Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Павлухина Ольга Викторовна

Статья о  понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_ponyatiy.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение понятий «экологическая культура»,

«экологическое воспитание и образование»

     Экологическое воспитание детей начинается ещё с раннего детства в семье и детском саду. За короткое время педагогам и родителям предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

     Ребёнок не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающим миром. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются и выстраивается мировоззренческая позиция человека к  окружающему миру.

     Именно в детские годы человек исследует  и открывает мир для себя. И в том, какой мир предстанет перед ребёнком, ответственен взрослый. Если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры, ребёнок откроет чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.

     Экологическая культура (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) -  часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы[1], гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды[2].

     Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения[3]. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладываются основы экологической культуры.

     Экологическая культура, по мнению Л.Д. Бобылевой, определяет особые качества личности, компонентами которой являются:

· интерес к природе и проблемам ее охраны;

· знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

· нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

· экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

· мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении[4].

      Экологическая культура – личностное качество, которым должен обладать каждый человек. Но только при  непрерывном экологическом воспитании будет формироваться экологическая культура.

     Для того чтобы устойчиво развивалось наше общество и сохранялось здоровье  нации и окружающей среды необходимо развитие экологической культуры всего населения страны. По этой причине экологическое воспитание должно быть комплексным. Формирование экологической культуры  обучающихся  должно стать важнейшей педагогической задачей.

Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

     Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.

С. Д. Дерябо выделяет три основные задачи экологического образования:

– формирование адекватных экологических представлений, в наибольшей степени формирующих психологическую включенность в мир природы;

– формирование отношений к природе, без чего невозможно экологически целесообразное поведение;

– формирование правильных стратегий и технологий взаимодействия с природой[5].

     Межпредметное содержание экологического образования разработано учеными И.Д.Зверевым, А.Н.Захлебным, И.Т.Суравегиной, Л.П.Салеевой-Симоновой, Н.М.Мамедовым, С.Н.Глазачевым и объеденен в четыре компонента:

1. Познавательный - это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.

2. Ценностный - осознание детьми значения природы как универсальной ценности.

3. Нормативный - этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.

4. Деятельностный - овладение видами и способами общественно - полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.

     Таким образом, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально - природной среде.

   Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.


[1] Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования

[2] С. Д. Дерябо, В.А.Ясвин. Экологическая педагогика и психология.

[3] Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования.

[4] Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания

[5] С. Д. Дерябо, В.А.Ясвин. Экологическая педагогика и психология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

Воспитание экологической культуры в условиях совместной деятельности учителя и учащихся через повышение уровня экологических знаний.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всём мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты требуют перестройки мышления человечества, ...

Воспитание интереса к народным традициям и обычаям .Воспитание экологической культуры.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры....

Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...

«Воспитание экологической культуры младших школьников на основе изучения предметов начальной школы, а также во внеурочной деятельности».

Основная цель экологического воспитания -формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции...

Экологическая культура и воспитание младших школьников

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности...

Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры

Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями....