Самообразование по воспитательной работе "Формирование здорового образа жизни"
материал на тему


Предварительный просмотр:

Тема: Формирование здорового образа жизни.

«…чтобы быть здоровым,

нужны собственные усилия,

постоянные и значительные.

Заменить их нельзя ничем»

Н.М.Амосов.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с дошкольного возраста и непрерывно продолжаться в школе. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в образовательном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются физкультурные минутки (зарядка) и другие мероприятия, направленные на воспитание стиля здорового образа жизни.

Цель оздоровительной работы – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:

- сохранению и укреплению здоровья детей;

- развитию сенсорных и моторных функций;

- формированию потребностей в двигательной активности;

- профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

- приобретение навыка правильного дыхания;

- привитию навыка элементарного самомассажа;

- развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);

- развитию эмоционально-волевой сферы и игровой и учебной деятельности;

- формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.)

Непременным условием является во время оздоровительных мероприятий наблюдение за самочувствием детей. Все оздоровительные мероприятия должны выполняться на фоне позитивных реакций ребенка.

Работаю над темой самообразования по методическому пособию автор Г.К.Зайцева «Уроки здоровья», пояснительная записка: Методика строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая к творческому отношению к выполнению заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки…) необходимыми для развития ребёнка. Также руководствуюсь пособиями: Е.М. Матвеева «Азбука здоровья», А.А.Усачёв, А.И.Березин «ОБЖ»…

Дополнительно просматриваю передачи на тему ЗОЖ, газеты, собираю материалы по теме самообразования.

Реализуя тему самообразования, использую такие формы работы: ежедневное соблюдение режима дня, проведение внеклассных мероприятий, классных часов и Часов общения, направленных на воспитание ЗОЖ, анкетирование детей, родительские собрания.

Многие проблемы здоровья связаны с образом жизни. Его характер определяется отношением человека к своему здоровью, здоровью окружающих, питанием, физической активностью, освоением гигиенических навыков, использованием свободного времени для восстановления и поддержания здоровья и т.д. И задача воспитателя учителя не упустить ни одного звена из этой цепочки, и ежедневно добиваться соблюдения и выполнения запланированного мероприятия.

При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности учебных процессов. Что, в свою очередь, ведет к долгой, успешной жизни и является неотъемлемой частью стиля жизни успешного современного человека. Важным звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). В этом направлении нужно работать особенно тщательно и систематически. Для этого провожу: Анкета « курение», анкета «алкоголь», наркотики «Анкета для подростков», тренинг «Ковёр мира», деловая игра «Комплимент», конкурсы рисунков «Мы за ЗОЖ». Просматриваем и обсуждаем с детьми фильмы, видео ролики.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Здоровый образ жизни»

                                                                 

                                                                  «Если ты достаточно разумен, то стоит                        

                                                                   позаботиться о своем здоровье, ибо    

                                                                   здоровье - это все, но без здоровья -                                                                                                                                                                              

                                                                   все ничто".                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                         Сократ

     Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

     Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.

     Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных (ПАВ) приходится на возраст 6-12 л. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, способствует специфические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

     Вот почему так важно вести профилактическую работу с детьми и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю и наркомании. Решение этой проблемы предполагает приоритет профилактической работы в условиях школы.

     Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.

     Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.

     В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения здоровья учащихся. Это создание высокого уровня душевного комфорта, а для его формирования необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами. Существующая система образования не учитывает главного при всей ее научности: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Только в школе субъекты перестраивающего общества могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности. В условиях, когда человек, становится активной силой общества ему необходимо знать самого себя, чтобы своевременно предупредить заболевание, которое может привести к летальным исходам.

     С обучающимися было проведено анкетирование с целью выявления отношения к табакокурению и причин курения. Данные опроса показали, что среди учеников СКК (9 человек)

Не курят – 8 учеников (89 %)

Курят редко - 1 ученик (11 %)

Пробовали -  3 ученика (33 %)

Все учащиеся знают о вреде курения, поддерживают антитабачную рекламу, относятся отрицательно к курению – 7 человек, мне все равно – ответили 2 человека. Основными способами борьбы с курением среди молодежи считают занятия спортом, посещение кружков.



Предварительный просмотр:

Анкета опроса учащихся

для выявления отношения к табакокурению и причин курения

Класс___________            Пол_________________

«Не курю»_________         

«Пробовал(а)»__________             

«Курю регулярно»_______

  1. Как Вы думаете, курение вредно для здоровья?

а. Да                             б. Нет

  1. Как Вы относитесь к курению табака?

а. Отрицательно      б. Мне все равно       в. Нормально

  1. Как Вы относитесь к антитабачной рекламе?

а. Поддерживаю           б. Мне все равно

  1. Предложите свои способы борьбы с курением среди молодежи.

        _________________________________________________________________    

        _________________________________________________________________

Вопросы 5-6 для тех, кто курит регулярно

  1. Почему Вы курите? (обведите кружком ту причину, которая касается Вас).

а. Любопытство

б. Влияние товарищей

в. Подражание взрослым

г. Личные неприятности

д. Желание не отставать от моды

е. Стремление похудеть

ж. Прочие

  1. Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы бросить курить?

а. Да            б. Да, постоянно           в. Нет

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Отчет по теме самообразования «Формирование здорового образа жизни в образовательной среде через здоровьесберегающие технологии»

За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации дв...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"

Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...

Воспитательное мероприятие "Здоровый образ жизни"

Мероприятие поможет ученикам самостоятельно, а также работая в группе, разобраться в данной проблеме "ЗОЖ"....