АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
рабочая программа (1 класс) на тему

Филимонова Марина Михайловна

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. 

 Наблюдения за формированием компетенций  я осуществляю  в процессе решения практических и исследовательских задач.

Используя различные средства обучения (дискуссии, проектную деятельность, групповую работу и др.) на занятиях по внеурочной деятельности  я успешно развиваю социально-личностные компетенции учащихся, динамика формирования которых  прослеживается через тестирование, анкетирование: «УРОВНЕВАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКОВ», «ПРОВЕРЯЮ СФОРМИРОВАННОСТЬ МОИХ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ», проводимые на различных тапах внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx125.89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Екатериновская

средняя  общеобразовательная школа

«Согласовано»

На заседании МС

Протокол № ___

от «__»________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ Екатериновской сош

_____________/______________/

ФИО

«__»____________20___г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Екатериновской сош _____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Филимонова Марина Михайловна

1класс

2013 г.


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной ценностью современного образования является человек со всей совокупностью его особенностей как целостная развивающаяся система. В качестве центрального понятия ценности, цели и результата образования все чаще выступает понятие компетентности. В качестве основной задачи российского образования на современном этапе  обозначено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, что ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социально-личностной компетентности. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи.

Социально-личностные компетенции – это совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом. Она включает компетенции:

  1. Персональную (личностную), которая рассматривается как готовность к сохранению психического и физического здоровья, как потребность в самопознании, саморазвитии, самоактуализации. В ее состав входят: готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения.
  2. Коммуникативную, которая рассматривается как владение устным и письменным общением на разных языках, в том числе через Internet, как готовность к взаимодействию и сотрудничеству с другими членами общества, группой; умение строить межличностные отношения, работать в группе, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и уважать точку зрения другого по данному вопросу.
  3. Информационную, которая рассматривается как владение мультимедийными технологиями, понимание возможностей их применения и критическое отношение к информации, распространяемой СМИ. В ее составе: умение самостоятельно собирать, сохранять, анализировать, преобразовывать (делать выводы, строить прогнозы, получать новые знания путем анализа и синтеза различных сведений и т.д.) и передавать информацию; свободное владение программным обеспечением персонального компьютера и офисной техникой.

В структуру этих компетенций входят такие личностные качества, как обучаемость, организованность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль и самопланирование, потребность в реализации своего личностного потенциала, надежность, чувство долга, ориентации на ценности, терпимость, толерантность космополитизм, гуманность, общая культура.

Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с педагогом или под его руководством.

Анализ научных исследований, раскрывающих теоретические положения о целостном развитии личности, единстве сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.) и особенности развития личности младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, К. Изард, О.А.Карабанова, Е.Е.Кравцова, И.А. Малашихина, В.С. Мухина, К.Н. Поливанова, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, П.М. Якобсон и др. и др.),  позволил сделать вывод о том, что младший школьный возраст – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Именно в этот период происходит целый ряд личностных образований, необходимых для формирования социально-личностной компетентности:

  • развивается мотивация социально-значимой деятельности, в рамках которой ориентация на успех является позитивной основой для формирования социальной компетентности, т.к. она направлена на достижение конструктивных, положительных результатов, что определяет личностную активность ребенка;
  • в процессе развития познавательной сферы младший школьник учится управлять психическими процессами, что создает основу становления способности к произвольной регуляции поведения и выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности младшего школьника;
  • у ребенка развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к себе и к окружающим, он становится способным к адекватной самооценке, а удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка выступают важными составляющими социальной компетентности;
  • на протяжении младшего школьного возраста складывается новый тип отношений с окружающими людьми, усваиваются социальные нормы, утрачивается ориентация на взрослого и происходит сближение с группой сверстников, где востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия; младший школьник начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

Следовательно, формирование социально-личностной компетентности младшего школьника базируется на таких личностных образованиях, как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях.

В период младшего школьного возраста у ребёнка развивается мотивационно-потребностная сфера, происходит развитие идеального плана, произвольности действий, и главным новообразованием является наглядно-образное мышление. В 6-7 лет  - период поступления в школу, ребёнок проходит кризис, положительным моментом которого является стремление ребёнка к самостоятельности и новой социальной позиции. Однако при неблагоприятном прохождении кризиса зачастую уровень мотивационно-личностной готовности к школе является низким, что ведёт за собой впоследствии трудности в обучении. Личностная готовность ребёнка к школе выступает одним из наиболее важных критериев успешности начального образования. В первую очередь личностная готовность предполагает мотивационную готовность, то есть наличие учебных, познавательных мотивов, социальных мотивов. Во-вторых, немаловажным является коммуникативная готовность, то есть умение общаться с учителями, одноклассниками. В-третьих, формирование самооценки, то есть осознание ребёнком своих умений, качеств, особенностей, и, в-четвёртых, – это эмоциональная готовность, то есть способность ребёнка регулировать своё поведение.

Однако в современном обществе многим детям для положительного прохождения кризиса требуется психологическое сопровождение, помощь в формировании тех или иных навыков, осознании себя, которая реализуется через педагогическое взаимодействие в образовательной среде школы. Такое взаимодействие может быть осуществлено с помощью формирования определённых компетенций в младшем школьном возрасте и создании специальных условий образовательной среды для формирования таких компетенций. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению… Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы».

Основным в компетентностном подходе является понятие ключевых компетенций. Под ключевыми компетенциями понимают умения, необходимые в тех ситуациях, которые не запланированы, не спрогнозированы заранее.

Под социально-личностной компетенцией понимают способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение разрешать конфликты, способность к адаптации, способность понимать других, контактность и др. Социально-личностная компетенция дошкольника включает в себя усвоение этических норм, освоение социальных отношений. Т.В. Ермолова выделяет наиболее важные составляющие личностно-социальной компетентности дошкольников такие: 1) представления детей о себе как об объекте и субъекте социальных отношений; 2) их оценка адекватности или неадекватности своего поведения при решении социальных задач; 3) наличие в поведении детей нового способа саморегуляции; 4)развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях.

Я считаю, что развитие социально-личностных компетенций учащихся  будет более успешным при создании специальных организационно-педагогических условий – через педагогическое взаимодействие, которое будет осуществляться во внеурочной деятельности и  включать:

  1. Применение развивающих технологий и методов обучения, которые ориентированы на развитие личности; приобретение опыта; активизацию и интеграцию знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения.
  2. Использование коллективных форм обучения позволяет увеличить количество социальных и межличностных связей между учащимися, повысить сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, развить навыки работы в группе, научить объяснять, слушать и понимать собеседника, учитывать мнение других.
  3. Обеспечение междисциплинарных связей при выполнении информационно-поисковых и творческих заданий. Это обучает учащихся интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин, собирать, анализировать и классифицировать информацию, позволяет преодолевать разрыв между разными дисциплинами.
  4. Проведение дополнительных занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности, на развитие коммуникативных качеств, что  позволит оказывать развивающее влияние на личность учащихся, повышает стремление к самопознанию, удовлетворяет потребность в саморазвитии.

Цель  программы:  выявление    условий       и  создание  модели  развития  социально-личностных компетенций  младших школьников  на  основе  организации  педагогического взаимодействия  в  образовательной среде школы во внеурочной деятельности,  их  научное обоснование и проверка эффективности их реализации.

 

Задачи программы:  

1. Выявить  и  обосновать  педагогические  условия  развития социально-личностных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

2. Определить  и  научно  обосновать  способ  включения  младших школьников в процесс организации формирования социально-личностных компетенций во внеурочной деятельности.

3.Формировать социально-личностную компетентность в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формировать способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

 Функции рабочей программы:

- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

           Целевая аудитория: Программа предназначена для обучающихся 1классов всех категорий: норма, овз, одаренные, включающихся во  внеурочную деятельность. Под нормой подразумеваются физически и психически здоровые школьники, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют некоторые особенности коммуникации и восприятия, поэтому им необходимо специальное сопровождение. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями младших школьников и в соответствии с ФГОС НОО.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В гостях у сказки.

  1. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок: чему может научить сказка?
  2. Почему в сказке всегда побеждает добро?
  3. Какие ты знаешь виды сказок?
  4. Сочиним свою сказку.
  5. Чтение сказок. Как ты их слушаешь?
  6. Твой любимый сказочный герой.
  7. Рассказ от первого лица.
  8. Изменение сказочной развязки.
  9. Продолжи сказку.
  10. Кто угадал сказочного героя?
  11. Дополни пересказ.
  12. Дорисуй соседу сказку.
  13. Любишь ли ты слушать аудио сказки?
  14. Что тебе больше нравится: слушать сказки или смотреть? Почему?

Волшебный карандаш.

  1. Почему краски осени называют волшебными?
  2. Как можно изобразить настроение?
  3. Почему цвета разделили на холодные и тёплые?
  4. У кого лучше получается раскрашивание без просветов?
  5. Что тебе ближе: белое или чёрное?
  6. Осень – добрая художница?
  7. Как ты будешь веселиться на новогоднем карнавале?
  8. Лепим из пластилина осеннюю берёзку.
  9. Коллективная работа на тему «Зимушка-зима».
  10. Радуга над лужайкой друга.
  11. Любимый пейзаж мамы.
  12. С кем бы ты хотел украсить ёлочку?
  13. Как тебе поможет иллюстрационный материал.
  14. Выбери поэтапное выполнение сложной работы.

Доноведение

  1. Береги богатство нашего края.
  2. Помощь птицам, зимующим в нашем селе.
  3. Твоё любимое времена года.
  4. Как ты можешь помочь животным нашего края?
  5. Изучаем вместе печатный текст материала в рабочей тетради по Доноведению.
  6. Лекарственные растения нашего края.
  7. Животный мир нашего края.
  8. Как ты участвуешь в уборке урожая?
  9. Кто делает заготовки на зиму.
  10.  Составить ребусы об овощах. Чей интересней?
  11. Разгадываем кроссворды. Кто быстрей?
  12. Самое грустное время года.
  13. Какие сезонные изменения происходят в природе?

Мой край

  1. Какое участие я принимаю в семейных традициях?
  2.  Что бы ты сделал, чтоб твоя улица стала самая красивая на селе?
  3. Кто твои предки и что ты о них знаешь?
  4. Мой дом – моя крепость и какое место в ней занимаешь ты?
  5. Реликвии твоей семьи в музейных материалах.
  6. Генеалогическое древо моей семьи.
  7. Откуда идет захламленность территории?
  8.  Что растет на грядке. Знаешь ли ты овощи?
  9. Выбери безопасный и короткий путь домой.
  10. Нужные профессии в моей семье.
  11. Мои четвероногие друзья самые лучшие.

Умелые руки

  1. Может ли пригодится бросовый материал и как его можно  использовать?
  2. Вспомни виды бумаги.
  3. Умение выполнять инструктаж.
  4. Поделки из использованной пластиковой посуды (стаканы, тарелки, бутылки – на выбор)
  5. Коллективное панно из бумажных листьев.
  6. Композиция из бумажных  листьев совместно с засушенными.
  7. Кому ты сделаешь мягкую игрушку из меха?
  8. Выбери иллюстрационный материал.
  9. Выбери поэтапное выполнение  работы.

     Свечечка

  1. Во что ты веришь?
  2. Нужно ли ходить в храм?
  3. Мир видимый и невидимый.
  4. Слушаем тексты в журнале «Свечечка»
  5. Что такое хорошо и что такое плохо?
  6. Семейные обычаи праздника «Рождество Христово»
  7. Раскраска яиц на Красную Пасху. Создаём Пасхальное деревце.
  8. Выставка рисунков «Добро и зло».
  9. Сочинение сказки «Что я вижу?»

            Подвижные игры

  1. Твои любимые игры.
  2. Различные считалочки.
  3. Игры наших бабушек и дедушек.
  4. Какие больше тебе нравятся игры - спокойные или подвижные? Почему?
  5. Разучивание считалок с соседом по парте.
  6. Какие игры можно считать долгожителями?
  7. Футбол.
  8. Организатор народной игры.
  9. Игры на развитие психических процессов
  10. Придумай комплекс утренней гимнастики

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ

В основу моей  концепции положены личностно-социальные компетентности, которые сформулированны во ФГОС для начальной школы. Социальные компетенции разделены мной на 4 основных группы: коммуникативный компонент, мотивационно-ценностный компонент, деятельностный компонент, рефлексивный компонент.

Компоненты социальной компетентности младших школьников

Коммуникативный
компонент

Мотивационно-ценностный
компонент

Деятельностный

компонент

Рефлексивный

компонент

  • умение устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми;
  • слышать и понимать точку зрения другого (сообщение, предложение), согласовывать совместные действия  или  невмешательство в эти действия;
  • умение инициировать, включиться и поддержать диалог; свободно высказывать собственное, в том числе и ошибочное, мнение;
  • способность принимать разные социальные роли в соответствии с конкретной ситуацией с учетом этических норм;
  • адаптация стиля общения к определенной коммуникативной ситуации.

  • признание как ценности себя и процесса общения с другими людьми;
  • согласование мотивов собственных действий и действий других людей;
  • интерес к общению, соотношение своей деятельности с согласованными ценностями и целями других субъектов общения;
  • наличие внешней и внутренней мотивации к общению и совместной групповой деятельности, когда сверстник выступает и как средство успешности совместной деятельности и как ее цель.
  • имеет свою систему ценностно-смысловых регуляторов действий в общении с окружающими его людьми
  • умеет определять для себя цели совместной познавательной, учебной, игровой, трудовой и творческой деятельности;
  • умеет самоорганизоваться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой;
  • осуществляет взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностей;
  • способен управлять бесконфликтным поведением и способами общения;
  • наличие опыта в организации совместных действий.
  • умеет объяснить (осознать) свое состояние, потребности, желания;
  • умеет анализировать действия (поступки) и прогнозировать их результаты в соответствии с согласованными целями и ценностями;
  • осознано осуществляет отбор и оформление информации, необходимой для кооперативного взаимодействия с другими детьми;
  • осознает результаты индивидуальных и кооперативных действий;
  • способен к корректировке индивидуальных и кооперативных действий в соответствии поставленной целью.

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников
во внеурочной деятельности.

ученик

Учитель, другие источники знаний


К средствам развития социально-личностной компетентности во внеурочной деятельности младших школьников можно отнести те дидактические шаги, которые должны пройти и учитель, и ученик при организации процесса педагогического взаимодействия.

Методы контроля и оценивания результатов взаимодействия во внеурочной деятельности  – следующий компонент. Важным звеном в педагогической модели являются результаты взаимодействия во внеурочной деятельности .

При оценивании результатов сформированности социально-личностной компетентности необходимо  уделять внимание индивидуальным личностным приращениям обучающихся, а критериями для оценки результатов сформированности компонентов социально-личностной  компетентности служат: динамика формирования компонентов социальной компетентности, изменение качества образования, реализация социальной компетентности  во внеурочное время (семье, социуме).

Динамика формирования социально-личностной компетентности может быть выражена в:  

– проявлении наличия всех компонентов личностно-социальной компетентности;

– осознании смысла адаптации стиля общения к определенной коммуникативной ситуации;

– выработке своей системы ценностно-смысловых регуляторов действий в общении с окружающими людьми;

– использовании опыта в организации совместных действий и способности корректировать индивидуальные и кооперативные действия в соответствии с поставленной целью.

Изменение качества образование связано с развитием у школьников мощного мотивационного фактора – чувства личной ответственности за успех команды. Вместе с тем основная идея групповой оценки заключается не только в том, что учащийся несет ответственность за результаты группы в целом, но прежде всего в том, что каждый учащийся должен ощущать свой индивидуальный вклад и видеть свой очевидный прогресс в обучении. Иными словами, в процессе оценки групповых учебных результатов должен соблюдаться баланс индивидуальных и командных интересов и достижений.

Для контроля качества взаимодействия во внеурочной деятельности  нами будут использовать  такие критерии, как ситуативные проверки работы группы, экспертная оценка, тестирование, анкетирование, а также степень развития социальных качеств личности через наблюдение и экспертную оценку, экспертиза и анализ публикаций по теме эксперимента.

4.МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ.

Средства обучения

В гостях у сказки

Волшебный карандаш

Доноведение

Мой край

Умелые руки

Свечечка

Подвижные игры

Дискуссия

1.Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок: чему может научить сказка?

2.Почему в сказке всегда побеждает добро?

1.Почему краски осени называют волшебными?

2.Как можно изобразить настроение?

1.Береги богатство нашего края.

2.Помощь птицам, зимующим в нашем селе.

1.Какое участие я принимаю в семейных традициях?

2.Что бы ты сделал, чтоб твоя улица стала самая красивая на селе?

1.Может ли пригодится бросовый материал и как его можно  использовать?

1.Во что ты веришь?

2.Нужно ли ходить в храм?

1.Твои любимые игры.

2.Различные считалочки.

Эвристическая беседа

1.Какие ты знаешь виды сказок?

2. Сочиним свою сказку.

1.Почему цвета разделили на холодные и тёплые?

2.У кого лучше получается раскрашивание без просветов?

1.Твоё любимое времена года.

2.Как ты можешь помочь животным нашего края?

1.Кто твои предки и что ты о них знаешь?

2.Мой дом – моя крепость и какое место в ней занимаешь ты?

1.Вспомни виды бумаги.

1.Мир видимый и невидимый.

 

1. Игры наших бабушек и дедушек.

2. Какие больше тебе нравятся игры -спокойные или подвижные?

Почему?

Работа с текстом

Чтение сказок. Как ты их слушаешь?

Изучаем вместе печатный текст материала в рабочей тетради по Доноведению.

1.Реликвии твоей семьи в музейных материалах.

Умение выполнять инструктаж.

Слушаем тексты в журнале «Свечечка»

Разучивание считалок с соседом по парте.

Проекты

Твой любимый сказочный герой.

Что тебе ближе: белое или чёрное?

1.Лекарственные растения нашего края.

2. Животный мир нашего края.

Генеалогическое древо моей семьи.

Поделки из использованной пластиковой посуды (стаканы, тарелки, бутылки – на выбор)

Что такое хорошо и что такое плохо?

Какие игры можно считать долгожителями?

Учебные коммуникативные ситуации

1.Рассказ от первого лица.

2. Изменение сказочной развязки.

1.Осень – добрая художница?

2.Как ты будешь веселиться на новогоднем карнавале?

1.Как ты участвуешь в уборке урожая?

2. Кто делает заготовки на зиму.

.

1. Откуда идет захламленность территории?

1.Коллективное панно из бумажных листьев.

1. Семейные обычаи праздника «Рождество Христово»

2.Раскраска яиц на Красную Пасху. Создаём Пасхальное деревце.

1.Футбол.

Групповые задания

1.Продолжи сказку.

2.Кто угадал сказочного героя?

1.Лепим из пластилина осеннюю берёзку.

 Коллективная работа на тему «Зимушка-зима».

1.Составить ребусы об овощах. Чей интересней?

2. Разгадываем кроссворды. Кто быстрей?

1. Что растет на грядке. Знаешь ли ты овощи?

2.Выбери безопасный и короткий путь домой.

1. Композиция из бумажных  листьев совместно с засушенными.

1.Выставка рисунков «Добро и зло».

1.Организатор народной игры.

2.Игры на развитие психических процессов.

Дифференцированная работа в группах

1.Дополни пересказ.

2. Дорисуй соседу сказку.

1.Радуга над лужайкой друга.

2. Любимый пейзаж мамы.

3.С кем бы ты хотел украсить ёлочку?

1.Самое грустное время года.

2.Какие сезонные изменения происходят в природе?

1. Нужные профессии в моей семье.

2.Мои четвероногие друзья самые лучшие.

1.Кому ты сделаешь мягкую игрушку из меха?

1.Сочинение сказки «Что я вижу?»

1.Придумай комплекс утренней гимнастики

.

Рефлексия

1.Синквейн: – это рассказ, состоящий из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (1 существительное); во второй даётся описание предмета (2 прилагательных); в третьей характеризуются действия предмета( 3 глагола); в четвёртой строке приводится фраза, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы \ предмета (1 слово)

2. Эмоциональное состояние: смайлик  улыбчивый и грустный(Любой сказочный герой).

3. Дерево( лесенка) успеха: на дерево прикрепляются листья одного из трёх цветов: зеленый (всё понял), желтый (что-то не получалось) и красный (ничего не понял).

4. Рефлексия содержания учебного материала: Своей работой на уроке я: доволен, не доволен, не доволен, потому что…5. Сегодня на уроке я: научился…,мне понравилось…, не понял…, было трудно…

Интеграция учебной и внеучебной деятельности

Русские народные сказки.(Литературное чтение)

1.Тепло и холодно.(Изо)

2.Радуга над лужайкой.(Изо)

3.Грустный дождик.(Технология)

4.Узоры снежинок.(Изо)

5.Зимний лес (Окр.мир)

6.Рисуем сказку.(Лит.чт)

1.Времена года.(Окр.мир)

2.Осень.(Окр.мир)

3.Осенние изменения вприроде (Окр.мир)

4.Занятия людей осенью.(Окр.мир.)

 (Окр. мир)

1.Такие разные профессии. (Окр.мир.)

2.Безопасный и короткий путь домой.(Окр.мир.)

3.Что растёт на грядке?(Окр.мир)

1. Правила разметки деталей на бумаге.(Технол)

2.Симметрия и ассиметрия в композиции.(Технология)

3.Виды тканей.(Технология)

1.Сочинение сказки.(Лит.чт.)

2.Рисунки «Сотворение мира» (Изо)

3.Аппликация «Благовещение» (Технология)

4. Сочинение рождественских калядок,стишков.(Лит.чт)

1. Разучивание считалок. (Лит.чт)

2. Игры (Физ. культура)

Создание проблемных ситуаций

1.Приемы проблемного изложения материала происходят на всех этапах занятий.

Тип проблемной ситуации:

а) С удивлением:    1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

                                  2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

б) С затруднением: 3. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

                                  4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

                                  5. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

                                  6. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Информационно-коммуникационные технологии

1.Любишь ли ты слушать аудио сказки?

2. Что тебе больше нравится: слушать сказки или смотреть? Почему?

1.Как тебе поможет иллюстрационный материал.

2. Выбери поэтапное выполнение сложной работы.

1.Как ты будешь использовать демонстрационный материал к занятиям?

.

1.Выбери иллюстрационный материал.

2. Выбери поэтапное выполнение  работы.

1.Найди демонстрационный материал к занятиям.

1.Музыкальное сопровождение.

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Чет-верть

М-ц

Направ-ление

В гостях у сказки

Волшеб-

ный карандаш

Донове-дение

Мой край

Умелые руки

Свечечка

Подвижные игры

дата

п

е

р

в

а

я

ч

е

т

в

е

р

т

ь

с

е

н

т

я

б

р

ь

4

Как тебе поможет иллюстрационный материал?

5

Как ты будешь использовать демонстрационный материал к занятиям?

9

Во что ты веришь?

10

Генеалогическое древо моей семьи

11

Почему краски осени называют волшебными?

12

Твои любимые игры.

13

Умение выполнять инструктаж

16

Мир видимый и невидимый

17

Кто твои предки и что ты о них знаешь?

18

Радуга над лужайкой друга

20

Почему в сказке всегда побеждает добро?

24

Какое участие я принимаю в семейных традициях?

25

Как можно изобразить настроение?

26

Как ты участвуешь в уборке урожая?

о

к

т

я

б

р

ь

2

Почему цвета разделили на холодные и тёплые?

3

Организатор народной игры

7

Нужно ли ходить в храм?

9

Что тебе ближе: белое или чёрное?

10

Кто делает заготовки на зиму?

11

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок: чему может научить сказка?

15

Нужные профессии в моей семье.

21

Добро и зло на земле.

22

Мой дом – моя крепость и какое место в ней занимаешь ты?

24

Игры на развитие психических процессов.

29

Что бы ты сделал, чтоб твоя улица стала самая красивая на селе?

30

Осень – добрая художница?

в

т

о

р

а

я

ч

е

т

в

е

р

т

ь

н

о

я

б

р

ь

12

Выбери безопасный и короткий путь домой.

13

Лепим из пластилина осеннюю берёзку

15

 Изменение сказочной развязки

18

Найди демонстрационный материал к занятиям

19

Мои четвероногие друзья самые лучшие.

22

Поделки из использованной пластиковой посуды (стаканы, тарелки, бутылки – на выбор)

26

Что растет на грядке? Знаешь ли ты овощи?

29

Рассказ от первого лица.

6

Любишь ли ты слушать аудио сказки?

11

Твой любимый сказочный герой.

Как ты будешь веселиться  на новогоднем карнавале

13

Дорисуй соседу сказку.

18

У кого лучше получается раскрашивание без просветов?

20

Какие ты знаешь виды сказок?

23

Семейные обычаи праздника «Рождество Христово».

26

Разучивание считалок с соседом по парте.

т

р

е

т

ь

я

ч

е

т

в

е

р

т

ь

я

н

в

а

р

ь

9

Различные считалочки.

10

Что тебе больше нравится: слушать сказки или смотреть? Почему?

14

Реликвии твоей семьи в музейных материалах.

17

Продолжи сказку.

22

С кем бы ты хотел украсить ёлочку?

23

Какие игры можно считать долгожителями?

29

Коллективная работа на тему «Зимушка-зима».

31

Дополни пересказ.

ф

е

в

р

а

л

ь

4

Вспомни виды бумаги.04.02

6

Помощь птицам, зимующим в нашем селе.

10

Слушаем тексты в журнале «Свечечка»

11

Кому ты сделаешь мягкую игрушку из меха

12

Выбери поэтапное выполнение сложной работы

13

Игры наших бабушек и дедушек

14

Выбери иллюстрационный материал

27

Составить ребусы об овощах.Чей интересней?

м

а

р

т

3

Придумай комплекс утренней гимнастики

4

Может ли пригодится бросовый материал и как его можно  использовать?

6

Животный мир нашего края.

7

Чтение сказок. Как ты их слушаешь?

11

Выбери поэтапное выполнение  работы.

13

Береги богатство нашего края.

14

Кто угадал сказочного героя?

20

Какие больше тебе нравятся игры -спокойные или подвижные?

Почему?

  ч

е

т

в

ё

р

т

а

я

ч

е

т

в

е

р

т

ь

а

п

р

е

л

ь

3

Какие сезонные изменения происходят в природе?

10

Лекарственные растения нашего края.

14

Раскраска яиц на Красную Пасху. Создаём Пасхальное деревце.

17

Футбол.

18

 Сочиним свою сказку.

24

Разгадываем кроссворды. Кто быстрей?

29

Композиция из бумажных  листьев совместно с засушенными.

м

а

й

5

Что такое хорошо и что такое плохо?

7

Любимый пейзаж мамы.

8

Как ты можешь помочь животным нашего края?

12

Сочинение сказки «Что я вижу?»

13

Коллективное панно из бумажных листьев.

15

Твоё любимое времена года?

20

Откуда идет захламленность территории?

22

Самое грустное время года.

6.ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРГРАММЫ.

Сборник  методических материалов для трансляции результатов и диссеминации опыта в образовательное пространство, серия статей о   выявлении    условий       и  создание  модели  развития  социально-личностных компетенций  младших школьников  на  основе  организации  педагогического взаимодействия  в  образовательной среде школы,  их  научное обоснование и проверка эффективности их реализации.


7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

УРОВНЕВАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Дата заполнения (число, месяц, год)_______________________________

Ф.И.О. школьника______________________________________________

Класс_________________________________________________________

Педагог_______________________________________________________

  • умение устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • слышать и понимать точку зрения другого (сообщение, предложение), согласовывать совместные действия или невмешательство в эти действия:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • умение инициировать, включиться и поддержать диалог; свободно высказывать собственное, в том числе и ошибочное, мнение:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • способность принимать разные социальные роли в соответствии с конкретной ситуацией с учетом этических норм:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • адаптация стиля общения к определенной коммуникативной ситуации:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • признание как ценности себя и процесса общения с другими людьми:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • согласование мотивов собственных действий и действий других людей:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • интерес к общению, соотношение своей деятельности с согласованными ценностями и целями других субъектов общения:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • наличие внешней и внутренней мотивации к общению и совместной групповой деятельности, когда сверстник выступает и как средство успешности совместной деятельности, и как ее цель:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • имеет свою систему ценностно-смысловых регуляторов действий в общении с окружающими его людьми

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • умеет определять для себя цели совместной познавательной, учебной, игровой, трудовой и творческой деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • умеет самоорганизоваться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • осуществляет взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностей:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • способен управлять бесконфликтным поведением и способами общения:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • наличие опыта в организации совместных действий:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • умеет объяснить (осознать) свое состояние, потребности, желания:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • умеет анализировать действия (поступки) и прогнозировать их результаты в соответствии с согласованными целями и ценностями:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • осознано осуществляет отбор и оформление информации, необходимой для кооперативного взаимодействия с другими детьми:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • осознает результаты индивидуальных и кооперативных действий:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • способен к корректировке индивидуальных и кооперативных действий в соответствии поставленной целью:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКОВ

Использую «5» как высшую оценку и «1» как низшую,  оцените в какой степени вы преуспели в каждой из следующих категориях

        

Обведите один №

Низший – Высший

A. Следование правилам

 понимаю и следую предписанным правилам в дискуссиях группы

1    2    3    4     5

B. Помощь

 Помогаю группе планировать ее работу

1    2    3    4     5

 помогаю другим достичь целей группы

1    2    3    4     5

C. Кооперативная работа

 понимаю мою ответственность в группе

1    2    3    4     5

 выполняю предписанные мне задания

1    2    3    4     5

 помогаю избежать или уладить аргументы

1    2    3    4     5

 помогаю группе не уходить от цели урока и выполнить все задания

1    2    3    4     5

D. Общение

 общаюсь адекватно

1    2    3    4    5

 поддерживаю мнение других и подтверждаю свое мнение фактами

1    2    3    4    5

 использую правильные слова для выражения своих мыслей

1    2    3    4    5

 организую мысли перед тем, чтобы что то сказать и в течении диалога с другими

1    2    3    4    5

 ищу необходимую информацию (задаю вопросы, прошу пояснений и прислушиваюсь к мнению других)

1    2    3    4    5

 уточняю ответы, перефразирую ответы, давая примеры

1    2    3    4    5

 подвожу итоги и делаю выводы

1    2    3    4    5

Какая ваша в целом оценка вашей работе в группе? _______________


ПРОВЕРЯЮ СФОРМИРОВАННОСТЬ МОИХ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

Поставьте галочку рядом с положительным ответом:

selfeval_image001Я старался говорить комплименты другим участникам группы.

selfeval_image001Я старался улыбаться, даже когда я не соглашался с мнением других.

selfeval_image001Другим нравилось работать со мною в группе.

selfeval_image001Я старался положительно критиковать мнение других.

selfeval_image001Я старался не разговаривать слишком громким голосом.

selfeval_image001Я уважительно советовал моим членам группы не отвлекаться от темы.

selfeval_image001Я спокойно говорил другим членам группы, что нужно работать потише.

selfeval_image001Я помогал навести порядок после работы в группе.

Пожалуйста ответьте на следующие вопросы:

1. Приведите пример фраз и предложений, которые вы использовали при критики идей школьника, но не самого школьника.

____________________________________________________________

2. Что вы можете сделать лучше, чтобы усовершенствовать вашу групповую работу?

_____________________________________________________________


8.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ

И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Планируемой целью реализации воспитательного компонента образовательной деятельности в начальной школе должно являться решение задач формирования и развития следующих новообразований личности, имеющих наибольшую значимость для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического и т.п. направлений личностного становления в младшем школьном возрасте:

1) мотивационно-ценностных ориентаций, формируемых на рациональном (познавательном), эмоциональном (чувственном) и действенном уровнях развития сознания и деятельности (осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, сформированное чувство сопричастности к своей Родине, проявляемая в реальности готовность действовать в соответствии с моральным выбором и др.);

2) основ коммуникативных и др. специальных способностей;

3) интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности (доброжелательность, отзывчивость, инициативность и др.);

4) основных общеучебных умений и навыков (определяющих “способность учиться”);

5) формируемых представлений о моральных нормах, о своей стране - России и т.п. знания и умений и навыков, являющихся результатом обобщения соответствующих предметных знаний, умений и навыков в ходе урочной и внеурочной учебной или учебно-воспитательной деятельности;

6) формируемых умения толерантно относиться к позиции собеседника, навыков совместной деятельности и т.п. знаний, умений и навыков, имеющих общесоциальное значение;

7) основных характеристик развития психических функций и процессов.

Личностные качества и специальные способности по своему содержанию, рассматриваемому на уровне внешней оценки общих результатов воспитательной деятельности, принципиально не различаются между собой, различие между ними заключается лишь в соотношении внешнего и внутреннего факторов в генезисе формирования данных групп компетентностей, поэтому целесообразно, в рамках планирования решения задач по формированию данных компетентностей, объединять их в общую группу. Также целесообразно классифицировать (группировать) их следующим образом:

1) компетентности, обусловливающие поведение младшего школьника в учебных и других делах;

2) компетентности, обусловливающие поведение младшего школьника во взаимоотношениях с людьми;

3) компетентности, обусловливающие оценку младшим школьником своего поведения.

Планирование формирования воспитательно значимых знаний, умений и навыков, в соответствии с компетентностным подходом, целесообразно осуществлять на основе выделения в стандарте тех образовательных элементов, которые определяются инвариантом реализуемых в конкретной начальной школе образовательных программ, а также связанных с ними программ дополнительного образования и других, связанных с ними программ, реализуемых в рамках внеурочной работы, которые при этом имеют воспитательное значение (очевидную прямую значимость для духовно-нравственного, гражданско-патриотического и т.п. направлений личностного становления).

В первую очередь, к таким элементам относятся:

- представления о социально-нравственных, общеинтеллектуальных и общекультурных понятиях высокой степени обобщенности;

- представления о формах и способах их практического применения. На основе детализации указанных компонентов в других документах настоящей программы определены критерии оценки сформированности выделенных воспитательно значимых компонентов для обеспечения объективного контроля их усвоения.

