Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».
проект (4 класс) по теме

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления  личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solodina_e.v._orkse_proekt.docx82.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

Академия социального управления

Кафедра человековедения и физической культуры

Проектная работа по теме:

«Технологические карты уроков

«Культура и мораль», «Особенности морали»,

«Добро  и  зло», «Добродетель и порок».

                                                                                Курс «ОРКСЭ. Основы светской этики»

                                                                     Слушатель: учитель начальных классов

                                                                                МБОУ «Школа №16»  г.о. Балашиха

                                                                     Солодина  Е.В.

                                                                     Руководитель: к. п. н. Башмакова Е.А.

                                                     

Москва

2013

Альберт Швейцер:

«Нам необходимо подняться до духовности, являющейся

этической, и до этики, включающей в себя всю духовность».

    Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления  личности.

         В этой связи актуальным стало включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель комплексного курса ОРКСЭ :

  • формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к представителям других культур и мировоззрений (личностные компетенции);  
  • формирование мотивации к осознанному нравственному поведению и этнической и религиозной толерантности (общекультурные, социальные, коммуникативные компетенции).

Задачи модуля «Основы светской этики»:

  • ознакомить учащихся с основами светской этики (интеллектуальная компетентность);
  • развить у младших подростков представление о нравственных нормах (интеллектуальная компетентность);
  • формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие истории и культуры (интеллектуальная и личностная компетентность);
  • воспитание этнической, религиозной и социальной толерантности (социальная, общекультурная компетентность);
  • знакомство с основными жизненными ценностями (интеллектуальная компетентность);
  • укрепление преемственности поколений (социальная, общекультурная компетентность).

   Рассмотрим, как реализуются цели и задачи курса на примере четырех тем курса «Основы светской этики»: «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро  и  зло», «Добродетель и порок».

Технологическая карта урока №3

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Культура и мораль.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание что означает слово «культура», как возникла мораль, чем отличается природа от культуры.

Понимание значения морали, культуры.                                        Знание основных моральных норм.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Соотносить понятия культуры, материальной и духовной культуры, морали.

Умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми.

Понимание роли культуры в формировании личности каждого человека, осознание себя как творения и творца культуры.

Формирование ценностного отношения к культурному наследию, в том числе, к морали.

Цель урока

Формирование первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Культура, материальная культура, духовная культура, мораль

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику  «Основы светской этики» 4-5, изданное «Просвещением» в 2010г.  

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Фреска Рафаэля «Афинская школа».

Притча о доброте и вежливости.

С. Баруздин «О человеке и его делах».

И.А. Крылова «Волк и ягненок».

Сказка «Морозко».

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Диагностика эмоционального состояния учащихся посредством использования карточек с лицами.

Коррекция эмоционального состояния.

Проверка домашнего задания.

Что такое этика?

Виды этики?

Кто основатель данной науки?

Для чего нужна человеку эта наука?

Демонстрация фрески Рафаэля «Афинская школа» и беседа по вопросам:

-кто изображен на этой картине:

- что эти люди сделали такого важного, что их запечатлели на картине?

Вывод: они внесли вклад в мировую сокровищницу достижений – культуру.

Регулятивные УУД:

«Карточки» (рефлексия своих чувств).

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

8 минут

  Сегодня мы поговорим с вами о таких понятиях, которые рассматривает наука

Этика как

 КУЛЬТУРА И МОРАЛЬ

 Как вы можете объяснить, что такое КУЛЬТУРА?

Ответы детей.

Однозначного ответа на данный вопрос не найти.

Давайте по порядку.

    Работа с учебником. Стр.8

 Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли».

Рассмотреть картинки в учебнике стр. 8-9. 

Культура делиться на

материальную культуру,(записать в тетради) включает в себя

предметы человеческого труда и духовную, это

представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

Упражнение на соотнесение образцов материальной и духовной культуры 

Индивидуальные карточки

Соедините линиями соответствующие понятия

  материальная культура

                 духовная  культура

(архитектурные сооружения; книги, газеты, журналы; кодекс гимназии; воинский долг; автомобили; семейные традиции;  пословицы, поговорки)

Особый вид духовной культуры Мораль-система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Прочитать учебник стр.9

последний абзац.

Какого человека можно назвать культурным?

А как по вашему, может ли культура существовать без морали?

Введение понятия:

мораль – особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

- Что вы представляете себе, когда слышите слово «мораль»?

- Что вы слышите, когда слышите это слово?

- Что вы думаете о морали?

Регулятивные УУД: «Сбор информации».

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Поиграем в игру «Подумай и скажи…»

Постарайтесь определить те действия,

которые осуждаются моралью и те, которые не будут осуждаются.    (Слайды)

Долго болтать по телефону. Навестить больного человека. Обманывать родителей. Помогать престарелым людям. Работать на школьном огороде. Ходить грязным. Оставить в беде малыша. Защитить малыша от собаки. Испугаться грозы. Сделать кормушки для птиц. …….

Работа с притчей «О доброте и вежливости» (электронное сопровождение уроков):

- Как вы думаете, почему учитель не взял юношу в ученики сразу?

- Почему он взял его в ученики во второй раз?

- Чему учит нас эта притча?

Работа с басней И.А.Крылова «Волк и ягненок»

Чему учит эта басня?

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

Как ты понимаешь народную мудрость

        Народная  мудрость

Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Лучше молчать, нежели врать.

Завистливому и свой хлеб не сладок.

Задание:

Приведите примеры правил и норм, известных вам  сказок, которые помогают сделать жизнь людей легче и лучше, и примеры поступков, от которых жизнь становится хуже.

От каждой группы заслушиваются примеры норм позитивного и негативного поведения.

После подведения итогов обсуждения создается таблица.

Позитивные нормы

Негативные примеры

Уважать старших

Держать слово

Быть верным дружбе

Защищать слабых      и т.д.

Обманывать

Предавать

Обижать слабых

Издеваться над стариками и т.д.

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Личностные УУД

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5  минут

Как я понимаю моральные нормы ?

Выбери правильный ответ

1. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то

а) забросаете живодеров камнями;

б) попросите отпустить собаку;

в) присоединитесь к ним.

2. Если для успешной сдачи контрольной  вам понадобится обмануть учителя, то:

а) вы сделаете это;

б) вы этого не сделаете и получите « 2»;

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.

3. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы :

а) внимательно выслушаете и благодарите;

б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете;

в) хамите в ответ.

4. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то:

а) это доставляет вам неприятные ощущения;

б) у вас появляется желание унизить отличника;

в) вы радуетесь его успехам

5. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы:

а) испытываете неловкость;

б) просите изменить лексикон;

в) поддерживаете разговор в том же духе.

Подведение итогов в форме беседы по вопросам:

- Что вы узнали сегодня о культуре?

- Какие чувства и мысли вызывают у вас различные образцы культуры?

- Что вы узнали сегодня о морали?

Зачем она нужна, по вашему мнению?

- Какие правила поведения представляются вам наиболее важными ?

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД: форма парной рефлексии.

Личностные УУД

Домашнее задание

2 минуты

Прочитать текст учебника, ответить на вопросы и выполнить задания к тексту. Письменно выполнить задание: «Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье  «Наш семейный кодекс», прочитать  (по желанию) произведение С. Баруздина  «О человеке и его делах»

Технологическая карта урока №4

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Особенности морали.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание, что мораль есть особый вид  духовной культуры .

Понимание того, что мораль – совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Сравнивать закон, мораль,  нравственность.

Уметь выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.            Развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в процессе групповой работы.

Формирование личностного отношения к морали и принятие нравственных норм. Понимание своей ответственности за адекватное поведение.

Цель урока

Формирование у учащихся первичных представлений об особенностях моральных норм.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Закон, Конституция РФ, моральные нормы 

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику  «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г.  

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Конституция РФ, сборники законов

Картины А.П. Рябушкина «Хоровод», Ф.П. Решетникова «Опять двойка», В.Верещагина «Апофеоз войны».

Притчи:  «Ножницы и игла», «Берегитесь лени», « Не обманывай».

А. Маркуша «Тихая Зоя».

В.Сухомлинский «Семь дочерей».

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

  Диагностика эмоционального состояния учащихся.

Коррекция эмоционального состояния.

Проверка готовности учащихся к уроку.  Проверка домашнего задания.

  Вы записали моральные правила, принятые в вашей семье. Вы видите, что у многих они разные. А как вы думаете, есть ли какой единый список  моральных норм? (ответы детей)

Сегодня мы с вами выясним это. А так же узнаем, чем моральные нормы отличаются от других норм.

Регулятивные УУД:

«Карточки» (рефлексия своих чувств).

Регулятивные УУД:

«Сбор информации»  (работа с проблемным вопросом).

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Моральные нормы и принципы передаются людьми от одного к другому, от старших младшим, от опытных людей к несведущим. Моральные поступки мы видим и учимся им через произведения литературы и искусства, произведения народного творчества, традиции и пр.

