ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Вус Юлия Викторовна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. 

Одной из тактик педагогической деятельности является педагогическое сопровождение.

Термин «педагогическое сопровождение» все чаще употребляется в последних исследованиях по педагогике. Анализ трактовки педагогического сопровождения разными исследователями позволяет установить существование разных, порой взаимоисключающих, представлений о данном феномене и его характеристиках.

Обращает прежде всего на себя внимание трактовка педагогического сопровождения либо как предельно широкого, либо как предельно локализованного образовательного явления.

Наиболее полное обсуждение сущности и содержания педагогического сопровождения предпринято Е.А. Александровой. Прежде всего отмечается необходимость организации педагогического сопровождения, основанного на парадигме гуманного личностно ориентированного образования. Педагогическое сопровождение, с точки зрения Е.А. Александровой, – это педагогическая деятельность, суть которой заключается... в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика и / или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии. Наряду с воспитывающей, обучающей и поддерживающей функциями работы педагога существует еще и сопровождающая функция, которая, следовательно, по сравнению с обучением и воспитанием имеет собственную область осуществления. Основные направления педагогического сопровождения следующие: аналитико-проектирующее, консультирующее, координирующее, организационное.

К способам педагогического сопровождения исследователь относит следующее:

1. Создание педагогических ситуаций самоопределения.

2. Совместное с учащимися построение последовательности образовательной деятельности

3. Создание и культивирование атмосферы открытости, толерантности и уважения к иной позиции.

           В исследованиях по психологии обосновывается необходимость сопровождения учеников в образовательном процессе. Оно необходимо потому, что ученики в силу недостаточной компетентности и опыта деятельности часто не в состоянии самостоятельно принять адекватное ситуации решение. Сопровождение необходимо и для снятия перегрузок учеников, предупреждения неоправданных, а значит, и неоптимальных затрат ими времени и сил в усвоении содержания образования. Наконец, педагогическое сопровождение позволяет многие неосознаваемые учениками в процессе образования явления актуализировать, помочь осознать их значение и обрести смысл собственной учебной деятельности. Такое назначение педагогического сопровождения в образовательном процессе реализуется для любого его явления. Важно учитывать и своевременность сопровождения, необходимость исправления деформаций восприятия учениками образовательных ситуаций «здесь и теперь». В определенной степени педагогическое сопровождение призвано осуществлять оперативное вмешательство в учебный процесс, предупреждая заблуждения учеников. Именно поэтому интенсивность педагогического сопровождения должна меняться в зависимости от уровня самостоятельности ученика, иногда приобретая «точечный», разовый характер.

          Таким образом, возможности педагогического сопровождения учеников зависят от глубины и степени разработанности такого сопровождения. Его первичное существование в виде гуманистического взаимодействия педагога с учениками хотя и позволяет повысить комфортность в образовательном процессе, но не устраняет ситуации дезориентации их в содержании образования. Только специальная разработка второй составляющей педагогического сопровождения – создания моделей ориентировочной основы деятельности – позволяет сделать сопровождение не только психологически комфортным, но и дидактически управляемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе

               Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе представляет собой целостную, системно о...

Доклад на тему: «Индивидуальные образовательные маршруты в системе психолого – педагогического сопровождения ребенка с нарушением чтения и письма»

Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможност...

Программа психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения

Данная программа создана для общеобразовательных школ с инклюзивным образованием, также можно адаптировать для ребенка с другими нарушениями , но не множественными....

Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в школе

Форма индивидуального заявления родительского согласия на работу школьного психолога с ребенком...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательной организации

В последние два десятилетия отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с признаками двигательной расторможенности в различных ее формах и проявлениях. Современная ситуация такова, ч...

Карта психолого – педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

В данной работе представлен один из документов, необходимый для сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении...