материалы РМО учителей начальных классов
статья по теме

Бочка Ирина Александровна

Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

об организации образовательной деятельности в начальных классах

в 2013-2014 учебном году

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».

Здравствуйте!

Наш семинар я хочу начать маленьким роликом.

 «Чтобы сделать ребёнка   умным и рассудительным,

сделайте его крепким  и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста, это нам диктует ФГОС. Нам с вами только предстоит работать по- новому.

О «Формировании ЗОЖ младших школьников на уроках и во внеурочное время в рамках ФГОС расскажет и покажет с детьми учитель 2- го класса В Бондарева М.И.

 Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.  А.В. Сухомлинский отмечал, что забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.  Я думаю, что   сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач современности. И порой учитель для этого может сделать гораздо больше, чем врач. Ведь именно школа, как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью  учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом, способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами.

Именно о «Трех аспектах здоровьесберегающих технологий нам расскажет М.М. Широкая.

Людмила  Геогриевна Петерсон

Ученик– это не сосуд, который надо заполнить,а факел, который надо зажечь. Но как зачечь, не навредив? В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия,  использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. И о том, как активизировать познавательную деятельность ученика, соблюдая технологии здоровьесбережения расскажет  учитель Воблая ________________

Нам с вами известно, что многие дети делают много ошибок при письме? Никак не могут научиться хорошо читать?   Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?  А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят нарушения речи, чтения и письма у  детей. Часто и родители, и мы, учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью.

Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают –нужно обращаться к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, у ребенка имеются такие нарушения, как дисграфия,  дислексия. В этом случае помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений. Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему. О приемах коррекции и о том, как распознать эти проблемы у детей нам расскажет логопед Шило С.А.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока  мы, как учителя  всегда должны помнить заповеди здоровьесберегающей технологии «Не навреди!».

И о том, как грамотно «Применять здоровьесберегающие технологии на уроках» нам расскажет Сакович Е.

 

)Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья современного школьника, однако не менее важен вопрос о сохранении психологического здоровья учителя. 
    Очевидно, что только психологически здоровый учитель реально способен создать эмоционально комфортную атмосферу в классе, обеспечивающую не только обучение и развитие ребенка, но и его воспитание как личности. 
    Давно настало время серьезно задуматься о создании условий для охраны здоровья учителя и его профессионального долголетия. 
    Современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно -сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Я хочу вам привести пример такого поведения учителя ( видеосюжет). Как распознать в себе признаки эмоционального выгорания и что с этим делать нам расскажет педагог- психолог Т.А. Щербань.


Лихачев Дмитрий Сергеевич Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Программа

РМО

учителей третьих классовhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/557/556480/556480_html_m47f06088.png

март 2013

Дата проведения: 27.03.2013 года

Время проведения: с 10.00 до 12.00

Место проведения:  

Тема РМО « Повышение качества образования младших школьников через реализацию  основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Тема

Ответственный

Об итогах работы РМО учителей третьих классов

методист ЦРО

О.А. Богдан

Мастер- класс по использованию  современного оборудования на уроках в начальной школе

Л.А. Баркова

учитель

 МБОУ СО № 17

Информационное выступление «Знакомство с новинками методической литературы»

В.А. Воблая

учитель МБОУ СОШ 4

«Эффективные формы и методы работы с родителями»

А.В. Аксенова

учитель МБОУ СОШ № 4

Мастер- класс «По страницам конкурсов профессионального мастерства»

И.В. Кузьмина

учитель

МБОУ СОШ № 6

Анализ деятельности РМО учителей третьих классов

И.А. Бочка

Учитель МБОУ СО № 12



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Протокол № 1

заседания районного методического объединения

учителей начальных (четвертых) классов

от   27 августа 2013 года.

Присутствовали:  25 педагогов

п/п

Наименование образовательного учреждения

Ф.И.О. педагога

МБОУ СОШ №1

Масленникова Л.А

МБОУ СОШ №1

Пальшина Е.Ф.

МБОУ СОШ №1

Рыкалова А.А.