Содержание данных критериев оценки определяется на основе следующего перечня воспитательно значимых понятий высокой степени обобщенности (понятий, осваиваемых в младшем школьном возрасте на уровне формирования представлений, путем обобщения материала различных учебных курсов в урочной и внеурочной деятельности):

а) основные межпредметные понятия – методологические понятия, т.е. те основные понятия высокой степени обобщенности, которые представляют собой элементы целостной картины мира, формируемых в рамках и на пересечениях образовательных областей; обобщенные понятия данной группы, выделенные на пересечениях образовательных областей, соответствуют таким областям знания как “Природа”, “Общество”, “Человек”, “Техника”, “Познание”;

б) основные надпредметные (метапредметные) понятия – основные понятия высокой степени обобщенности, которые в той или иной мере усваиваются в рамках всех (или большинства) образовательных областей, отражающих различные области знания; при том, что группировка (классификация) таких понятий может быть различной, контент-анализ “Обязательного минимума содержания образования...” всей совокупности учебных дисциплин начальной школы позволяет разделить их на три группы, соответствующие трем направлениям развития личности:

- социально-нравственные: основные понятия о социальных нормах отношений, в том числе - об общечеловеческих ценностях, определяемых в строгом соответствии с содержанием Конвенции ООН о правах ребенка и содержанием соответствующих федеральных нормативных актов; основы элементов гражданско-патриотического сознания; основные закономерности. отражающие взаимосвязь общества и человека в нем; основы понятий культуры социальных отношений, включая правовые и др.;

- общеинтеллектуальные: основы понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению интеллектуальных задач в учебной и других видах практической деятельности ребенка;

- общекультурные: общеэстетические (основы “культурологических”, “культурно-национальных” и др. ключевых понятий, связанных с художественно-образным способом познания); основы экологических понятий; основы понятий, определяющих управление собой - своим здоровьем, самосовершенствованием, творчеством и т.д.).

Система социальных и личностных компетенций учащихся начальной школы как планируемых результатов воспитательной деятельности образовательного учреждения

Главной общественно значимой целью является адаптация к социальной среде и взаимодействующей с ней части природной среды для максимально возможной реализации личностью своих общественно приемлемых потребностей.

Младший школьник должен соблюдать нормы уважения к ним:

1) человек как биологическое, физически развитое существо;

2) человек как самостоятельный и психически развитый индивид;

3) человек как часть природы, учитывающая ее интересы;

4) человек как гражданин, соблюдающий законы и учитывающий интересы общества;

5) человек как представитель своего пола и возрастной группы, соблюдающий основные нормы взаимоотношений с представителями других поколений, основные нормы детско-родительских отношений;

6) человек как часть своего народа и житель конкретной страны, уважающий и ценящий ее;

7) человек как носитель определенных убеждений, представитель того или иного социально-экономического слоя, социальной группы, соблюдающий принятые нормы и правила отношений с носителями иных убеждений, представителями иных слоев и групп;

8) человек как носитель чувства прекрасного, субъект взаимоотношений с произведениями искусства.

социальные и личностные компетенции, формируемые на основе воспитательной деятельности в начальной школе:

- нравственно-этические – как характеризующие:

а) на познавательном уровне развития компетентностей;

б) на чувственном уровне их развития;

в) на действенном уровне их развития):

сформированность основных нравственных представлений и представлений об этических нормах и правилах, в том числе - об основных нормах взаимоотношений между полами, поколениями и этносами, носителями разных убеждений, представителями разных социально-экономических слоев и социальных групп; развитие способности к пониманию жизненных проблем других людей;

развитие нравственных чувств и, вследствие их сочетания с сформированными нравственно-этическими представлениями, - сформированность основ гуманистического мировоззрения; развитие способности к сочувствию по отношению к человеку, находящемуся в трудной ситуации; развитие стремления эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом;

обогащение нравственно-этического опыта на основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; развитие умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- гражданско-патриотические – как характеризующие:

а) сформированность основ национального самосознания и понимания ценности других культур;

б) сформированность основ патриотических чувств (в том числе - сформированность основ положительного отношения и интереса к своей Родине) и уважительного (толерантного) отношения к ценностям других культур; развитие основ собственной позиции личности по отношению к современным общественным процессам (в том числе – развитие основ умения устанавливать причины негативных проявлений по отношению к другим людям);

в) развитие готовности действовать в соответствии с уважительным отношением к ценностям отечественной культуры и, как следствие - других культур; развитие основ способности к межличностному и межкультурному диалогу и взаимодействию (включая умения и навыки конструктивного общения, в первую очередь - навыки адекватно выражать свои мысли, чувства, понимать мысли и чувства других людей, навыки сотрудничества, совместной деятельности со сверстниками и взрослыми);

- правовые – как характеризующие:

а) развитие основ правосознания, в том числе - представлений об основных правовых нормах;

б) сформированность основ уважительного отношения к правам и свободам других людей; в) развитие опыта законопослушного поведения;

- трудовые – как характеризующие:

а) сформированность понимания необходимости и важности труда;

б) сформированность уважения к труду; развитие стремления к добросовестной конкуренции в различных видах деятельности (учебной, спортивной и др.);

в) сформированность основ готовности к учебному, обществено-полезному и другим видам труда; развитие основ культуры и дисциплины труда;

- художественно-эстетические – как характеризующие:

а) развитие художественного кругозора;

б) развитие чувства прекрасного; развитие интереса к восприятию и пониманию произведений искусства; развитие потребности выражать себя в привлекательных для себя видах творческой деятельности;

в) развитие основ способности к восприятию и пониманию произведений искусства; развитие художественно-творческих способностей;

- экологические – как характеризующие:

а) сформированность основ понимания ценности природы как источника духовных и физических сил человека;

б) сформированность стремления соблюдать нормы поведения в природе;

в) развитие основ умения оценивать состояние окружающей среды и возможные последствия деятельности человека для нее;

- умственные – как характеризующие:

а) развитие основ систематизации усваиваемых научных знаний о природе, обществе, человеке и познании;

б) развитие интересов;

в) развитие мыслительных, речевых и других познавательных способностей; овладение основами навыков использовать информационные средства для решения различных задач своей деятельности; развитие основ способности участвовать в разработке различных проектов (в соответствии с возрастными возможностями);

- физические – как характеризующие:

а) сформированность основ понимания ценности здорового образа жизни; развитие понимания необходимости выполнения мер по поддержанию своего здоровья;

б) сформированность предпочтений в пользу самостоятельного выбора здорового образа жизни; развитие стремления поддерживать и совершенствовать культуру тела, свою физическую развитость;

в) развитие готовности поддерживать и совершенствовать культуру тела, свою физическую развитость; развитие основ готовности на практике поддерживать свое здоровье (соблюдать режим дня, элементарные профилактические меры);

- обеспечивающие готовность личности управлять собой – как характеризующие:

а) развитие навыков рефлексии и, вследствие этого, - основ адекватной самооценки; развитие понимания необходимости самостоятельного планирования собственной деятельности; развитие умения формулировать свои интересы и планы;

б) развитие стремления к самопознанию и самоопределению; развитие стремления к управлению своими жизненными планами и к самореализации; развитие стремления к самосовершенствованию;

в) развитие основных навыков самоорганизации и самоконтроля в своей учебной деятельности, саморазвития, свободного времени и др., в том числе - развитие способности предвидеть последствия своего поведения), планирования собственной деятельности.

