Изучение информированности населения Шаранского района о правилах использования и утилизации энергосберегающих ламп
творческая работа учащихся на тему

Акбулатова Эльвира Алексеевна

 

Актуальность данной работы в том,  что мало людей владеет информацией о правилах обращения с энергосберегающими лампами (ЭСЛ) и о пунктах их приема для дальнейшей утилизации. Особое внимание акцентируется на том, что в её колбе находятся пары ртути, особо опасного токсического вещества, которое при механическом повреждении лампы может оказать вредное воздействие на окружающую среду. В ходе изучения информированности населения Шаранского района о правилах использования и утилизации ЭСЛ были предложены различные мероприятия по экологическому просвещению населения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа д. Три Ключа

муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан

II региональный конкурс юношеских исследовательских работ

им. В. И. Вернадского

Номинация «Загрязнение сред обитания»

Изучение информированности

населения Шаранского района

 о правилах использования и утилизации

энергосберегающих ламп

                                  Выполнила: Капитонова Елена

           обучающаяся 8 класса

           МБОУ «СОШ д. Три Ключа»

           Научный руководитель:

           учитель начальных классов

           МБОУ «СОШ д. Три Ключа»

           Акбулатова  Эльвира   Алексеевна

                                                             Консультант: учитель физики

            МБОУ «СОШ д. Три Ключа»

            Капитонова Валентина Аркадиевна

Три Ключа

2017 год

Оглавление

Аннотация        3

Введение        3

Обзор литературы        4

I. Устройство и утилизация энергосберегающих ламп        5

II.   Методика и материал исследования        6

III. Изучение информированности населения Шаранского района        6

о правилах использования и утилизации энергосберегающих ламп        6

3.1. Анализ результатов анкетирования        6

3.2. Интервью с главой СП Мичуринский сельсовет Корочкиным В.Н.        8

Выводы        9

Список литературы        9

Приложение        10

Аннотация

Актуальность данной работы в том,  что мало людей владеет информацией о правилах обращения с энергосберегающими лампами (ЭСЛ) и о пунктах их приема для дальнейшей утилизации. Особое внимание акцентируется на том, что в её колбе находятся пары ртути, особо опасного токсического вещества, которое при механическом повреждении лампы может оказать вредное воздействие на окружающую среду. В ходе изучения информированности населения Шаранского района о правилах использования и утилизации ЭСЛ были предложены различные мероприятия по экологическому просвещению населения.

Введение

Конструкции квартир, домов, помещений и офисных зданий в современные городах и сёлах таковы, что предполагают обязательное наличие искусственного освещения. Не так давно тарифы на электроэнергию для населения увеличились, и существенно возросшая сумма за ее оплату заставила многих задуматься о способах экономии. Доля осветительных приборов в общем потреблении электричества является весомой, поэтому первым шагом на пути экономии должна стать именно замена неэффективных и устаревших ламп накаливания на энергосберегающие  лампы (ЭСЛ).

В 2010 году Правительство России заявило о постепенном запрещении использования ламп накаливания. С 2011 года запрещено производство и импорт  всех 100Вт ламп. С 2013 года - ламп накаливания мощностью более 75 Вт, а, спустя год, всех остальных. Эти меры, как заявлено, принимаются для экономии электроэнергии и сокращения выброса углекислого газа в атмосферу. Заменять лампы накаливания предлагают энергосберегающими люминесцентными лампами (ЭСЛЛ) [5].

 В ЭСЛ и ЭСЛЛ содержится ртуть (в дозах от 1 до 70 мг), супертоксичное вещество 1-го класса опасности [1, с.186]. Если нарушена целостность лампы, то данное вещество может  причинить вред здоровью. Причём пары ртути, испаряясь, будут накапливаться в организме человека [4]. Поэтому использованные ЭСЛ  должны быть утилизированы. Так должно быть. А как происходит на самом деле? Готово ли население района сдавать энергосберегающие лампы в специальные пункты приёма, организованы ли такие пункты?

Актуальность нашего исследования мы видим в том, чтобы информировать население о правилах обращения с данным видом ламп  и о пунктах их приема для дальнейшей утилизации.