МБОУ СОШ №1

Генисецкая О.А.

МБОУ НОШ № 40

Широкая М.М.

МБОУ НОШ № 40

Сакович Е.А.

МБОУ НОШ № 40

Горбань И.И.

МБОУ НОШ № 40

Бугаева О.В.

МБОУ СОШ № 7

Зубенко С.А.

МБОУ СОШ № 17

Баркова Л.А.

МБОУ СОШ № 11

Цуканова С.Н.

МБОУ СОШ № 11

Деркач О. В.

МБОУ СОШ № 12

Шило С.А.

МБОУ СОШ № 12

Бондаренко Т.И.

МБОУ СОШ № 12

Бочка И.А.

МБОУ СОШ № 6

Минаева З.С.

МБОУ СОШ № 6

Кузьмина И.В.

МБОУ СОШ № 13

Лысанок И.Н.

МБОУ СОШ № 13

Половинка В.С.

МБОУ СОШ № 4

Воблая В.С.

МБОУ СОШ № 9

Кожанова А.В.

МБОУ СОШ № 2

Свиридович Р.И.

МБОУ СОШ № 2

Брюхнова Н. В.

МБОУ СОШ № 3

Джурило Н. Г.

МБОУ СОШ № 10

Сердюк Е.И.

Тема РМО: Деятельность учителя начальных классов в рамках модернизации образования». Обсуждение и утверждение плана работы методобъединения на новый 2013-2014 учебный год.

Повестка заседания

  1. Отчет руководителя районного МО учителей начальных (четвертых) классов

И.А. Бочка

  1. Утверждение плана работы МО учителей начальных классов.
  2. Методические  рекомендации по преподаванию в начальной школе
  3. Заседание «Круглого стола» (обсуждение рабочих программ и КТП на этот учебный год).
  4. Выступление педагога- психолога «Об особенностях обучения четвероклассников»
  5. Разное.

Первый вопрос.

С подробным анализом работы за 2012-2013 учебный год выступила руководитель районного МО учителей начальных классов Бочка И.А. Она поблагодарила всех учителей за активную, творческую и плодотворную работу.

Второй вопрос

Был утвержден план работы районного методического объединения на 2013-2014 учебный год. Все учителя активно вносили свои предложения в районный план. Единогласно поддержании проведение олимпиад для учащихся 4 классов. Спланировали  выездные семинары  на базе школ.

Третий вопрос.

О методических рекомендациях по преподаванию в начальной школе на 2013- 2014 учебный год рассказала подробно методист ЦРО УО Ленинградского района  Богдан О.А.

Четвертый вопрос.

Заседание «Круглого стола» по вопросу обсуждения составления КТП и Рабочих программ прошло активно, дискуссионно.

Пятый вопрос:

По вопросу об особенностях обучения четвероклассников выступила руководитель РМО, раздала брошюры с рекомендациями психолога ( брошюру составлял педагог- психолог МБОУ СОШ № 12 Т.А. Щербань)

Решение районного МО учителей начальных классов:

  • Активизировать работу районного и школьных кустовых методических объединений.
  • Инициативной группе оказывать помощь руководителю районного МО

Руководитель РМО: И. А. Бочка

Секретарь: И. В. Кузьмина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Протокол № 2

заседания районного методического объединения

учителей начальных (четвертых) классов

от   19  ноября  2013 года.

Присутствовали:  23 педагога

п/п

Наименование образовательного учреждения

Ф.И.О. педагога

МБОУ СОШ №1

Масленникова Л.А

МБОУ СОШ №1

Пальшина Е.Ф.

МБОУ СОШ №1

Рыкалова А.А.

МБОУ СОШ №1

Генисецкая О.А.

МБОУ НОШ № 40

Широкая М.М.

МБОУ НОШ № 40

Сакович Е.А.

МБОУ НОШ № 40

Горбань И.И.

МБОУ НОШ № 40

Бугаева О.В.

МБОУ СОШ № 7

Зубенко С.А.

МБОУ СОШ № 17

Баркова Л.А.

МБОУ СОШ № 11

Цуканова С.Н.

МБОУ СОШ № 11

Деркач О. В.

МБОУ СОШ № 12

Шило С.А.

МБОУ СОШ № 12

Бондаренко Т.И.

МБОУ СОШ № 6

Минаева З.С.

МБОУ СОШ № 6

Кузьмина И.В.

МБОУ СОШ № 13

Лысанок И.Н.

МБОУ СОШ № 13

Половинка В.С.

МБОУ СОШ № 4

Воблая В.С.

МБОУ СОШ № 9

Кожанова А.В.

МБОУ СОШ № 2

Свиридович Р.И.

МБОУ СОШ № 2

Брюхнова Н. В.

МБОУ СОШ № 3

Джурило Н. Г.

.

Тема семинара: «Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»

Повестка заседания

  1. Мастер- класс «Формирование ЗОЖ младших школьников на уроках и во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС», учитель МБОУ СОШ № 12 Бондарева М.И.
  2. Лекция «Три аспекта здоровьесберегающих технологий», учитель НОШ № 40 М.М. Широкая
  3. Мастер- класс «Активизация познавательной деятельности школьников на уроках», учитель МБОУ СОШ № 4 Воблая В.А.
  4. Мастер- класс «Бережем здоровье нездоровых детей», учитель логопед

МБОУ СОШ № 12 Шило С.А.

  1. Треннинг «Профилактика эмоционального выгорания педагога», педагог- психолог Т.А.  Щербань

Первый вопрос.

М.И. Бондарева вместе с детьми наглядно продемонстрировала  как происходит формирование ЗОЖ младших школьников на уроках и во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС.

Второй вопрос

Учитель НОШ № 40 М.М. Широкая рассказала о важных аспектах применения здоровьесберегающих технологий. Информация была доступной, интересной. Обсуждение после лекции было активным, эмоциональным.

Третий вопрос.

В.А. Воблая показала и рассказала о том каким образом можно активизировать познавательную деятельность учащихся , особое внимание уделила исследовательской деятельности.

Четвертый вопрос

С.А. Шило рассказывала об особенностях работы с детьми у которых дисграфия и дислексия. Так же Светлана Анатольевна в виде раздаточного материала предложила комплекс упражнений по коррекции дизграфии и дислексии.

Пятый вопрос.

Л.А. Сакович продемонстрировала на мастер- классе о применении здоровьесберегающих технологий на уроках.

Шестой вопрос

Т.А. Щербань провела тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагога. Все участники семинара с интересом учавствовали в тренинге.

Решение районного МО учителей начальных классов:

Активнее включать в работу современные образовательные технологии, активные формы и методы работы, технологии системно- деятельностного подхода.

Руководитель РМО: И. А. Бочка

Секретарь: И. В. Кузьмина



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

об организации образовательной деятельности в начальных классах

в 2013-2014 учебном году

  1. Нормативно-правовые документы

Организация образовательной деятельности в начальных классах в 2013-2014 учебном году ведётся в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
    «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
    .
  2. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 19.12.2012 г. № 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (с изменениями и дополнениями).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
  6. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012  г.  № 47-14801/12-14 «О преподавании комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Нормативно-правовые и методические  документы для классов, реализующих федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  2. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  3. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных  учреждений Краснодарского края».
  4. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 26.08.2013 г. № 5372 «О примерных учебных планах для специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательных учреждений Краснодарского края».
  5. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010 г. № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общего образования».

Нормативно-правовые и методические  документы для классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандартов начального общего образования

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 09.06.2012 г.  № 03-470 «О разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования».
  3. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04.2010 г. № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  4. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 г. № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году».
  5. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 г. № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
  6. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 26.08.2013 г. № 5372 «О примерных учебных планах для специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательных учреждений Краснодарского края».
  7. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 09.11.2011 г. № 47-17957/11-14 «О методических рекомендациях по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО».
  8. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 09.11.2011 г. № 47-17958/11-14 «О методических рекомендациях по реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях».
  9. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 25.01.2012 г. № 47-786/12-14 «О содержательных и организационных особенностях внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО».
  10. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012 г. № 47-14800/12-14 «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования».

2. Учебно-методическое обеспечение

Согласно ст. 28  Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012  г.  № 273 – ФЗ  (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных к использованию при реализации  имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ в образовательном процессе.

Подробная информация о УМК по начальной школе (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. www.vgf.ru  (УМК «Начальная школа XXI века)

2. www.prosv.ru (УМК «Школа России»)

3. www.prosv.ru (УМК «Перспектива»)

4. www.akademkniga.ru (УМК «Перспективная начальная школа»)

5. www.school2100.ru (УМК «Школа 2100»)

6. www.zankov.ru (УМК «Система Л. В. Занкова»)

7. www.umk-garmoniya.ru (УМК «Гармония»)

8. www.school2000.ru (УМК «Школа 2000…»)

9.www.sistema-DBJelkonina-VVDavydova.ru (УМК «Д. Б. Эльконина – В.В.Давыдова»)

10. planetaznaniy.astrel.ru (УМК «Планета знаний»)

Для 1 – 3 классов всех общеобразовательных учреждений Краснодарского края и 4-х классов общеобразовательных учреждений, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебный план разрабатывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО).

1  класс

2 класс

3 класс

4 класс

Продолжительность учебного года

не  менее 33 учебных недель

не  менее 34 учебных недель

не  менее 34 учебных недель

не  менее 34 учебных недель

Продолжительность урока

I, II четверть –

35 минут

III, IV четверть –

45 минут

не должна превышать 45 мин.

не должна превышать 45 мин.

не должна превышать 45 мин.

Учебные предметы /количество часов в неделю

Обязательная часть

Русский язык

5 часов

5 часов

5 часов

5 часов при 6-ти дневной уч.неделе

4,5 часа при 5-ти дневной уч.неделе

Литературное чтение

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа при 6-ти дневной уч.неделе

3,5 часа при 5-ти дневной уч.неделе

Иностранный язык

-

2 часа

2 часа

2 часа

Математика

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

Окружающий мир

1 час

2 часа при 6-ти дневной уч.неделе

1 час при 5-ти дневной уч.неделе

2 часа при 6-ти дневной уч.неделе

1 час при 5-ти дневной уч.неделе

2 часа при 6-ти дневной уч.неделе

1 час при 5-ти дневной уч.неделе

Основы религиозных культур и светской этики*

-

-

-

1 час

Музыка**

1 час

1 час

1 час

1 час

Изобразительное искусство**

1 час

1 час

1 час

1 час

Технология**

1 час

1 час

1 час

1 час

Физическая культура

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Кубановедение

1 час

1 час

1 час

1 час

Учебные предметы, курсы, обеспечивающие запросы обучающихся***

2 часа при 6-ти дневной уч.неделе

2 часа при 6-ти дневной уч.неделе

1 час при 6-ти дневной уч.неделе

* Комплексный учебный курс «основы религиозных культур и светской этики» изучается в четвертых классах в объеме 34 часов в год, по 1 часу в неделю в течение всего учебного года.

** Рабочие программы и календарно-тематические планирования составляются отдельно для каждого предмета.

*** Распределяются и утверждаются педагогическим советом общеобразовательного учреждения.

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования учителям начальной школы, работающим по ФГОС НОО необходимо руководствоваться письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 г.  
№ 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»

Для 4-х классов, реализующих федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (2004 год) учебный план разрабатывается в соответствии с приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных  учреждений Краснодарского края».

4 класс

Продолжительность учебного года

не  менее 34 учебных недель

Продолжительность урока

не должна превышать 45 мин.

