретится принц (принцесса), щедрые и добрые, ты обязательно испортишь им  жизнь.

 Вывод. Если хочешь иметь друзей, искореняй  отрицательные качества у себя.

9. Итог урока. Был ли наш разговор полезен каждому из вас? О чём заставил задуматься? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

Список использованной литературы:

  1. «Классные часы», 3 класс, автор-составитель Г. П. Попова, Волгоград, Издательство «Учитель», 2011 г.
  2. «Группа продлённого дня», Конспекты занятий, сценарий, мероприятий,  (3 - 4 класс), Москва «ВАКО» 2012 г.
  3. А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. Маленький принц. Фрунзе, 1982 г.
  4. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4-5 классы, М. «Просвещение» , 2012 год, А. Я. Данилюк.
  5. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики», М. «Просвещение», 2012 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья"

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья" (автор учебника М.Т.Студеникин)...

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) по теме "Совесть"

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Совесть" УМК "Школа России"...

Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе по теме: «Этикет»

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)  в 4 классе с использованием ИКТ...

Поурочный план по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба"

В поурочном плане даны цели, задачи урока, поэтапный план урока....