Научно – исследовательский проект «Созвездие - 2016», посвященный Дню космонавтики.
проект (3 класс) на тему

Колганова Людмила  Ивановна

 Научно – исследовательский проект «Созвездие - 2016», посвященный Дню космонавтики.

 Номинация  «Человек и космос» - гуманитарные науки и журналистика по космонавтике.»

 Название работы:

 «Он был рожден, чтоб сказку сделать былью.»

 Тема : Великие открытия и достижения советского человека в освоении космоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno.docx143.05 КБ

Предварительный просмотр:

ё

C:\Users\Я\Desktop\1415193719.jpg

 Научно – исследовательский проект «Созвездие - 2016», посвященный Дню космонавтики.

 Номинация  «Человек и космос» - гуманитарные науки и журналистика по космонавтике.»

 Название работы:

 «Он был рожден, чтоб сказку сделать былью.»

 Тема : Великие открытия и достижения советского человека в освоении космоса.

 Цель: Формирование творческой разносторонне развитой гармоничной личности, патриотическое воспитание, на примере достижений отечественной науки и техники, примерах жизни  и деятельности великих соотечественников Ю.Гагарин, С.Королев, К.Циолковский, осуществление космического образования детей.

 Рецензия

 На научно – исследовательскую работу «Созвездие 2016», посвященную Дню космонавтики в номинации «Человек и космос» гуманитарные науки и журналистика по космонавтике» на тему: «Он был рожден,  чтоб сказку сделать былью».

 Ученица выбрала очень интересную и актуальную тему в наши дни. Для раскрытия темы она использовала материал, выходящий за курс учебной  программы по «Окружающему миру». Работа имеет четкую композицию, отраженную в плане к работе. Во введении обоснован выбор темы, сформирована цель работы. В основной части на богатом информационном материале тема раскрыта полно и глубоко. Работа написана  с соблюдением стилевого единства, логически последовательно, грамотно и как со стороны диманстрационного материала. В ней составлены основные этапы освоения космоса в нашей стране.

 Работа заслуживает особого внимания со стороны содержания, так и со стороны приобретенных практических навыков в процессе изучения темы. Воспитывает патриотизм и нравственность.

 В заключении ученица делает вывод  о то что, она достигла цели,поставленной ею, вначале, убедительно говорит об интересе к данной теме.

 Рецензент – Колганова Людмила Ивановна, учитель начальных классов.

                                 Февраль 2016г.

Основная часть.

  1. Порядок во вселенной.

 Под музыку песни «Звездная страна» выходят на выступление мальчик  герой книги Экзюпери «Маленький принц» и девочка в костюме  богини красоты Афродиты. Мальчик задает вопросы , девочка отвечает. Начинается разговор и чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Чистое вечернее небо,

Ясны далекие звезды,

Ясны, как счастье ребенка,

О! Для чего мне нельзя и подумать.

Звезды, вы ясны, как счастье мое.

- Афродита: - Как прекрасна на безлунном небе звездная россыпь. Звезды невозможно сосчитать, потому что Вселенная бесконечна и звезд в ней бесчисленное множество. Даже если пересчитать все звезды, что светят в ночном небе, останется бесконечное множество звезд, которые невидны, т.к. находятся очень далеко.

Мальчик:  

- А что такое Вселенная?

Девочка:

 - Вселенная  -это весь мир, Земля, Луна, Спутник Земли, все остальные планеты солнечной системы, Солнце, другие звезды, которые образуют большие скопления – Галактики, которых тоже бесконечно много.

Стихи о звездах.

Так много звезд на небесах, ночь

Звезда теплом планеты согревает ночью

Так много звезд на небосводе ночью

Вселенная устроена не просто

В Галактике, в огромном хороводе

Сияющие  во тьме сияющие звезды

Вокруг звезды вращаются планеты

Вселенной нет конца, и края нету

Я раньше и не знал, что так бывает.

Мальчик:

- Да, наша Вселенная огромна, но в ней есть свой порядок. К такому выводу пришли мыслители Древней Греции . Ученый Пифагор назвал Вселенную словом «космос », что означает порядок, гармония, красота. Это название говорит о том, что во Вселенной космосе все подчинено определенным правилам. Для того, чтобы разгадать  все ее тайны человеку необходимы научные знания. А еще нужно создать такие условия, при которых люди смогут жить и работать в космосе.

