Из опыта работы
статья на тему

Стеклова  Светлана Евгеньевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_steklova_s.e.docx67.63 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Учитель начальных классов

МОУ-СОШ № 17 город Клин

Стеклова Светлана Евгеньевна

С целью создания условий для самореализации учащимися своих сил и способностей, жизненного самоопределения, я несколько лет работала по теме: «Гендерный подход в профилактике и коррекции тревожности младших школьников».  Изучив материал по гендерному воспитанию, я применяю гендерный подход и гендерные технологии для повышения эффективности процесса обучения и воспитания не путем привлечения дополнительных резервов учащихся, а путем создания условий, ориентированных на типологию психофизиологического, социального развития мальчиков и девочек.

 Изучая материал в данном направлении, я выделила  интересные методы, формы и средства воспитания и обучения, ориентированные на учет последствий гендерной дифференциации. В первую очередь мне пришлось взглянуть на своих детей, со стороны типологических особенностей, имеющихся у представителей различных гендерных групп (мальчиков и девочек) и очень сильно влияющих на процесс обучения и воспитания младших школьников. Таким образом, я составила план воспитательной работы, выбрав следующие направления: «Я и мое здоровье»,  «Я – человек»,  «Я и моя семья», «Я и мой досуг», «Я гражданин», «Я и мой интеллект», «Я и общение». Рассмотрела их с точки  зрения гендерного подхода, что заставило изучить вопрос гендерной компетенции педагога.

Анализ психолого-педагогической подготовки учителя

Гендерная тематика — новая для школы. Формирование гендерной культуры - актуальная проблема современности. Концепция воспитания школьников должна предусматривать воспитание гендерной культуры как одного из базовых компонентов культуры личности. Гендерная культура предполагает формирование у ребенка представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера.

Критериями сформированности  гендерной культуры выступают:

  • установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки;
  • стремление к взаимопониманию; наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности и др.;
  • наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость,  мягкость, терпимость, забота, любовь к детям;
  • наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердия,  взаимопомощи.

Основная проблема — как воспитать счастливого человека: мальчика — будущего мужчину, девочку — будущую женщину. Очень трудно бывает правильно выбрать нужные приемы и методы  работы, связанные с осуществлением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.

Частые проблемы:

  •         отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек;
  •    негативное влияние СМИ;
  •    отсутствие представлений об идеале мужчины и женщины;        
  •    пассивное участие мужчин в воспитании детей;
  •    недостаточное внимание к формированию культуры поведения
  •    просвещение родителей и сотрудничество с ними.

В последнее время становится все более очевидной проблемой маскулинизации девочек и феминизации мальчиков. Формы организации обучения требуют прилежания, сосредоточенного внимания и дисциплины. Учителя ожидают от учеников безоговорочного выполнения своих требований, часто даже не задумываясь о том, что поощряют наличие только женских качеств. Девочка с первых дней жизни оказывается в более выгодном положении, так как она наблюдает соответствующие ее полу модели поведения: мама, бабушка; воспитательница, учительница. С мальчиком гораздо сложнее. Даже в полной семье главную роль в воспитании играет, как правило, мать.  Также и в школе в наихудшем положении оказываются мальчики, рассматривающие  неуспеваемость и недисциплинированность как показатели именно мужского поведения. Те же из них, кто выполняет ожидания педагогов, как правило, не пользуются уважением в среде сверстников. На определенном этапе девочки опережают мальчиков в физическом развитии, и если воспитательная деятельность педагога строится без учета этого факта, то она практически сводится к нулю.

Поэтому я решила стать инициатором позитивного общения  мальчиков и девочек. Для этого  проектирую партнерскую деятельность, организуя конкурсы, походы, беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек.  Использую различные тренинги по моделированию определенного типа поведения, к которому должны стремиться будущие мужчины и женщины.

