Урок в рамках системно-деятельностного подхода
статья по теме

Умение учиться всю жизнь обеспечивается целенаправленным формированием универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Стандарт). В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.                                                                                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выстраивание уроков в рамках системно-деятельностного подхода

  Работая с различной информацией большинство учащихся приходят к мысли: чтобы много знать и быть успешным - необходимо учиться в течение всей жизни, потому что потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.                                                                                                                        Умение учиться всю жизнь обеспечивается целенаправленным формированием универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Стандарт). В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.                                                                                           Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной знаниевой парадигмы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить формирование универсальных учебных действий и не пробуждает потребность в самообразовании, тормозит инициативу и стремление детей познать новое, анализу получаемой информации.                                                                                                                                                      Достичь новый образовательный результат возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.  Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностного подхода.                               Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).                                                                                                                                 Построение урока в логике системно-деятельностного подхода отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Сравним классификацию уроков по ведущей дидактической цели и месту урока в системе уроков и других форм организации обучения и классификацию уроков развивающего обучения              Классификация уроков по ведущей дидактической цели и месту урока в системе уроков и других форм организации обучения включает следующие типы: (слайд 2) 

  1. урок по ознакомлению учащихся с новым материалом;
  2. урок общения и систематизации изученного;
  3. урок выработки и закрепления умений и навыков;
  4. уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.  
  5. комбинированный урок;
  6. урок закрепления и повторения знаний;

Классификация уроков развивающего обучения, на первый взгляд, вполне соотносима с первой классификацией, так как учитывает цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения:

  1. урок постановки учебной задачи;
  2. урок решения учебной задачи;
  3. урок моделирования и преобразования модели;
  4. урок решения частных задач с применением открытого способа;
  5. урок контроля и оценки.

А вот, если м рассмотреть данные классификации с точки зрения образовательных результатов, несопоставимость типов уроков станет очевидной.                                                               В основу первой классификации положены знания, умения и навыки,                                             во второй – уроки обеспечивают освоение обобщенных способов действий и компетенций.

 Урок по ознакомлению с новым материалом предполагает, что материал сообщается учителем, способы действия показываются и должны быть повторены учениками.                     Урок постановки учебной задачи предполагает создание условий, в которых ученики не смогут использовать уже известный им способ действия, самостоятельно определять необходимость поиска нового обобщенного способа действия, который затем смогут применить при решении целого класса задач.                                                                                            В центре урока этого типа оказывается ситуация «разрыва» между знанием и незнанием. , Конечно,  предметные результаты могут быть достигнуты и в первом и во втором случае, но достижение личностных и метапредметных результатов в первом случае происходит стихийно и далеко не у всех учащихся.                                                                                                      Давайте сравним уроки проверки знаний и разбора проверочных работ с уроком контроля и оценки.                                                                                                                                       На уроках проверки учащиеся выполняют контрольную работу, принимают оценки учителя, выполняют работу над ошибками под  руководством педагога.                                   Урок контроля и оценки предполагает, что ученик будет  включен в контрольно-оценочную деятельность – осуществит самопроверку или самооценку, определит  причины своего неуспеха, наметит пути преодоления затруднений, сравнит полученные результаты, с теми которые он получил ранее при выполнении похожей работы, определит динамику своих учебных достижений.                                                              Очевидно, что второй подход более эффективен. Ученик способен конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, своевременно корректировать свои действия и решать проблемы более необходимо в жизни, чем зависимость от чужих оценок, которые могут носить и субъективный характер.                                                                                                   В знаниевой парадигме учитель – центральная фигура урока, он опирается  в основном на индивидуально-автономные формы активности каждого ученика,  он авторитарно их направляет.                                                                                                                                                       В деятельностной - учитель – организатор учебной деятельности учеников, равноправный участник диалога.                                                                                       Согласна с мнениями о том что  учителя, которые долгое время работали в условиях знаниевой парадигмы не всегда принимают преимущества деятельностного подхода.                                                                                                          Они говорят о том , что заостряя  внимание на личностных и метапредметных результатах может привести к тому, что предметные результаты не будут достигнуты, а вот с этим позволю не согласиться.

