Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Парфенова Алла Алексеевна

Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_-_prirodnoe_soobshchestvo.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

4 класс

Учитель начальных классов
МОУ Инзенская сош №4

Парфенова А.А.

2012 г.

Урок окружающего мира .

Тема урока:  Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Цели урока:  Сформировать у учащихся представление о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей. Дать понятие о ярусах леса, роли грибов в смешанном лесу.

Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к лесу (растениям, животным, грибам); умение правильно оценивать свою работу, работу товарищей.

Оборудование: интерактивный комплекс; индивидуальные карточки, карточки для парной работы, карточки для групповой работы, бланк «лист достижений на уроке»; карточки для демонстрации ярусов:  дерево, кустарник, трава, мох, лишайник, гриб ; костюмы и реквизит для сценок.

Ход урока.

  1. Организация класса.

-Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Мы сегодня не одни- гости на урок пришли.

Посмотрите поскорей, поприветствуйте гостей!

Сядьте ровно, ножки вместе, ручки полочкой на стол.

Начинаем разговор…

  1. Сообщение темы, целей.

У нас урок окружающего мира. Тему урока мы узнаем, когда отгадаем загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню- земляникой,

Таню- костяникой,

Машеньку- орешком,

Петю- сыроежкой                          (лес)

                               слайд

-Правильно. А чем мы будем заниматься на уроке окружающего мира? Просигнализируем хлопками:

-читать                       +

-Считать                     -

-вычислять                -      

-играть                        +

-размышлять             +    

-бегать                         -

-наблюдать                +  

-решать задачи         -

-открывать новое     +

III. Проверка домашнего задания.

- Молодцы. Но сначала проверим домашнее задание.

Посмотрите, какими символами будем обозначать ответы « да», « нет»:

Слайд

Выполнять будем в бланке на первой строчке.

  1. Графический диктант :

-Все полезные ископаемые добывают в шахтах

- Прочность- главное свойство гранита

-Мел- разновидность известняка

-При разрушении гранита образуется каменный уголь

-Торф образуется из остатков древних животных

-Уголь на карте обозначается черным квадратом

-Одна тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали

- Попутный газ непригоден для использования

  1. Взаимопроверка.

-Поменяйтесь в парах листочками , проверьте: -vv--vv-

Слайд

-Запишите  свой результат в  бланк в первое окошечко.

IV.Работа над новой темой.

  1. Вводная беседа.

Вспомните, какие вы знаете леса?  (хвойные (тайга), смешанные, широколиственные)

Что значит хвойные? Смешанные? Широколиственные?

Мы будем говорить о смешанном лесе. Почему? ( т. к. в нашей природной зоне растут в основном смешанные леса)

Слайд

Посмотрите, все ли деревья в лесу одинаковой высоты?  ( нет)

А почему так происходит нам готов рассказать наш  консультант.

  1. Сообщение консультанта.

- к уроку я получила задание узнать, почему растения в лесу разной высоты. Из энциклопедии « «жизнь леса» я узнала, что лес развивается не как попало . В нем можно выделить несколько этажей( или ярусов, как говорят ученые). Считают лесные этажи не от земли- снизу вверх, а наоборот сверху вниз. Первый, самый высокий ярус составляют высокие светолюбивые растения. Второй ярус- растения пониже. Они умеют эффективно использовать солнечную энергию, которую получают. Третий ярус- теневыносливые растения, которые не требуют большого количества света. И четвертый ярус- неприхотливые растения, покрывают почву, камни, стебли растений. Каждый ярус в лесу  имеет свое название.

          3.      Загадки.

-Внимание. Послушайте загадки и вы узнаете названия ярусов (выходят 4 ученика с карточками ярусов)

* Каждый год молодцу

   Добавляет по кольцу.      (дерево)                                                          карточка- на доску

*от единственного корня растет много стебельков,

Не простых, а твердых, крепких, растет несколько годков. (куст)      карточка- на доску

*она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

растет, цветет она все лето.

Коровам без нее – беда.

 Она- их главная еда.               (трава)                                                          карточка- на доску.

*я- болотное растенье .

Конопатят мною стены              ( мох)                                                             карточка- на доску.

- к этому же ярусу относятся и лишайники                                                  карточка- на доску  

4. Индивидуальная работа по карточкам.

-Потренируемся в определении ярусов растений.