В данном направлении я работаю третий год. И могу сделать следующие выводы: применение гендерных технологий, помогает решить большое количество практических задач: 

  • Выявление групп риска с точки зрения профилактики и сохранения психического здоровья детей;
  • Уменьшение уровня тревожности, переживания, напряжения, проявляющихся в усталости, раздражительности, нетерпеливости, скованности, приступах страха и беспокойства;
  • Анализ характера эмоциональных проблем детей. Управление эмоциональным стрессом учащихся.
  • Выявление причин школьной дезадаптации;
  • Профилактика «срывов», связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и др. стрессовыми условиями;
  • В психогигиенических целях – для определения оптимального расписания занятия, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки;
  • В работе с детьми и родителями, в формировании взаимоотношений между детьми и родителями.
  •  Создание оптимальной среды обучения для девочек и мальчиков;
  • Обеспечение дисциплины в школе;
  • Успешность в школе;
  • Улучшение здоровья детей;

Об этом говорят результаты тестирования и диагностики учащихся и их родителей. На практике были опробованы следующие методики:

В начале и в конце года была проведена методика американского психолога Дж. Тейлора по выявлению шкалы явной тревожности. Диагностика шкалы тревожности дает следующие показатели: во 2 классе по сравнению с 1 классом тревожность возрастает. Более тревожными оказались мальчики, которые пошли в школу с неполных 7 лет. Более спокойными, уравновешенными оказались девочки, начавшие обучение с полных 7 лет.

В сентябре был предложен опросник по адаптации учащихся к школе. Все 4 типологические группы набрали менее 3,1 баллов. Это говорит о том, что на втором году обучения никто не испытывает трудностей адаптации к школе.

В апреле по методике Э. Ф. Замбацявичене был проведен тест по исследованию словесно-логического мышления. Были сделаны выводы, что мальчики превосходят девочек в пространственном и логико-математическом мышлении. У девочек лучшие показатели по состоянию речи и памяти.

Анкетирование родителей и детей по выявлению склонности к агрессивному поведению детей  доказывает, что проблема агрессивного поведения детей в начальной школе является одной из актуальных проблем.

Агрессивность у детей с возрастом возрастает. Самой неблагополучной оказывается группа мальчиков, начавших обучение с неполных 7 лет. У остальных учащихся также наблюдаются признаки агрессии в поведении с наименьшими показателями. ( Таблица в приложении)

Результаты тестов и анкетирования еще раз доказывают необходимость работы  с помощью различных методов и приемов  гендерного воспитания и обучения  детей. Исходя из данных наблюдений и изученной литературы, я подобрала и составила советы учителям и родителям, позволяющие снизить тревожность и повысить эффективность процессов обучения и воспитания путем организационно-педагогических условий, ориентированных на типологию психофизиологического и социального развития мальчиков и девочек. Памятки-советы: «Оптимальная среда обучения для девочек» ,«Оптимальная среда обучения для мальчиков», «Что нужно мальчикам», « Что нужно девочкам», «Разный пол- разный мир, разный мозг, разный характер» - были предложены родителям на родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях и беседах на темы: « Мальчики и девочки учатся по-разному», «Как воспитать настоящего мужчину (женщину)». Были подготовлены выступления на темы « Типологические особенности гендера, влияющие на процесс овладения учебной деятельностью младших школьников», «Управление эмоциональным стрессом учащихся».

Большое значение и пользу принесли различные формы работы и  практические мероприятия с учащимися, такие как, беседы, классные часы, конкурсы рисунков, конкурсы сочинений, конкурсно-игровые программы, театрализованные представления, игровые практикумы по специально подобранным темам. (План работы в приложении).

         Работая по программе в соответствии с современными требованиями, используя коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с учащимися, способствуя тем самым формированию сплоченности, взаимопомощи, доброжелательности и позитивного влияния коллектива на отдельных учащихся, к третьему году обучения и воспитания учащиеся достигли хороших результатов и в освоении учебного материала, и в личностном развитии. С первого класса по понедельникам первый урок начинаю специальной беседой на 5-7 минут. Беседу провожу в круге. Ребята стоят рядом друг с другом и держатся за руки. ( По М. Монтессори технология «утреннего круга»). Такой мини-урок организуют «пространство развития», создает в классе благоприятный микроклимат. Дети преодолевают закомплексованность в общении с педагогом и одноклассниками, получают радость и удовольствие от общения и учения.

«Утренний круг» позволяет детям ясно выражать свои мысли, связно высказываться и уметь слушать других. Это способствует возникновению у детей интереса и участия в работе других, развитию мотивации, новых идей для реализации собственной деятельности.

Провожу мероприятия, способствующие нравственно-эстетическому и интеллектуальному развитию учащихся, веду активную внеклассную работу: посещаем с учащимися театры, выставки, музеи, организую предметные экскурсии по историческим и культурным местам. Уделяю большое внимание работе с одаренными и мотивированными детьми. Принимаем активное участие в школьных и городских мероприятиях.

 В 2009г. с учениками 2 класса стали лауреатами в районном конкурсе по реализации программы «Разговор о правильном питании» в номинации конкурс детского творчества. Весной 2009года в районном конкурсе агитбригад по пожарной безопасности стали победителями в номинации «За артистизм». Ученик, Леляев Егор занял 1место в районном конкурсе мастеров художественного чтения, посвященного 105-летию со дня рождения А.П.Гайдара. Осенью 2008 года Леляев Егор  стал лауреатом в районном конкурсе художественного чтения на тему «Русь- тройка, куда несешься ты…». Получили диплом в городском музыкальном конкурсе « Где музыка берет начало?»

Дополнительно в классе веду работу по разным направлениям:

  • Во втором классе, с целью формирования у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки велась работа в рамках проекта «Все цвета, кроме черного»

  • В 3 классе с целью формирования у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни веду работу по программе

« Разговор о правильном питании», используя комплект «Две недели в лагере здоровья»

В воспитательной работе с классом я рассматриваю воспитание, прежде всего как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Часто использую индивидуальную работу с детьми, затрагивая основы физического и психического развития каждого ребенка. Поменяла и работу с классом в целом. В первую очередь внимание уделяю эмоциональной поддержке гендерных групп внутри класса, создаю положительный психологический климат, условия, позволяющие каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими. Формирую мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучаю его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создаю благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум.

За два года работы с данным классом, мои  ребята достигли хороших результатов: учатся хорошо, в школу ходят с удовольствием, в школе проводят очень много времени по собственному желанию, всем классом ходят в ГПД, дружные, активные, добрые, веселые и инициативные.

Одной из важнейших задач в своей работе является системная работа с коллективом класса. Гуманизирую отношения между детьми в коллективе, организую социально ценные отношения воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, создаю ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствую формированию навыков самовоспитания обучающихся. Направляю работу на становление и проявление неповторимой индивидуальности классного сообщества, забочусь о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

Совместно с педагогом-психологом изучаю индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации. Координирую связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. Анализирую развитие коллектива класса, определяю познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, координирую выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.

Большое значение в деятельности имеет сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, что помогает расширению познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулированию их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения. Способствую включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

В организации внеучебной, внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий активно взаимодействую с педагогом-организатором. Согласуя совместную деятельность, привлекаю к проведению мероприятий внутри класса других педагогов и учащихся старших классов, организую участие обучающихся класса в общешкольных мероприятиях.

Тесно взаимодействую с  социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога я организую социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив.

Сотрудничая с библиотеками, расширяю круг чтения обучающихся. Способствую формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение  художественной литературы.

Особое место в воспитательной работе занимает классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников. В ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Забочусь о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников. Ходим на прогулки, экскурсии, играем в подвижные игры на улице, изучаем правильное питание, говорим о вредных привычках, соблюдаем режим дня. Все учащиеся класса обеспечены двухразовым школьным питанием.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Свою работу с родителями направляю на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, на формирование  общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка; его психофизиологических особенностей, на организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что: способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Изучаю информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

Совместная деятельность с родителями

Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя:

  1. Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса.
  2. Поддержание регулярного общения.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс:

  1. Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.
  2. Регулярное проведение родительских собраний (1 раз в месяц).
  3. Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей).
  4. Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса.