 Рассмотрим конкретный пример. На уроке осваивается одна из сложнейших тем «Безударные окончания имён существительных» ( 3 класс) Сопоставим задания, предлагаемые в рамках традиционного и системно-деятельностного подходов. Традиционный подход. Вставьте падежные окончания. Проверьте свою работу (слайд с правильными окончаниями). Кто выполнил без ошибок, у кого одна ошибка, у кого две ошибки, более двух?                                                                                                                      Системно-деятельностный подход. Работая в паре - проведите проверку , выполненной работы с помощью алгоритма, , составленного на предыдущем уроке, договоритесь, кто какие окончания  будет анализировать, послушайте друг друга и проверьте, не забывайте пользоваться алгоритмом.                                                                                                                            В рамках традиционного урока ученики и учитель не уделяют достаточного внимания освоению способа действия, во втором случае в ходе планирования и пошагового взаимоконтроля процесс звукового анализа осваивается полноценно. Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  общего образования нового поколения. Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.                                                                                                                                 Система дидактических принципов                                                                                      Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:                                                       1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, а это  способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.                                              2. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).3) 3.Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.                                                                             4. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.                                                                    5. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).                                                                                                                                                   6. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности                                                                                                                                                 7.Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.                                                                              Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:                                                                                    а) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
в) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);                                                                                                                                  с) устанавливаются тематические рамки (“могу”).                                                                              В этом варианте  происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.                                                                                                                                                  
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:                                                                                                                                                         1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.                                                                                                                              
3. Выявление места и причины затруднения.На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:                                 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;                                                                                                    2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.                                                                                4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).    5. Реализация построенного проекта.На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.                                                                                    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.                   7. Самостоятельная работа с самопроверкой.При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.                                                                                                                  8. Включение в систему знаний и повторение.На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.                                9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).                                                                            На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.                                                                                             Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках различного типа

Тип урока

Формируемые УУД

метапредметные личностные результаты

Урок постановки учебной задачи

Регулятивные: контроль, оценка, целеполагание.Коммуникативные

Самоопределение     Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание

Урок решения учебной задачи

Коммуникативные Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности.

Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание

Урок моделирования и преобразования модели

Познавательные: знаково-символические.  Коммуникативные

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация.

Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание

Урок решения частных задач с применением открытого способа действия

Коммуникативные Познавательные Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация.

Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Самоопределение

Урок контроля и оценки

Начальные формы познавательной рефлексии

Начальные формы личностной рефлексии.

Проектирование уроков в логике системно-деятельностного подхода требует предварительной подготовки, включающей:

  1. Анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;
  2. Определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;
  3. Выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;
  4. Выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников);
  5. Проектирование, проведение, самоанализ  уроков (взаимопосещение и взаимоанализ).                                                                                                                                Из вышеперечисленного следует, что новые подходы к проектированию урока требуют от учителя постоянного самоанализа и корректировки своей деятельности, в этом может помочь лист анализа учебного занятия, представленный в таблице  1 При выставлении баллов используется уровневый подход
  6.  3 балла – оптимальный уровень,
  7. 2 балла – допустимый,
  8.  1 балл – недостаточный.
  9.  При необходимости образовательное учреждении может внести в предложенную форму описание уровней по каждому критерию.

Таблица 1.                                           Анализ урока

Критерии

Баллы

1.

Определение темы урока, его место в изучаемом в разделе и его роль в общей логике изучения предмета.

2.

Выявление предметных понятий и общего способа действия, осваиваемого учащимися на данном уроке.

3.

Определение типа урока (урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки).

4.

Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока.

5.

Анализ уроков различного типа

5.1.

Урок постановки и решения учебной задачи

5.1.1.

Определение базовых предметных понятий и общих способов действий, на основе которых осуществляется изучение нового.

5.1.2.

Способы постановки учебной задачи.

5.1.3.

Принятие учебной задачи учащимися.

5.1.4.

Влияние этапа постановки учебной задачи на ход ее решения.

5.1.5.

Выявление и использование общего способа действия в ходе решения учебной задачи.

5.1.6.

Создание условий для моделирования и преобразования модели.

5.2

Урок решения частных задач с применением открытого способа действия

5.2.1.

Разнообразие форм, используемых учителем для решения частных задач.

5.2.2.

Уровень задач с точки зрения предметного содержания.

5.2.3.

Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической).

5.2.4.

Создание условий для моделирования и преобразования модели.

5.3.

Урок контроля и оценки

5.3.1.

Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической).

5.3.2.

Создание условий для освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

6.

Уровень организации коллективно-распределенной деятельности.

7.

Общая подготовленность класса к осуществлению коллективно-распределенной деятельности:

  1. умение детей работа в парах;
  2. умение детей работать в группах;
  3. умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать.

8.

Общая характеристика общения.

9.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

10.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с использованием ИКТ.

11.

Создание условий для формирования личностных УУД.

Общий балл

Использованные источники.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2010 г.

 Комплексное достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в процессе обучения на основе системно-деятельностного подхода.

Таблица 1. Формирование универсальных учебных действий у младшего школьника на уроках различного типа

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выстраивание уроков в рамках системно-деятельностного подхода

Материал поможет  использовать системно-деятельностный подход в работе...

Урок в рамках системно – деятельностного подхода в обучении (в образовании).

В статье раскрывается понятие "современный урок", даётся сравнительный анализ структуры урока....

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

  Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на ф...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование граждан...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса...

Самоанализ урока с учетом современных требований к построению урока в рамках системно- деятельностного подхода и ФГОС

Самоанализ урока с учетом современных требований к построению урока в рамках системно- деятельностного подхода и  ФГОС...