День словаря.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Остроухова Галина Викторовна

Урок "День словаря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День словарая31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила и провела: Остроухова Г.В.

П. Затеречный

2015г

Тема урока:   Словари.

Цели урока: 

                       –воспитывать культуру работы со словарями разных типов

 –развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков; развитие умения слушания и распределения  внимания во время слушания

–познакомить с видами словарей, совершенствовать навыки работы со словарями, другой справочной литературой.

Оборудование:     выставка словарей, рисунки учащихся.

Эпиграф:               «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»

                                                                                                         А. Франс

Ход урока:

I. Организационный момент.        

– Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящен книгам. А каким книгам,  вы узнаете отгадав загадку.

Если непонятно слово,
Если, как писать, не знаю,
Нету выхода иного –
Эту книгу открываю.
Здесь всё чётко, всё правдиво...
Что за книга? Вот уж диво!
Нет, не диво, даже встарь
Был составлен тот... (словарь)

II. Вступительное слово.

 26 ноября – международный день словаря. Что же такое словарь?(ответы детей)

– Сам словарь дает такое толкование этого слова. Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой. (Слайд 1)

– Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франц.(Слайд 2) Пусть эти слова станут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

   – Известный русский писатель К. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

–Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Паустовский?

– Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

–Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу познакомить вас с главными героями нашего сегодняшнего урока - словарями.

–Созданием словарей занимаются лексикографы. Среди них есть энциклопедические и языковые.

 Демонстрация имеющихся на выставке  словарей («Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.).

В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.

–А мы сегодня поговорим об языковых словарях.

–Какие словари русского языка вам известны?

– К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

–В каких случаях словари приходят вам на помощь?

–Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари.

– Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.

–Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.

III. Знакомство со словарями.    

 

Толковый словарь.

–Решила я как-то книгу почитать. А там все слова какие-то странные, незнакомые: кафтан, сюртук, кушак. Как книгу читать, если ничего не понятно? Что мне делать? Может быть словарь поможет, но какой?( ответы детей)

–Толковый словарь– одноязычный словарь, содержащий в себе слова, расположенные в алфавитном порядке, с кратким описанием того, что эти слова означают и, часто, сопровождающий толкование слов примерами их использования

(Демонстрация толковых словарей В.И.Даля и С.И.Ожегова)

–Словарь Даля состоит из 7 томов и  содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов.

– Словарь Ожегова содержит 70000 слов

 Практическая работа (по группам)

–Найдите значения слов кафтан, сюртук, кушак. Как будете искать? Прочитайте, что обозначают эти слова/

IV. Физкультминутка.          

- Повторяйте за мной слова:

Мы много узнали,

Мы очень устали.

- А теперь – движения:

Покачались, покружились,

Потянулись, распрямились.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

И на меня все посмотрите

Орфографический словарь.

– Ученик пишет сочинение о войне. Но вот незадача, не знает он, как пишутся слова офицер, генерал и лейтенант.  К какому словарю ему следует обратиться? (ответы детей)

– Конечно же ему поможет орфографический словарь.

Практическая работа ( в парах)

– Помогите ученику получить хорошую оценку за сочинение.

(ищут слова в орфографическом словаре)

Орфоэпический словарь.

В стране слогов и слов порядок строг:

Во всяком слове есть ударный слог.

Зовется он ударным оттого,

Что наделяют голосом его:

Как будто молоточком ударяют -

И в каждом слове это повторяют...

– Для чего нужно ударение? (ответы детей)

–Расставьте ударения правильно, чтобы стихи имели смысл. (Слайд 4)

Практическая работа ( в группах)

– Не забывайте, чтобы найти слово в словаре, вам нужно определить его начальную форму

БаловАть, облегчИть, включИт

Словарь иностранных слов.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

– Что можете сказать о словах в этих предложениях?  (ответы детей).

– Сова, которые пришли в русский язык из других языков, собраны в специальном словаре, который так и называется «Словарь иностранных слов»

Демонстрация словаря

Практическая работа ( в группах)

–Найдите в словарях значения слов фрикадельки, винегрет, какао. Из каких языков пришли эти слова? Что они обозначают?

V. Конкурс знатоков

– С каким из словарей мы чаще всего работаем на уроках русского языка? Правильно, с орфографическим. Предлагаю соревнование: какая команда вспомнит и запишет как можно больше словарных слов. Учитываются только слова, записанные без ошибок.

VI. Рефлексия

   –Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

   –Понравилось ли вам работать со словарями? Довольны ли вы своей работой? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни? В каких случаях?

– Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

День словаря

Цели: - познакомить учащихся с личностью В.И.Даля; - рассказать о его вкладе в изучении и развитии русского языка; - прививать любовь к родному языку, стремление к т его изучению; - формировать...

"День словаря"

-познакомить с видами словарей и энциклопедиями; - прививать любовь к родному языку, стремление к его изучению; - формировать представления о грамотной, правильной, выразительной, богатой речи. ...

День словаря (22 ноября)

Карточки для проведения тематического занятия...

Презентация "День словаря - 2020"

Данная презентация знакомит с различными видами словарей....

Презентация "День словарей и энциклопедий"

Презентация "День словарей и энциклопедий"...

Всемирный День Словарей и Энциклопедий

Презентация к внеурочному занятию "День Словарей и Энциклопедий"...