Учебные предметы /количество часов в неделю

Русский язык

5 часов при 6-ти дневной уч.неделе

4,5 часа при 5-ти дневной уч.неделе

Литературное чтение

3 часа при 6-ти дневной уч.неделе

2,5 часа при 5-ти дневной уч.неделе

Иностранный язык

2 часа

Математика

4 часа

Окружающий мир*

2 часа

Основы религиозных культур и светской этики**

1 час

Музыка***

1 час

Изобразительное искусство***

1 час

Технология***

2 часа при 6-ти дневной уч.неделе

1 час при 5-ти дневной уч.неделе

Физическая культура

3 часа

Региональный компонент и компонент образовательного учреждения

Кубановедение

1 час

Учебные предметы, курсы, обеспечивающие запросы обучающихся****

1 час при 6-ти дневной уч.неделе

* Курс ОБЖ входит в содержание курса «Окружающий мир»

** Комплексный учебный курс «основы религиозных культур и светской этики» изучается в четвертых классах в объеме 34 часов в год, по 1 часу в неделю в течение всего учебного года.

*** Рабочие программы и календарно-тематические планирования составляются отдельно для каждого предмета.

*** Распределяются и утверждаются педагогическим советом общеобразовательного учреждения.

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования учителям начальной школы, работающим по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования (2004 год) в 4-х классах необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения» и следующей таблицей распределения предметных часов.

При разработке учебных планов для специальных (коррекционных) классов VII вида        общеобразовательных учреждений необходимо руководствоваться  приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 26.08.2013 г. № 5372 «О примерных учебных планах для специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательных учреждений Краснодарского края». Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для классов VII вида  составляется на основе общих требований, и не содержат отличительных особенностей.

3. Специфика деятельности учителя начальных классов при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    С 1 сентября 2013 года все 1-3 классы и пилотные 4-е классы продолжат поэтапное введение ФГОС НОО.

     В первом классе (во 2-ом классе в соответствии с Уставом образовательного учреждения) обязательным является безотметочное обучение (без балльного оценивания и домашних заданий). При этом необходимо учитывать, что период начала школьного обучения совпадает с началом процесса формирования самооценки младшего школьника. Поэтому учителю рекомендуется систематически давать качественную оценку действиям младших школьников, а также обучать первоклассников рефлексивным действиям (что хорошо получилось, а что не очень и почему; что необходимо сделать, чтобы избежать ошибки; почему сделал ошибку и т.п.). Недопустимыми являются заменители количественной отметки – цветочки, солнышки, звездочки и т.п.

        Обучение в первом классе – адаптационный период детей к учебной деятельности, включающий острый период адаптации, длящийся 1,5 – 2 месяца. Поэтому задача учителя, особенно в первые учебные месяцы, возбудить интерес к учению, дать возможность каждому первокласснику почувствовать успех в учении и уверенность в своих силах. Задача всего периода работы в первом классе – формирование позитивной мотивации к учебной деятельности младших школьников.

        Согласно требованиям ФГОС учитель начальных классов обеспечивает формирование у ученика личностных качеств, его духовно-нравственное воспитание и развитие. Конкретным инструментом, обеспечивающим достижение этой цели является изменение объяснительного метода обучения на деятельностный метод обучения, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. В соответствии с этим усвоение предметных знаний-умений является средством для развития универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных (включающих также действия саморегуляции), познавательных, коммуникативных.

Успешное формирование универсальных учебных действий младших школьников  осуществляется только при условии, когда обучение построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания, а не как «натаскивание» его на решение типовых задач. Отсюда – применение таких педагогических технологий, которые направлены на активную деятельность ученика – работа в группах, в парах, проблемный и проектный методы обучения и т.д. Школьник должен иметь право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализа причин возникновения ошибок и неточностей. Такой подход делает «личностно значимым» и мотивированным процесс учения.

В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся начальных классов в конце учебного года проводятся мониторинговые работы. Данные работы содержат нормированный текст художественного или научно-популярного характера и тематические задания по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также задания на межпредметной основе для выявления уровня развития универсальных учебных действий и навыков работы с информацией.

Мониторинговое исследование включает две группы заданий, выполняя которые учащиеся не просто воспроизведут освоенные знания и умения, а применят их, решая учебно-практические или учебно-познавательные задачи на основе системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке; умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

В первую группу входят задания, в которых очевиден способ решения. Поэтому выполнение данных заданий является обязательным для всех учащихся, а полученные результаты рассматриваются как показатель успешности достижения учеником базового уровня знаний.

При выполнении заданий второй группы – повышенного уровня, ученик должен сам выбрать способ из известных ему или самостоятельно сконструировать способ решения, интегрируя два-три изученных или преобразуя их. Таким образом, при выполнении заданий повышенного уровня учащиеся продемонстрируют не дополнительный объем знаний, а уровень самостоятельности в использовании изученного материала.

Основная цель включения заданий повышенного уровня – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать более высокий уровень достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся.

По результатам мониторинговых исследований 2012/2013 учебного года выявлено, что уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся первых, вторых и третьих классов, реализующих ФГОС НОО, соответствует показателю выше среднего. Показатели выполнения заданий базового уровня свидетельствуют, что большинство учащихся не испытывали затруднений при их выполнении, поскольку данные умения целенаправленно формировались и отрабатывались в ходе учебного процесса. Наблюдается положительная динамика выполнения заданий по результатам 2011/2012 и 2012/2013 учебных годов. Результаты мониторинговых исследований опубликованы на сайте ККИДППО http://idppo.kubannet.ru/ru/structure/cathedra/13-11-7-08.html

Ежегодное проведение мониторинговых работ направлено на отслеживание и улучшение динамики учебных достижений школьников, поэтому учителям начальных классов рекомендуется учитывать данные анализа результатов мониторинговых работ в 2012/2013 учебном году при составлении поурочного планирования.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется путем создания портфолио (портфеля достижений) ученика, которое представляет собой комплект печатных материалов  формата А4 и является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося.

Для фиксации и оценивания текущих учебных достижений младших школьников рекомендуется использование информационных методов в форме электронных дневников и электронных журналов.

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по пяти основным направлениям развития личности младшего школьника: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Данные направления развития личности учитель может реализовать через такие формы деятельности как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления в тематических лагерных сменах, летних школах, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение в соответствии с методическими рекомендациями министерства образования и науки Краснодарского края.

Методические рекомендации «Разработка содержания и оформления комплексной модульной программы внеурочной деятельности, реализуемой классным руководителем» размещены на сайте ККИДППО http://idppo.kubannet.ru/ru/introduction_standard/after-hour

Для формирования экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада жизни рекомендуется предусмотреть модели организации работы, виды деятельности и формы занятий младших школьников на основе единства урочной и внеурочной деятельности, в том числе проектной.

  1. Использование учебного оборудования в урочной и внеурочной деятельности

Наличие в общеобразовательном учреждении современной учебно-материальной базы (УМБ) и необходимых передовых средств обучения является одним из условий эффективности учебного процесса. Примерный перечень оборудования для оснащения кабинета начальных классов содержится в письме министерства образования и науки Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений». Обращаем внимание, что данный документ выполняет функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды. Составляющие этого перечня могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных общеобразовательных учреждений.

В целях рационального использования оборудования, повышения качества преподавания рекомендуется:

1. Сочетание в преподавании информационных технологий и системно-деятельностного обучения.

2. Активизацию применения информационно-коммуникационных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как обучающий инструмент, открывающий новые возможности, как для преподавателя, так и для учащихся. Возможно  использование учителем готовых программных продуктов, дидактических компьютерных сред и программных комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой урока и внеурочной деятельности.

3. Сохранение накопленного опыта, собранного методического материала, иллюстраций и текстовых подборок в электронном виде.

4. Наличие подключения к Интернету, что позволит регулярно пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов. При наличии TV-тюнера возможно производить запись телевизионных программ и их кодировку в формат, пригодный для демонстрации на оборудовании, установленном в кабинете.

5. Наличие внутренней сети в ОУ, в которой могут быть выделены две

отдельные папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется только учителям) и «Учебно-познавательные ресурсы» (открыта для всех, но с дифференциацией возможностей: учащиеся могут открывать и копировать необходимые документы; учителя обладают правом размещать и удалять файлы).

