Рисование в технике граттаж. Роспись пасхального яйца.
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Занятие в "Мастерской Волшебницы Кисточки" в рамках внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: РИСОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ ГРАТТАЖ. РОСПИСЬ ПАСХАЛЬНОГО ЯЙЦА.

Цель урока: создание условий для формирования навыков декоративно-прикладного

                       рисования, путем овладения приемами росписи яиц в технике граттаж.


Задачи: - развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность,

                 воображение;

               - воспитывать отзывчивость, самостоятельность, интерес к народным традициям;

               - познакомить детей с пасхальными традициями.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска; образцы пасхальных яиц,

                 выполненных в разных техниках, презентация.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сегодня мы вновь посетим мастерскую волшебницу Кисточки и проведём очередное занятие.

- Скажите, пожалуйста, а чем отличаются эти занятия от уроков ИЗО? (На этих занятиях мы знакомимся с нетрадиционными техниками рисования).

2. Актуализация знаний.

- Предлагаю вам вспомнить некоторые из них (СЛАЙД 2)

- Сегодня мы продолжим работать в технике граттаж. Что вы знаете об этой технике? (Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью. Другое название техники — воскография, иногда ее также называют царапкой. Рисунки, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий и черного фона, и похожи на гравюры.)

- А если предварительно покрасить лист бумаги в различные цвета, то рисунок получится очень интересным и оригинальным.

- На прошлом занятии вы сделали заготовки для работы. Давайте вспомним, что и как мы делали и построим алгоритм работы в технике граттаж. (СЛАЙД 3)

3. Сообщение темы и цели занятия.

- Послушайте стихотворение и попробуйте назвать сначала время года, о котором мы сегодня будем говорить, а затем и тему нашего занятия.

Вербочки (СЛАЙД 4)

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонёчки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня!

В воскресенье Вербное

Завтра встану первая

Для светлого дня.

(А. Блок)

- Правильно. Мы поговорим о весне и об одном из весенних православных праздников – о Пасхе. (СЛАЙД 4)

- Кто знает, что это за праздник? (СЛАЙД5)

- Кто отмечает его дома?

- Сегодня мы познакомимся с различными росписями пасхальных яиц и будем учиться расписывать яйца.

4. Рассказ учителя.

- Каждую весну весь мир отмечает светлый праздник Пасха. Для людей это величайший праздник прихода солнца и пробуждения природы. И неразрывно с этим праздником связан обычай - дарить друг другу крашеные яйца. (СЛАЙД 6)

Традиции Пасхи

Этот праздник на Руси называют по-разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день весёлых игр, первых хороводов, качания на качелях. Праздник Святой Пасхи может вызвать различные ассоциации: для одних -  это пышные куличи, для других - пушинки весенней вербы, а для третьих - это роспись яиц в Великий Четверг.

К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Их раздавали детям, гостям, и устраивали состязания между собой, чьё яйцо крепче.

В славянских поверьях яйцо служило символом солнца и жизни. И чтобы выразить к нему уважение, наши предки красили яйца.  Наши предки умели красить яйца чуть ли не во все цвета радуги, пользуясь натуральными красителями из трав и растений.

По преданию Святая Мария Магдалена после вознесения Иисуса Христа пришла к императору Тиберию со словами: «Христос Воскрес!» и протянула ему в подарок яйцо. (СЛАЙД 7) Император не поверил: «Как не может покраснеть это яйцо, так не может мёртвый воскреснуть». При этих словах яйцо стало красным. С тех пор, подражая Марии Магдалене, с наступлением праздника Воскресения Христова люди приносят в дар друг другу красные яйца.

В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами одинаково соблюдался как при царском дворе, так и в простых крестьянских семьях.

Существует несколько версий крашения яиц на праздник. (СЛАЙД 8)

Крашенки - (СЛАЙД 9) это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко. Их освещали, после чего они считались святым подарком. С крашенкой связано немало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой будет весь год.

Крапанка - это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить - тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз яичко, и будет основным цветом. Крапанки чаще всего делали дети. Так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались сырыми, и поэтому с ними нужно было быть бережными. Иначе быть ему разбитым.

Малёванка - это более сложный вид. Используется воск и специальные кистки или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщины или дети рисовали на яичке всё, что им захочется.

Писанка - самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки - это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. С Писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет. 

Дряпанка - это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия.

5. Физкультминутка.

6. Правила работы с зубочистками и восковыми заготовками.

- Сегодня вы будете работать с зубочистками и восковыми заготовками. Будьте внимательны и аккуратны.

7. Практическая работа обучающихся.

- Вам сегодня тоже надо будет расписать яйцо. Вы получите трафарет, обведёте ручкой рисунок, а затем будете его самостоятельно расписывать. Выберите понравившийся и начинайте работать. Проявите своё творчество, оригинальность. Работы должны быть яркими, аккуратными. Приступайте к работе.

Символы для росписи

Точечки, любая ягодка – символ плодородия.

Круг – символ солнца.

Плавная линия – символ воды.

Звёздочки рисовали на рождение девочек, как пожелание нравственной чистоты, а мальчикам расписывали дубовыми листочками – символ красоты, стойкости, жизненной силы.

Сосновые веточки – пожелание здоровья и долголетия.

Бабочка – несла детям весёлую, лёгкую и беззаботную жизнь

Мельница – для получения большого урожая.  

8. Итог занятия. Рефлексия.

- Ребята, сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков и познакомились с символикой одного из главных компонентов пасхального стола - пасхальным яйцом. Давайте посмотрим на наши работы. Похоже, что у нас не нашлось двух одинаковых яиц. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, вложили в работу частичку своей души.

- А скажите, о чём вы думали, когда расписывали яйца?

- Что вы чувствовали?

- Кому вы подарите ваш подарок в праздник Светлой Пасхи?

9. Выставка работ

10. Наведение порядка на рабочих местах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись пасхального яйца

Урок ИЗО в 4 классе на тему "Роспись пасхального яйца" с презентацией....

Роспись пасхального яйца.

Познакомить собразцами и способами росписи яиц....

Роспись пасхального яйца.

Познакомить собразцами и способами росписи яиц....

Роспись пасхального яйца.

Познакомить собразцами и способами росписи яиц....

Дополнительный урок по ИЗО-коррекции на тему: "Декоративная роспись пасхального яйца".

Дополнительный урок по ИЗО-коррекции на тему: "Декоративная роспись пасхального яйца"....

Урок изобразительного искусства на тему : "Роспись пасхального яйца".

Ознакомить учащихся с разновидностями росписи яиц...