  На карточке напротив названия растения в окошечко запишите номер яруса, к которому оно относится

Слайд

- это задание проверят наши консультанты по рядам. Если вы закончили ,поднимите руку, консультант подойдет, про верит, поставит баллы в лист достижений (каждый правильный ответ-2 балла).

    Итог: высказывания консультантов.

       

 

V.Физминутка.

- давайте отдохнем. Игра «Дерево, кустарник, травушка». Если я называю дерево, вы стоите, подняв руки. Куст- руки на пояс. Трава- присесть.

*колокольчик,облепиха.осина,тополь,малина,душица,орешник,медуница,подснежник,ель.

-Руки опустили. Теперь задание меняем. Если я называю растение, которое растет в Ульяновской области, то вы просто стоите, а если нет, то вы хлопаете в ладоши.

Яблоня                      

Груша

Береза

Мимоза         *

Ель

Саксаул          *

Облепиха

Вишня

Черешня        *

Апельсин        *

Слива

Кипарис         *

Дуб

VI.Продолжение новой темы.

      1. Беседа.

-Продолжаем работу. Скажите, чем является лес для живых организмов? (домом)

Сколько в этом доме этажей? (4)

А легко ли среди этих этажей найти животных? (нет)

Почему? ( животные прячутся среди растений)

Какие животные обитают в лесу ? ( млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы, земноводные, грызуны, насекомые )

Слайд

_Все ли лесные ярусы заселены животными ( да)

-Нам предстоит выполнить следующее задание: нужно  расселить животных  по месту их обитания, т.е. соединить линиями животное с местом обитания. Работу выполняем в парах.

    2.    Работа в парах.

- Прежде, чем начать работу, вспомним принципы работы в парах:

Слайд

 ( чтение хором): - цель

                                  -Контроль

                                  - договор      

Слайд

  1. Самопроверка.

- Проверьте                                                        Слайд     

- Оцените свою работу. Поставьте баллы в «лист достижений».

Слайд

  1. Цепи питания.

-Как связаны между собой растения и животные ? (цепями питания)

Слайд

 -Сколько цепей питания существует в лесу? (множество)

Что в этой цепи должно стоять на 1-ом месте? А на последнем?

Сейчас мы попробуем составить цепи питания по группам.

  1. Деление на группы.

-Каждая группа получает конверт с названиями лесных обитателей. Задача группы: правильно определить их последовательность. Но сначала вспомним правила работы в группе ( читает 1 ученик)

Слайд

  • не говорить всем сразу;
  • всем смотреть на говорящего
  • не спорить зря, а доказывать, объяснять;
  • стараться понять друг друга;
  • возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично,по имени.
  1. Выступление командиров групп.

- Кто согласен? (не согласен?)

7. «Осенняя сценка».

- Уже наступила календарная зима, но осень никак не хочет уходить . Давайте посмотрим ,как некоторые звери подготовились к зиме.

Сценка

Ведущий: Осень - добрая хозяйка -
Стол накрыла на лужайке.
Разложила угощенье -
Кисть калины и варенье,
На пеньках - опят-пострелов,
Желудей и ягод спелых.
Золотой листвой прикрыла
И зверушек пригласила.


Медведь: Я к зиме берлогу рою,
Буду спать я в ней зимою.
Я люблю зимой поспать,
Лапу вкусную сосать.

Ежик: Я зимою тоже сплю,
Холодов я не люблю.
Видишь, листья собираю,
В кучку их потом сгребаю.
Ежику тепло зимой.
Под листвою золотой.

Белки: Осень, осень! Нас послушай,
И орешков наших скушай!
Мы всё лето их сушили,
А потом в дупле сложили.
Там ещё грибочки есть,
всех запасов и не счесть!

Мыши: И мышата не зевали,
Зерен в норку натаскали.
Если есть еда зимой -
Не замёрзнем мы с тобой

-Ответьте на проблемный вопрос: могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему?

8.Грибы- обитатели леса.

-Мы не вспомнили еще одного обитателя леса. Послушайте загадку (Ученик):

Вырос он в березняке.

Носит шляпку на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

 Догадались? Это…(гриб)

слайд

- снова проблема: к какому ярусу отнесем грибы? ( к ярусу трав) Почему?

Какие два вида грибов вы знаете? (съедобные, несъедобные)

Приведите примеры съедобных грибов

Слайд

Приведите примеры несъедобных грибов

Слайд

9. Сообщение консультанта о грибах.

-Существует около 100 000 видов грибов самых разных форм и размеров. Когда-то их относили к растениям. Сейчас грибы выделяют в особое царство наравне с царствами животных и растений. Эти совершенно особые организмы играют важную роль в жизни леса. Некоторые грибы связаны с определенными деревьями и растут между их корней. Из корней дерева гриб получает сахара, а сам снабжает дерево мин. Веществами. Для развития грибов требуется целый ряд особых условий ( влажность, тепло, подходящее место), поэтому урожай грибов в разные годы неодинаков.

-Проблемный вопрос: нужны ли лесу грибы? Почему?

Давайте послушаем разговор грибов.

10.Грибная сценка

вед: Утром на лесной опушке,за пеньком на кочке,
Собрались...нет,не зверюшки,собрались грибочки.

1. Я-грибок и ты грибочек,мы растём средь пней и кочек.
День осенний чист и светел,не грустят грибы о лете.

2.И на горке, и под горкой, под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд в шапочках грибы стоят.

3. Мы-весёлые ребята,называемся Опята,
Делают нам маринад,кто нас съест, тот будет рад!

4. Нас, опяток,уважают девочки и мальчики.
Если только нас поджарят, то оближут пальчики!

Мухомор:Это что ещё за вздор? Всех красивеё мухомор!
Вы в кастрюлю захотели,чтоб сварили вас и съели?
Грибников я не боюсь, я над вами посмеюсь! Ха-ха-ха!

1. Ах, ты глупый хвастунишка!Что за польза так стоять?

2.Мухомор опасен очень,брать тебя никто не хочет,
Для людей ты ядовит.Этим вот и знаменит.

3.Убирайся ты с полянки, ядовитая поганка!

4.Нет, не трогайте грибок,есть от Мухомора толк!
Если вдруг в каком лесу лось большой попал в беду,
То лосям от всех болезней мухомора нет полезней.

Мухомор:А пока мы не скучаем и урок мы продолжаем.

- Всомним правила сбора грибов:

слайд

VII.Итог урока.

- Давайте вернемся к теме урока. Лес- природное сообщество.  Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? (т.к. в лесу растения, животные, грибы связаны между собой)

-Нам осталось вспомнить правила поведения в лесу  (ученик читает стих)

        слайд

 Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесе нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки,
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

Поиграем в игру « крестики- нолики».  Если вы согласны с высказыванием, то ставите  крестик, а если нет, то- нолик. Выполняем в  «листе достижений».

слайд

Вопросы:

  • Самый верхний ярус в лесу образован деревьями
  • Всего в лесу 3 яруса
  • В пищевой цепи всегда бывает только 3 звена
  • Лес- это природное сообщество, т.к. в нем все живые организмы живут сообща
  • Грибы необходимы в лесу , т.к. они помогают получать из почвы полезные вещества растениям, а      так же ими лечатся животные.

-Проверьте себя:                   ХООХХ

Слайд

- Оцените свою работу: каждый правильный ответ- 2 балла. Запишите результат в « лист достижений».

Слайд

- подсчитайте свой общий результат за урок.  Максимальное количество баллов – 44.

Слайд

VIII. Рефлексия.

-Внимание, ответьте на 3 вопроса по схеме:

                              Узнал

Я                     Справился

                               Испытал трудности      

IX. Домашнее задание.

- Откройте учебник на странице 175. Познакомимся с домашним заданием. Вам нужно будет прочитать материал учебника со с. 175 по с. 181, выполнить задания « Проверь себя». Кроме этого вы получаете задания по рядам:

1 ряд- подготовить сообщение на тему «Лесная подстилка и микроорганизмы».

2 ряд- сообщение на тему «Красная книга Ульяновской области».

3 ряд-  в книге « Великан на поляне познакомиться и проанализировать  рассказ «Лесные тропинки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. "Что такое природное сообщество?"

Урок по программе Л.В.Занкова. Учебник Н.ЯДмитриевой, А.Н.Казакова, 3 класс....

Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс. Этажи леса. Лес - природное сообщество.

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления....

Урок по окружающему миру 4 класс. Жизнь леса. Лес природное сообщество.

Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как о природном сообществе, ознакомить с разнообразием лесных обитателей,  развивать познавательную активность детей, умение использовать в...

Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.

Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на ур...