Простое слово "извините"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Решетникова Олеся Юрьевна

Занятие по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostoe_slovo-izvinite.rar1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Простое слово «извините».

Цель: формировать умения употреблять в своей речи различные формы выражения извинения; воспитывать культуру речи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с детскими песнями и мультфильмами, презентация в Power Point.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Эмоциональное включение. Сообщение темы и цели занятия.

Звучит песня «Игра» сл. Р.Рождественского, муз. В.Шаинского. Дети поют вместе с учителем.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться говорить красиво, чисто, ясно, а главное вежливо, чтобы не случилось так, как в этой песне.             (Слайд 2)

III. Работа над темой занятия.

1.Стихотворение А.Кузнецовой «Поссорились» читает учитель.(Слайд 3)

- Подумайте, как могут помириться поссорившиеся подруги?

(Учитель читает первую часть)

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

(Ответы детей).

- Автор закончил эту историю так:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай.

И скажу: «Играть давай!»

- Ребята, а какие вы знаете вежливые слова извинения?

(Фиксирую на доске: извини(те), прости(те), пожалуйста).

- Когда мы пользуемся этими словами?

2. Стихотворение В.Масса и М. Червинского «Друзья, вот вам на всякий случай» (читает ученик)

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день!».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел…Пока! Всего!»

- Каких вежливых слов не знает мальчик?

- Умеете ли вы ими пользоваться?

3. Анализ ситуаций.

«Попал я в дедушку мячом

И закричал: - А я при чем?

Но, досчитав до тридцати, сказал:

- Ну, дедушка, прости. (А.Барто) (Слайд 4)

- Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки?

- А как бы вы извинились?

«Мама спит. Она устала. Ты громко включил телевизор, и мама проснулась».

- Какие слова извинения, каким тоном и кому ты бы сказал?  (Слайд 5)

«Прозвенел звонок, начинается урок. Ты торопишься в класс. На пороге класса ты сталкиваешься с учителем (одноклассником)».         (Слайд 6)

- Твои действия и слова.

4. Стихотворение Н. Юсупова «Кто кого любит» читает ученик.

Кто кого любит

Пошёл я гулять

И в саду

По привычке

Я дёрнул девчонку

За обе косички.

На крик прибежала

Девчонкина мать.

Меня изловчилась

За ухо поймать…

Попробовать, что ли,

В сторонку куда-то?

«Простите меня», –

Я шепнул виновато.

– Ступай, –

Улыбнулась, –

Прощаю пока.

И ухо мое отпустила рука.

«Простите»…

Ура!

Убедился я снова,

Какое оно интересное слово.

- Какое слово извинения шепнул мальчик виновато?

- Было ли извинение мальчика искренним? Докажи свое мнение.

- Ребята, а умеют ли животные просить извинение?

5. Стихотворение В. Лунина «Вежливый слон» читает ученик.

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку.

И вежливо очень

Сказал муравью:

- Можешь и ты наступить на мою.

- Почему автор назвал стихотворение «Вежливый слон»?

6.Просмотр мультфильма из серии «Ну, погоди!» и анализ ситуации.

(Просматриваем одну серию мультфильма и обсуждаем поведение Волка и Зайца. Кто виноват, кто должен извиниться?).

- Представьте себе, что вышла новая серия мультфильма, где Волк подружится с Зайцем. Волк долго думал, с чего начать, и понял, что лучше всего начать с извинения.

- Какие извинения ты бы выбрал на месте Волка и почему?         (Слайд 7)

Извини меня.       (Слайд 8)

Извини меня, Заяц.

Извини меня, пожалуйста, Заяц.

Извини меня, я виноват.

Прости меня, Заяц, за то, что я все время тебя преследовал.

- В каких предложениях используются вежливые слова и обращения?

- Как Волк объясняет свою вину?

- Каким тоном Волк просит извинения?

- Заяц тоже хотел бы дружить с Волком. Наверное, он мог бы ответить ему по-разному. Какой ответ выбрал бы ты? Почему?

Пожалуйста.           (Слайд 9)

Ну, так и быть, Волк.

Ладно, Волк, пожалуйста.

Ну, хорошо. Тебе всегда не везло.

Я принимаю твои извинения. Тебе всегда больше доставалось, чем мне.

IV. Рефлексия.

V. Заключительное слово учителя.        (Слайд 10)

- Люди живут все вместе. И чтобы друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, работать, отдыхать, каждому надо соблюдать правила, называемые этикетом.

Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

Соблюдайте этикет!

Литература

Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

Н.А.Смирнов «Этика и этикет младших школьников» Издательство «Школьная Пресса», 2002.