Цель: изучить уровень информированности населения  Шаранского района об использовании и  утилизации  энергосберегающих ламп.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1.  Изучить теоретический материал по данной теме;
  2. Составить анкету и провести анкетирование различных групп  населения Шаранского района;
  3. Выявить уровень информированности населения Шаранского района

 об энергосберегающих лампах, правилах их утилизации;

  1. Выявить наличие и подготовленность пунктов к приёму на утилизацию энергосберегающих ламп.

Мы решили изучить этот вопрос и выдвинули гипотезу, что население деревень  СП Мичуринский сельсовет Шаранского района слабо информировано о правилах использования и утилизации энергосберегающих ламп.

Обзор литературы

<…> Среди вредных химических веществ, загрязняющих производственные и непроизводственные помещения, территории, водные бассейны и атмосферу, ртути, по праву, принадлежит особое место. Во всех странах мира ртуть включена в списки загрязняющих веществ I класса опасности. И Российская Федерация - не исключение.  Основные пути воздействия ртути на человека связаны с воздухом (дыхание), с пищевыми продуктами, питьевой водой. Возможны и другие пути влияния - через кожу, при контакте с загрязненными поверхностями или мытье в загрязненной ртутью воде. <…> [6]

<…> Содержание ртути в 1 лампочке способно с легкостью отравить большое количество людей, поэтому рекомендуется сдавать  их на утилизацию в специальные заведения. Продолжительное влияние минимальных паров ртути также негативно влияет на здоровье человека и приводит к микромеркуализму - отравлению ртутью, сопровождающееся повышенной усталостью, сонливостью, апатией и другими симптомами.

Для людей, чувствительных к ультрафиолету, такие лампы представляют большую опасность. Ведь через колбу выходит наружу небольшое количество ультрафиолета, который вызывает кожные мутации. Ультрафиолетовый свет энергосберегающих ламп представляет наибольшую опасность для глаз, поэтому не используйте энергосберегающие лампы на расстоянии, которое превышает 200-300 см. <…> [7]

I. Устройство и утилизация энергосберегающих ламп

Основные составляющие энергосберегающей лампы – это  пускорегулирующее устройство и  люминесцентная колба.

Люминесцентные колбы бывают U-образных или спиральных форм. Внутренние стенки колбы имеют люминофоровое покрытие и состоят из двух спиралей, которые запаяны в конце трубки. При раскалении ЭСЛ происходит выход электронов на поверхность спирали. Между спиралями возникает большое напряжение и в парах ртути выделяется ультрафиолетовое излучение, которое обеспечивает процесс освещения. От количества ртути в составе люминофора зависит цвет свечения лампы. Строк эксплуатации такой лампы зависит от производителей и составляет от 6000 до 15000 часов[6], [8].

Но некоторые фирмы, например, Uniel, "Фотон" и ряда других производителей не применяются вредные для человека и природы пары ртути. В колбу вместо жидкой ртути вводится металлический сплав, где ртуть находится в связанном виде, поэтому при атмосферном давлении и комнатной температуре не испаряется, то есть не может попасть в воздух. [4]

Как мы выяснили из молодёжной экологической газеты «Экорост», сегодня в нашей республике утилизацией ртутных ламп занимается Государственное унитарное предприятие НИИ безопасности жизнедеятельности РБ. Эксплуатируются 4 установки по обезвреживанию ртутных ламп и люминесцентных ртутьсодержащих трубок. Две из них находятся в Уфе, а ещё по одной – в городах Стерлитамаке и Нефтекамске.

Процесс утилизации отработанных ЭСЛ и ЭСЛЛ называется демеркури-

зацией. С помощью установки лампы измельчаются, стеклобой нагревается для перевода ртути в парообразное состояние, происходит очистка от неё технологических газов до санитарных норм. Затем полученные продукты переработки ртути, то есть ступа  и сорбент, транспортируются для переработки на специализированное предприятие ЗАО «Кубаньцветмет». [2, с.10]

II.   Методика и материал исследования

В работе использовались методы: теоретические – изучение литературы по теме исследования и эмпирические – анкетирование, интервьюирование.

Для изучения уровня информированности населения об использовании и  утилизации  энергосберегающих ламп, была использована анкета [5].  Анкетирование проводилось анонимно среди разных групп населения деревень Юность, Рождественка, Три Ключа, Борисовка, Папановка и Старочикеево Шаранского района. Результаты анкетирования записывали в таблицы и оформляли в виде диаграмм. Всего число респондентов - 150 человек.

Интервью с администрацией  СП Мичуринский сельсовет  проводилось по заранее составленным вопросам. Материалом исследования послужили данные опросов из анкет и интервью.

III. Изучение информированности населения Шаранского района

о правилах использования и утилизации энергосберегающих ламп

3.1. Анализ результатов анкетирования

В первом вопросе анкеты мы определяли социальную структуру и возраст  населения. Среди них – учащиеся, молодёжь, работающие и пенсионеры. Как видно из диаграммы №1, большая часть респондентов – это взрослые люди. На них ложится ответственность по решению бытовых проблем, в том числе связанных с приобретением и утилизацией энергосберегающих ламп.

     

Как видно из данных диаграммы №2 , большинство респондентов знают о прекращении производства ламп накаливания. Это говорит о том, что большая часть опрошенных людей данную информацию получила через различные источники.

Из диаграммы №3 мы видим, что население Шаранского района плохо информировано об устройстве энергосберегающих ламп.

            

Сведения об информированности населения о наличии ртути в энергосберегающих лампах представлены на диаграмме №4. Мы видим, что недостаток информации по данному вопросу влияет на отношение людей к утилизации энергосберегающих ламп.

      На диаграмме №5 представлены результаты анализа анкет на предмет информированности респондентов о вреде, который пары ртути могут наносить

человеку и окружающей среде.

      

Как мы видим из диаграммы №6, 65 человек, не задумываясь, бросят вышедшие из строя энергосберегающие лампы на свалку, где они быстрее всего разобьются. А это значит, что пары ртути, содержащиеся в лампе, попадут в окружающую среду и будут отравлять людей. То есть население не знает, как грамотно утилизировать ЭСЛ.

3.2. Интервью с главой СП Мичуринский сельсовет Корочкиным В.Н.

С целью изучения проблемы утилизации энергосберегающих ламп в СП Мичуринский сельсовет Шаранского района  мы обратились к главе сельского поселения Корочкину Владимиру Николаевичу, который подробно ответил на вопросы нашего интервью.

В частности он отметил, что в 2017 году в рамках  реализации Соглашения о развитии Всероссийского природоохранного социального проекта «Экобокс» по сбору, транспортировке и обезвреживанию отработанных ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, градусников, химических источников питания на территории нашей республики, и в районе тоже, внедряется система сбора и утилизации опасных отходов. В Шаранском районе установлены 17 специальных контейнеров [3, с.1].

В нашем сельсовете из расчёта на 1000 человек населения установлены 2 специальных экобокса в с.Новоюмашево (около СДК) и п.Мичуринск (рядом с отделением Сбербанка). Они надёжно прикреплены к металлическим заборам с целью предотвращения кражи. Владимир Николаевич подробно рассказал  о действии экобоксов КМ-2-2 и показал, как правильно помещать туда отработанные лампы, батарейки и градусники (Приложение, рис.1). Обслуживанием  экобоксов занимается организация ООО «ЭкоСервис» (директор Абрамовских Е.И.), находящаяся в г. Уфа.

Для экологического просвещения населения по данному вопросу планируются выступления на сходах граждан, распространение памяток.

Со своей стороны мы также обещали внести свой вклад в повышение уровня информированности населения района о пунктах сбора и утилизации опасных отходов через распространение  памяток и плакатов в местах массового пребывания людей (школы, магазины, СДК,  отделение связи).

Выводы

  1. Из литературных источников и Интернет-ресурсов мы узнали, что  в состав колб энергосберегающих  ламп  входят пары ртути. Данное вещество из-за своего токсического действия на окружающую среду относится к 1 классу опасности.
  2. В результате анкетирования выяснилось, что большая часть респондентов владеет информацией о прекращении производства ламп накаливания и замене их энергосберегающими лампами, о вреде паров ртути для окружающей среды.
  3. Уровень информированности населения Шаранского района об устройстве энергосберегающих ламп, правилах их утилизации недостаточно высок. Необходимы дополнительные мероприятия по экологическому просвещению населения.
  4. В СП Мичуринский сельсовет Шаранского района установлены 2 специальных контейнера для сбора особо опасных отходов (батарейки, медицинские термометры, энергосберегающие лампы). Обслуживанием этих контейнеров занимается ООО «ЭкоСервис» (г. Уфа, директор Абрамовских Е.И.).

Наша гипотеза о том, что население деревень  СП Мичуринский сельсовет Шаранского района слабо информировано о правилах использования и утилизации энергосберегающих ламп подтвердилась.

Список литературы

  1. Блинов Л.Н. Химико-экологический словарь-справочник. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 272 с.
  2. Булычёва А. Ртутные лампы – плюсы и минусы//Экорост. – 2013. ‒ №1. – с.10-11
  3. Закиров Р.У. Осторожно – ртуть!//Шаранские просторы. – 2017. ‒ №6. – с.1
  4. Пупченко А. Как утилизировать энергосберегающие лампы? [Электронный ресурс]//КакИменно.ру. – 2017. – Режим доступа: http://kakimenno.ru/ dom-kvartira-dacha/domashnee-hozyaystvo/1900-kakutilizirovat-energosberega yuschie-lampy.html (дата обращения 22.01.2017)
  5. Ревуцкая И.  Изучение информированности населения о правилах использования и утилизации энергосберегающих ламп [Электронный ресурс]//Алые паруса. – 2014. – Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/ 2014/10/20/issledovatelskaya-rabota-izuchenie-informirovannosti-naseleniya-o (дата обращения 23.01.2017)
  6. Ртутьсодержащие отходы. [Электронный ресурс]//ООО «Сонес-М». – 2016. – Режим доступа: http://sonesm.ru/rtutsoderzhaschie-othody (дата обращения 13.01.2017)
  7. Энергосберегающие лампы: мифы и экономия использования. [Электронный ресурс]// Информационный портал «Стройпортал». – 1998. – Режим доступа: http://strport.ru/elektrooborudovanie-svetosveshchenie/ energosberegayushchie-lampy-mify-i-ekonomiya-ispolzovaniya (дата обращения 23.01.2017)
  8. Энергосберегающие лампы. Схемы. [Электронный ресурс]// Яндекс. Картинки. - Режим доступа: http://ask30.ru/photos/cdjqncdf-energosberegayuschih-lamp-152191-large.jpg (дата обращения 29.01.2017)

Приложение

Рис. 1. Экобокс в п. Мичуринск.

Автор работы с главой СП Корочкиным В.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика природных объектов Шаранского района

Географическое положение, климат, воды, почва  (виды и харктеристика) Шаранского района....

Население и населенные пункты Приморско-Ахтарского района

Презентация по кубановедению знакомит школьников с населенными пунктами Приморско-Ахтарского района...

В чем преимущества и недостатки энергосберегающих ламп, по сравнению с традиционными лампами накаливания?

Целью исследовательской работы является изучение  преимуществ и недостатков энергосберегающих  ламп, по сравнению с традиционными лампами накаливания. Автором выбрана актуальная...

Обобщение опыта работы Кени Светланы Анатольевны, учителя МОУ лицея №4 г.Ейска МО Ейский район по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Статья содержит теоритический материал по теме, опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в 1-4 классах, фрагменты уроков, презентацию....

«Энергосберегающие лампочки: проблема создания системы утилизации»

Забота об окружающей среде предполагает бережное отношение к природным ресурсам.  Экономить электроэнергию можно с помощью  энергосберегающих ламп.  В России в ноябре 2009 г. был ...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)

Конспект урока и презентация предназначены  для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)

Конспект урока и презентация  предназначены   для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директор...