Мастерская классного руководителя

 Диагностическая мастерская:

1.         Изучить потребности, интересы, склонности и другие; личностные характеристики учащихся класса:

  • Формы диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы.
  • Мастерские общения: «Давайте познакомимся», «Расскажи мне обо мне».
  • Коллективные творческие дела: «Устав класса», «Мир интересов моей семьи».
  • Ролевые игры: «Планета друзей», «Мой класс сегодня и завтра».
  • Родительские собрания: «Школа + Семья», «Роль родителей в воспитании класса», «Возрастные особенности подростка». Составление карты интересов и увлечений учащихся. Проведение результатов диагностик.
  1.   Определить уровень сформированности класса.
  2.   Выявить воспитательные возможности родителей.

        Результат: сформировать жизнедеятельность класса, привлекательную для учащихся, и выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в воспитании классного коллектива.

Мастерская педагогической поддержки:

1.  Сформировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в классе:        

  • Привлечение социального педагога и школьного психолога для проведения тренингов: «Я не могу- я могу- я сумею», «Давай научимся общаться».
  • Мероприятия: «Праздник, именинников», «Рыцарский турнир», «Туфелька для Золушки», «Ты + мы».
  • Прогулки на природу, экскурсии, походы (пешком; на велосипедах, лыжах).  Проведение классных мероприятий с использованием современных технологий.

2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы в жизнедеятельности класса.

3.   Сформировать традиции класса.

Результат: выявить и развить индивидуальные способности каждого ученика.

Проектная мастерская:

  1.   Формирование потребности в самообразовании:
  • Тренинги, коммуникативные игры.
  • Работа над проектами: «Класс, в котором я учусь», «Моя будущая профессия», «Я — гражданин России».
  • Оформление и презентация проектов.
  • Работа над проектами: «Здоровый образ жизни».
  1.   Развитие умений и навыков в учебной деятельности.
  2.   Развитие самостоятельности мышления.

Результат: определить собственную позицию в жизни каждого ученика.

Поддерживая тесный контакт с родителями своих учеников, организуя педагогические консультации, встречи родителей с психологом, проводя анкетирование в целях диагностики, совместные мероприятия детей и родителей, совместные экскурсии, прогулки, воспитательный процесс достигает положительных результатов.

Далее я постараюсь осветить наиболее эффективные методы, и приёмы воспитания мальчиков и девочек в условиях начальной школы.

  1. Решение любых педагогических задач эффективно, если оно начинается с установления дружественной эмоциональной связи воспитателя с ребёнком или с момента возникновения близких уз между ребёнком и ребёнком.

  1. Личный пример, по мнению педагогов - лучшее средство против недостатков характера воспитанников. Педагогу не стоит говорить, как нельзя делать, его задача - говорить и показывать, как нужно делать. Взрослым следует делиться с ребёнком не только положительным опытом, но и рассказывать о совершённых поступках, о которых они позже сожалели.

  1. Демонстрация мальчикам моделей поведения мужчин в различных ситуациях. Для этого необходимо привлечение к работе с детьми педагогов-мужчин, обеспечение присутствия в классах мужчин-пап, мальчиков-старшеклассников, мужчин, представляющих различные профессии и т.д. - особенно это важно для ролевого подражания мальчиков без отцов. Формировать представления мальчиков о ролевых моделях поведения мужчины в обществе: мужчина-отец, муж, сын, брат, дедушка и т.д. Участие пап
  • в проведении утренников (выступление с ребёнком);
  • в соревнованиях, например, «Мама, папа, я – вместе дружная семья».

  1. Библиотерапия поможет предоставить мальчику положительную ролевую модель и привести жизненный, реалистический пример того, как справляться с различными трудностями. «Позитивные книги учат детей, негативные - пугают»