При этом моральные правила нигде не прописаны в виде перечня, необходимого для соблюдения всеми людьми.

Но есть и правила, нормы, записанные и обязательные для исполнения всеми.

Демонстрируются Конституция РФ, сборники законов.

-Что вы представляете, когда слышите слово «закон»? Что чувствуете? Думаете?

Резюме: законы – правила, принятые государством и обязательные для всех людей. За нарушение законов введены обязательные наказания.

Мы можем где-нибудь прочитать законы, правила поведения, права и обязанности? Где?

А о моральных нормах, где можно прочитать?

(Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от несправедливого.

Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя.)

Давайте подумаем, кто создает правила поведения, и как мы о них узнаем?

Чтение и обсуждение притчи «Девочка и морская звезда»:

(Мораль притчи «Девочка и морская звезда»: Каждый может помочь попавшему в беду).

Какой вывод можно сделать?

Работа в группах.

После обсуждения учащиеся делают вывод, что моральные качества человека оцениваются по его поступкам.

-Девочку кто-нибудь заставлял спасать морских звезд?

-Почему взрослые стали помогать ей?

(варианты высказываний детей фиксируются на доске)

Ребята, а где записано, что люди должны помогать друг другу, животным, птицам….?

С.10 учебника- тема урока «Особенности морали» и вопросы на которые мы сегодня должны ответить на уроке.

Обсудите в группах:

-Что такое «моральные нормы»?

- Что такое «моральный выбор»?

Выслушав высказывания детей, предлагаем их проверить, прочитав текст на с.10  (2, 3 абзац, записать особенность №1),

с.11 (1 абзац, записать особенность №2),

с.11 (2, 3 абзац, записать особенность №3)

Работа с тетрадью «книга мудрых мыслей». Записываем особенности морали.

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10  минут

Как по вашему мнению на чём основаны все законы?

 Но все законы основаны на моральных нормах.

Попробуем это доказать.

Одна из самых  распространенных норм гласит: «Не лги». К сожалению, она сплошь и рядом нарушается. Действительно, если ложь не связана с нарушением закона, например лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит.

Зато наступит другая ответственность – моральная.

 Недаром говорят: «Сколько веревочке ни виться – конец все равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу.

 Ещё  говорят: Единожды солгав – кто тебе поверит?».

 Лживый человек  приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают.

Ябедничество стоит рядом с ложью и тоже осуждается моралью.

Другая моральная норма гласит: «Не завидуй».

Люди с давних пор очень не любят завистников. Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги». Кто же таких людей будет уважать?

Отсюда и моральная ответственность, поскольку завистник не умеет скрывать своих чувств: они у него на лице, на языке, в делах.

С такими людьми тяжело иметь дело и от этого завистники очень многое теряют в главном – в общении, в отношениях с людьми.

А.С. Пушкин написал прекрасное произведение: «Моцарт и Сальери».В нем показано как в одном человеке может ужиться гений и злодей. Сальери убивает Моцарта из – за безумной страсти – зависти к его таланту.

      Ещё одно моральное правило «Не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи когда из-за жадности предавали товарищество,  дело  и даже  близких.

И за жадность не наказывают  по закону, потому что таких законов нет. Но жадность – один из великих источников преступлений. Из – за неё крадут, подделывают документы и даже деньги, обманывают покупателей , и даже убивают. Жадность можно сравнить с болезнью, от которой вылечиться не так легко. Именно поэтому жадных людей не любят. Это отразилось и в народных пословицах:

 жаден, как волк, а труслив, как заяц;

жадное брюхо ест по ухо;

жадный сам себе покою не даёт.

 Из пословиц ясно отношение людей к жадности и к жадным людям.

Работа учащихся в группах с картинами Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

- Кто или что изображено на картинах?

- Что делают люди на картине? Что они чувствуют? Почему? Как вы это поняли?

- Что хотел донести до нас художник

- Какие моральные нормы воспитывает у нас эта картина?

Какие ещё моральные нормы вы знаете?

-А какие литературные произведения всегда содержат мораль?

- Притчи. Басни. Рассказы. Пословицы.

Обратимся к тетради.

Притчи - это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!

 Работа с дополнительными источниками информации в группах.

Задания группам

1 группа. Чтение притчи «Берегитесь лени» , ответы на вопросы и задания.

2 группа. Чтение притчи « Не обманывай» , ответы на вопросы и задания.

3 группа Чтение рассказа А. Маркуша «Тихая Зоя», ответ на вопрос Как Зоя вылечилась от ябедничества?

4 группа Как ты понимаешь народную мудрость?