Основные формы проявления в педагогически организуемой деятельности компонентов системы социальных и личностных компетенций у детей младшего школьного возраста.

Проявляемые в деятельности младшего школьника компоненты системы социальных и личностных компетенций определяются сформированностью у учащихся совокупности социально-личностных компетентностей - характеристик личностного развития, являющихся результатами воспитания, значимых для гражданско-патриотического, нравственного, эстетического и т.п. направлений личностного становления.

Указанные компетентности подразделяются на:

· личностные качества,

· мотивационно-ценностные ориентации,

· общие и специальные способности,

· знания, умения и навыки, основанные на представлениях высокой степени обобщенности, имеющие ярко выраженную социальную значимость.

Компетентности - личностные качества, формируемые в младшем школьном возрасте, и соответствующие им проявления в поведении целесообразно разделять на следующие три группы.

Компетентности - личностные качества, обусловливающие поведение младшего школьника в учебных и других делах:

1) трудолюбие (в поведении проявляется в том, что ребенок охотно берется за работу и старается выполнить ее хорошо);

2) ответственность (хорошо и в назначенный срок выполняет порученное дело);

3) активность (принимает активное участие в общественных и др. делах);

4) инициативность (часто выступает зачинателем новых дел);

5) организованность (правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану);

6) любознательность (постоянно стремится узнать что-то новое в различных областях знаний);

7) аккуратность (постоянно поддерживает вокруг себя порядок, заботится о своем внешнем виде, вещах, школьной мебели и др.);

8) сила воли (способен совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия).

Компетентности - личностные качества, обусловливающие поведение младшего школьника во взаимоотношениях с людьми:

1) честность (в поведении проявляется в том, что ребенок правдив в отношениях со своими родителями, учителями, сверстниками);

2) бескорыстие (в своих поступках ребенок руководствуется не только собственной выгодой, но и обязательно соображениями пользы дела или других людей);

3) чувство товарищества (часто помогает одноклассникам, проявляет заботу, старается оказать поддержку в трудных ситуациях);

4) отзывчивость (сочувствует другим, сверстники часто делятся с ним своими заботами);

5) справедливость (ребенок активно выступает против того, что считает несправедливым);

6) вежливость (старается общаться с окружающими в соответствующий с правилами и нормами уважительного отношения к другим людям);

7) доброжелательность (ребенок, как правило, приветлив в общении с взрослыми и сверстниками);

8) терпимость по отношению к другим людям (считается с социально приемлемыми мнениями и индивидуальными особенностями других людей, отличающихся от его собственных).

Компетентности - личностные качества, обусловливающие оценку младшим школьником своего поведения:

1) скромность (в поведении проявляется в том, что ребенок старается не выставлять напоказ своих достижений, достоинств, заслуг);

2) самокритичность (ребенок адекватно реагирует на справедливую критику, прислушивается к советам);

3) уверенность в себе (ребенок уверенно чувствует себя в различных ситуациях, не просит одобрения и поддержки при выполнении различных заданий);

4) стремление к успеху (ребенок стремится добиться признания, быть среди первых).

Перечисленные компетентности - личностные качества тесно взаимосвязаны с основными группами компетентностей - ценностных ориентаций, формируемых в младшем школьном возрасте: первая группа качеств - с совокупностью ориентаций, характеризующих отношение ребенка к делу; вторая - отношение ребенка к другим людям; третья - отношение его к себе.

К компетентностям – общим и специальным способностям, формируемым в начальной школе, и соответствующим им проявлениям в поведении детей младшего школьного возраста в первую очередь целесообразно относить:

1) способность к планированию своей деятельности (ребенок может самостоятельно намечать цель, выбирать целесообразные средства и пути достижения цели);

2) способность к прогнозированию своей деятельности (ребенок может оценить последствия своих действий, предвидеть возможные результаты своей деятельности);

3) способность к контролю своей деятельности (ребенок может соотнести цель и результат деятельности, установить ошибки, найти пути устранения трудностей);

4) способность к рефлексии (ребенок может анализировать собственные действия, чувства, способности и пр., способен взглянуть на себя со стороны);

5) способность контролировать свои эмоции (ребенок может управлять степенью выраженности эмоциональных реакций в соответствии с принятыми правилами поведения в учебных и других видах деятельности).

Среди компетентностей - знаний, умений и навыков, основанных на представлениях высокой степени обобщенности, имеющих ярко выраженную социальную значимость, при организации педагогических наблюдений за ходом формирования социальных и личностных компетенций в младшем школьном возрасте в первую очередь целесообразно относить:

1) знания о нравственных нормах (в беседах с учителем ребенок показывает достаточных уровень знаний о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»);

2) знания о правилах и нормах поведения в учебных и других видах деятельности (в беседах с учителем ребенок показывает достаточных уровень знаний о том, как необходимо вести себя в различных ситуациях);

3) умение оценивать (ребенок способен раскрыть свое отношение к объектам действительности с помощью высказывания суждений и эмоциональных проявлений);

4) умение участвовать в совместной деятельности (ребенок способность учитывать особенности совместной деятельности, справедливо распределять работу, при необходимости подчиняться или выступать в качестве лидера).

Указанные социально-личностные компетентности служат внутриличностной основой развития соответствующих социальных и личностных компетенций.

Например, развитие такой социальной компетенции младшего школьника, как готовность к осуществлению нравственно опосредованного выбора при наличии альтернатив в поведении, определяется сформированностью у ребенка совокупности соответствующих компетентностей, к которым относятся определенные личностные качества – доброжелательность, терпимость по отношению к другим людям, честность, справедливость, бескорыстие, отзывчивость, вежливость и т.п.; способность к анализу и прогнозированию своей деятельности, способность к рефлексии, а также знания о нравственных нормах.

Такая социальная компетенция младшего школьника, как готовность к соблюдению норм и правил поведения в школе, к выполнению требований учителя внутриличностно определяется наличием у ребенка нескольких различных компетентностей: ответственность, сила воли, умение контролировать свои эмоции, сформированность знаний и представлений о нормах и правилах поведения на уроке и переменах.

Модели формирования социальной компетентности у младших школьников

Социально-личностная компетентность является системой:

  • знаний о социальной действительности и себе,
  • сложных социальных умений и навыков взаимодействия
  • сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих:
  • быстро и адекватно адаптироваться,
  • принимать решения со знанием дела, действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом»

Ее формирование связывается:

  1. с социальным обучением
  2. просвещением,
  3. участием в преобразовании действительности,
  4. воспитательном процессе.

Для формирования социально-личностной компетентности у младшего школьника целесообразно использовать пробу сил, постановку индивида в разного рода ситуации, чтобы добиться, с одной стороны, переноса ими опыта из ситуации обучения, тренинга, в реальную действительность, с другой - чтобы расширить границы применения алгоритма действий и стимулировать осознание индивидом необходимости создания для себя таких жизненных программ.

В теории и практике формирования социально-личностной компетентности у школьников сложился ряд моделей.

Первая модель формирования социальной компетентности личности предполагает развитие социальной компетентности через когнитивный и волевой компоненты, социальное научение и включение индивида в социальную практику.

Вторая модель предполагает устранение противоречия между персональной и социальной компетентностью путем их гармонизации в ходе социально-психологического тренинга.

Третья модель решение проблемы формирования социально-личностной  компетентности видит в целенаправленном социальном обучении, ведущем к увеличению социальных шансов за счет повышения социальной грамотности личности, через расширение знаний об экономике, политике, общении; повышение активности личностной позиции и участия в социально полезной деятельности

Четвертая модель базируется на идее, что каждой личности присуща склонность к компетентности, поэтому создание благоприятных условий жизни, обучения, деятельности, общения будет способствовать росту социальной компетентности, нивелированию неудач в реконструкции общественного опыта, в собственном жизнеустройстве. Для этого необходимо:

1) улучшение восприятия результатов

2) рост фактора принятия себя, других людей

3) увеличение доли стихийности в организованности, инициирование самопроизвольности

4) центрирование на проблемах

5) предоставление возможности для эмоциональной независимости и удовлетворения стремления к приватности

6) расширение границ автономности и стимулирование проявления сопротивления субкультурному давлению;

7) развитие чувства понимания справедливости, ответственности

8) расширение социальных контактов и границ

9) усиление идентификации с другими людьми

Пятая модель повышения социально-личностной компетентности, которая была разработана в Нидерландах. Она опирается на понимание компетентности как обладания человеком достаточным объемом навыков, с помощью которых он может адекватным образом выполнять возрастные задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни. При этом задачи – это то, с чем сталкивается человек в своих взаимодействиях с социумом. Применительно к подросткам они выглядят следующим образом

- рост независимости по отношению к родителям (воспитателям)

- умение пользоваться самостоятельно средствами инфраструктуры

- делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для других

- предвидеть возможные последствия собственных действий и поведения

- поддерживать социальные контакты

- подчиняться правилам, установленным в социуме

Решаются выше обозначенные задачи путем специального социального обучения, соответственно логике движения от обратной связи к инструкции, показу, управлению.

При этом необходимо учитывать то, что любой учащийся  может чего-то достичь в жизни, если обладает определенным объемом социальных знаний и освоил достаточный минимум общественных норм, проявляет стремление к порядку, прилежание, бережливость,ответственность, разбирается во всех гранях справедливости, демонстрирует надежность, ориентирован на партнерство в межличностном взаимодействии.

Следовательно, модель формирования социально-личностной компетентности  в условиях образовательной среды школы может включать и предусматривать все выше сказанное;

- когнитивную (социальный интеллект, социальное мышление)

- эмоционально-волевую (готовность к преодолению трудностей в социальном взаимодействии, просоциальном поведении)

- действенно-практическую (владение приемами и способами регулирования собственных социальных действий, - умениями и навыками социального взаимодействия) сферы

Ведущим элементом социально-компетентного поведения является

- развитый самоконтроль,

- умение использовать в актуальной ситуации личный опыт

- вносить коррективы в поведение,

- осуществлять выбор и доводить его до логического конца, которые базируются на:

- особенности личностного достоверного восприятия характера социальных требований;

- способности анализировать и отражать внутреннее устройство социальной среды;

- наличие стимулов-побудителей для реализации освоенных социальных действий в реальных ситуациях.

Процесс формирования социальной компетентности в образовательной среде школы  выполняет ряд функций:

- воспитательную,

- пропетевтическую

- коррекционную,

- здоровьесберегающую,

- интегрирующую,

- защитную,

- профилактическую.

Наибольшими потенциалами в решении поставленных задач обладает модель, интегрирующая элементы каждой из четырех названных выше, предусматривающая подкрепление имеющихся позитивных ценностно-стереотипных представлений, введение новых возрастных понятий, переориентацию прежних установок, расширение опыта социально приемлемого поведения.

Предложенная модель повышения социально-личностной  компетентности учеников предполагает:

- своевременное установление факторов, негативно влияющих на социальное развитие, мешающих решению возрастных социокультурных задач

- проектирование совместных действий всех участников образовательного процесса

по восстановлению социального статуса подростка 9при необходимости) в следствие утраченных или недостаточно

- сформированных социальных знаний и навыков, переориентацию их социальных установок за счет включения в новые

- позитивные взаимоотношения с окружающими

- освоения новых видов продуктивной деятельности, создания благоприятной воспитательной среды и социально-педагогического сопровождения

Данная модель ориентирована на повышение индивидуальных и социальных ресурсов личности, профилактику социальных дисфункций, восстановление способностей школьника, к успешному социальному функционированию, направлена на выполнение развивающей, профилактической функций.

Шестая модель включает четыре базовых блока: целевой, ценностный, гностический и технологический.

Первый из них определяет систему целевых установок, которые призваны регулировать поведение подростка в рамках «личность – социум – культура» и преследует цель:

- снижения напряжения во взаимоотношениях с окружающими

- обеспечения и поддержания адекватной реакции на внешние воздействия; усиления позитивного ценностного образца поведения, т.е. обучение социальным навыкам, умениям делать выбор, искать взаимоприемлемые решения в трудных жизненных ситуациях, взаимодействовать с разными людьми.

Ценностный блок базируется на том положении, что ценностные ориентации имеют важнейшее значение для успешного функционирования индивидуума в обществе, регулирования отношений личности и социума и предполагает, что в педагогической деятельности упор будет сделан на три уровня ценностных представлений школьников:

-инструментальные (операционные), являющиеся простейшим комплексом социальных действий, связанных с одобряемым поведением,

-доступные, как, например, успех в жизни, благополучие в общении, друзья,

-абстрактные – здоровье, свобода, права, справедливость, мир, которые необходимы для социальной адаптации в воспитательном сообществе.

Гностический блок предусматривает вооружение школьников:

-во-первых, теми знаниями о социальной действительности, которые укладываются в рамки возрастных социокультурных задач,

-во-вторых, той дополнительной информацией, которая не была усвоена школьником на очередном этапе социального развития в силу какого-то неблагоприятного стечения обстоятельств.

Педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования социально-личностной компетентности в школе:

- наличие специально организованной социально-педагогической помощи с учетом характера негативно влияющих факторов, построенной на реализации вариативных воспитательных программ;

- возможность переживания ситуации социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности согласованность педагогического влияния на таких учащихся всех участников воспитательного взаимодействия.

9.ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ),
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.

2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1973. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.

4. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.

5. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.

6. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

7. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.

8. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.

9. Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999.

10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.

11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

12.  Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.

13. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.

14. Внеурочная деятельность. [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/programmy-fgos-vneurochnaya-deyatelnost-1-klass

15. Программы образовательных учреждений 1-4 классы. [Электронный ресурс]

http://planetaznaniy.astrel.ru/programmi/prog3.pdf

16.Электронное приложение можно смотреть на сайте   http://mysait1.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".

Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Доклад на тему "Реализация ключевых компетенций в внеурочной деятельности"

В статье помещена  внеурочная работа по художественному направлению....

Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"

Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....

Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....

Формирование метапредметных компетенций во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы школы. Основное внимание акцентируется  на достижении личностных и метапредметных резу...