Девочка:

- 1) А что за работа у людей в космосе.

-2) Какую науку надо изучать, чтобы туда полететь.

-3) На чем летают в космос?

С поисков ответа на этот вопрос и начнем наше путешествие.

 1.Происхождение слова « ракета».

Прослушивание аудиозаписи.

300 лет назад. Санкт- Петербург, вечер, парк, прямоугольные дорожки, собрались придворные русского царя Петра 1 на праздничное торжество. Главная часть праздника салют: в небе расцветают целые букеты цветов. Это было любимое развлечение.

Салютами украшали самые главные события, праздники, военные победы.  Фейерверк связан с полетами в космос. Эта история началась в далеком Китае больше 1000 лет назад, когда изобрели порох. Прикрепляли к стреле трубку, заполненную порохом,  поджигали и стрела летела вперед. Огненные стрелы были грозным оружием. Пороховой заряд помогал запускать в небо фейерверки. В Италии стрелы с пороховым зарядом «рокетте». От этого названия и произошло слово « ракета». Сегодня ракетой называется металлический аппарат для полетов в космос.

Девочка:

-Мы устроим фейерверк

Полетит ракета вверх

Вспыхнет в небе там и тут

Яркий праздничный салют.

Мальчик:

-  А как же запустить ракету в космос?

 2.Иследования К.Э Циолковского - основа космонавтики.

Девочка:

- Чтобы преодолеть силу притяжения Земли, ракета должна разогнаться до 1-ой космической скорости, и двигать ее должна постоянная работа двигателя. Такому двигателю нужно особое топливо.

- А какой двигатель нужен ,чтобы полететь  в космос, и что это за 1-ая космическая скорость?

- Чтоб со всем этим разобраться, людям нужно было много потрудится.      Возникла наука – космонавтика. Космонавтика - «космос» наука- искусство мореплавания (греческое слово). Космонавтика объединила все науки и технические знания, которые необходимы для полетов.       Развитие космонавтики началось в начале 20 века. Когда русский ученый  К.Э.Циолковский объяснил в своих работах, как совершить космический полет. Он писал: «Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе околосолнечное пространство».

Отправимся в город, где жил и работал великий русский ученый -К.Э.Циолковский.  Он был преподавателем физики и  математики 10 лет, прививал детям любовь к знаниям. Занимался наукой, первый понял, что полеты в космос возможны. Ученый подробно описал устройство ракеты, продумал детали и ее ракетный двигатель. Его труды стали основой космонавтики. Он говорил:  «Планета - колыбель разума, человечество не останется вечно на Земле в этой колыбели» гениальный ученый намного опередил свое время. Он первым доказал, что полеты в космос возможны. Подробно описал устройство ракеты и реактивного двигателя.

 3.  Что такое реактивный двигатель?

 Реактивный двигатель, это двигатель,  который работает, используя принцип реактивного движения. При этом из тела, например из ракеты назад с силой выбрасывается газ или жидкость. При этом возникает сила, которая движет ракету вперед. Звучит очень сложно, но можно все понять, если провести  опыт с шариком, который показывает,  как происходит реактивное движение. Взять воздушный шарик надуть его и не завязывая отпустить. Воздух из шарика станет выходить назад, а шарик, сдуваясь, полетит вперед. Циолковский продумал все детали реактивного двигателя, и понял, что реактивное топливо должно состоять из двух частей: горючего и кислорода. Но эти две части не должны смешиваться раньше времени, иначе получится взрыв, сильный взрыв. Его силы хватит, чтобы ракета смогла преодолеть притяжение земли и сопротивление атмосферы и развить 1-ую космическую скорость.

 Что такое атмосфера? Почему ракете нужно преодолеть ее сопротивление.

 На все, что находится на нашей планете действует сила земного притяжения. Она удерживает нас с тобой, моря, горы, дом и воздух, всю воду в морях.

4. 1,2,3 космическая скорость.

