Рабочая программа по внеурочной деятельности" Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса
рабочая программа (1 класс) по теме

Клейникова Светлана Григорьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_masterskaya_samodelkina.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа  по внеурочной деятельности

Для 1 класса

« Мастерская Самоделкина»


Пояснительная записка.

  Рабочая программа  разработана  на основе Примерной программы «Технология» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

   Курс «Мастерская Самоделкина» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Занятия не должны дублировать программный материал  уроков технологии.  Внеклассные занятия  расширяют и углубляют сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а так же с другими материалами, которые не используются на уроках.  Работа на занятиях организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющими  навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами, выполняются более простые поделки.

    Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство  коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

    Работа на  занятиях в студии «Мастерская Самоделкина» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

   Дети, видя готовые поделки,  учатся оценивать свою работу, а так же работу своих друзей, находить достоинства и недостатки, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно  совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.

Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.

Обучаясь изготовлению красивых и полезных вещей, учащиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в студии «Мастерская Самоделкина» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками,  дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.

    Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%.

На занятиях необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует  практика, значительно повышает интерес к знаниям.

    Занятия можно организовать по-разному, но нет необходимости в том, чтобы сначала выполнить все поделки из одного материала, потом из другого и т.д. Виды работ через  несколько занятий желательно менять.

    В студии  «Мастерская Самоделкина» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.

Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.

Обучаясь изготовлению красивых и полезных вещей, учащиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в студии «Мастерская Самоделкина» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками,  дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.

Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.

 Цель занятий в студии «Мастерская Самоделкина»:

- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и  желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;

-развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;

-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; 

-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;

- учиться анализировать выполнение своих работ и работ других ребят, делать и воспринимать замечания  и подсказки корректно, вежливо

Организация образовательного процесса:

Программа курса «Мастерская Самоделкина» рассчитана на один год обучения. Возраст детей 6-7 лет.

Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

  • освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
  • ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
  • изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
  • участие в создании коллективных композиций;
  • изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
  • освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из различных материалов, проявить фантазию, а также развить творческие способности. Занятия в «Мастерской Самоделкина» проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

           Структура занятий.

  1. Определение темы занятия (кроссворд, ребус, загадка).

2.   Правила работы с материалами, необходимыми на данном занятии.

3.Выполнение творческой работы.

 4.Рефлексия. Оценивание результата (что получилось, что не получилось и почему).

Ожидаемые результаты работы:

-участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о применении поделок в жизни,

-заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;

-умение  добывать новую информацию из различных источников.

 Календарно – тематическое планирование занятий студии

«Мастерская Самоделкина»

1 час в неделю (33 часа)

№ п/п

Тема занятия

Характеристика универсальных учебных действий

Дата по плану

Скорректированная дата

1.

Изделия из природного материала.

Личностные УУД:

-оценивать  жизненные  ситуации  (поступки,  явления,  собы-

тия) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в  

предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные  поступки,  которые можно оценить как хорошие или плохие;

   –  называть  и  объяснять свои  чувства  и  ощущения  от  созерцаемых    предметов     материальной       среды,   объяснять     своё   отношение к

 поступкам  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  

ценностей;

   –   самостоятельно      определять      и  объяснять      свои   чувства   и  ощущения,  возникающие  в  результате  наблюдения,  рассуждения,    обсуждения,      самые     простые     общие    для    всех   людей   правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

   – в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые  правила  поведения,  делать  выбор,  какой  поступок  совершить.

Регулятивные:

   –  определять  и  формулировать  цель  деятельности    с  помощью учителя;  

   – проговаривать последовательность действий ;  

   – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе  

коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;

   –  с  помощью  учителя  объяснять  выбор  наиболее  подходящих  

для выполнения задания материалов и инструментов;

   –  учиться  готовить  рабочее  место  и  выполнять  практическую  

работу  по  предложенному  учителем плану;

   –  выполнять  контроль  точности  разметки  деталей  с  помощью  

шаблона.

Познавательные:

   –  ориентироваться  в  своей  системе  знаний:  отличать  новое  от  уже известного с помощью учителя;  

–  делать    предварительный       отбор   источников      информации;

   –  перерабатывать  полученную  информацию:  делать  выводы  в  

результате совместной работы всего класса;

   – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

   –  преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую  –    в  

изделия.

Коммуникативные:

   –  донести  свою  позицию  до  других:  оформлять  свою  мысль  в  

рисунках, доступных для изготовления изделий;

   – слушать и понимать речь других.

Совместно   договариваться   о   правилах   общения   и   поведения   в  школе и следовать им.

Знать и применять правила безопасности труда.

Уметь правильно использовать инструменты и приспособления в работе.

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.

Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений .

Анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства.

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.

Моделировать формы средствами различных материалов.

2

 Лепка из глины.

3.

Панно « Пейзаж»                     ( из салфетных шариков)

4.

Картина из кусочков рваной бумаги.

5-6.

Объемные игрушки из бумаги

7.

Игрушки из ниток.

8-9

Роспись по ткани. Создание оригинальной авторской футболки.

10-12

Украшения для новогодней елки: подвесные игрушки, зайчик из ватных шариков, гирлянды.

13 -15.

Оригами: конструирование поделок из бумаги. Коллективная работа «Сова»

16.

Аппликация  из соломы.

17.

Аппликация «Аквариумные рыбки»

18-19.

Игрушки из яиц.

Игрушки из яиц. Коллективная работа «Мои друзья».

20.

Аппликация из сухих травинок, цветов и мешковины.

21-22.

Аппликация из лоскутков ткани. Лоскутный коврик

23.

  Аппликация

«У самовара». Коллективная работа

24.

Сувенирная открытка в технике «Аппликация»

25.

Коллективная работа.        

26-27.

Ваза из бутылки.

28-29.

Изделие из солёного теста «Весенний букет»

30-31

Изделие из солёного теста «Весёлый зоопарк»

32-33

Плетение косичек из ниток.

аппликация из косичек.

Cодержание разделов:

 

  1. Изделия из природного материала.(1 ч.)

Что растет на грядке?

Овощные фантазии. Поделки из овощей.

Аппликация из осенних листьев.

  1. Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. (4ч.)

Пейзажи. Знакомство с жанром живописи.

Панно - пейзаж из кусочков рваной бумаги.

История мозаики.

Панно - мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики.

Подготовка емкостей  и инструментов для крупы.

Панно - мозаика  с использованием крупяных и макаронных изделий.

Мозаичная техника.

Панно - мозаика из пластилиновых шариков.

Подготовка скорлупы для работы. Правила рабочего человека.

Мозаика из скорлупы яиц.

  1. Объемные игрушки из бумаги.(2 ч.)

История возникновения бумаги.

Игрушка «Лиса».

Игрушка «Лягушонок».

Виды бумаги.

Игрушка «Девочка Маша».

Игрушка «Морячок».

Игрушка - стаканчик «Зебра».

Игрушка «Клоун».

  1. Игрушки из ниток (1 ч.)

Какие бывают нитки?

«Цыпленок».

«Гномик».

Подвеска «Близнецы».

  1. Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из глины. (1 ч.)
  2. Украшения  для новогодней елки. (4 ч.)

Удивительный материал – вата.

«Лебедь белая плывет…» игрушка из ваты.

Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки.

Зайчик из ватных шариков.

  1. Оригами: конструирование из бумаги. (5 ч.)

Знакомство с древним японским искусством оригами.

Лилии в вазе.

Знакомство с модулями.

 Коллективная работа «Сова».

Что такое аппликация?

Аппликация «Собака».

Аппликация «Аквариумные рыбки».

  1. Игрушки из яиц. (2 ч.)

Зайка.

Цыплёнок.

Мышка.

Какие бывают животные?

Рыбка.

Ёжик.

Поросёнок.

Береги братьев наших меньших.

  1. Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. (7ч.)

Работа с бумагой, кожей, тканью: общие сведения, знакомство со свойствами материалов и операциями склеивания, сгибания, вырезывания, роспись.

Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки.

Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация.

Панно из мешковины и сухих трав.

Панно из цветных тканевых лоскутков.

Изготовление панно из цветной бумаги.

  1. Общая коллективная тематическая работа для выставки. (6 ч.)

Панно «Весенний букет».

«Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста.

Обеспечение программы.

При организации деятельности детей учитывается ряд психологических требований.

Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.

Сложная композиционная работа требует тематического сопровождения. В этом качестве могут выступать сказки, если возраст детей 6-7 лет.

 

Для работы необходимы следующие предметы:

  • альбом;
  • картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
  • воздушные шарики и цветные нитки;
  • карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
  • клей ПВА;
  • рамочки деревянные;
  • ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
  • различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
  • мука;
  • тесьма, бисер, бижутерия;
  • глина;
  • растительные сухие материалы;
  • крупа и макароны;
  • салфетки разных цветов;
  • солома;
  • ткань.

Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечения видов работы, как обязательных. Так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей.

Список используемой литературы.

  1. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
  2. Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
  3. Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 128 с.
  4. Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.
  5. Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2004. – 224 с.
  6. Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.
  7.  Ф. Уатт, Л. Майлс  «Наши руки не для скуки» (Книга для девчонок), М., «РОСМЭН», 1998

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности с учащимися первых классов.

Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность органи...

Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса.

Разработка  рабочей программы внеурочной деятельности для 1 класса....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...