        Народная  мудрость

Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Лучше молчать, нежели врать.

Завистливому и свой хлеб не сладок.

Слушаем мнения групп.

Что же такое басня? (ответы детей)

Найдите в толковых словарях, какое же определение дает Ожегов и Даль.

       Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

       Басня (по Далю)- вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными

    Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.

-Почему басни еще называют нравоучительными произведениями?

-С помощью чего  в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль)

Конкурс «Мораль сей басни такова»

Угадайте,  в какой басне такая мораль и ее героев?

1. Ай, Моська, знать она сильна,

     Что лает на слона!» (Слон и Моська)

 2.« Чем кумушек считать – трудиться,

             Не лучше ль на себя, кума оборотиться»  (Зеркало и Обезьяна) 

3.«Ты, все пела, это дело

Так, поди же, попляши»

(Стрекоза и Муравей) 

Молодцы! Хорошо знаете басни И. А. Крылова.

Коммуникативные УУД: работа в малой группе (умение работать в команде;

умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми).

Регулятивные УУД

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

8 минут

Вопросы:

- чем отличается мораль от права (законов)?

- кто создает нормы закона и нормы морали?

- где записаны нормы морали и нормы закона?

- какое наказание предусмотрено за нарушение закона и за нарушение нормы морали?

- кто следит за соблюдением закона и за соблюдением норм морали?

- в каждом государстве мораль и законы свои или есть нечто общее?

Обсуждение по поставленным вопросам и сведение итогов в таблицу:

Право (закон)

Мораль

Создается государством

Создается людьми

Записаны в специальных сводах, книгах и т.п.

Существуют устно

За соблюдением следят специальные органы

За соблюдением следит общество, люди

За нарушение предусмотрено определенное наказание, обязательное для всех

За нарушение возможно лишь общественное осуждение, порицание

Существуют в печатном варианте

Передаются от поколения к поколению через рассказы, традиции

В каждом государстве принимаются самостоятельно

Многие принципы общие для разных народов и государств

   Таким образом, мораль занимает особое место в духовной культуре человечества. Многие моральные принципы одинаковы для представителей разных народов, законы же принимаются каждым государством самостоятельно. Поэтому так важно знать моральные принципы и ценности, важные для всего человечества.

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения), операции анализа и сравнения.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5  минут

Дополни предложения.

Моральные нормы- различные нормы,

которые приняты в ….. (обществе), которые

 помогают отличить добро от … (зла),

 справедливое от  …..(несправедливого).

Эти нормы помогают понять,

что можно, а что … (нельзя)

Моральные нормы не имеют документального …. (оформления). Человек должен сам научиться отличать добро от…

( зла), хорошее от … ( плохого). Как?

Читая … (книги), слушая …. (родителей), соблюдая   …..(законы государства), общаясь с другими  … (людьми)…

Все законы основаны на …..(моральных нормах)

За соблюдением законов гражданами в государстве следят ……. (полиция, суды, прокуратура).

Организаций, следящих за исполнением моральных норм и правил нет.

Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали: родители, учителя, друзья и, конечно, САМ …. (ЧЕЛОВЕК).

 Какие важные сведения о морали вы сегодня получили?

Что запомнилось больше всего?  Почему?

В чем главное отличие морали от права (законов)?                                                                    Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

(Уровень знания – понимания).

Личностные компетенции: «Позитивная установка».

Домашнее задание

2 минуты

Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях на примере   героев различных произведений.

Технологическая карта урока №5

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Добро и зло.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Сравнивать этические понятия добра и зла.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека.

Формирование ценностного отношения к доброте.

Развитие ответственности за свое поведение и слова.

Способность к адекватной оценки своего поведения.

Цель урока

Знакомство с этическими категориями добра и зла

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро, зло, насилие, зависимость, свобода

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику  «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г.  

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Притчи: «Два волка»,   «О доброте и вежливости»

 Репродукции художников В.Г Перова, В.В. Верещагина, Н.В. Невреева, В.И. Сурикова.

Запись песни Ю.Энтина «Дорога добра»

Рассказ   В.А. Осеевой «Три товарища».

Рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»

Стихотворения А. Барто «Человечество»., «Я свою сестренку Лиду…»

                              Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Диагностика и коррекция эмоционального состояния учащихся

Проверка готовности учащихся к уроку.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда прошу сейчас.
Скрестите шпаги ваших мнений –
И мы начнём урочный  час!

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

  Проверка домашнего задания

Введение в тему.

 В жизни по-разному можно жить –

                    Можно в беде, а можно в радости.

                    Вовремя есть, вовремя пить,

                    Вовремя делать гадости.

                   А можно так:

                   На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой, обожженною, солнце достать

                   И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

Звучит песня «Дорога добра»

    -Прочитайте эпиграфы :

- «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В.О.Ключевский.)

 - «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

(Древнекитайское изречение.)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

    Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

   Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

   Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Регулятивные УУД:

«Карточки» (рефлексия своих чувств).

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

8  минут

  Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так  есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

- Понятны ли вам слова добро и зло?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (Ответы детей)

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

    Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к  толковому словарю. 

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:  « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный

Обратимся к учебнику. стр.12-13

записать определение в тетради.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

  1. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
  2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
  3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

- А что такое зло?(ответы)

В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок» 

Обратимся к учебнику. стр.13

записать определение в тетради.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

    Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

    В истории человечество всегда пыталось бороться со злом и утверждать добро. Это отражено в большинстве сказок.  Только в разные времена были отличия в понимании добра и зла. Но есть понимание добра и зла одинаковое во все времена. Давайте попробуем разобраться какое.

    Разделение класса на четыре группы для коллективной работы с изобразительным материалом.

 Учитель предлагает следующие репродукции:  В.Г. Перова «Тройка», Н.В. Невреева «Торг», В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», В.В.  Верещагина «Шипка-Шейново» .

Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на следующие вопросы:

- Что вы видите на картине (опишите максимально)?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

- То, что изображено на картине является добром, злом?

- Как оно называется?

- Как оно называется?

- Как чувствуют себя люди на картине?

- О чем нам хотел сказать художник этой картиной?

- Как ему это удалось?

Познавательные УУД

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД:

«Сбор информации»

Коммуникативные УУД: работа в малой группе

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

12  минут

Послушайте притчу.

             « Притча о Добре и Зле»

- Ребята, а  какого волка вы кормите и чем?

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Работа с пословицами.

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили  и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Объединитесь в группы ,обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословицы, а затем всем расскажите ваше общее мнение.

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и железные ворота открывает.

4. «Худо тому, кто добра не делает никому».

5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

6. «Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится».

- Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

-Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить.

Игра «Доскажи словечко»

 ( фронтальная работа; ответы хором, вслух)

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит..
 (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания)
- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

-  Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

Поступки. Обсуждение ситуаций.

- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о  каких поступках людей в нем идет речь?

- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком   его можно назвать?

- Чему учит эта притча?

- Как вы думаете, на  земле много добрых людей?

- А как вы считаете, вас какие окружают люди?

- А что вы можете сказать о себе, добрый вы человек или нет?
- Как вы думаете, ребята, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце)

Работа в группах.

Выполнение группами учащихся задания учителя. Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

-Как вы думаете, в жизни добрыми и злыми бывают люди или их поступки?

Поработайте над этим вопросом в группах, обсуждая следующие тексты:

1-ая группа

Стих. А.Л.Барто

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду.

Я живу с ней очень дружно,

Очень я ее люблю,

А когда мне будет нужно,

Я и сам ее побью.

Вопрос: Добрым или злым вам показался брат Лиды? Обоснуй свой ответ.

2-ая группа

Рассказ   В.А. Осеевой «Три товарища».

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!      

Вопрос: Можно ли назвать Колю добрым, внимательным  мальчиком? Почему ты так думаешь?

3-я группа

Ситуация из школьной жизни.

Миша не выполнил домашнее задание по математике. Накануне  вечером он долго катался на велосипеде, а потом помогал маме поливать грядки. Утром, придя в школу, он попросил своего друга Толика списать примеры, пока учительница не собрала тетради. Толик с удовольствием одолжил Мише свою тетрадь. Миша быстро списал, сказав при этом: «Толик, ты настоящий друг, ты меня очень выручил - сделал доброе дело».  

Вопрос: Согласны ли вы, что Толик действительно сделал доброе дело?

Стадия осмысления:

         «Притча о доброте и вежливости»

(По материалам журнала «Человек без границ».)

—Как вы понимаете слова Учителя?

—Почему через несколько лет Учитель взял юношу в ученики?

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД: работа в малой группе (умение работать в команде;

умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми).

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД: работа в малой группе

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

8 минут

Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь,  умение говорить правду,  хвастовство,  ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость,  жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность,  тактичность, болтливость,  правдивость, хитрость,  бестактность, лживость,  малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Приведите свои примеры

добро

зло

  Учитель подводит учащихся к выводу, что зло надо стремиться исправить, а если это невозможно, то хотя бы заявлять свое отношение, не быть равнодушным. Быть равнодушными к злу – безнравственно.

Вопрос: Что же делать нам, когда приходится сталкиваться со злом в жизни?

Тестовые задания

  1. Как творят добрые дела?

      а) бескорыстно и сознательно;

      б) чтобы избежать наказания;

      в) в надежде на похвалу;

      г) в надежде на вознаграждение.

  1. Что считается добрым поступком?

       а) опоздать на неинтересную встречу;

       б) дать списать домашнее задание;

       в) забыть о неприятной просьбе;

       г) помочь соседу по парте разобрать задачу.

3) Укажите поступки, которые одобряет общество.

       а) унижение;

       б) обман;

       в) насилие;

       г) взаимопомощь.

4) Что является последствием злых дел?

       а) дружба;

       б) вражда;

       в) радость;

       г) мирное сосуществование.

5) Знания о добре и зле  помогают людям

       а) жить в мире;

       б) проявлять заботу о близких;

       в) дружить;

       г) все ответы верны.

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5  минут

Согласны ли вы с утверждением: «Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла».

- Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.

Чтение учителем стихотворения А. Барто «Человечество».

- Что вы представили, когда слушали это  стихотворение?

- Какие чувства это вызвало?

- Почему стихотворение вызывает улыбку?

- А какие добрые дела вы можете сделать прямо сегодня?

 Итог урока. Рефлексия.

-У меня в руках «Волшебный мешочек», но он пока пуст. Мы постараемся наполнить его частичкой нашей с вами «доброты». Нужно только развязать мешочек, сказать добрые слова и ли пожелания в адрес вашего соседа и передать ему и т.д. Затем мы завяжем наш мешочек, чтобы сохранить всё то, что вы пожелали друг другу.  

И в заключение нашего урока  я хочу вам сказать:
Есть люди необычной доброты,
Её всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом нас согревая.
Когда по склонам вечной суеты,
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты,
И радость помоги найти кому-то.

Регулятивные УУД

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

Прочитать текст учебника. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле. Сделать 2-3 добрых дела. Отследить, что вы при этом будете чувствовать?  Какая реакция окружающих? Написать эссе «Это добро» или «Это зло» по выбору.

Технологическая карта урока №7

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Добродетель и порок.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Понимание смысла понятий «добродетель» и «порок».

Осознанию важности добродетели как характеристики личности.

Осознание учащимися ценности добродетели в человеческой жизни.

П. Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ.

Выбор способов решения этических задач. Способность анализировать этические понятия:  добродетель и порок, с целью выделения их  существенных и несущественных признаков.

Уметь выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием.

Р. Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения на основе этических категорий добродетель и порок.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию

Развитие  коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в процессе  работы  в паре, группе

Формирование  внутренней установки на добродетель как элемента самосознания.

Формирование ценностного отношения к

добродетели как способу мышления и поведения.

Цель урока

Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий  добродетель и порок.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро, зло, добродетель, порок.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику  «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г.  

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Картина Вельде Андриан «Невинность между Добродетелью и Пороком».

Уроки царя Соломона  «Соломон и пришелец», притча о человеке.

М. Скребцов «Сказка о щедром сердце».

И. А. Бунин «Лапти».

Сказки «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев».

 Г.-Х.Андерсена «Снежная королева».

                                     Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Песенка Леопольда  

«Если добрый ты это хорошо,

А когда наоборот – плохо …»

1.        Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

2.        Рассказы учащихся о  добре и зле по рисункам из сказок.

3. Игра «Собери пословицы о добре и зле».

- Звучит песенка Леопольда  

«Если добрый ты это хорошо,

А когда наоборот – плохо …»  (Почему?)

- Притча «О добре и зле»

Итог размышления: совершая хорошие поступки, человек становится добродетелем (делать добро), а  совершая плохие поступки – прочным (порок)

- Тема сегодняшнего урока: Добродетель и порок  

    Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока:

 -   Как вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия добра?

 -   Известно ли вам понятие порока? Как вы думаете, что это такое?

    Добродетель – это…

- Работа в тетради

Я добродетель (какой?)-….

- Работа с учебником : рассматривание иллюстраций, как примеры добродетели


- Порок – это…

Работа в тетради

Я порчный (какой?) -  

Пороками можно назвать …..

Как стать добродетельным человеком?

Притча «Соломон и проситель»

Работа с учебником - «Мудрые мысли»

Подчеркни качества добродетели и качества порока.

Работа в группах

Составление картинок из пазлов с героями сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».

  • Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок.
  • Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

Работа с учебником  «Фотовыставка» с.16-17

Добрым быть совсем непросто,…..

Познавательные УУД:  анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Регулятивные УУД:

«Сбор информации» (активизация через проблемный вопрос).

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10  минут

Работа с текстом «СКАЗКИ О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ»  М.  Скребцова

Вопросы и задания к сказке:

1.        Трудно ли вам быть щедрым?

2.        Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам что-то дарят или когда вас чем-то угощают?

3.        Как вы думаете, что значит поделиться своим сердцем с другим человеком?

4.        Перечислите всех, кто делится с вами частицей своего любящего сердца.

5.        Представьте, что одна из печек старика открыла вам секрет щедрости. Расскажите, что это за секрет.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Личностные УУД:

«Вижу, слышу, чувствую».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

Урок проходит с учетом подходов интерактивного обучения. Учащиеся формируются в группы по 4 человека. Один из них должен стать капитаном команды. Каждой группе предлагается проблемный вопрос, который должен презентовать капитан.

     Давайте обратимся к тексту пособия на с. 18, и узнаем, что нужно делать, чтобы стать добродетельным человеком (чтение отрывка из пособия).

-Как вы понимаете слово Ценность? (ценность – признание важности, значения).

- Какие интересы другого достойны уважения? Какие мысли, точки зрения, высказывания вам нравятся?

- К мнению кого вам хочется прислушиваться?

- Что вы больше всего цените в других? (любовь, дружба, ум, забота, знания, ответственность, честность, надежность, вежливость, доброта, творческие способности, помощь…)

   Давайте послушаем Басню Крылова «Стрекоза и муравей» и попробуем понять, о каких пороках идет речь?

Вопросы:

- О каком пороке идет речь?

-К чему приводит праздность, чем это плохо?

-Как относятся к праздному человеку другие?

-Чем хочет заниматься праздный человек, а чем не хочет?

-Каких достижений добивается праздный человек?

-А вы знаете таких людей?

-А вы бываете праздным?

«Корзинка идей»

Продолжи фразы: «Человека в обществе будут уважать за ….», «Всеобщее осуждение окружающих вызывает …»

   Физминутка «Добрые мысли, добрые чувства» (Ребята в круге, держаться за руки)

Пошлите добрые мысли людям…..

-Сейчас вы будете работать в четверках. У вас на парте лежат списки добродетельных и порочных проявлений личности, а вы должны составить пары противоположных по смыслу понятий:

Обида,                                   умеренность,

трудолюбие,                         честность,

вожделение,                        зависть,

месть,                                 радование за других,

щедрость,                           злоба,

воровство,                          прощение,

гордыня,                            воздержание,

прямота,                            ложь,

справедливость,                хитрость,

ненависть,                         страсть,

бескорыстие,                     жадность

праздность,                        доброта.

правда,                                любовь.

Например: кротость – распущенность, скромность – хвастливость и т.д.

Познавательные УУД: «Прием информации».

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».

Коммуникативные УУД 

Познавательные УУД: (анализ, синтез, обобщение, сравнение).

Коммуникативные

УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5   минут

Группы отчитываются о проделанной работе.

- Давайте подведем итоги нашей работы.

Первый вопрос самый простой:

- Что такое  добродетель? А что такое порок?

- Второй вопрос сложнее:

- Для чего люди должны знать, что такое  «добродетель» и «порок»?

Как вариант: что такое добро, какие поступки человека можно назвать добрыми.

Далее учитель называет положительных и отрицательных литературных героев

(Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина).

- Третий вопрос:

- На какого героя вы бы хотели походить? Почему?

- На кого из реальной жизни вы бы хотели походить?

Четвертый вопрос:

- Как можно преодолевать пороки? Кто уже пробовал избавляться от пороков и что получилось?

- А теперь давайте обсудим ваши ответы.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

ровень знания – знакомства и знания – копии).

(Уровень знания – понимания).

(Уровень знания – применения).

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

3 минуты

Обобщение учителя

- Мы познакомились сегодня со многими добродетелями. Вы увидели, что все в этом мире имеет свою противоположность.

-А что нужно сделать, чтобы другие воспринимали наше поведение как добродетельное?

- Я дам вам возможность подумать об этом дома, на следующем уроке поговорим и об этом.

- Вспомните, когда, в каких ситуациях вы приносили пользу другим.

Напишите в тетради индивидуально 3 ситуации, в которых вы проявляли свои добродетели и укажите какие именно. А затем. Напишите 3 порока и когда они у вас проявились. Как вы считаете, можно было тогда поступить иначе? Если да, то напишите как именно.

Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:

- Ребята, на экране вопросы для оценки сегодняшней информации про добродетель и порок. Проведите работу в своих малых группах.

  1. Сегодня я узнал (а).
  2. Я понял (а)…
  3. Я почувствовал (а)…
  4. Я научился (лась)…
  5. Я смог (смогла)…
  6. Было интересно…
  7. Меня удивило…
  8. Мне захотелось…
  9. Урок дал моей жизни…

По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3чел.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

  1. минуты

Домашнее задание  по выбору:

-  Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях  «Ими гордится Россия»

- Составь совместно с родителями памятку « Как удержаться от пороков»

-Написать мини-сочинение на тему «Как я помогаю людям».

Заключение.

    Этическое воспитание осуществляется через процесс размышления, чувствования, обращения к личностному опыту ребенка. Это основное условие педагогической эффективности уроков этики.

     Главная ценность светской этики – человек и его жизнь. В отличие от религиозной этики, где высшей ценностью является бог. Педагог обращается к тем ценностям нравственной жизни, которые были выработаны человеческим опытом на протяжении веков и не были даны «свыше» пророками, как ценности религиозные.

     В этических уроках важно обращение к субъектности ребенка… К его личностным смыслам. Урок светской этики предполагает самовыражение личности обучающегося, благодаря которому учитель подводит ребенка к нравственному выбору.

    Уроки светской этики направлены на формирование таких нравственных качеств личности школьника, как:

1.  Гуманность.

2. Чувство собственного достоинства.

3. Ответственность.

4. Совестливость.

   Эти качества образуют нравственную основу подрастающего человека и позволяют ему действовать в этическом направлении, оказываясь в разнообразных ситуациях жизненного опыта.

          В чём же воспитательный потенциал уроков светской этики?

- В стимулировании альтернативной мысли и снятии страха её несоответствия принятой норме или образцу.

- В раскрытии резервов индивидуальности и особенности личности в мышлении и мироосознании.

- В развитии гибкости мышления и стремления к самостоятельному анализу жизненных явлений, способствующих актуализации адаптационных функций личности.

- В преодолении одномерности представлений школьников о жизни и человеке, стимулировании процесса обновления нравственных устоев в жизнедеятельности детей.

- В создании оптимальных условий для развития коммуникативных функций личности.

Это приведет к ожидаемым  результатам:

1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.

2. Достижение приоритетности морали и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности.

3. Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности.

4. Самоопределение и самосовершенствование личности как основа её нравственного развития.

5. Актуализация нравственного потенциала личности.

Список литературы

  1. УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа  Данилюка А.Я.):
  2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010.
  3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Метод непосредственного переживания информации. В.В.Онишина, ГБОУ ВПО АСОУ, М., 2013.
  6. Толковый и энциклопедический словари.
  7. Азбука нравственного воспитания. Под ред.  д.чл. АПН СССР                   И.А. Каирова  и  к.п.н. О.С.Богдановой. М., «Просвещение», 1975.
  8. И.А.Крылов «Басни».
  9. Сказки:  «Морозко», Ш.Перро «Золушка»,  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Г.-Х.Андерсена «Снежная королева».
  10. Песня Ю.Энтина  «Дорогою добра».  
  11. Притчи , пословицы,поговорки.
  12. Универсальная школьная энциклопедия в 3-х томах – М.: «АВАНТА+», 2004.
  13. Серия «Великие художники» в 30 томах – М.: «Директ Медиа», 2009.
  14.  Ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме "Путешествие по карте. Удивительные названия. Город Выкса".

Проектная работа в секции "Краеведение": «Мой край, моя история». 5 место в городской научно-практической конференции «Планета эрудитов». СодержаниеВведениеВыксаВыксунские заводыЛюди, просл...

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков  «Культура и мораль», «Особенности морали»,  «Добро  и  зло», «Добродетель и порок»....

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока “Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.”,

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью систематизации знаний по теме «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира .» и формирование нравственного совершенствовани...

Технологическая карта урока информатики «Общее и особенное. Графический редактор Paint: создание одинаковых фрагментов рисунка» (УМК Горячев А.В. 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления об общих и особенных признаках предмета; формирование практических умений работы с графическим редактором Pow...

Технологическая карта урока информатики «Общее и особенное. Графический редактор Paint: создание одинаковых фрагментов рисунка» ("Информатика в играх и задачах", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений описывать общие свойства (составные части и действия) объектов группы и особенные свойства объектов группы, по формированию умения создавать одинак...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...