 Воздух образует оболочку, которая называется – атмосферой. Чем дальше от поверхности земли, тем меньше кислорода. Воздух мешает ракете преодолеть сопротивление. Как преодолеть притяжение Земли, скорость такая называется 1-ая космическая скорость.

  1. ая космическая скорость ,чем они отличаются?
  2. При 1- ой ракета улетит от Земли и станет вращается вокруг  нее, разгоняясь сильней до 2-ой космической скорости, позволит ракете путешествовать по космической системе, а чтобы улететь за ее пределы понадобится 3-ая космическая скорость.

                                     Стихи .

В городе Российском жил ученый скромный,

Обучал в Калуге математике ребят

А сегодня его имя знает мир огромный

Люди Циолковскому спасибо говорят.

Рассказал ученый, как устроена ракета,

Реактивный двигатель он точно описал.

Он мечтал о звездах, о полетах меж планет.

Много в космонавтике открыл и предсказал.  

Гениальный ученый объяснил в своих работах, как совершить космический полет. Он мечтал о межпланетных полетах, о космических станциях, предложил запустить ракету –искусственный спутник Земли, придумал устройство такой ракеты, рассказал как ей управлять. (Неужели люди полетят за пределы солнечной системы).

5. А кто построил первую ракету?

Это сделал создатель ракеты – конструктор С.П.Королев.

Молодой инженер  Сергей Павлович Королев прочитал работы Циолковского и решил построить ракету. Задача была непростой . Над ее решением Королев трудился вместе с учеными, конструкторами, рабочими. Прошло не одно десятилетие прежде ,чем была построена космическая ракета и осуществлен  ее запуск. С именем Сергея Павловича Королева связаны все космические достижения в нашей стране: запуск ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый в истории полет человека в космическое пространство, первый выход человека в открытый космос.

6. Устройство ракеты.

- Какой была ракета.

- Нужно отправится на космодром. Космодром находится в степи, здесь построен космический городок, космический комплекс, он делится на три части: технический, измерительный, стартовый.

В первом(техническом) в специальном помещении из отдельных частей собирают ракету и космический аппарат. Дело это очень серьезное и дорогостоящее. Все тщательно проверяют. Ракетоноситель заполняют топливом и крепят космический аппарат. Для того  чтобы космический аппарат полетел в космос, ракете нужно очень много топлива. Нужны топливные баки раз 10 больше чем сам космический аппарат. Циолковский предложил разделить топливо на несколько частей, или ступеней, разлив их в отдельные баки. По очереди ступени отделяются (в процесс расхода горючего), а космический аппарат продолжает свой полет без ненужных пустых  топливных баков.

7. Запуск искусственного  спутника Земли.

 В начале октября 1957 года было решено запустить 1-ый искусственный спутник Земли.

- Какой он?

Это шар серебристого цвета, состоит из легкого прочного сплава металла алюминия, вес у него как у взрослого человека.

Внутри спутника находится техническое оборудование, чтобы посылать на Землю радиосигналы. В нем есть источник электрического тока, система, которая поддерживает внутри одну и ту же температуру, чтобы посылать свои радиосигналы.

- Куда спутники посылают свои радиосигналы.

Для этого у него есть 4 прута – антенны. На специальных опорах ракета висит на них. Сделано это для того, что бы не повредить во время старта нижней части ракеты. На самом верху находится спутник. Он спрятан под корпусом ракеты.

- Что будет, если спутник не спрятать?

Он сгорит без защиты от сильного трения. Когда ракета с огромной скоростью мчится в атмосферу, она  с такой силой трется о воздух, что ракетный комплекс сильно разогревается. Но ракете это не страшно по сравнению со спутником. Поэтому космический аппарат должен быть защищен надежно.

- Что придумали ученые, чтобы космический аппарат вернулся на Землю целым и невредимым?

Верно, иначе невозможно выполнить полет человека в космос. Ученые разработали часть космического аппарата, которая  будет возвращается на Землю, она называется спускаемая капсула. Прежде, чем отправить человека в космос, ученые должны были убедиться, что там не опасно находится живым существам.

- И кого же туда послали на разведку?

-Двух собачек Белку и Стрелку, а еще мышей,  мух, зерна пшеницы и гороха. Эти живые вещества 17 раз облетели вокруг Земли и благополучно вернулись назад. Она должна спускаться по наклонной линии. Для безопасного торможения ей понадобится еще парашют. Когда приходит время – парашют раскрывается, и капсула спокойно приземляется.

И только после таких испытаний стали готовить к космическим полетам человека. Для того чтобы с космонавтом ничего не случилось, ученые создали космический скафандр, который состоит из комбинезона, гермошлема, перчаток, специальной обуви. Все части скафандра очень плотно закреплены между собой герметически.

Много еще космических достижений было открыто в 70-е годы: запуск первого искусственного спутника солнца, первый космический аппарат, который достиг Луны, полет в космос Валентины Терешковой – первой женщины в мире, первый человек ,который отважился выйти в открытый космос – Алексей Леонов, и многие другие открытия космической эры.

Но, сегодня хочется особо отметить день 12 апреля 1961г., который наша страна отмечает как день космонавтики.

Прошло много, много десятилетий , но имя Ю.А.Гагарина, первого в мире космонавта, осталось навсегда в памяти  народа.

Перед полетом он был весел, спокоен и даже напевал песни, а потом просто сказал «Поехали» .

Фрагмент фильма «Мой серебряный шар» автора В.Вульфа.

  1. Перед полетом в космос.
  2. В кругу друзей – космонавтов.
  3. Речь Ю.А.Гагарина, обращение к народу, к людям всего мира.

Заключение.

Почему в космический полет выбрали именно его?

Он был самым добрым, самым умным, самым способным, его отличали редкое трудолюбие, академический ум и доброжелательность. Любил летать, обладал самообладанием, чистосердечен. В нем было такое непобедимое обаяние, которого ни у кого не было, и нежная светлая улыбка. Настоящий, смелый герой…

Техническое оснащение мероприятия.

1.Призентация «Знаете, каким он парнем был».

2.Призентация «Полеты в космос».

А) Звезды, Вселенная, Галактика.

Б) Устройство космической ракеты.

В) К.Э.Циолковский - теоретик и основоположник современной космонавтики.

Г) Инженер – конструктор С.П.Королев и его достижения в области космонавтики.

Д) Запуск искусственного спутника Земли.

Е) Создание космического корабля и первые испытания перед полетом человека в космос.

Ж) Одежда космонавта.

З) Первая женщина – космонавт В.Н.Терешкова.

И) Выход первого человека в открытый космос.

К) Орбитальные станции. Виды спутников.

3.Фрагменты из документального фильма  режиссера С.Кокотуновой, автор В.Вульф «Мой серебряный шар».

А) 12 апреля 1961г. – Юрий Гагарин перед полетом в космос.

Б) Гагарин в кругу друзей.

В) Речь Ю.А.Гагарина перед отправлением в космос.

Литература.

  1. Аудио энциклопедия «Полеты в космос». ООО Детское издательство «Елена» 2007г.
  2. Энциклопедия «365 научных экспериментов» ;раздел «Астрономия».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о научно-исследовательском проекте"Хочу все знать"

Статья  в школьной газете  посвящена   работе  научного общества "Созвездие" учащихся 3 класса  МБОУ "Сош №8" города Астрахани, в рамках  работы по  проекту "Хо...

Научно-исследовательский проект "Нефть"

проект по теме нефть для учащихся 3 - 4 классов...

Сопровождение научно-исследовательского проекта "Сравнительная характеристика индийского и африканского слонов"

Многие учителя сталкивались с проблемой, как правильно оформить исследование или проект ребенка, для того чтобы работа получила достойную оценку и законченный вид. В этой публикации вы найдете материа...

Научно-исследовательские проекты: путь к успеху.

В презентации рассматриваются этапы выполнения исследовательского проекта....

Научно-исследовательские проекты: путь к успеху.

«Научно – исследовательская деятельность: путь к успеху»Амосова И.Ю., учитель начальных классов СОШ № 18 г.Сочи Аннотация к исследовательскому проекту Научно – исследовательская деятел...

Научно исследовательский проект «Секреты литературы. Приём олицетворения»

Секреты литературы.Приём олицетворения. Цель:   исследовать, каким приёмом пользуются поэты для создания живого образа при описании природы и природных явлений....

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...