  1. Формирование и совершенствование навыков эмоциональной коммуникации.
  1. Обучение определению чувств и душевного состояния другого человека по выражению его лица.
  2. Обучение вербальным средствам выражения своего эмоционального состояния, что в значительной степени поможет погасить зарождающийся гнев и последующее его физическое или вербальное выражение. Обучение использованию конкретных выражений, связанных с эмоциональными состояниями.
  3. Обучение распознаванию сигналов, которые подаёт собственный организм: чувствовать, когда накапливается восторг или раздражение,
  4. Обучение умению контролировать собственные реакции (отойти в сторону и не провоцировать развитие неблагоприятной ситуации). Для этого в классах целесообразно иметь:
  • «доску чувств» с нарисованными лицами, отображающими различные эмоциональные состояния. Чтобы ребёнок мог соотнести своё нынешнее состояние, которое он не всегда способен выразить словами, с тем или иным изображением и показать педагогу или детям.
  • «коврик чувств» - для того, чтобы вытереть ноги и оставить на нём своё плохое настроение, ощущение тревоги и другие негативные эмоции;
  • «подушку злости», на которую ребёнок получит возможность переориентировать энергию ударов с живых объектов и т.д.
  1. Обучение различными способами преодоления своего страха – одного из источников агрессивного поведения: например, ритуальное уничтожение рисунка, на котором условно изображён объект, вызывающий страх у ребёнка. Уничтожение рисунка символизирует освобождение от преследовавшего ребёнка страха.
  2. Сказкотерапия поможет мальчикам сделать их эмоции более дифференцированными, научит понимать оттенки эмоций, позволит увидеть различные способы выражения гнева и возможные его последствия (как положительные, так и отрицательные).

  1. Рациональное использование в педагогической работе системы поощрений и наказаний ребёнка.
  • Похвала формирует в ребёнке уверенность в собственных силах. «Крайне нужно, чтобы ребёнок никогда не падал духом» Однако похвала должна быть дифференцированной. Похвала «умница», адресованная мальчику, не вызывает ожидаемой ответной реакции, а порой может провоцировать всплеск отрицательных эмоций – «какой ещё вам умница?» Оценка «молодец» достигает педагогического эффекта в работе с мальчиками.
  • Внушение не должно быть пространным. Следует кратко и точно изложить то, что вызвало недовольство педагога. Фраза не должна превышать 7-8 слов. Мальчик не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Через минуту мозг мальчика как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет слушать и слышать.

  1. Формирование нравственных ценностей.

1)        Развитие эмпатии (сочувствия, сопереживания). Агрессия и эмпатия – связаны между собой как сообщающиеся сосуды. Если мы хотим предупредить нежелательные агрессивные проявления у ребёнка, необходимо развивать в нём чувство сострадания, доброту и желание помогать нуждающимся.

  • Игнорировать отказ ребёнка, не вступать с ним в силовую борьбу. Дать ему минуту, чтобы он начал делать то, что вы просите.
  • Договаривайтесь с ребёнком столько долго, сколько считаете нужным, предлагайте действия на выбор.
  • Дети любят проводить время с семьёй. Дети, которые находят себе занятия дома и довольны семейным досугом вместе с родителями, обычно менее склонны к рискованному поведению и лучше учатся в школе. Общие игры на сотрудничество, коллективные, сплачивающие участников в одну команду, гораздо лучше подходят для налаживания отношений с подростком, поскольку учат всех членов семьи общими усилиями добиваться какой-то цели.
  • Давать указания не менее минуты, прежде чем приступить к действиям.

  1. Приобщение к чтению:
  • Расставить на полках и повсюду в учебном помещении книги так, чтобы мальчики, которые не чувствуют себя комфортно в отношении чтения, могли пользоваться «вездесущими» книгами, среди этих книг должны быть энциклопедии, справочники, технические журналы.
  • Для привития интереса к книгам на первых порах использовать литературные произведения, в которых много действия, событий, приключений, преобразований.
  • Использовать книги, в которых много информации.
  • Учитывать интересы ребёнка при подборе книг. Например: книги о динозаврах, автомобилях, космосе, змеях, пауках, НЛО. Змеи, пауки, самолёты, НЛО, автомобили для мальчиков неотразимо привлекательны.

  1. Совершенствование познавательной деятельности.

        Коллекционирование как средство развития познавательной деятельности. Обучать технологии коллекционирования: сбор материала по какому-либо одному признаку или группе признаков, например, цветные стёклышки определённого размера и с безопасными краями. Если ребёнок увлекается коллекционированием игрушек динозавров, то необходимо, чтобы он мог дать некоторые сведения о том или ином представителе своей коллекции и т.д. Хобби – это гармоничное сочетание игры и работы: им приятно заниматься, но в то же время оно учит ребёнка полезным навыкам, не говоря о самодисциплине.

  1. шитьё;
  2. уход за животными;
  3. уход за растениями (садовыми или комнатными);
  4. занятия наукой (с помощью наборов типа «Юный химик» и т.д.);
  5. кукольный театр;
  6. игра в клоуна или актёрское мастерство

XII.        Подбор игрушек:

  • Сделать все игрушки доступными для «экспериментирования» с ними. Не торопитесь выбрасывать из дома сгоревшие электроприборы, сломавшуюся видеотехнику и др. вещи - позвольте мальчику использовать их в играх.
  • Иметь многоэлементные строительные конструкторы и другие пособия для игры и использования на занятиях.

  1. Увеличить чувство привязанности и личной причастности к окружающему пространству:
  • Использование открытого пространства: Спортивные игры: футбол, баскетбол – попасть в цель – формирование зрительно-моторных координаций.
  • Для развития речи использовать сопровождение речью действий (Речь и движение).
  • Радуйтесь высокой энергии мальчиков, направьте ее на уборку учебного помещения, помощь в перестановке мебели и помощь другим детям в учебе и занятиях.

  1. Развитие речи и невербальных коммуникативных навыков:
  • Больше разговаривать с мальчиками, развивая способности к вербализации, навыков общения.
  • использовать для обучения мальчиков планирование высказывания и пересказ серии последовательных сюжетных картинок, отражающих ход событий литературного произведения. Применение  схем для обучения мальчиков пересказу.
  • Поощрение стремления мальчиков к фантазированию - предлагайте сочинить счастливый конец для  сказки с грустным концом, различные варианты к одной сказке.

  1. Организация внеурочной деятельности
  • Мальчикам нравится работать на время.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задания мальчикам  в школе и в быту, включая в них момент поиска, требующий сообразительности.
  • Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. – Принцип сочетания наглядности, слова и ручной деятельности. «У мальчиков всё идёт через руки».
  • Мальчики любят соревноваться друг с другом.

Принципы работы  с мальчиками:

  •         Высокий темп подачи материала; Мозг мальчика элементарно не успевает быстро переключаться. Выраженная асимметрия мозговой организации, которая достаточно чётко проявляется у мальчиков к 6 годам и которая делает мозг мальчика и мужчины более рационально организованной и экономичной (с точки зрения энергозатрат) системой, на нейрофизиологическом уровне ограничивает возможности ребёнка. С позиций нейропсихологии, для мальчиков в работе на первое место выходит цель. Её достижению подчинена вся его деятельность. Насильственное прерывание деятельности не означает переключение на новый вид работы, особенно, если мальчик чего-то недопонял. Со своими «непонятками» мальчик остаётся до тех пор, пока не докопается до сути интересующей его проблемы.  «Озарение» может прийти к мальчику и намного позже того времени, которое отведено на занятие или урок.
  •      Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
  •      Минимум повторений пройденного материала;
  • Работа в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений; использование групповых форм работы с элементами соревнования с обязательной сменой лидера;
  • Подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;
  • Необходимость конструктивной оценки выполненной работы.

Мальчишки  будут с удовольствием учиться в школе, если:

  1. Им разрешат поступить в школу на год позже девочек, когда у них в полной мере будет развита тонкая моторика (у девочек она развивается быстрее) и они будут готовы к работе с ручкой и бумагой.
  2. В школе будет больше учителей-мужчин, причём мужчин достойных, к тому же будут привлекаться и другие мужчины для индивидуальной работы с учениками и организации досуга.
  3. Школы будут в большей степени ориентированы на воспитание поколения энергичных и подвижных молодых людей.
  4. Будут учитываться слабые места мальчиков (особенно грамотность), организованы специальные программы обучения языкам (с возможностью раздельного обучения языку в средней школе).
  5. Будут выстраиваться добрые личные отношения между учениками и учителями. Это удовлетворит мальчишеские потребности в отцовстве и наставничестве.
  6. В школе будут помнить, что плохое поведение может быть симптомом трудностей с обучением, и отнесутся к проблеме с пониманием.

Оптимальная среда воспитания и обучения девочек.

  • Стимулировать возникновение близких уз между ребёнком и воспитателем.
  • Формирование и совершенствование навыков эмоциональной коммуникации.
  • Развитие речи: учить приёмам информационного наполнения высказывания.

Сенсомоторное развитие

  • Обучать девочек в игры с мячом и в подвижные игры, чтобы помочь развитию крупной моторики, которая является областью, где девочки относительно слабы.
  • Использовать открытое пространство для развития у девочек зрительно-моторных координаций. Привлекайте их к играм, требующим освоения пространства (+ спортивные игры)

Развитие познавательной деятельности

  • Использовать воду и песок, чтобы можно было практически осуществлять «научные эксперименты».
  • Организовывать рабочие группы и рабочие команды, в которых тихие, застенчивые девочки будут учиться лидерству. Синдром боязни успеха, боязни лидерства. 94% девочек выходят из школы с приобретёнными заболеваниями.
  • Использовать различные головоломки, ребусы, шарады.
  • Приобщать девочек к миру знаков. Использование лабиринтов, которые развивают зрительно-моторные координации.
  • Использовать пособия типа «подвижные цифры» для обучения математике; это заставляет мозг делать математику конкретной и особенно помогает девочкам (или мальчикам), которым не даются математические вычисления и конструирование.
  • Стимулировать интерес девочек к технике, компьютерам.
  • Стимулировать интерес девочек к поисковой деятельности.
  • Используйте оригами для формирования у девочек способности к пространственному мышлению.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать.
  • Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  • Имейте под руками портативные и цифровые фотоаппараты (мгновенного действия) и фотографируйте детей, успешно решивших какую-либо задачу; дети смогут радоваться фотографиям позднее, что, как нам кажется, реально поможет маленьким девочкам гордиться тем, чем они занимаются.
  • Проверьте, не пропустили ли вы скрытой высокой энергии девочек, которая может оказаться спрятанной из-за того, что доминируют несколько горластых мальчиков; помогите этим девочкам стать лидерами.
  • Воспитывать в девочке будущую женщину.
  • Развитие у девочек стремления к материнству.

Анализ научно-методической литературы и практической деятельности педагогов указывает на то, что эффективность методов и приёмов обучения в работе с девочками зависит от их соответствия следующим принципам:

  • размеренный темп подачи учебного материала;
  • широкий спектр эмоционально поданной информации;
  • повторение пройденного материала с использованием вербальных средств обучения и предметных наглядных пособий;
  • предварительный отбор принципов работы с потенциально трудными для девочек заданиями;
  • опора на предметные наглядные пособия при изучении тем, требующих определённого уровня абстрагирования (это заставляет мозг делать абстрактные темы конкретными и особенно помогает девочкам, которым не даются математические вычисления и конструирование);
  • стимулирование интереса к поисковой деятельности, нахождению собственных решений незнакомых, нетиповых заданий;
  • необходимость эмоциональной и конструктивной оценки по ходу и результатам выполнения работы.

Оптимальная среда воспитания и обучения для мальчиков и девочек в  начальной школе

  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное  по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы — взрослые.
  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей (ему) мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.
  • Хвалите детей чаще, чем вы считаете нужным, особенно за хорошо выполненные действия.
  • Девочки не любят соревноваться, но принимают правила игры и участвуют в соревнованиях, но после соревнований шанс возникновения конфликтной ситуации по поводу участия в командной работе той или иной девочки, скрытая конкуренция девочек приобретает различные формы агрессии, вплоть до физической.

        Описание своего опыта работы хочу закончить советом В.А.Сухомлинского «Не торопитесь объявлять детские шалости злоумышленным нарушением порядка, детскую невнимательность – ленью, детскую забывчивость – нерадивостью. Поймите, что детские шалости, невнимательность, забывчивость – все это было, есть и вечно будет. Все это нужно понять: не ломать, а старательно, мудро исправлять».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...