Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования.
статья на тему

Ерёмченко Марина Васильевна

"Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования" - это тема моего выступления на районных педагогических чтениях "ФГОС: новые условия развития личности".  В данной статье я рассказала об использовании ИКТ технологий в своей работе, кнкретно при работе по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                             

           Информационно-образовательная среда –

 важнейший компонент новой системы образования

                                                               

                                                         Ерёмченко Марина Васильевна

                                                             учитель начальных классов

                                                              МКОУ Октябрьская СОШ

                                                           

             В требованиях к реализации  новых ФГОС прописано, что  современная информационно-образовательная среда должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни. ИОС должна гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей, обеспечивать индивидуализацию процесса обучения при поддержке учителей, открытость по отношению к семье и обществу, обеспечивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, использование творческого и профессионального потенциала учителей.

         Что такое современная информационно-образовательная система? С точки зрения образовательного процесса – это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности. Информационно-образовательная среда неразрывно связана с человеком как субъектом образования. В отличие от понятия «информационное пространство», понятие «среда» включает в себя субъекта, являясь сферой жизненной активности личности, её развития и образования.

     Все мы знаем, что главными инструментами нашей с вами профессии, уважаемые коллеги, до недавнего времени являлись доска и мел, но хотелось чего-то большего… В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес ушедшей “индустриальной” называют “информационной” эпохой. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в эту эпоху. И решить эту задачу поможет информационная образовательная среда учебного заведения.

   Каковы основные составляющие компоненты информационно-образовательной среды?

  1. Это компоненты на бумажных носителях: учебник, рабочие тетради.
  2. Это компоненты на CD и  DVD: электронное приложение к учебнику, электронные наглядные пособия, электронные тренажёры.
  3. Это Интернет-среда: Интернет школа, мультимедиа коллекция, методическая поддержка учителя (программы, конструкторы уроков и другое).

Я второй год работаю по новым стандартам. Второй класс, в котором я веду уроки, занимается по УМК «Школа России». Учебники математики, русского языка, окружающего мира снабжены приложением на электронном носителе.  В классе есть ноутбук, мультимедийный проектор, экран, чёрно-белый принтер. В ближайшее время планируется подведение в класс выхода в Интернет. У каждого ребёнка есть учебники и тетради на печатной основе. С удовольствием и интересом выполняют ребята задания с электронного приложения к учебникам, играют в игры, предложенные авторами. На мой взгляд, наиболее интересным и содержательным является электронное приложение к учебнику «Русский язык», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Учатся второклассники и готовить защиту проектов по «Окружающему миру» в электронном виде.  Но в силу низкого материального дохода не все семьи моих учеников имеют компьютеры, поэтому дома ребята не могут выполнять задания с электронного приложения к учебникам, не все имеют возможность и распечатать подготовленный проект. Стараюсь на уроке выделить время, чтобы дать возможность такому ребёнку поработать на компьютере, в этом году у ребят появился новый предмет – информатика, где они с интересом знакомятся с азами компьютерных технологий.

Как показывает  практика работы, использование информационных технологий в школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.  Мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объём информации. Вот почему: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».                        

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Вот что  я использую в работе: фотографии (репродукции), видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера. В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно.  Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения

Как же информационные технологии  могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта учителей нашей школы:

Мы считаем, что информационные технологии позволяют учителю:

  • Самостоятельно выбирать необходимое к уроку содержимое электронного приложения с учётом уровня подготовки учащихся, их возможностей (дифференцированный подход).
  • Использовать  наборы авторских мультимедийных разработок, редактировать  и постоянно пополнять их своими собственными разработками.
  • Отойти от традиционной формы проведения урока.
  • Развивать формы и методы обучения  за счет интерактивности программы.
  • Создавать вариативные проверочные работы, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося.
  • Быстро анализировать и отслеживать динамику роста успеваемости.

Работа с информационными технологиями обладает   рядом существенных достоинств и для ученика, у ученика начальной школы формируются устойчивые навыки:

  • проводить исследования, закреплять полученные знания;
  • развивать навыки и умения формулировать проблему и находить пути её решения;
  • работать в индивидуальном темпе;
  • осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании сочинений, создании проектов по предмету и  т. д., что позволяет продуктивно применять эти навыки в дальнейшей учёбе, жизни, работе.

        В заключении хочу сказать что, несомненно, использование информационных технологий  позволяет быстро, а главное качественно, подготовить  интересный наглядный урок по любому учебному предмету и теме. Ведь младшему школьнику необходима наглядность при изучении новых понятий, явлений. Развитие технологий и сети Интернет, появление мобильных компьютеров, позволяют раздвигать границы информационно-образовательной среды, возникли новые термины: «электронная школа», «мобильное обучение», «электронное обучение», Smart-образование и т.п.  Информационно-образовательная среда школы наполняется новым содержанием, смыслами, технологией. Желаю вам, уважаемые коллеги, успехов в овладении информационными технологиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ...

Школьный психолог - важное звено в системе образования.

Статья раскрывает особенности работы школьного психолога....

Информационно-образовательная среда - важнейшее условие реализации стандартов второго поколения

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия ...

«Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»

Исследовательская деятельность младших школьноков основана на принципах исследования предмета и приносит положительный результат в деятельности учащихся...

Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

«Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования»

Модернизация российского образования ставит перед собой цель - создание условий для повышения качества образовательных услуг, достижения новых образовательных результатов, адекватных требованиям совре...

«10 важных изменений в системе образования в 2020 году. Новые школьные стандарты»

laquo;10 важных изменений в системе образования в 2020 году. Новые школьные стандарты»...