Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Час общения»
рабочая программа (4 класс) на тему

Хусаинова Инна Владимировна

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них  адекватного коммуникативного поведения.

    Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения.

Основные задачи:

-                           сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся  в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений  оптимизации своей коммуникативной деятельности;

-                           научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

-                           сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

-                           вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

-                           обучить учащихся основным правилам и  приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._chas_obshcheniya.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

 начального общего образования

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Час общения»

для 4 б класса

на 2015 -2016 учебный год

Учитель: И.В.Хусаинова

Нижневартовск

 

Структура программы

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание изучаемого курса.

4. Методическое обеспечение.

5. Информационно – методическое обеспечение

1.Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования заявляет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ведущим направлением школьного образования. Программа «Час общения» ориентирована на овладение учащимися  технологией, в процессе освоения которой  учащиеся изучат этапы работы, приобретут поведенческие умения. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием интеллектуального развития детей.

   Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них  адекватного коммуникативного поведения.

    Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения.

    Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

   Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо?  как принято?) и правила  и приёмы эффективного общения (как лучше?  как эффективнее?).

    Основные задачи:

  • сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся  в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений  оптимизации своей коммуникативной деятельности;
  • научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
  • сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
  • вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
  • обучить учащихся основным правилам и  приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

2. Структура курса

    Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить.

      Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений;  развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.);  расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.

    Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

3. Календарно - тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

  Чем мы будем заниматься.

Знакомство с понятием «этикет».

2

  Твоё имя.  Будем общаться.

   Как люди общаются между собой.

3

   Обращение

Слова обращения к разным людям на разных уровнях.

4

   Приветствие.

  Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия.

5

  Ответы на приветствие.

Как нужно отвечать на приветствие.

6

   Звонок по телефону.

   Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону.

7

   Звонок по телефону.

   Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.

8

   Добро пожаловать. Реакция на привлечение внимания (стук в дверь).

   Слова вежливого общения на привлечение внимания.

9

   Я знакомлю разных людей.

  Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми.

10

  Я знакомлюсь сам.

  Что нужно говорить, когда представляешься сам.

11

   Приглашение и ответ на него.

   Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение.

12

  Письменное приглашение. Приглашение по телефону.

   Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.

13

  Просьба, предложение. Скрытая просьба.

  Варианты вежливого выражения просьбы.

14

  Согласие в ответ на просьбу, приглашение.

   Слова и выражения согласия.

15

   Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение.

  Слова и выражения вежливого отказа.

16

   Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение.

  Ролевые игры, «маленький классный театр».

17

  Поздравление и пожелание.

  Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.

18

  Извинение и ответ на него.

  Учимся извиняться и отвечать на извинение. слова извинения.

19

  Комплимент и ответ на него.

  Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.

20

  Жалоба и утешение.

  Когда и как можно пожаловаться. Слова утешения.

21

  Благодарность и ответ на неё.

  За что нужно благодарить. Слова благодарности.

22

  Как вести себя во время разговора.

  Правила вежливого поведения во время разговора.

23

  Мимика и жесты.

  Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов.

24.

  Давайте договоримся.

Знакомство со считалками.

25

  Прощание, пожелание при прощании.

  Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий.

26

  Выражение собственной точки зрения. Согласие – несогласие – частичное согласие с мнением собеседника.

   Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.

27

  Что лучше и что хуже языка.

Слово веселит, огорчает, утешает.

28

Весёлая контрольная работа.

Определить, что в высказываниях неправильно.

29

Выбор проектной работы по тематике курса.

30

Подготовка проектов.

Отбор информации

31

Подготовка проектов.

Обработка полученной информации

32

Подготовка проектов.

Оформление работы

33-34

Презентация проектов. Выставка.

Итоги работы.

4.Информационно – методическое обеспечение:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Образовательные сайты интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

Программа курса внеурочной деятельности «Школа общения» 3 класс .

Общение – основное условие развития ребѐнка, важнейший фактор формированияличности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познаниеи оценку самого себя через посредство других лю...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Радуга общения 3 класс

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Радуга общения 2 класс

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...

Курс внеурочной деятельности "Час общения"

Целенаправленная, систематическая  работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школа общения»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школа общения» по социальному  направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной програм...