Обобщение опыта на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» Учитель начальных классов Коткова Алиса Анатольевна
статья по окружающему миру (2 класс) по теме

Коткова Алиса Анатольевна

Тема моего выступления «Формирование УУД на уроках окружающего мира». Я работаю 2 года по программе «Школа 2100» и хочу рассказать о своем опыте работы по формированию УУД (регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovet_kotkova_a.a.rar2.43 МБ

Предварительный просмотр:

                                    Добрый день уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию мастер- класс     (Слайд 1) «Формирование ситуации успеха  на этапе открытие новых знаний»  

Цель: мастер- класса: Рассмотреть  и наглядно показать методы и приемы ситуации успеха на этапе открытия новых знаний, как  эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

Формирование ситуации успеха  рассмотрим на примере урока литературного чтения в 3 классе ОС Школа 2100.

 

(Слайд 2)Тема:   Краски и звуки лета М. Пришвин, «Золотой луг»

Цели: развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;   по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

На этапе мотивации к учебной деятельности проведем   рефлексию настроения и эмоционального состояния, с целью    установления эмоционального контакта с классом в начале урока  и в конце деятельности. Для этого использую карточки – смайлики с изображением  различных эмоций.

- «Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Доброе утро!   Сядьте, улыбнитесь друг другу и мне.

-Какое правило у нас на уроке?

«Умей создать себе и окружающим хорошее настроение».

Слайд 3

-Для того, чтобы мы смогли определить эмоциональный комфорт на уроке, поднимите смайлик, который, который соответствует вашему настроению».

Слайд 4

-  В  качестве  эпиграфа к уроку я взяла слова замечательного писателя Виталия Бианки.

 «Весь огромный мир  полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире!"

 

 - Как вы понимаете эти слова?

- Чем занимается человек? (открывает тайны, интересное, неизведанное)

Микроитог : Эпиграф помогает формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

На этапе актуализации знаний использую прием целепологания, вовлекаю учащихся в процесс мышления. Подводящий диалог -это необходимое условие для ситуации успеха. В процессе диалога у учащихся формируются компетентности в общении, в познавательной деятельности, компетентности саморазвития.  

Слайд 5

«- С кем из авторов познакомились, изучая раздел?(С.Есенин, А.Чехов, А.Толстой, И.Тургенев и др.)

- Какие произведения изучили?(«С добрым утром», «Степь», «Детство Никиты» , «Голуби»)

– Какой секрет открыл папа Насте и нам с вами? (Кто такой настоящий читатель.)»

 (Можно (уточнить: Настя и папа «герои» учебника).

На этапе  Формулирования темы урока, планирования деятельности учащиеся формулируют тему урока составляют план, по которому работаем над новым произведением.

Слайд 6

– Прочитайте имя автора, чьё произведение мы сейчас начнём читать. Знакомо ли оно вам?

- Как называется произведение?

- По какому плану работаем над произведением? Слайд 7

Микроитог: Таким образом, на данном этапе формируется  мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 

Переходим к следующему этапу урока- открытие новых знаний.

На данном этапе строим работу следующим образом:

  1. Работа с текстом до чтения
  2.  Работа с текстом во время чтения
  3. Работа с текстом после чтения.

Использую проблемную ситуацию при работе с текстом до чтения:

-Что можно предположить о теме, содержании рассказа, если его автор- Михаил Пришвин, а название «Золотой луг»?(Дети высказывают предположения, вспоминаем рассказы Пришвина, которые читали ранее,-«Медведь», «Берестяная трубочка»)( Слайд 8)

-Откройте страницу 106 учебника, посмотрите на иллюстрацию, уточните свои предположения. (слайд 9)

Микроитог: Ситуация успеха заложена в процессе поиска решения проблемной ситуации, которые приводят к открытию новых знаний.

Во время работы с текстом мы используем различные виды: чтение вслух, по цепочке, про себя, ведем диалог с автором. Технология  продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, развивает умение высказывать свое отношение к герою, оценивать его поступки. Работая с текстом, стараюсь воздействовать на чувства, эмоции ребенка. Если ребята затрудняются задать вопрос автору, то никогда не стоит произносить слова «Нет, это не верно!», или «Неправильно». (Слайд 10) По ходу чтения ведем словарную работу, используем разнообразные источники: словарь, энциклопедии, ЭОР.

При выявлении первичного восприятия содержания, можно задать следующие вопросы:

-Так одуванчики- интересные или неинтересные цветы?

-Что вас удивило в этом рассказе?

-Какое же открытие сделал рассказчик, когда был еще маленьким? Можно ли считать это открытием?

На этапе работы с текстом после чтения, предлагаю выполнить творческую работу в парах, ведь работать вместе с товарищем не страшно, интересно и обязательно кто - нибудь придет на помощь, если потребуется.

Например, такое задание:

-Выпишите слова, выражения, с помощью которых М.Пришвин передает краски и звуки лета.(в рабочую тетрадь)(слайд 11)

На протяжении всего урока использую метод стимулирования учащихся словесной похвалой или поддержкой педагога.

Например:

-Особенно тебе удалось пересказать или прочитать;

-Молодец;

  • Сегодня ты стал (сделал) лучше, чем вчера
  • Я очень рада, что ты сегодня   сделал это задание

-Не расстраивайся, в следующий раз тебе удастся выполнить задание

 

Успех без признания приводит к разочарованию. Эта мысль определяет такую форму педагогического взаимодействия, как стимулирование учащихся, родителей.

Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха.

И в итоге своего выступления, хотелось бы сказать, проблемно - диалогическая технология, лежащая в основе программы «Школа 2100», создаёт для ребёнка  ситуацию успеха, радости, удовлетворении, способствует формированию положительной самооценки и комфортного психологического состояния, основных ключевых компетентностей.                  

    Я считаю, что необходимость  создания ситуации успеха на уроке является неотъемлемой частью формирования ключевых компетентностей.