  1. Использование следующего оборудования для сопровождения образовательного процесса:
  • документ камера;
  • оборудование для тестирования качества знаний обучающихся;
  • комплект цифрового измерительного оборудования для проведения естественно-научных экспериментов;
  • цифровой микроскоп.
  1. С целью создания практической направленности обучения рекомендуется использовать на уроках и во внеурочной деятельности учебно-измерительное оборудование для наблюдения за погодой:
  • анемометр – прибор для измерения скорости ветра;
  • термометр (наружный и внутренний) для измерения температуры воздуха;
  • прибор для определения направления ветра;
  • ёмкость со шкалой для определения количества осадков.
  1. При организации практических и лабораторных работ необходимо создать условия для использования следующего оборудования:
  • комплект лабораторного оборудования для изучения свойств постоянных магнитов;
  • комплект лабораторного оборудования для изучения свойств звука;
  • комплект лабораторного оборудования для проведения весовых измерений;
  • комплект лабораторного оборудования для исследования свойств воды;
  • комплект лабораторного оборудования для изучения равновесия;
  • комплект лабораторного оборудования для изучения свойств плавания и погружения тел;
  • комплект лабораторного оборудования по изучению свойств воздуха и атмосферного давления;
  • магнитные плакаты по изучению свойств поля, водоема, луга и т. д.

                                                                                        

5. Рекомендации по работе с одарёнными детьми

Детская одаренность − это высокие творческие возможности ребёнка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо области. Одаренные дети отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать свое.

К проявлениям творческого потенциала относится любознательность ребенка, его исследовательская активность. Преобладающая у одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружении нового в обычном.

Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя.

Работу с таким контингентом учащихся рекомендуется осуществлять путем организации внеурочной деятельности, в том числе предметных кружков, олимпиад, интеллектуальных марафонов, викторин, конкурсов творческих и исследовательских работ, проводимых УМК. Рекомендуется также участие младших школьников в краевой Олимпиаде по кубановедению, дистанционных олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах и т.д.

В связи с этим необходимо:

  1. Разработать программу «Одаренные дети», целью которой станет развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
  2. Разработать систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся.
  3. Создать школьный банк данных одаренных детей (по направлениям деятельности) в рамках программы «Одаренные дети».
  4. Организовать специальное психолого-педагогическое пространство и творческую среду для возможности интеллектуального и творческого проявления индивидуальных особенностей всех учащихся класса (организация образовательной среды, олимпиадного (конкурсного) движения, разработка и реализация программ дополнительного образования, направленных на развитие способностей детей и пр.).
  5. Организовывать и проводить мероприятия в рамках школы по научному, методическому и информационному обеспечению программы «Одаренные дети».
  6. Включить в план работы МО обсуждение инновационных методик, технологий, программ, научно-методической литературы по проблеме развития детской одаренности.
  7. Подобрать методики по диагностике одарённых детей в целях выстраивания программы индивидуального развития.

Одним из наиболее продуктивных направлений развития одаренности младших школьников в общеобразовательных учреждениях является учебно-исследовательская деятельность, в рамках которой школьники постигают основы научных исследований – от постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора материалов, их анализа до системных обобщений и выводов.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов способствует:

  • развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы;
  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  • освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
  • становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами;
  • обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
  • формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
  • формированию сообщества детей и педагогов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

Заведующий кафедрой

начального образования                                                                    Е.И. Прынь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы РМО учителей начальных классов

план работы , программы РМО...

материалы РМО учителей начальных классов

план работы , программы РМО...

Материалы для учителя начальных классов Школа России 4класс .

Открытые уроки ,статьи,анкеты.Школа России 4класс....

Материалы для учителя начальных классов Школа России 4класс .

Открытые уроки ,статьи,анкеты.Школа России 4класс....

Методические материалы для учителя начальных классов по моделированию уроков с казачьим компонентом

Методические материалы  для учителя начальных классов    по моделированию уроков с казачьим  компонентом...

Методические материалы для учителей начальных классов по программе " Школа России" 1 класс

Материалы содержат примерное поурочное планирование по предметам,методический материал для использования в работе по программе " Школа России" для 1 класса....


 

Комментарии

Хребтова Мария Викторовна

Спасибо за материал, очень пригодился в работе.