Внеурочная деятельность по художественно-эстэтическому направлению. Тема: Русская матрешка.
план-конспект урока (2 класс) на тему

Кокоткина Анна Ивановна

Тема: русская матрешка

 

Цели урока:

Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Продолжить знакомство с видами декоративно-прикладного искусства; учить анализировать художественные особенности произведений народных промыслов. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

Задачи:

Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана. Научить расписывать бумажные силуэты матрёшек в традициях. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_2-3_kl.docx24.26 КБ
Файл trafarety.docx2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по художественно-эстэтическому направлению.

Тема: русская матрешка

Цели урока:

Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Продолжить знакомство с видами декоративно-прикладного искусства; учить анализировать художественные особенности произведений народных промыслов. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

Задачи:

Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана. Научить расписывать бумажные силуэты матрёшек в традициях. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Ход урока

  1. Организационный момент

В класс входит ученик (Петрушка):

«Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки!»

Входят матрешки с песней:

Мы матрешки, как кругляшки!

Все мы лаковые, одинаковые!

Как  плясать пойдем

Только пыль столбом!

Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрешками зовут.

2.Сообщение темы и цели урока

- Ребята, вы догадались о чем сегодня пойдет речь? (Мы будем говорить о матрешке) слайд1

- Верно, тема «Русская матрешка»

- Сегодня на уроке вы узнаете: слайд2

Откуда пришла к нам матрешка?

Кто придумал матрешку?

Какие бывают матрешки?

-А также сами попробуете себя в роли настоящих мастеров и распишите свою матрешку.

  1. Актуализация знаний.

-Ребята, что вы знаете о матрешке? (Матрешка – это деревянная игрушка. Она состоит из кукол разного размера, которые помещаются друг в друга.)

- Правильно!        

- а теперь я расскажу откуда пришла к нам матрешка. слайд 3,4

У матрёшки дед – японец. Первая русская матрёшка

     В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находились ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились и послужили прообразом нашей матрёшки. Она походила на простую крестьянскую девушку, одетую в русский сарафан и передничек. Первая русская матрёшка была выточена токарем В. Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Она состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна, очень распространённому в народной среде, а после – ласково Матрёшка. Слайд 5,6

Ученик:

Матрёна – на окошке
Под ярким сарафаном,
А вся семья – в Матрёне,
Как в доме деревянном.


Матрёшка – символ материнства

Художественный образ матрёшки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл популярной игрушки.

Матрёшка – обобщённый образ русской красавицы

Условны форма игрушки, изображение её лица и наряда. Матрёшка выражает предельно обобщённый образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

-учитель:

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

Ученик1: Сергиевская (загорская) матрёшка. Слайд8,9 Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г.Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

Ученик2:Семёновская матрёшка  слайд 10,11 из города Семёнова, Горьковской области (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему. Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрёшка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, чёрный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют приём “пеструшка”, который делается “тычком”. В этом году знаменитой семёновской матрёшке исполнилось 87 лет. Эти матрёшки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семёновская – несколько вытянутая, матрёшка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотнённой головкой. Есть и авторские матрёшки.

Ученик 3:Полхов-майданские матрёшки  слайд12 можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский – Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” – подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” – чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрёшки. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрёшку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрёшки порой изображают одним чёрным цветом, окружают забавными кудряшками.

     В настоящее время  слайд 13-22росписью матрешек занимаются во многих областях нашей необъятной Родины. И каждая матрешка существенно отличается от тех, с которыми вас познакомили ребята. Для украшения своих матрешек художники используют не только различные цветовые узоры, но даже сюжеты из народных сказок. Вот какие красивые матрешки! Какие мастера живут по все России.

  1. Практическая работа. Слайд 23

- Ребята, закройте глаза.  Представьте, что вы попали в мастерскую, где изготавливают матрешек. Пахнет краской, деревом. И вы, ребята, настоящие мастера – гордость нашей большой страны России, вы изготавливаете вот такие игрушки-сувениры

Ребята постарше на уроках труда сделали заготовки(учитель показывает не расписанную матрешку), но чтобы их не испортить, мы сначала попробуем раскрасить матрешку на шаблоне.

(на столе у детей лежат разные шаблоны матрешек)

- А теперь ребята покажите кто будет раскрашивать семеновскую матрешку, а кто Загорскую? А кто Полохов-Майданскую? Молодцы!

Сначала закрасим фон, возьмем большую кисточку, макнем в воду, в краску! Закрасим лицо, фартук! И подождем, пока краска подсохнет.

Приступаем! А чтобы вдохновение было, я включу музыку, непростую, а русскую народную¸ про матрешек.

6.Физ.минутка

Играем в игру в парах, кто быстрее соберет матрешку!

Заканчиваем нашу работу! Раскрасим цветы! Возьмем тонкую кисть! Молодцы!

7.  Итог урока.

- Молодцы ребята! (Дети убирают в сторону инструменты). Ребята выставляют свои работы. Входит Петрушка! (Звучит музыка «Ярмарка»)

- теперь мы будем готовы к ярмарке! А если нас спросят:

Откуда пришла к нам матрешка?

Кто придумал матрешку?

Какие бывают матрешки?

Мы с легкостью ответим. Петрушка угощает всех ребят баранками.

Проходят годы, но матрёшка была и остаётся символом России, радующим и детей и взрослых.

Петрушка:

И предпочтенье отдаю
Я, разумеется, матрёшкам.
Цветут в берёзовом краю
Платки их красные горошком,
И лица милые круглы…
В глуши родившиеся дети,
В другие дальние углы
Распространились на планете.

(К.Ваншенкин)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час на тему "Русская матрешка"

Цель занятия:Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.Дать представление детям о русской матрешке, как об...

Внеурочная деятельность в 1 классе. Направление: общекультурное курс: Чудесный город. Тема: «Нева – главная река Петербурга».

Внеурочная деятельность в 1 классе. Направление: общекультурное.  Курс: Чудесный город. Тема: «Нева – главная река Петербурга».Цели занятия: - расширять и углублять первоначал...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности «Знай - ка», познавательное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Знай - ка» познавательного направления (Базовый уровень) 2  класс...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему: Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои проекты» проектного направления

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои проекты» проектного направления (Базовый уровень) 2  класс...